Окружающий мир. 3 класс УМК " Школа России" Тема: "Природные богатства"
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Павликова Елизавета Алексеевна

Конспект урока по теме: " Природные богатства" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prir_bog.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

       Тема урока: «Природные богатства и труд людей - основа экономики»

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений, научить по хвое определять породу дерева.

Предметные результаты:

  • Дать понятия: природные богатства, полезные ископаемые, умственный труд, физический труд, вода, воздух, почва, растение, животное;
  • Познакомить: с классификацией природных богатств, с планом изучения природных богатств, со значением природных богатств, с трудом людей;
  • Формировать навыки: различий природных богатств, различий труда
  • Установить взаимосвязь между природными богатствами и трудом людей;

Личностные результаты:

  • Воспитывать чувство прекрасного;
  • Воспитывать бережное отношение к объектам природы,
  • Воспитывать бережное отношение к труду;

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: «Окружающий мир»   А. А. Плешаков  учебник  и рабочая тетрадь, для 3 класса  2част Москва: «Просвещение»   2011г., презентация.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный момент

2 мин.

Доброе утро! Меня зовут Елизавета Алексеевна и сегодня я, проведу у вас урок окружающего мира.

приветствовать учителя;

К: настрой на урок;

2.

Актуализация знаний.

Словесный: ответы на вопросы.

5 мин.

С какой темой на прошлом уроке познакомились? (Что такое экономика.)

– Вспомним, что такое экономика? (Экономика – это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей.)

– Для чего нужна экономика? (Экономика нужна для удовлетворения разнообразных потребностей.)

– Какие бывают потребности?

Демонстрирует схему:

 

– Какова основная цель экономики? (Обеспечение жизнедеятельности человека – главная цель экономики.)

На доске: «Все во имя человека, все для блага человека».

– Как вы понимаете эту фразу? (Ответы учащихся: «Я считаю…»)

– На прошлом уроке вы, работая в группах, наблюдали за различными предметами, которые человек употребляет в обиходе ежедневно, это ложки, кружки, платки, книги. В своих работах вы описали, какой путь прошли эти предметы, чтобы появиться, у всех путь был одинаков.

– Напомните его.

Вывод: предметы, для изготовления которых потребовались природные богатства, капитал, труд людей, и есть экономические продукты.

слушать учителя;

 анализировать

стихотворение;

отвечать на вопросы;

строить речевые высказывания;

Р: принимать и выполнять учебную задачу;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

П: строить речевые высказывания в устной форме

3.

Изучение нового материала

Словес.: ответы на вопросы.

Наглядный:

Работа с иллюстрацией

10 мин.

1. Природные богатства.

– Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств. Назовите природные богатства. (Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные.)

– Раскроем, какое значение для экономики они имеют.

– Одним из природных богатств вы назвали воздух.

– Нужен ли воздух? Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Движение воздуха – ветер – во многих странах используется сейчас для выработки электроэнергии. А для этого строят специальные сооружения – ветряные установки.

– Откройте учебник (с. 42), посмотрите, как выглядят ветряные мельницы.

Сделаем вывод: воздух необходим и имеет большое значение для экономики.

– Посмотрим, а была бы жизнь без воды.

– Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдет в экономике? Если не будет воды, то остановятся все заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные, парикмахерские, школы, детские сады, больницы. Остановится весь водный транспорт, а значит, и многие товары не смогут перевозиться из страны в другую.

Вывод: таким образом, без воды невозможна жизнь, а значит, и невозможна экономика.

– Природным богатством вы назвали почву.

– Что такое почва?

Почва – это особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и мертвой природы. Почва – это земля, которая снабжает растение питанием и водой. Основным свойством почвы является плодородие. Без почвы было бы невозможно ведение сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов питания.

Вывод: итак, вы видите, что земля – наша кормилица.

– Назовите полезные ископаемые. (Нефть, газ, руда, каменный уголь, песок, глина и т. д. В нашей стране еще много залежей полезных ископаемых.)

– Посмотрим, где используются полезные ископаемые.

Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Например, огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Залежи нефти и газа находятся глубоко под водой, и добываются путем бурения морского дна.

Вывод: нефть, газ широко используются в промышленности, медицине, транспорте, энергетике.

– Какую же роль в экономике играет растительность? Что дает растение для экономики?

Растительность – один из важнейших компонентов природы. Она определяет не только общий вид территории, но и играет огромную роль в жизни природы и человека. Мир растений дает человеку пищевые продукты, корма, сырье. Одним из основных, например, ресурсов леса является древесина. Она идет на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги.

Вывод: в процессе хозяйственной деятельности растительность дает человеку продукты и товары.

– Какова роль животного мира для экономики?

Животные издавна служили объектом охоты, рыбалки, кормили и одевали человека. Например, благодаря рыбному промыслу у человека есть возможность использовать рыбу не только как продукт питания, – из рыбы изготавливают лекарственные препараты. Мех животных используется в легкой промышленности.

Вывод: для роста в экономике богатства необходимо беречь и охранять животных.

2. Без капитала нет экономики.

Работа по учебнику (с. 44).

– Вторым фактором развития экономики является капитал – это здания заводов, фабрик, ферм, складов. Это автомобильные и железные дороги, это станки и оборудование

Ставить цель

Определять тему урока

Отвечать на вопросы.

П:  осуществлять поиск необходимой информации;

П: строить речевые высказывания в устной форме;

 

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

4.

Закрепление  изученного.

Практическая работа.

Словесный:

Ответы на вопросы.   

Физминутка

20 мин.

. 3. Труд людей – основа экономики.

Работа по учебнику (с. 44).

– Откройте учебник и ответьте на вопрос: «Благодаря чему удается производить все больше новых товаров?». (Благодаря труду людей.)

– Последним фактором («китом») в экономике является труд.

Труд людей необходим для того, чтобы добывать природные богатства, труд нужен, чтобы создавать капитал. Труд требуется для производства любых товаров и услуг. В экономике необходим труд людей самых разных профессий. И не только труд физический, но и умственный. Успех труда людей зависит во многом от их образования. Современной экономике требуется все больше образовательных людей. Например, умеющих работать на компьютере, знающих иностранные языки. Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства.

Вывод: труд призван создавать продукцию, товары, услуги, информацию, знания, духовные ценности.

Тест

1. Нужна ли в хозяйстве экономика?

а) Да;         б) нет;         в) не знаю;         г) иногда.

2. Все, что нужно людям для жизни, называется…

а) услугами;         б) товаром;         в) потребностями;         г) производством.

3. Выберите потребности, которые осуществляются посредством выполнения работы другими людьми.

а) Выполнение уроков;        в) катание на лыжах;

б) посещение парикмахерской;        г) употребление пищи.

4. Как нужно использовать богатства природы?

а) Небрежно;         б) когда как;         в) бережно;         г) не знаю.

5. Занимаются ли школьники трудом на уроках в школе?

а) Нет;         б) да;         в) иногда;         г) не знаю.

Копилка интересных фактов (сообщение учителя).

•  Численность специалистов с высшим и средним специальным образованием в России превышает 20 млн человек. Каждые 5–7 лет требуется переобучать работников в связи с тем, что прогресс в области науки, техники, технологии требует от них новых знаний. В течение 20 лет удваивается количество профессий.

строить высказывания;

Отвечать на вопросы, пользуясь подсказками

Слушать рассказ учителя

слушать рассказ детей;

Л: строят предметную модель описанной ситуации;

Л: ориентация в  нравственном смысле поступков как своих, так и окружающих людей;

Л: учебный интерес к новому учебному материал

П: строить речевое высказывани

5.

Итог урока.

5 мин.

-Какую учебную задачу мы ставили в начале урока?

– Какие необходимые ресурсы требуются для производства товаров и услуг?

отвевать на вопросы;

подводить итог

Л: Использовать знания в учении и в повседневной жизни

6.

 Рефлексия.

5 мин.

- Понравилось ли вам занятие? Поднимите зелёные карандаш, если вам было легко, жёлтый, если вам было легко, но не всё и красный, если вам было трудно.

Самоанализ;

делать выводы.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Богатства нашего края" 4 класс УМК "Школа России"

Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России".Тема:"Богатства нашего края".На уроке узнаем 1. Какие полезные ископаемые добывают во Владимирском крае. 2. Где находятся их месторождения. 3. Основ...

конспект урока Окружающего мира в 4 классе по теме «Наши подземные богатства» УМК «Школа России»Автор: А.А. Плешаков

Урок Окружающего мира в 4 классеПо теме «Наши подземные богатства»УМК «Школа России»Автор: А.А. ПлешаковТип урока:усвоение новых знанийЦели урока:1. Образовательные: познакомить с полезными бога...

Разработка урока окружающий мир "Водные богатства моего края" 4 класс УМК "Школа России"

Данный урок проводился в рамках ежегодной школьной предметной недели. На нем присутствовали учителя начальных классов школы.Это урок  «открытия» новых знаний, очередной в разделе « Мой край».Цель...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит групповую практическую р...

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...

Технологическая карта урока. Предмет: окружающий мир. Класс: 3 "Школа России"

Технологическая карта урока.Предмет: окружающий мир.Класс: 3...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...