Жизнь древних славян
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Худякова Ирина Андреевна

              

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_drevnih_slavyan.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: Жизнь древних славян

Цели урока: формировать представление о жизни древних славян.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- научаться определять по карте взаимное расположение племенных территорий;

- узнают о быте и условиях жизни древних славян.

Личностные: 

- продолжат развивать речь, умения наблюдать и сравнивать.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник – Окружающий мир 4 класс, 2 часть, А. А. Плешаков. Школа России. «Просвещение» 2013, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

I.Организационный момент.
Словесный: слово учителя

Доброе утро. Пожалуйста, садитесь.

Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал.

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку
Садиться на места

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

III.Постановка и решение  учебной задачи 
Словесный: ответы на вопросы.

Практический: выполнение задания.

О, Русь моя, тебе хвала,

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала!

По Н. Кончаловской

—  О чем нам сегодня расскажет Русь? Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Жизнь древних славян».)

- О чем мы сегодня будем разговаривать? (—  Кто такие наши предки? Какими они были? Где жили?                                                        Как жили? Чем занимались?)

—  Какова цель урока? (Узнать о жизни древних славян.)

-  Сегодня мы будем исследователями. Кто это? (Те, кто занимается научными исследованиями, выясняет, изучает что-то.)

. Мы совершим мысленное путешествие на просторы Восточно-Европейской равнины  в те времена, когда там жили племена наших предков.

На стр. 34. Прочитайте первый абзац.(самостоятельно)

- На какие вопросы мы сегодня сможем получить ответы?

На странице 13 представлена карта расселения славян по территории Восточно-Европейской равнины.

- Ребята, скажите, что обозначает территория, выделенная розовым цветом?  Зеленым? Светло зеленым?

- Назовите, название племен, которые встретились вам на карте?  (словене, кривичи, вятичи, северяне, дреговичи, древляне, волыняне, радимичи)

- Как вы думаете, почему они так названы? (незнаем)

- Я вам предлагаю поработать в парах и определить, почему каждое племя имеет именно такое название. В этом вам помогут карта в вашем учебнике и выданные мною листы. Там вы найдете необходимую информацию.

-Затем, ознакомившись с текстом, на втором листе, необходимо заполнить пропуски.

Защита работ. Учащиеся называют племя, причину названия племени  и показывают место расселения на карте.

Какой вы можете сделать вывод? Почему именно такие названия у племен?  (названия племён происходит от местности, где они селились, или по  имени основателя рода.) 

Физкультминутка

Анализировать

Отвечать на вопросы

Размышлять над темой урока и учебной деятельностью

 

Анализировать

Отвечать на вопросы

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: самостоятельно определять тему, круг задач, отвечать на вопросы

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Регулятивные: 

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

IV.Решение частных задач

Практический: работа в группах

- Продолжим исследовательскую деятельность. Но теперь вы будете работать не в парах, а в группах. Разделитесь на 6 групп(4, 5человек).

У каждой группы свой объект для исследования:

1 группа: Какими были наши предки?

2 группа: Жилище древних славян.

3 группа: Чем занимались мужчины?

4 группа: Чем занимались женщины и дети?

5 группа: Земледелие.

6 группа: Верования восточных славян

В исследовании вам поможет учебник с.34- с.38 и дополнительный материал.

Защита работ. Учащиеся выходят к доске раскрывают свою тему, рассказ сопровождается иллюстрациями.

—  Какие пословицы о хлебе вы знаете?

•   Хлеб — всему голова.

•   Не пролил семи потов — вот хлеб и не готов.    

Ржаной хлебушка — калачу дедушка.

•   Баловством хлеб не добудешь.

Физкультминутка

Анализировать

Работать с необходимой литературой

Отвечать на вопросы

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

V.Закрепление изученного материала

Словесный: беседа

Практический: выполнение задания

Словесный: диалог

Выполнение заданий в рабочей тетради

—  Рассмотрите карту на с. 13. Используя карту на с. 35 учебника, раскрасьте контурную карту в рабочей тетради. Выделите разным цветом территории восточных, западных и южных славян. Вдоль каких рек шло расселение славян? (Дунай, Днепр, Волга, Дон, Двина.)

—  Подпишите названия рек и морей. (Взаимопроверка по учебнику.)

—  Работая в парах, выполните задание 2 на с. 14. Какое утверждение неверно? (6.)

—  На рисунке задания 4 на с. 14 найдите предметы быта восточных славян. Обведите их. Сравните свой выбор с рисунками учебника (с. 36).

 Викторина

1. В какой части Европы было поселение славян? (Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы.)

2.  Какие национальности позднее произошли от восточных славян? (Русские, украинцы и белорусы.)

3. Как жили славяне? (Жили славяне племенами.)

4.  Почему славяне были крепкими, выносливыми? (Каждый их день был полон трудовых забот. Налаженную жизнь могло нарушить появление недругов, какое-либо бедствие.)

5. Чем занимались мужчины? (Все мужчины были охотниками, рыболовами.)

6. Чем занимались женщины? (Женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, пряли, шили. Многие из них занимались врачеванием, готовили лекарственные снадобья из трав.)

7.  Почему славяне жили племенами? (Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес.)

8.  Как древние славяне выбирали место для жилья? (Место выбирали безопасное, вблизи рек, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме.)

10. Назовите главного бога славян. (Перун — бог грома и молнии.)

11.  В кого еще они верили? (Верили, что дом охраняет домовой, в лесу водится леший, в реках и озерах живут водяной и русалки.)                                                      

12. Почему верования славян были так тесно связаны с природой? (Их жизнь сильно зависела от природы: урожай, успех охоты и т. д.) 

Выполнять задание

Анализировать

Отвечать на вопросы

Анализировать

Отвечать на вопросы

П: строить речевое высказывание

П.- формулировать проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения

М:  обосновывать свою точку зрения, ориентация в своей системе знаний.

VI.Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 34-39 учебника.

2. Выполнить задание 3 на с. 14 рабочей тетради

Записывать домашнее задание

VII.Рефлексия.

VIII.Итог урока.

—  Какую тему мы сегодня исследовали?

—  Что вас особенно удивило?

Подведение итогов урока

Прошли века, наполненные бурными историческими событиями. Потомки древних восточных славян - русские, белорусы, украинцы — образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки близкие, история общая. Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства», «Старый друг лучше новых двух». Я надеюсь, что вы всегда будете помнить об этом. Это наша история.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок- исследование по ООМ 4 класс "Жизнь древних славян"

Цели: воспитывать интерес к истории своего  народа, уважительное отношение к нашим предкам;сформировать у учащихся представление  о жизни древних славян;развивать  устную речь, воображе...

Страницы истории.4класс.Жизнь древних славян.

Тема :Жизнь древних славян.Задачи:- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;- развивать устную речь, мышление, расшир...

урок\ "Жизнь древних славян" 4 класс УМК "Школа России"

Урок  с использованием деятельностного подхода по теме "Жизнь древних славян" УМК "Школа России" 4 класс...

Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян.  Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...