Урок на тему : «Из истории имён»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Макарова Дайаана Любомировна

Урок с использованием интерактивной доски для 3 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет:

Окружающий мир

Класс:

3

Тема:

«Из истории имён»

УМК:

«Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2013г (Начальная школа XXI века)

Тип урока:

Открытие нового знания

Цель урока:

Создание условий для ознакомления обучающихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени в жизни человека.

Учебная задача:

Как происходили имена и фамилии на Руси и что они обозначают?

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Дать обучающимся более широкое представление об истории образования имён, фамилий, отчеств.

- Сформировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; - Сформировать умение на основе анализа объектов делать выводы;- Сформировать умение устанавливать аналогии, выделять и сопоставлять категории.

- Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей  Сформировать у учащихся уважительное отношение к имени.

Решаемые учебные проблемы

-Расширить кругозор учащихся;

-Сформировать осознанное отношение к категории «имя»;

- Сформировать навык классификации и оперирования категорией «имя».

Вид используемых на уроке средств ИКТ

-  Презентация «Из истории имен»;

- Задания, выполняемые на интерактивной доске.

- Групповое обсуждение

Аппаратное программное обеспечение

- Компьютер;

- Мультимедиа проектор;

- Интерактивная доска.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы

Средства ИКТ для реализации учебной деятельности

1. Организационный этап

-Здравствуйте ребята!

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

-Здравствуйте!

Организационная и поведенческая подготовка к уроку.

Беседа

2. Постановка учебной задачи

2.1 Создание «ситуации успеха»

- Давайте попробуем обозначить тему нашего урока:

Нас не было – оно было.
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого есть.

Ну, конечно, это – имя.

Мы живём в мире имён.

(демонстрируется презентация «Из истории имён»)

«Нет меж живущих людей, да и не может и быть безымянных;

В первый же миг по рождению каждый убогий и знатный,

Имя как сладостный дар, от родных своих получает…»

- Так ещё три тысячи лет назад сказал легендарный поэт Древней Греции Гомер.

Во все времена, как только человек приходит в этот мир, его нарекают каким-либо именем.

Напишите на листочке своё имя.

- Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на уроке?

- Догадайтесь, как будет называться тема нашего урока.

Предложение ответов на загадку.

Поддержание диалога с учителем

Выполнение письменного задания учителя: написать свое имя.

- предположения детей.

- Из истории имён.

Рассказ, беседа, демонстрация

Презентация "Из истории имён".

Слайд 1,2

2.2. Совместная формулировка учебной задачи

- Поставьте учебную задачу.

- Как происходили имена и фамилии на Руси и что они обозначают?

Рассказ, беседа, демонстрация

3. Решение учебной задачи

3.1. Поиск решения учебной задачи

- Подумайте и скажите, что такое имя?

В современном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой
Имя - наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других.

Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. Чтобы узнать значение и понять происхождение имени, необходимо вернуться к далёкому прошлому, к истокам развития русского языка. Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи и рода.

В одних случаях человек характеризовался по внешним признакам или характеру, в других - по положению в семье, по отношению к нему родителей, иногда указывало на время и место рождения, или вообще по сходству с каким-либо животным.

Предположения детей.

Рассказ, беседа

Презентация "Из истории имён".

Слайд 3

3.2. Применение новых знаний

Выполнение задания на интерактивной доске:

Сейчас, вы попробуете разделить старинные имена на группы и определить, как получились эти имена.

Дети группируют на доске имена (интерактивная доска)

- Ребята, на что похожи эти имена?

- Действительно, древние имена совсем не похожи на современные и больше напоминают клички и прозвища.

- Ребята, я обратила внимание, что вы написали своё имя по-разному. А почему?

- Напишите полное своё имя на листочке

Выполнение задания на интерактивной доске:

- Перед вами на доске, написаны полные и сокращенные имена, поставьте их парами и. (Саша, Ваня, Таня, Нина, Алёша, Александр, Татьяна, Алексей, Иван, Александра)

- Какое имя осталось без пары?

- Это имя имеет только одну форму, которая считается полной.

- Почему у имени Саша два полных имени? (Александр и Александра)

Выполнение задания на интерактивной доске:

-Распределите имена на два столбика: имена мальчиков и имена девочек. (Света, Коля, Женя, Лена, Валя, Саша)

- Какие имен вы записали в оба столбика?

- А есть ли у мужского имени Фёдор женская пара?

- Косой, Мал, Кудряш, Черныш, Милава. ( Внешность человека)

Молчан, Добр, Умник, Несмеяна. (Черта характера)

Ждан, Меньшак, Третьяк, Второй (Место в семье)

Суббота, Зима, Дорога (Место и время рождения)

- На древние имена.

Дети поясняют, что есть полное имя, а есть неполное, есть ласковые имена, которыми называют родные и друзья.

-Саша и Александр и Александра, Ваня и Иван, Таня и Татьяна, Алёша и Алексей.

- Нина.

- Это имя имеет мужской и женский род.

-Имена мальчиков: Коля, Женя, Саша

Имена девочек: Света, Женя, Лена, Валя и Саша.

- Женя, Валя, Саша.

- Да. В произведении Чуковского "Федорино горе".

Информационно-контрольный модуль: задания на интерактивной доске.

Задание №1.Разделить старинные имена на группы.

Физкультминутка.

-Ребята сейчас мы проверим, кто был внимателен на уроке, а для этого выполним следующее задание.

Я буду называть имена, а вы, если услышите мужское имя - присядьте, а если женское - руки поднимите вверх.

(Маша, Петя, Света, Коля, Вася, Вера, Валя, Лена, Миша)

- А теперь послушайте стихотворение З. Александровой "Восемь Тань"

В первом классе восемь Тань -

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: "Таня, встань!"

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках...

- Как же можно различить этих девочек-тёзок? (По фамилии)

Запишите на листочке свою фамилию.

-Да, каждый человек при рождении получает не только имя, но фамилию, которую носят члены его семьи. Слово "фамилия" на латинском языке означает "семья". Фамилия дается человеку и переходит от родителей к детям. Фамилии появились не сразу. Простой народ: крестьяне и рабочие получили свои фамилии лишь в середине 19 века.

- Вот как об этом писал поэт Георгий Граубин.

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в классе Кузнецов,

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярёва-деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из столяров,

Он мастером был прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаку Воинов ходил

Стрельцов сражался тоже.

***

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

- Попробуйте угадать, кем были ваши предки. (Несколько предположений.)

Вспомните, как в Древней Руси образовывались имена. Точно также образовались фамилии. Одни - от названия профессий, а другие ... Вот сейчас вы сами попробуете определить, как произошли некоторые фамилии.

4.Рефлексия

-О чём узнали на сегодняшнем уроке?

- Какие имена бы мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на Земле. Я думаю, что каждый из нас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Об этом думали и мечтали разные люди в разные времена.

- Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми, с нашей малой и большой Родиной и с историей нашей страны.

Задание на интерактивной доске. Соберите пословицу.

Красит, не имя, а, человека, имя, человек.

- Ребята, вот и подходит к концу наш урок. Давайте подведем итог и скажем, что же нового мы узнали на уроке?

- Интересно ли вам было на уроке?

- Для чего нам нужны эти знания?

- Где вы можете их применить?

- Что больше всего вам понравилось?

- Нужны ли современным людям клички и прозвища?

- Каждый из вас перед уроком получил листок самооценки. Оцените результат своей работы на уроке.

-Об имени, о его значении и происхождении.

- Не имя красит человека, а человек имя.

Задание на интерактивной доске «Собери пословицу»;

Презентация «Лист самооценки»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Из истории имён»

Слайд 2

Поэт Древней Греции Гомер В первый же миг по рождению каждый убогий и знатный, имя как сладостный дар, от родных своих получает.

Слайд 3

В с овременном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой: « Имя - наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других».

Слайд 4

Имена и прозвища в древней Руси отражающие внешние признаки или черты характера; положение в семье; время и место рождения; сходство с каким-либо животным или растением.

Слайд 6

Крещение Руси

Слайд 7

Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Сначала на Руси у человека было только имя Потом к именам прибавляли еще и отчество . Говорили: Петр, Иванов сын Так позднее и появились фамилии: Иванов, Борисов

Слайд 8

Как зовут богатырей? Работа с учебником. (с.41- 42)

Слайд 9

Ничего не понял Получил удовольствие Удивился Узнал что-то новое Расстроился Научился

Слайд 10

Домашнее задание : подготовить пересказ текста учебника на с. 40-45, в печатной тетради выполнить задание 20 на с. 10; придумать историю о том, как возникли фамилии Пескарёв, Печников, Веселов или своя фамилия (на выбор).

Слайд 11

Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс.

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс. Программа «Школа России», русский язык - Рамзаева Т. Г. Тип урока: комбинированный. Метод обучения: проблемный....

Презентация к уроку по теме "Винительный падеж имён существительных 1 склонения"

Эта презентация поможет организовать урок повторения....

Конспект урока по тема: «Предложный падеж имён существительных» 4 класс

Познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи....

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Из истории имён", 3 класс, УМК "Школа 21 века", ФГОС

План-конспект урока "Из истории имён", задания для исследовательской деятельности учеников, задания для работы на уроке, презентация к уроку, задания для работы на интерактивной доске, фото урока....

Урок по теме "Третье склонение имён существительных"

Открытый урок проведён на неделе МО учителей начальных классов...

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема «Из истории имён. Как рождалось имя»

МБОУ "Погореловская СОШ"Цели и задачи:познакомить обучающихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени для человека.развивать познавательные и творческие способности  дет...