Конспект урока по Окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Окружающий мир 4 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 14.03_okr.mir_.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока.

Методы и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1.

Орг. Момент

Словес.:приветствие

1 мин.

-Здравствуйте, ребята. - Садитесь.

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Поверитесь все назад.

Гости там у нас сидят.

Мило улыбнитесь,

Обратно повернитесь

И тихонечко садитесь.

Приветствуют учителя.

2.

Мотивационный

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

- Чтобы узнать о чём пойдёт речь на уроке, нужно разгадать кроссворд. Слайд 17.

Вопросы к кроссворду.

1.В помощь князю Дмитрию Ивановичу Сергий отправил этого богатыря. (Пересвет)

2.Один из городов в северо - восточной части Русских земель. (Тверь)

3.Название монастыря около города Радонежа в середине 14 века. (Троицкий)

4.Город, который при Иване Калите стал центром княжества. (Москва)

5.Название поля, на котором происходила битва с войском Мамая. (Куликово)

6.В Москву переселялись …, ремесленники, привлечённые возможностью жить под надёжной защитой. (Купцы)

7.Крепость, обнесённая дубовыми стенами. (Кремль)

8.Ордынский воин, участвовавший в единоборстве, перед битвой на Куликовом поле. (Челубей)

9.Правитель Орды, который привёл своё войско на Куликово поле. (Мамай)

10.Как называется мешок, кошель с деньгами, который носили на поясе? (Калита)

11.Как стали называть князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле? (Донской)

12.Кто благословил Дмитрия Донского на борьбу с врагом? (Сергий)

13.Как называется главный храм Руси? (Успенский)

- Какое слово у вас получилось в выделенных клетках? (Первопечатник)

- Попробуйте определить тему урока. (Дети высказывают предположения).

 Слушают учителя, принимают участие в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

3.

 Актуализация  опорных

знаний

Проверка
домашнего задания: фронтальный   опрос.

- Что обозначает слово “первопечатник”? (первопечатник -  человек, который впервые ввел книгопечатание)

- В связи с чем появилось это слово?

- Какие события предшествовали этому?

- Когда появилось это слово?

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в первую московскую типографию.

- Вспомните, какой год считается годом рождения книгопечатанья.(1445год)

- Кто первым предложил использовал разборный шрифт? (Немец Иоганн Гутенберг)

- Что размещалось в наборной кассе? (Металлические буквы – литеры)

Отвечают

на вопросы, выполняют

задания.

Участвуют

в игре

Познавательные: 

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения

4.

 Изучение
нового материала
 

Вступительное слово учителя

Первопечатником был Иван Фёдоров. Родился Иван Фёдоров в 1510 году. Он получил образование в Краковском университете. Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. В 1553 г. в Москве был построен Печатный двор. Во главе типографии стал Иван Фёдоров – наиболее способный мастер первой московской печатни. Первая книга, набранная на Печатном дворе, была религиозного содержания и называлась «Апостол». 19 апреля 1563 года Иван Фёдоров вместе со своим другом и помощником Петром Мстиславцем, с благословения митрополита Макария, начали печатать «Апостол». 1 марта 1564 года первая, московская книга вышла в свет. На ее создание ушёл почти год. Второй книгой государственной типографии был «Часовник», выпущенный в 1565 году. Новые веяния в книжном деле не очень-то пришлись по вкусу старым монахам-переписчикам. Еще бы — такая конкуренция! Труд переписчика становился абсолютно невыгоден, ведь станок позволял печатать книги куда быстрее и дешевле! В 1566 году в типографии Фёдорова произошел пожар, и есть все основания считать, что он не был случайным. В итоге Ивану Фёдорову и Петру Мстиславцу пришлось бежать в Литву, а потом и на Украину. Но и там компаньоны продолжили заниматься печатным делом — издали "Псалтырь" и "Азбуку". Умер Иван Фёдоров во Львове в 1583 году. Там он и похоронен. В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный старорусский кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник первопечатнику Ивану Фёдорову.

Некоторые книги Фёдорова можно увидеть в Петербурге. В главной библиотеке города, Российской национальной, хранятся четыре экземпляра его «Апостола».

Внимательно слушают.

Заранее подготовленные учащиеся встают по периметру класса и начинают рассказ.

Слушают учителя.

Выступают

с сообщениями о башнях Кремля (2–3 человека)

Познавательные: 

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и со храняют цели и задачи учебной деятельности.

5.

Практическая деятельность 

Работа
по учебнику.

Фронтальный опрос.

Работа по учебнику с.82-85

- Прочитайте текст. Каково значение книгопечатанья в России? (В России стало больше грамотных людей)

Работа в рабочей тетради.                                                                                                                                                

с. 28, № 1.- Прочитайте.

- Что такое пергамент?  (Пергамент - писчий материал из телячьей кожи)

- А что такое берёста? (Берёста – писчий материал из берёзовой коры.)

- А для чего служит бумага?

- Какое общее название можно дать этим словам. (Писчий материал.)

 Самостоятельная работа в группах.

с. 28-29, № 2. Кроссворд для работы в группе по теме: «Первопечатник Иван Фёдоров».

с. 29, № 3. Задания для работы в группе по теме: «Врата учёности».

Выполняют

задания.

Отвечают

на вопросы.

Выполняют

задания

знавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя).

Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану;

6.

Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

- Что обозначает слово первопечатник?

- В связи, с чем появилось это слово?

- Когда появилось это слово?

- Что вам доставило удовольствие на уроке?

ЧИТАЮТ ВЫВОД В УЧЕБНИКЕ

ОТВЕЧАЮТ

НА ВОПРОСЫ

Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Личностные: понимают причины успеха/

7.

Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник страницы читать и пересказывать.

Задают уточняющие вопросы

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...