КТП по окружающему миру 3 класс УМК школа России
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Егорова Елена Георгиевна

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3  класс УМК «Школа России»

составила учитель начальных классов МБОУ «Лицей им. В. В. Карпова» с. Осиново

 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Егорова Елена Георгиевна

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру на 3 класс составлено на основе:

  • учебного плана лицея, утверждённого  приказом
  • содержания авторской программы А. А. Плешакова «Программа курса  «Окружающий мир» «Мир вокруг нас» УМК «Школа России» для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений». ( М.:  Просвещение, 2011).

Место предмета в учебном плане

Окружающий мир входит в общеобразовательную область «Обществознание и естествознание».   В соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей им. В. В. Карпова» в 3 классе курс «Окружающий мир»   изучается по 2 часа в неделю (68 часов в год) (34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе

  1. Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе являются:
  2. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  3. 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  4. 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  5. 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  6. 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  7. 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  8. 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  9. 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  10. 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  11. 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  12. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  1. 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  2. 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  3. 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  4. 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 
  5. 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  6. 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  7. 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  8. 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  9. 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  10. 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  11. 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 
  12. 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  13. 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир в 3-м классе является:

  1.  1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  3. 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  5. 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
  6. Учебно-тематическое планирование по окружающему миру

Название раздела

Количество часов

Количество проектов

Количество экскурсий

Количество проверочных работ

1.

Как устроен мир

7

1

1

2.

Эта удивительная природа

19

1

1

3.

Мы и наше здоровье

10

1

1

4.

Наша безопасность

8

1

-

5.

Чему учит экономика

12

1

1

6.

Путешествие по городам и странам

12

1

1

1

Итого

68

6

1

5

Класс: 3

Учитель: Егорова Елена Георгиевна

Количество часов в год – 68 часов

Количество часов  в неделю -   2  часа,  

1 триместр -   24 ч.  

2 триместр -  21 ч.    

3 триместр  - 23  ч.

Содержание учебного материала

Как устроен мир

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье

Организм человека. Органы и системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

 Наша безопасность

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

 Чему учит экономика 

Потребности  людей.   Какие  потребности  удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

 Путешествие по городам и странам 

Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Тема урока

Дата проведения

Характеристика деятельности учащихся

или виды учебной деятельности

план

факт

Раздел 1. Как устроен мир (7 ч.)

Планируемые результаты:

Личностные: научатся осознавать ценность каждого человека в обществе; проявлять интерес и уважение к жизни разных народов, стран, к государственному устройству своей страны, осознавать необходимость бережного отношения к природе, осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни.

Метапредметные:

Регулятивные: научатся высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, определять цель проекта, его этапы и сроки; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: научатся извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; ориентироваться в своей системе знаний, выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: научатся слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, распределять обязанности по проекту, определять свои обязанности выбирать способ оформления результатов проекта, оформлять свои мысли в письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Предметные: выделять признаки живых существ; раскрывать ценность природы для людей; познакомятся с разнообразием природы; понимать чем человек отличается от других живых существ; перечислять ступеньки познания человеком окружающего (восприятие, память, мышление, воображение). объяснять смысл названия проекта «Богатства, отданные людям»; называть людей, которые могут служить примером душевной щедрости, благородного служения Отечеству и другим людям, определять место человека в окружающем мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран. обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком; изображать экологические связи с помощью моделей. называть положительные и отрицательные влияния человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, определять место человека в окружающем мире; называть положительные и отрицательные влияния человека на природу; раскрывать ценность природы для людей.

1

Природа

2.09

Знакомятся с разнообразием природы, с классификацией объектов природы. Биология – наука о живой природе. Царства живой природы (растения, грибы, бактерии, животные). Ценность природы для людей.

2

Человек

6.09

Моделируют ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр: формулируют выводы из изученного материала; отвечают на итоговые вопросы и оценивают результаты работы.

3

Проект «Богатства, отданные людям»

9.09

Готовятся к выполнению проекта: знакомятся с материалами учебника, распределяют задания, обсуждают способы и сроки работы.

4

Общество

14.09

Знакомятся с понятиями «Человек как член общества. Человечество. Семья  как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы – граждане России». Ответают на вопросы по содержанию.

5

Что такое экология

16.09

Знакомятся с экологией как наукой о связях между живыми существами и окружающей средой, ее ролью в жизни человека и общества, экологическими связями, их разнообразием.

6

Природа в опасности!

21.09

Устанавливают причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различают положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивают заповедники и национальные парки.

7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир. Проверочная работа 1

23.09

Формулируют выводы из изученного материала; отвечают на итоговые вопросы и оценивают результаты работы.

Раздел 2. «Эта удивительная природа» (19 ч)

Планируемые результаты:

Личностные: научатся проявлять интерес к познанию природы, развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам  страны, ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога, воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам  страны, ориентироваться на соблюдение моральных норм в учебной деятельности и формировать бережное отношение к природным ценностям, понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение  ко всему живому, воспитывать бережное отношение к животным, формировать представление о взаимосвязи в природе и воспитывать  бережное отношение и правильное поведение в природе.

Метапредметные:

Регулятивные: научатся обнаруживать  взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать  и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе, определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками, высказывать своё предположение (версию), пытаться предлагать способ его проверки, уметь корректировать и оценивать способ решения, результаты решения учебной задачи, по определенным совместно с учителем критериям выражать личное восприятие мира и настроение, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: научатся выдвигать гипотезы и доказывать их, сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям, осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач, определять тему и главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определять их значение, разными способами применять свой жизненный опыт для решения учебных задач.

Коммуникативные: научатся оценивать достижения на уроке, инициативно сотрудничать в поиске информации, договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, задавать уточняющие вопросы, слушать собеседника и вести диалог, оформлять свои мысли на уровне небольшого текста, использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов, развивать способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера.

Предметные: раскрывать понятия «тела», «вещества», «частицы»; приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ. раскрывать понятие «химия»; наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; проводить наблюдения и ставить опыты, исследовать с помощью опытов свойства воздуха, моделировать круговорот воды в природе, наблюдать процесс расширения твердых тел в ходе учебного эксперимента, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя, обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, изображать их с помощью схем, объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обнаруживать взаимосвязи в живой природе, моделировать их, объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе; приводить примеры растений из Красной книги России, классифицировать животных по типу пищи,  составлять цепи питания,  находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края классифицировать животных;  относить животное к определённой группе, объяснять значения слов: «личинка», «куколка», «малёк», «головастик»; рассказывать о размножении и развитии животных разных групп, с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России; называть меры по охране животных, объяснять значения слов: «грибница», «съедобные грибы», «несъедобные грибы»; называть правила сбора грибов, рассказывать о круговороте веществ на Земле; называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители, обнаруживать  взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать  и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе, выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы .

8

Тела, вещества, частицы

28.09

Знакомятся с целями и задачами раздела, естественными и искусственными телами, твердыми, жидкими, газообразными веществами.

9

Разнообразие веществ

30.09

Узнают, что химия – наука о веществах, наиболее распространенных в быту веществах (соль, сахар, крахмал, кислоты), о кислотных дождях.

10

Воздух и его охрана

5.10

Знакомятся с воздухом, как смесью газов, свойствами воздуха, правилами охраны чистоты воздуха.

11

Вода

7.10

Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды.

12

Превращения и круговорот воды

12.10

Формулируют выводы о трёх состояниях воды. Знакомятся с круговоротом воды в природе.

13

Берегите воду! Как разрушаются камни

14.10

Закрепляют знания об использовании воды человеком, узнают об источниках загрязнения воды и мерах по охране чистоты воды и её экономному использованию, процессе разрушения горных пород в природе, причинах и последствиях.

14

Что такое почва

19.10

Знакомятся с почвой как верхним плодородным слоем земли, составом почвы, значением плодородия почвы для жизни растений, образованием и разрушением почвы, охраной почвы.

15

Разнообразие растений

21.10

Составляют по предложенной в учебнике информации группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Ботаника – наука о растениях.

16

Солнце, растения и мы с вами

26.10

Формируют представление о дыхании и питании растений, связях между растениями и окружающей средой, роли растений в жизни животных и  человека.

17

Размножение и развитие растений

28.10

Осуществляют поиск необходимой информации в специальной учебной литературе по вопросам: опыление, роль насекомых в опылении растений, приспособленность растений к разным способам распространения семян, развитие растений из семян.

18

Охрана растений

9.11

Устанавливают факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Узнают о растениях, нуждающихся в охране и мерах охраны растений, правилах поведения в природе.

19

Разнообразие животных

11.11

Составляют по предложенной в учебнике информации классификацию животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Зоология – наука о животных.

20

Кто что ест?

16.11

Знакомятся с приспособлением животных к добыванию пищи, защите от врагов.

21

Проект «Разнообразие природы родного края»

18.11

Защищают проект по теме.

22

Размножение и развитие животных

23.11

Составляют характеристику животных разных групп по способу размножения, моделируют стадии размножения животных разных групп, рассказывают, как заботятся домашние животные о своём потомстве.

23

Охрана животных.

25.11

Актуализируют знания о редких и исчезающих животных. Характеризуют факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Формулируют с помощью экологических знаков правила поведения в природе.

24

В царстве грибов.

30.11

Дают характеристику строению шляпочных грибов. Моделируют различие грибов-двойников.  С помощью иллюстраций различают съедобные, несъедобные и ядовитые грибы.

25

Великий круговорот жизни. 

2.12

 Дают характеристику организмам-производителям, организмам-потребителям и организмам-разрушителям. Обсуждают опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Моделируют круговорот веществ в природе.

26

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа 2

7.12

Формулируют с помощью экологических знаков правила поведения в природе.

Раздел 3. «Мы и наше здоровье» (10 часов)

Планируемые результаты:

Личностные: научатся формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье, учиться оказывать первую помощь, следить за правильной осанкой на уроке и вне его, выполнять физминутки,. заботиться о своем здоровье стремиться к соблюдению правильного питания, формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергии; заботиться о своем здоровье, соблюдать здоровый образ жизни.

Метапредметные:

Регулятивные: научатся определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками, развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: научатся использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов, выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам, находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные: научатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера, развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре и в группах, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные: научатся объяснять значение выражения «система органов»; называть и показывать на модели органы человека. объяснять значения слов: «обоняние», «осязание»; называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа; рассказывать о правилах гигиены органов чувств объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обмораживание»; характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; называть меры первой помощи при повреждениях кожи. объяснять значения слов: «скелет», «мышцы», «опорно-двигательная система», «осанка»; понимать важность выработки и сохранения правильной осанки. объяснять значения понятий: «белки», «жиры», «углеводы», «пищеварительная система»; определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. представлять результаты проектной деятельности; формировать адекватную оценку своих достижений объяснять значения понятий: «закаливание», «инфекционные болезни», «аллергия»; называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания объяснять значение выражения «здоровый образ жизни»;  различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие.

27

Организм человека.

9.12

Актуализируют знания по анатомии и физиологии человеческого организма. Характеризуют системы органов человека. Обсуждают взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены.

28

Органы чувств.

14.12

Изучают самостоятельно материал темы и готовят рассказы по предложенному плану. Распознают предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулируют правила гигиены органов чувств.

29

Надёжная защита организма. 

16.12

Выполняют практическую работу: изучают свойства кожи, осваивают приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи. Готовят рассказ об уходе за кожей.

30

Опора тела и движение.

21.12

Характеризуют роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Раскрывают роль правильной осанки для здоровья человека.

31

Наше питание.

23.12

Определяют наличие питательных веществ в продуктах питания. Моделируют строение пищеварительной системы. Характеризуют изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. Обсуждают правила рационального питания. Составляют меню здорового питания.

32

Проект «Школа кулинаров».

11.01

Выполняют практическую работу: определяют наличие питательных веществ в продуктах питания; обсуждают правила рационального питания; составляют меню здорового питания; работают с терминологическим словариком.

33

Дыхание и кровообращение

13.01

Моделируют строение дыхательной системы; характеризуют строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме; обсуждают взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

34

Умей предупреждать болезни.

18.01

Выступают с подготовленными сообщениями, иллюстрируя их наглядными материалами. Обсуждают выступления учащихся, оценивают свои достижения и достижения других учащихся.

35

Здоровый образ жизни  

20.01

Характеризуют и формулируют факторы закаливания. Составляют памятку по закаливанию. Составляют инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний.

36

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа 3

25.01

Обсуждают и формулируют правила здорового образа жизни и стараются их соблюдать.

Раздел 4. «Наша безопасность» (8 часов)

Планируемые результаты:

Личностные: научатся формировать способность к действиям в экстремальных ситуациях с целью сохранения своего здоровья, соблюдать правила безопасности с целью сохранения своего здоровья, формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем.

Метапредметные:

Регулятивные: научатся работать по предложенному плану, используя необходимые средства,  определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками,  определять успешность выполнения своего задания, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: научатся задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного), сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем  поискового характера,  ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные: научатся в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни, договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оформлять свои мысли в письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста) договариваться, уступать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные: научатся объяснять значение слова «диспетчер»; называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа объяснять значение слова «сервис»; называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д. понимать, какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки объяснять значения слов: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр»;  называть правила экологической безопасности формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа; называть правила поведения в потенциально опасных местах, называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте; выполнять тесты о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте.

37

Огонь,

вода и газ.

27.01

Актуализируют знания об опасностях в быту. Характеризуют действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделируют действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Анализируют схему эвакуации из школы и моделируют её в ходе учебной тревоги.

38

Чтобы путь был счастливым.

1.02

Актуализируют правила безопасного поведения на улице. Изучают по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте; готовят сообщения. Обсуждают предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными.

39

Дорожные знаки.

3.02

Актуализируют знание о дорожных знаках. Анализируют разные типы знаков, обсуждают, как они помогают пешеходам. Моделируют в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков.

40

Проект «Кто нас защищает».

8.02

Находят в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС.

41

Опасные места.

10.02

Актуализируют полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждают потенциальные опасности в доме и вне его. Составляют схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест.

42

Природа и наша безопасность.

15.02

Характеризуют опасности природного характера. Находят информацию о ядовитых растениях и грибах. Характеризуют правила гигиены при общении с домашними животными. Различают гадюку и ужа.

43

Экологическая безопасность.

17.02

Моделируют пути поступления загрязняющих веществ в организм. Обсуждают проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Знакомятся с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.

44

Обобщение знаний по теме « Наша безопасность» 

22.02

Анализируют по схеме цепь загрязнения, приводят примеры цепей загрязнения.

Раздел 5. «Чему учит экономика» (12 часов)

Планируемые результаты:

Личностные: научатся формировать внутреннюю позицию, адекватно  оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм, воспитывать чувство гордости за свою Родину, почтительно относиться и уважать труд людей всех профессий, воспитывать бережное отношение к природным богатствам, проявлять чувство гордости за свою Родину, знающего и любящего её природу и культуру, воспитывать положительные моральные качества, чувство сопричастности к семейному благополучию, экологической культуре: ценностное отношение  к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Метапредметные:

Регулятивные: научатся ставить и формулировать проблемы, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, высказывать своё предположение (версию), пытаться предлагать способ его проверки, определять успешность выполнения своего задания, высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Познавательные: научатся самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем  поискового характера; работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки, осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач, извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, представлять информацию в виде схемы, на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: научатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознанно и произвольно строить речевые высказывания, аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни, оформлять свои мысли в письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Предметные: научатся раскрывать понятия «экономика», «потребности», «услуги»; понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики, объяснять значения слов: «природные богатства», «капитал», «труд»; приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; раскрывать роль науки в экономическом развитии, объяснять значения слов: «месторождение», «геолог»; называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые; анализировать правила охраны полезных ископаемых, объяснять значения слов: «отрасль», «растениеводство»; определять с помощью атласа-определителя культурные растения; классифицировать культурные растения: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. объяснять значение слова «животноводство»; называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении, об их роли в экономике; исследовать продукты животноводства, которые использует семья в течение дня, объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение», «химическая промышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность», определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, объяснять значения слов: «деньги», «рубль», «заработная плата», «бартер», «купля-продажа»; называть виды денежных знаков: банкноты и монеты; различать денежные единицы разных стран, объяснять значения слов: «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги»; объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета, объяснять значения слов: «стипендия», «пенсия»; понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы; моделировать семейный бюджет, узнают значения слов: «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз»; понимать взаимосвязь экономики и экологии, приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов.

45

Для чего нужна экономика.

24.02

Различают товары и услуги; приводят примеры товаров и услуг. Характеризуют роль труда в создании товаров и услуг. Работают со взрослыми: прослеживают, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня.

46

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1.03

Раскрывают роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Прослеживают взаимосвязь труда людей разных профессий. Выясняют роль профессий родителей в экономике.

47

Полезные ископаемые.

3.03

Актуализируют знания о полезных ископаемых. Определяют полезные ископаемые. Выявляют, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризуют особенности добычи различных полезных ископаемых.

48

Растениеводство

8.03

Актуализируют знания о дикорастущих и культурных растениях. Обсуждают, зачем люди занимаются растениеводством. Характеризуют роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов. Выявляют связь растениеводства и промышленности.

49

Животноводство.

10.03

Актуализируют знания о диких и домашних животных. Классифицируют домашних сельскохозяйственных животных. Характеризуют роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. Выявляют взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности.

50

Какая бывает промышленность.

15.03

Характеризуют отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотносят продукцию и отрасли промышленности. Характеризуют труд работников отраслей промышленности. Выявляют отрасли промышленности   в регионе.

51

Проект «Экономика родного края».

17.03

Собирают информацию об экономике своего края (города, села). Оформляют собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д. Презентуют и оценивают результаты проектной деятельности.

52

Что такое деньги.

29.03

Характеризуют виды обмена товарами (бартер и купля-продажа); моделируют ситуации бартера и купли-продажи. Раскрывают роль денег в экономике. Рассматривают и сравнивают монеты России по внешнему виду, устно описывать их.

53

Государственный бюджет.

31.03

Характеризуют государственный бюджет, его доходы и расходы. Определяют, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявляют взаимосвязь между доходами и расходами государства. Моделируют доходы и расходы государства в виде математических задач.

54

Семейный бюджет.

5.04

Характеризуют семейный бюджет, его доходы и расходы. Выявляют сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определяют, какие доходы и из каких источников может иметь семья.

55

Экономика и экология.

7.04

Актуализируют знания о влиянии человека на окружающую среду. Характеризуют вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду.

56

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика» Проверочная работа 4

12.04

Обсуждают, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Выясняют, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе.

Раздел 6. «Путешествия по городам и странам» (12 часов)

Планируемые результаты:

Личностные: научатся воспитывать чувство гордости за свою Родину, формировать внутреннюю позицию, адекватно  оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм, знающего и любящего её природу и культуру, воспитывать положительные моральные качества, формировать ориентацию на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

Метапредметные:

Регулятивные: научатся оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), определять успешность выполнения своего задания, высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, ставить и формулировать проблемы, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, высказывать своё предположение (версию), пытаться предлагать способ его проверки.

Познавательные: научатся осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при  изучении городов, применять свой жизненный опыт для решения учебных задач  

Коммуникативные: научатся строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать других; оформлять свои мысли в письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), умение работать в паре, распределять обязанности по проекту, определять свои обязанности выбирать способ оформления результатов проекта.

Предметные: научатся объяснять значение слова «финифть»;  рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям, узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям, называть города, которые входят в Золотое кольцо, определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы»; называть государства, граничащие с Россией, их столицы; готовить сообщение о странах, граничащих с Россией, объяснять значения понятий: «Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», «гейзер»; называть страны севера Европы, их столицы; узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемой страны, её известных людей. объяснять значение слова «дамба»; называть страны Бенилюкса, их столиц;. описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям, называть страны центра Европы, их столицы; узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям; узнавать известных людей стран Европы; моделировать достопримечательности из пластилина, показывать местоположение Великобритании на карте, называть её столицу; описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям; узнавать её замечательных людей, описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности, представлять результаты проектной деятельности; формировать адекватную оценку своих достижений.

57

Золотое кольцо России  

Сергиев Посад-Переславль-Залесский-Ростов

14.04

Прослеживают маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России.

58

Золотое кольцо России  

Ростов-Ярославль-Кострома

19.04

Моделируют маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д.

59

Золотое кольцо России  

Иваново-Суздаль-Владимир

21.04

Составляют вопросы к викторине по Золотому кольцу. С помощью Интернета готовят сообщение о любом городе Золотого кольца.

60

Проект «Музей путешествий»

26.04

Собирают экспонаты для музея, составляют этикетки. Оформляют экспозицию музея. Готовят сообщения, презентуют свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

61

Наши ближайшие соседи

28.04

Показывают на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждают, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения.

62

На севере Европы.

3.05

Самостоятельно изучают материал учебника о странах севера Европы, готовят сообщения с показом местоположения страны и её столицы на поли тической карте Европы. Работают со взрослыми: в магазинах выясняют, какие товары поступают из стран севера Европы.

63

Что такое Бенилюкс.

5.05

Самостоятельно изучают материал о странах Бенилюкса, готовят сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы.

64

В центре Европы.

10.05

Самостоятельно изучают материал о странах центра Европы, готовят сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы.

65

По Франции и Великобритании.

12.05

Самостоятельно изучают материал о Франции, готовят сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составляют вопросы для викторины о Франции.

66

На юге Европы

17.05

Соотносят памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждают цели международного туризма. Находят в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовят сообщения.

67

По знаменитым местам мира.  

Проверочная работа 5

19.05

Выполняют задания; проверяют свои знания.

68

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам».

Экскурсия

24.05

Выступают с подготовленными сообщениями, иллюстрируют их наглядными материалами. Обсуждают выступления учащихся. Оценивают свои достижения и достижения других учащихся.

Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

-Плешаков А.А.  Окружающий мир. 3 класс («Мир вокруг нас»). Учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.

-Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир 3 класс /Сост. И.Ф.Яценко.- М.:ВАКО, 2016.

Для учителя:

-Методические рекомендации для учителя к учебнику Окружающий мир «Мир вокруг нас». Под ред. О.И.Дмитриева - М.: ВАКО,2011.

Цифровые образовательные ресурсы

1.Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru.

2.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru.

3. Портал «Информационно-коммуникационные технологии образования» www.ict.edu.ru

4. Архив учебных программ и презентаций www.rusedu.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира по УМК "Школа России" 4 класс "Конференция "Лес и человек"

Обобщающий урок по теме "Лес и человек" проводится в нетрадиционной форме...

Презентации к урокам окружающего мира по программе "Школа России" 1 класс

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Зачем строят самолеты?"">...

Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа России" для 3 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи изучения предмета, учебно-тематический план, календарною-тематический план с указанием планируемых результатов....

Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему мире, технологии «УМК Школа России» 1 класс,

Рабочие программы по основным предметам "УМК Школа России" в соответствии с ФГОС 1 класс...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к УМК "Школа России" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к УМК  "Школа России" 4 класс...

Пояснительная записка по окружающему миру по программе "Школа России" 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа составлена на основе программы Плешакова А. А.  «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России». 1—4 классы. М.: Просвещение, 2011), которая разр...

Рабочая программа по окружающему миру по программе "Школа России" 2 класс

Рабочая программа составлена на основе программы Плешакова А. А.  «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России». 1—4 классы. М.: Просвещение, 2011), которая разработана в соотве...