Разработка урока окружающего мира "Прирождённые разрушители" (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок окружающего мира построен с использованием технологии критического мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Амбикова Ольга Викторовна
  2. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Г. Панфилова», г. Анжеро-Судженск
  3. Окружающий мир
  4. 3 класс
  5. Прирождённые разрушители
  6. Изучение нового

Конспект урока окружающего мира в 3классе

Тема: Прирождённые разрушители

Цели:

  1. Дать представление о грибах, их строении и особенностях питания, познакомить с разнообразием грибов; подвести к выводу о том, почему грибы относятся к отдельному царству.
  2.  Способствовать развитию критического мышления, речи, коммуникативных умений.
  3. Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающему миру.

Оборудование: иллюстрации грибов, плесень на хлебе, дрожжи, муляжи съедобных и ядовитых грибов, плакат «Природные разрушители» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса», учебник окружающий мир “Обитатели Земли”, 3класс.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Оргмомент

Проверка готовности к уроку                                      

II.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

(ВЫЗОВ)

  1. Загадывает загадку:

Под сосною у тропинки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет ботинка.

Шляпка есть – нет головы?

  1. Отгадывают загадку.

- Гриб

  1. – Давайте составим «Синквейн» со словом  «ГРИБЫ» (учитель записывает на доске)

  1. Составляют «Синквейн» (коллективно)

Грибы

Съедобные, ядовитые

Растут, гниют, распространяются

Грибы – это дары леса.

Еда

  1. Направляет

 Давайте прослушаем диалог Лены и Миши

  1. Инсценировка. Лена и Миша собирают грибы.

Лена: Миша, смотри какой гриб я нашла.

Миша: Правда! Он такой крепкий и красивый.

Лена: Интересно, грибы — это растения или животные?

Миша (уверенно): Грибы живут как животные: у них ведь нет хлорофилла.

Лена: Но ведь они не бегают, как животные, значит это растения.

4. Задаёт вопрос:

-Какой возник вопрос?

- Определите тему урока

Озвучивает тему урока:

Прирождённые разрушители.

4. Отвечают на вопросы:

 -Грибы – это растения или животные?

 - Грибы.

5.  – Составим план урока (учитель записывает  на доске)

5.Составляют примерный план:

1. К чему относятся грибы?

2. Где растут?

3. Строение гриба.

4. Какую пользу или вред приносят?

III.Совместное открытие знаний

(ОСМЫСЛЕНИЕ)

1.Направляет

- Сейчас заполните таблицу «Верные и неверные утверждения».

Зачитывает верные и неверные утверждения:

  1. Гриб – это растение.
  2. Плесень - это гриб.
  3. Нет грибов – нет хлеба.
  4. Гриб может разрушить дом.
  5. Грибами можно лечить.
  6. Не все грибы ядовиты.

1. Заполняют таблицу:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Отмечают у себя в таблице: «+» - верное, «-» - неверное

2. Направляет

– Прочитайте информацию в учебнике на с.120

2.Читают текст в учебнике на с. 120

3. Направляет

- Сравните первое утверждение, сделайте вывод.

3.Сравнивают, делают вывод:

 - Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Они представители царства грибов.

 - Грибы растут в лесу на поверхности почвы. Они разрушители - перерабатывают органические вещества.

4.Направляет

- Из каких частей состоит гриб?

(приводит пример: яблоня с яблоками; яблоки собрали, а яблоня осталась)

4.Рассказ о строении гриба по таблице (у доски)

 - Гриб состоит из грибницы и плодового тела. На плодовых телах созревают споры. Плодовое тело отомрёт, споры разлетятся, грибница продолжает существовать.

IV.Физминутка

Проводят сами дети

V.Совместное открытие знаний (продолжение)

(ОСМЫСЛЕНИЕ)

5.Даёт задание для работы в группах. Напоминает о правилах работы в группе.

5.Самостоятельно добывают новые знания.

1 группа: Плесень (стр. 121 в учебнике)

1 группа: (плесень на хлебе)

 Дополнительная информация из энциклопедии: Рассмотрите плесень. Она моментально прорастает на остатках пищи, потому что грибы прирожденные разрушители, но её споры могут быть ядовитыми для человека, нельзя в квартире допускать её размножения, также нельзя кормить птиц плесневелым хлебом, они могут отравиться.

        Очень важны для человека ПЛЕСНЕВЫЕ грибы. Из них получают лекарства – антибиотики, для борьбы с тяжёлыми заболеваниями.

2 группа:  Спорынья  (иллюстрация на с.121)  

2 группа:  

Дополнительная информация из энциклопедии: Спорынья – гриб, паразитирующий на ржи и на других дикорастущих злаках. Спорынья распространена во всех областях России, где растут хлебные злаки. Наиболее благоприятен для нее климат с повышенной влажностью (70% и выше).

В медицине спорынья издавна применяется при лечении мигрени, базедовой болезни, гипертонии, психических заболеваний.

Препараты:порошок спорыньи, экстракт жидкий, экстракт густой, корнусол (в ампулах);

3 группа: Эмпуза (иллюстрация в учебнике на с. 121)

3 группа: (из Большой советской энциклопедии)

Эмпуза (Empusa)  - род грибов. Паразиты насекомых. Споры (конидии) гриба, попадая на поверхность тела, прорастают, образуя мицелий, который проникает в тело насекомого и разрастается. Под влиянием токсинов, выделяемых грибом, все внутренние органы насекомого разрушаются. Около 20 видов. Наиболее широко распространены виды: вызывающая массовую гибель сосновой совки, златогузки, кольчатого шелкопряда — опасных вредителей лесных культур, и паразитирующая на саранчовых.

4 группа: Трутовик (иллюстрация в учебнике на с. 121)

4 группа: (выдержка из статьи «Зачем природе трутовик?»)

Зачем природе трутовик?

Помню, мне, наверное, тогда лет шесть было, пошли мы с отцом в лес за грибами. Ходили, искали, и грибов-то вокруг много – собирай не хочу, но мое внимание почему-то привлек странный серый нарост на березе.
- Что это? - спросила я у папы.
- Это, дочка, гриб-трутовик.
- Трутовик? – удивилась я. – А почему он на дереве растет.
- А он дерево кушает…

В большинстве  трутовики селятся на мертвой древесине, некоторые предпочитают живые деревья и могут жить только пока живо дерево. Бывает и так: гриб поселяется на живом дереве, растет, питается за счет него, ведет себя как паразит. А когда дерево погибает, он продолжает жить, все так же разлагая древесину. Трутовики чаще селятся на старых, отживших свое или ослабленных деревьях . Питаются  древесиной, причем в основном мертвой .

Встретить трутовики можно практически везде. Чаще, конечно, они встречаются в лесах, особенно ослабленных вырубкой или пожаром. Селятся они и в городских парках и даже на хозяйственных постройках. Есть даже определенная группа, получившая название домовых грибов. Эти грибы очень любят разные постройки, погреба.

5 группа: Дрожжи (пакетик с сухими дрожжами, текст учебника на с. 121)

5 группа:

Дополнительная информация из инциклопедии: Дрожжи – это грибы в виде раздельных одиночных клеток.

    Тело дрожжей сильно отличается от тела большинства грибов, поскольку оно состоит всего-навсего из одной клетки. Впервые их под микроскопом рассмотрел голландский учёный Левенгук. Однако его современники не поняли значения этого  открытия и понадобилось около 150 лет, чтобы учёные разобрались в существе этих микроорганизмов и причисли их к грибам.
  Между тем человечество с давних пор  использовало дрожжи для приготовления алкогольных напитков и в хлебопечении. 

 В природе известны около 500 видов дрожжей. Со многими из них мы сталкиваемся в быту.  Дрожжи делятся на пекарские, пивные и  винные. В хлебопечении, например когда мы выпекаем пирожки. Применяем дрожжи для того, чтобы тесто поднялось.   Используют дрожжи в виноделии, где необходим процесс брожения.  Большое значение имеет применение дрожжей в пивоварении.

Дрожжи всегда были неизменными спутниками и друзьями человека.

6 группа: Шляпочные грибы (текст и иллюстрации учебника на с 121-122)

6 группа: (муляжи грибов, иллюстрации)

  Полезно знать, что среди трубчатых грибов нет особо опасных, а вот с пластинчатыми грибами нужно быть поосторожней. Ядовитые и незнакомые грибы лучше не трогать руками.

6.Даёт возможность выступить каждой группе, оценить работу группы.

6.Выступление представителя от каждой группы, оценивают работу группы

7.Направляет

- Сравните свои утверждения в таблице «Верные и неверные утверждения», сделайте выводы.

7.Сравнивают свои утверждения, делают выводы:

 грибы это особое царство; для изготовления хлеба используют дрожжи, а это тоже грибы; грибы разрушают древесину и есть домовой гриб; из плесени делают лекарство пенициллин, плесень – тоже гриб; не все грибы ядовиты.

8.Проводит игру «Возьму в лукошко»

Показывается иллюстрация гриба или муляж, если это съедобный и известный детям гриб, то хлопают в ладоши, если неизвестен или ядовитый, то топают.

8.Участвуют в игре.

VI.Подведение итога

(РЕФЛЕКСИЯ )

1.Задаёт вопросы:

- Что объединяет эти слова? дрожжи, грибы, трутовик, плесень, спорынья, эмпуза

- Что же такое грибы?

 - Какую роль они играют в природе?

- Мы ответили на все вопросы нашего плана.

1.Отвечают на вопросы

- Это всё грибы.

- Отдельная группа организмов.

- Роль разрушителей.

2.- Давайте снова составим «Синквейн», имея новые знания по данной теме. Записывает на доске рядом с тем, который был составлен в начале урока.

2.Составляют «Синквейн»

Грибы

Полезные, съедобные

Разрушают, помогают, лечат

Грибы – прирождённые разрушители.

Помощники

VII.Домашнее задание.

- Чтобы нам быть тоже помощниками природы и подготовиться к следующему уроку «как нам жить в дружбе с природой» необходимо составить памятку грибника, выполнить 2 задания (на выбор)  в рабочей тетради на с. 60, а для любознательных познакомиться с материалом в учебнике на с. 123.

Записывают в дневник

VIII.Оценивание

 - Спасибо за работу на уроке.

 - У каждого из вас на парте лежит гриб, выберите тот который соответствует вашей работе на уроке, и положите в корзину на доске
красный– было интересно и узнали на уроке что-то новое;
жёлтый – было интересно, но нового ничего не узнали;
коричневый– было неинтересно.

Дети оценивают свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока окружающий мир; 3 класс

Тема урока: Экологическая безопасность.Аннотация к Уроку-Окружающий мирУровень образования школьников: 3 класс общеобразовательной школы.Форма учебной работы: классно-урочная.Оганизация работы: группо...

методическая разработка урока окружающий мир;4 класс

Тема: Мир древности: далёкий и близкий Цель: 1. Познакомить учащихся с древним Египтом, Грецией, Римом, с их достижениями и достопримечательностями. ...

Разработка урока окружающий мир 1 класс Как животные весну встречают

Формирование представления детей о разнообразии животного мира, расширение знаний о зверях и насекомых....

разработка урока окружающего мира 3 класс

разработка урока окружающего мира  по теме "Свойства аоды. Роль воды в природе" 3 класс  УМК Гармония...

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...