Научно - исследовательская деятельность детей
творческая работа учащихся по окружающему миру (3 класс) по теме

Мартынова Виктория Викторовна

Исследования по темам, тексты, презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon isportim_vodu_ischeznet_zhizn.doc344.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.31 МБ
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc74.5 КБ
Microsoft Office document icon man_rabota.doc96 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_man.ppt1.24 МБ

Предварительный просмотр:

    XIII  городская научно – практическая конференция школьников

 

        ТЕМА:  «ИСПОРТИМ ВОДУ, ИСЧЕЗНЕТ ЖИЗНЬ!?»

                                                             

                                                              Автор работы:  

                                                              Лось Екатерина Александровна

                                                              Место выполнения работы:                                                                      

                                                              г. Невинномысск

                                                             МБОУ СОШ № 8,  3 класс.

                                                             Научный руководитель: Мартынова

                                                             Виктория Викторовна, учитель

                                                             начальных классов, МБОУ СОШ №8.

                                                 Невинномысск,  2014

Оглавление                                                                                                       стр.

Введение……………………………………………………………………      3-4

Глава 1.  Теоретическое обоснование проблемы

1.1 История возникновения моющих средств ………………………….          5                                                                                                                        

1.2 Понятие синтетических моющих средств и принцип работы…….           5

1.3  Синтетические моющие средства и окружающая среда………….            6

Глава 2. Экспериментальная часть

2.1 Влияние автомобильного шампуня на растения и птиц…………            7-8

Заключение      ………………………………………………………….             9

Литература ………………………………………………………………            10

Приложение………………………………………………………………          11-23

                                                                 

ВВЕДЕНИЕ

 Нет на Земле напитка лучше,

чем стакан  чистой  холодной воды.

В. Песков

На уроке окружающего мира я изучала тему «Замечательное вещество – вода ». Я узнала, что вода – важнейшее условие существования жизни на земле. Все живые существа нуждаются в воде. Без воды погибнут животные и растения. Растения всасывают влагу из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды – это их водопои. Ими могут быть ручьи, родники, реки, озёра.

Каждый день мы тоже потребляем воду. Едим суп, пьём чай или компот. Ежедневно человек должен выпивать не менее 2-х литров воды. Вода нужна нам и для выполнения необходимых гигиенических процедур.

Без воды нельзя построить дом. Не будут работать фабрики и заводы. Не вырастить без неё культурные растения. И не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания.

Вода не только дает жизнь. Это еще и источник красоты на Земле. Нас радует лесное озеро, успокаивает журчание ручья, удивляют облака, плывущие в небе. Подарив людям воду, природа дала нам бесценное богатство.

Однако, воды, пригодной для потребления становится всё меньше и меньше. Проблема чистой питьевой воды сейчас носит очень серьёзный характер. Ведь с каждым годом человечество все чаще сталкивается с нехваткой живительной влаги из-за изменений климата и загрязнения окружающей среды[1]

         Моя подруга живёт в своём доме. И находясь у неё в гостях, я неоднократно наблюдала, как хозяйки выливают на землю грязную воду после стирки белья и мытья посуды. А, прогуливаясь, с родителями  по набережной реки Кубань я наблюдала, как водители мыли свои машины на берегу. Я задумалась – если мы испортим воду, то исчезнет ли жизнь? Мне стало интересно,  как влияют моющие средства на воду. А в свою очередь как эта загрязнённая вода  влияет на всё живое. Поэтому  в своей работе я решила узнать, как влияют синтетические моющие средства  на окружающую среду,  в частности на растения и на птиц. Это и есть цель моей работы.  В процессе своей работы я хотела подтвердить или наоборот опровергнуть гипотезу о том, что в загрязнённой моющими средствами водой может быть жизнь.                                                                                          

Для проверки гипотезы были поставлены и решены следующие задачи: познакомиться с литературой по данной теме, экспериментально изучить влияние моющих средств на окружающую среду,  результаты исследования оформить таблично и графически, сделать выводы, подготовить материалы для классных часов  в нашей школе.

Методы, которые я использовала,  во время работы были: поиск и анализ информации,  наблюдение, проведение эксперимента,  анализ полученных результатов.

                          Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы        

  1. История возникновения моющих средств.

           Самое простое моющее средство, было получено на Ближнем Востоке более     5 000 лет назад. Скорее всего, оно было открыто по чистой случайности, когда над костром жарили мясо, и жир стек на золу, обладающую щелочными свойствами. Взяв в руки горсть этого простейшего мыла, древний человек обнаружил, что оно легко растворяется в воде и смывается вместе с грязью. Поначалу оно использовалось главным образом для стирки и обработки язв и ран [4,11].  И только с I века н. э. человек стал мыться с мылом.                                   На Руси мыло появилось в 15 веке. Производить мыло на промышленном уровне стали при Петре Первом, мыловаренные фабрики открылись у нас лишь в 18 веке.               Первое синтетическое моющее средство появилось только в 1916 году. Изобретение немецкого химика Фрица Понтера предназначалось для промышленного использования, бытовые синтетические моющие средства,  менее безвредные для рук, стали выпускать в 1935 году [4;10]. С тех пор был разработан целый ряд синтетических моющих средств (CMC) узкого назначения, а их производство стало важной отраслью химической промышленности.

  1. Понятие синтетических моющих средств и принцип работы.

Что же такое синтетическое моющее средство и как оно работает? Согласно Большой Советской энциклопедии: синтетическое моющее средство это вещества или смеси веществ, применяемые в водных растворах для очистки (отмывки) поверхности твёрдых тел от загрязнений[2,328]. Другие названия синтетических моющих средств – детергенты. Примеры СМС: мыло, моющее средство для посуды, шампунь и т.д. Данные синтетические моющие средства нужны тогда когда надо отмыть грязь, которая не растворяется в воде, например, жир или масло. Детергенты состоят из двух частей. Одна часть растворяется в масле, а вторая часть – растворяется в воде. Принцип работы СМС – молекула детергента одним концом (который может соединиться с жиром)  встраивается в жир. Несколько молекул окружают каплю жира со всех сторон. Результат: грязь с жиром стала растворяться в воде. Почему? Потому что синтетические моющие средства спрятали свои «жирные» части в грязь, а «водные» части выставили наружу. Соответственно, вода легко отделяет обработанную детергентами часть жиросодержащей грязи[1;11;12].

1.3 Синтетические моющие средства и окружающая среда.

Пройдя путь от магазина через нашу раковину, ванну, туалет, стиральную машину СМС попадают в канализацию, а из канализации в водоемы реки и т.п. Недостатком большинства CMC является их трудная биоусвояемость (перевариваемость) в сточных водах микроорганизмами, так как фактически для них это яды[5;4]

 А если воду выливают прямо на землю, или моют машину  на берегу реки, то вода сразу через почву попадает в реку.

Кроме этого СМС изменяют вкус, запах, цвет воды. Содержащиеся в них химические вещества оказывают значительное влияние на биологический и физический режим водоемов. В результате снижается способность вод к насыщению кислородом, парализуется деятельность бактерий, минерализующих органические вещества[9].

В первую очередь страдают от синтетических моющих средств животные, которые живут в воде. Почему страдают именно они? Потому что СМС прилипают к жабрам и рыбы погибают, образование пены способствует ухудшению условий  существования рыб и других обитателей рек [5;6]

Опасность состоит в том, что растворы СМС  содержат все химические элементы, входящие в их состав. Сточные воды сбрасываются в канализацию и попадают в водоемы. Здесь свойство СМС понижать поверхностное натяжение воды приводит к разрушению тонкой водяной пленки и, как следствие, к гибели личинок комаров, некоторых жуков, различных улиток, живущих и размножающихся на поверхности воды[5].

Глава 2. Экспериментальная часть.

Если во время мытья посуды или стирки белья вода с растворёнными СМС попадает в канализацию, затем на очистные сооружения. А там проходит определённую обработку и уже довольно таки очищенная попадает в реку, то меня заинтересовала другая сторона проблемы. Как влияет вода с СМС, которая не проходит очитку, когда вода, например, через почву  просачивается в реку или же когда вода сразу попадает в реку, например при мытье машины непосредственно на берегу реки.

Чтобы увидеть, а есть, ли вообще такая проблема я провела анкетирование среди учащихся 3-4 классов. Анкета была проведена анонимно, соответственно ребята отвечали более правдиво.

Я предложила ответить на следующие вопросы:  (см. Приложение – анкета)

  1. Есть ли в вашей семье машина.
  2. Где ваши родители моют машину: на автомойке, на улице возле дома, на берегу реки.

Результаты оказались следующими (см. Приложение – результаты анкетирования): среди 66 опрошенных – 52 человека отметили, что в их семье есть машина. Из них 26 человек отметили, что машину моют на автомойке, ещё 18 человек  - машину моют на улице возле дома, а вот 8 человек показали, что их родители моют машины на берегу реки.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема загрязнения рек СМС средствами существует, а люди загрязняя реку, даже не задумываются об этом.

Во время следующих исследований я хотела увидеть как СМС, а в частности автомобильный шампунь, влияет на рост и развитие растений. Для этого я решила порастить кресс – салат. Я выбрала кресс – салат потому что, у этого растения семена примерно одинакового размера, значит, их не надо калибровать (см. Приложение – фото 1), кроме этого это растение хорошо переносит перепады температуры и даёт урожай уже через 14 дней.  Мой эксперимент начался 26 ноября. Приготовила 5 пронумерованных стаканов, в каждый из которых было посажено 30 семян и два вида шампуня. Первый вид – простой шампунь, второй – суперконцентрированный. Во время своего эксперимента я хотела убедиться, на сколько губителен шампунь, растворённый в воде, а также сравнить какой из видов шампуней сильнее повлияет на кресс – салат. Все стаканы находились в одних условиях: температурном и световом, отличался только полив (см. Приложение – фото 2).

Первый полив – отстоянной чистой водой.  После того как семена проросли (к 3 декабря проросли семена  во всех стаканах) поливала их по схеме (см. Приложение – таблица 1)

Мой эксперимент продолжался 21 день. Результаты оказались следующими:   (см. Приложение -  таблицу 2)

- через 7 дней в стакане №1 кресс – салат зелёный, без изменений. В стаканах №2 и №4      (где концентрация шампуня в воде маленькая) наблюдалось увядание ростков, на некоторых стеблях листья свернулись, уже видны засохшие ростки; а в стаканах №3 и №5  - увядание сильное, стебли тонкие, листья желтеют, засыхают, причём в стакане №5 увядание происходит быстрее, (см. Приложение – фото 3, 4, 5, 6).

- через 9 дней кресс – салат в стакане №5 полностью погиб.

- через 14 дней – погиб в стакане №3.

- на 19 день кресс – салат в стаканах №2 и №4 выглядел безжизненным: многие стебли засохли, у оставшихся стебли тонкие, жёлтые.

- Таким образом, на 21 день только в стакане №1 кресс – салат сохранился и продолжал расти без изменений, (см. Приложение – фото 7).

Свои предположения я хотела подтвердить и по отношению к животным водоёмов, например, птицам. Для эксперимента я налила с тарелку чистую воду, добавила, синюю пищевую краску и опустил в неё белое гусиное перо (см. Приложение – фото 8). Через несколько минут я достала перо, провела по нему ватным шариком.

Затем я в эту воду добавила 2 чайные ложки автомобильного шампуня. Опустила  другое перо, вынула его через несколько минут. Провела по нему ватным шариком (см. Приложение – фото 9).

Результат:  плавали  оба пера, но первое перо осталось чистым и сухим, а  в мыльной воде перо пропустило воду – и окрасилось  в голубой цвет (см. Приложение – фото 10).
Проведённый эксперимент говорит о том, что  при добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками, которые соединяют тонкие перьевые лепестки. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. Таким образом, от загрязненной мылом воды будут страдать водоплавающие птицы: утки, гуси. Кроме этого будут ещё страдать и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.

         Таким образом, по  проведённым  экспериментам  можно сделать вывод, что СМС не зависимо от концентрации, губительны для растений, для животных водоёмов,  и попадая в реку, они окажут существенное влияние на экосистему реки.

                                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 Сейчас во всем мире очень остро стоят экологические проблемы, и в частности  проблема охраны окружающей среды от вредного воздействия бытовых химических средств. Поскольку каждый человек следит за своей гигиеной,  пользуется моющими средствами, стирает  свои вещи, моет  посуду, то эта  тема касается каждого. В своей работе я исследовала влияние синтетических моющих средств на окружающую среду и доказала, что СМС  негативно влияют на растения, в конечном итоге убивая их. Таким образом,  я опровергла гипотезу о том, что в воде загрязнённой моющими средствами не  может быть жизнь. Поэтому хозяйкам нужно запомнить, что выливать воду после стирки белья и мытья посуды, водителям автомашин – мыть  машины, нужно в специально отведенное для этого место, не допуская попадания этой воды в водоемы, колодцы, на почву. Ведь о своем здоровье мы заботимся, так почему мы забываем  о природе, которая нас окружает, которая с детства  радует нас своей красотой. Эту красоту нужно сохранять и приумножать[1;8].

Со своими исследованиями я выступила на родительских собраниях в тех классах, где я проводила анкетирование и наглядно показала родителям, что они загрязняют воду -  даже не задумываясь об этом.  С моей учительницей мы совместно подготовили и провели  классный час « Почему воду нужно беречь?» Работа меня увлекла. Много вопросов ещё осталось не рассмотренными, поэтому я планирую и дальше работать по этой теме.

Закончить свою работу я хотела бы следующими словами: « Как красива вода! Особенно, когда сидишь в тишине и слышишь, как она что-то шепчет. Видишь, как в прозрачной воде плавают маленькие рыбки. Не правда ли красиво?!» [6]

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: Академия развития, 2008, 240 с.
  2. Большая Советская Энциклопедия. 1969 - 1978 г., 18960 страниц;
  3. Большая энциклопедия. Кирилла и Мефодия, 2008
  4. Журнал «Химия в школе» 2009 №5, 76 с.
  5. Миллер Т.Жизнь в окружающей среде. Т.1. – М: Прогресс, 2010, 253с.
  6. Феоктистова Н.Ю. Бегущие по воде // Биология, 2002, № 37, 45с.
  7. http://nerox.ucoz.ua/ 
  8. http://www.uchis-student.ru/ 
  9. http://www.bestreferat.ru/ 
  10. www.konkyrs10-11/journal.edusite.ru
  11. www.xumuk.ru
  12. www.dev.zavuch.info.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ.

АНКЕТА

  1. Есть ли в вашей семье машина:               да                        нет

2. Где ваши родители моют машину:

на автомойке,

на улице возле дома,

на берегу реки.

     

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ:

                                                                                                       

Фото 1

Фото 2.

Фото 3.

Фото 4

Фото 5

Фото 6

Фото 7.

Фото 8

Фото 9

Фото 10

Таблица 1

Стакан №1

Стакан №2

Стакан №3

Стакан № 4

Стакан №5

Поливала

чистой отстоянной водой

В

воду

добавила

 3 капли простого шампуня

В воду

добавила

1 чайную

ложкой простого шампуня

В воду добавила

3 капли суперконцентрированного шампуня

В воду добавила 1 чайную ложку

суперконцентрированного шампуня

Таблица 2

ДЕНЬ

                         ПРОИСХОДЯЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Стакан №1

Стакан №2

Стакан №3

Стакан №4

Стакан №5

7 день

Зелёные,

наблюдается рост

Увядание ростков, засохшие ростки, свёрнутые листья.

Сильное увядание, стебли тонкие.

Увядание ростков, засохшие ростки, свёрнутые листья.

Более сильное увядание, листья жёлтые, продолжают засыхать.

9 день

Зелёные,

наблюдается рост

Увядание продолжается

Сильное увядание

Увядание продолжается

Ростки полностью засохли, растение погибло

14 день

Зелёные,

наблюдается рост

Увядание продолжается

Ростки погибли

Увядание продолжается

      -

19 день

Зелёные,

наблюдается рост

Ростки безжизненны.

Многие стебли засохли, у оставшихся очень тонкие, жёлтые

     -

Ростки безжизненны.

Многие стебли засохли, у оставшихся очень тонкие, жёлтые

      -

21 день

Зелёные,

наблюдается рост.

Практически погибли все ростки

Погибли все ростки

Практически погибли все ростки

Погибли все ростки

Классный час “Почему воду нужно беречь?”

Цели: дополнить представления  о роли воды для человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе.

Ход классного часа

Организационный момент.

Сообщение темы и целей классного часа.

- Подводя итоги проектно-исследовательской работы по теме “Испортим воду, исчезнет жизнь» я хотела бы поговорить с вами о том, почему нужно беречь воду?

Введение в тему.

- Планеты, вращающиеся вокруг Солнца, имеют свои цвета. Венера ярко – белая. Это цвет окутывающих облаков. Марс красноватый. Это цвет марсианских песков. Нептун синеватый, это цвет его газов. А наша Земля на снимках из космоса выглядит голубой. Это цвет ее океанов и морей. А какие-нибудь еще водоемы вы знаете? Мы сейчас это проверим, отгадав загадки и решив кроссворд “Водоем (искусственный и естественный)”

Вопросы

По горизонтали:

6. Посреди поля лежит зеркало – стекло голубое, рама зеленая.

7.
Кто бежит по горным склонам,
Тараторит сам с собой
И в густой траве зеленой
Прячет хвостик голубой?

8.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды – в нем все отражается.
Как это зеркало называется?

9. Искусственное русло, наполненное водой.

10. Часть водного пространства, вдающаяся в сушу.

По вертикали:

1.
Не вода и не суша –
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.

3. Водное пространство, омывающее материк или находящееся между материками.

4. Кругом вода, а с питьем беда.

5.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе:
Узкий кончик – в родничке,
А широкий – в море.

6. Узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части.

Ответы:

По горизонтали: 6. Пруд. 7. Ручей. 8. Озеро. 9. Канал. 10. Залив.

По вертикали: 1. Болото. 3. Океан. 4. Море. 5. Река. 6. Пролив.

 

- Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом проползает,
Ледником в горах зовется,
Речкой серебристой вьется.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.

- Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап…
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдет немного лет,
И нет водицы – нет, нет, нет…

-  Все вы знаете сказку Пушкина о том, как в стародавние времена поймал старик золотую рыбку. А как бы сюжет этой сказки развивался сегодня. Хотите узнать? 

«Пошел Денис на речку ловить рыбу. Раз закинул он свою удочку в речку – поймал бутылку из-под сока. Второй раз он закинул удочку – выловил рваный башмак. В третий раз закинул удочку, и попалась маленькая рыбка. Стало жалко Денису рыбку, решил он отпустить ее в реку – пусть подрастет! И вдруг рыбка голосом человеческим заговорила. Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки,  нет больше жить в речке!»

- Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – это ее дом!                                     -Наверное, вода в речке была грязной.                                                                                                        -Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке и другим обитателям водоемов? Почему?

Заслушивание итогов проведения экспериментальной части работы.

В течение нескольких дней я проращивала кресс-салат. Посадила в несколько стаканов одинаковое количество семян, проращивала их в одинаковых условиях. Отличался только полив. Результат оказался следующим: погибли все ростки, которые я поливала водой с растворёнными в них СМС. А в стакане, где ростки я поливала чистой водой – они продолжали расти и развиваться без изменений.  Я также опускала в воду (чистую и с СМС) гусиные перья.

Результаты следующие: плавали  оба пера, но первое перо осталось чистым и сухим, а  в мыльной воде перо пропустило воду – и окрасилось  в голубой цвет (см. Приложение – фото 10).
Проведённый эксперимент говорит о том, что  при добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками, которые соединяют тонкие перьевые лепестки. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. Таким образом, от загрязненной мылом воды будут страдать водоплавающие птицы: утки, гуси. Кроме этого будут ещё страдать и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.

         Проведённые  эксперименты  говорят о том, что СМС не зависимо от концентрации, губительны для растений, для животных водоёмов,  и попадая в реку, они окажут существенное влияние на экосистему реки.  

Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства. Ещё люди загрязняют воду , например, СМС, даже не задумываясь об этом.

Рыбы, растения, звери – все живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод? Ведь это не может продолжаться бесконечно.

Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.

Подведение итогов.

- А теперь давайте подведем итоги нашего классного часа и сформулируем правила бережного отношения к воде.

  1. Обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана дома, в школе. Если ты заметишь такое, закрой кран.
  2. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
  3. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь!
  4. Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струей. Не лучше ли поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь.
  5. Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым.
  6. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины, не выливать воду после мытья посуды на землю, канавы.

- Если мы будем знать и выполнять  эти правила, мы поможем сберечь воду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Невинномысск, 2014 Автор: Лось Екатерина, ученица 3 «Б» МБОУ СОШ №8 Учитель: В.В. Мартынова ИСПОРТИМ ВОДУ, ИСЧЕЗНЕТ ЖИЗНЬ!?

Слайд 2

Нет на Земле напитка лучше, чем стакан чистой холодной воды. В. Песков

Слайд 3

Цель - узнать как влияют синтетические моющие средства на окружающую среду. Гипотеза – в загрязнённой воде жизнь возможна!!!

Слайд 4

Задачи: познакомиться с литературой по данной теме, экспериментально изучить влияние моющих средств на окружающую среду, результаты исследования оформить таблично и графически, сделать выводы, подготовить материалы для классных часов в нашей школе.

Слайд 5

Результат анкетирования:

Слайд 6

I этап работы:

Слайд 7

Таблица №1 Стакан №1 Стакан №2 Стакан №3 Стакан №4 Стакан №5 Поливала чистой отстоянной водой В воду добавила 3 капли простого шампуня В воду добавила 1ч.л. простого шампуня В воду добавила 3 капли суперконцентрирован. шампуня В воду добавила 1ч.л. суперконцентрирован. шампуня

Слайд 8

Результаты оказались такими:

Слайд 9

21 день эксперимента:

Слайд 12

Результат:

Слайд 14

Вывод: моя гипотеза оказалась неверной. В загрязнённой воде моющими средствами не может быть ЖИЗНИ!!!

Слайд 15

Используемые источники: Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: Академия развития, 2008. Большая Советская Энциклопедия. Большая энциклопедия. Кирилла и Мефодия, 2008 Журнал «Химия в школе» 2009 №5 Миллер Т.Жизнь в окружающей среде. Т.1. – М: Прогресс, 2010 Феоктистова Н.Ю. Бегущие по воде // Биология, 2002, № 37. http://nerox.ucoz.ua/ http://www.uchis-student.ru/ http://www.bestreferat.ru/ www.konkyrs10-11/journal.edusite.ru www.xumuk.ru www.dev.zavuch.info.ru



Предварительный просмотр:

                      научно – практическая конференция школьников

Тема: "Влияние различных условий на рост и развитие растений".

                                                             

                                                              Автор работы:  Казьменко Вадим  

                                                             Место выполнения работы:                                                                      

                                                              г.Невинномысск

                                                             МБОУ СОШ № 12,  4 класс.

                                                             Научный руководитель: Мартынова

                                                             Виктория Викторовна, учитель

                                                             начальных классов, МБОУ СОШ № 12.

                                   

                                         Невинномысск,  2012

Оглавление                                                                                                       стр.

Введение……………………………………………………………………    3

Глава 1.  Экология и развитие растений.                                                                                                                                    

1.1 История происхождения лука  ………………… ……………………    4                                            

1.2 Описание семейства луковых …………………………………………   4                                                                      

1.3 Целебные свойства лука, их применение ……………………………   5

Глава 2. Проведение исследовательской работы.

2.1  Результаты исследования  …………….....………                               6-7

 Заключение      ………………………………………………………….       8  

 Литература ………………………………………………………………      9  

                                                       

Введение.

Экология – наука о доме. Наш дом – город Невинномысск. Поэтому меня очень волнует экологическая обстановка нашего города. Я проживаем в одном из микрорайонов нашего города. Через Невинномысск проходит две большие автотранспортные артерии: федеральная трасса  «Кавказ» и Северо – Кавказская железная дорога.  Источниками загрязнения окружающей среды становится транспорт,  который оказывает сильное механическое воздействие на почву и заводы (« Невинномысский Азот»,  «Арнест»)  Отсюда следует, что состав почвы и ее состояние влияет на организм растения, ограничивая его рост и состояние.                                                                                     Гипотеза.                                                                                                                                                После изучения литературы, я задумался, а влияет ли плодородие земли, свет и тепло на развитие растений, ведь растения являются продуктами  питания для человека.

Объект исследования: овощ – репчатый лук.

Цель проекта: изучить влияние различных условий на произрастание репчатого лука.

Задачи исследования:

1. Узнать историю происхождения репчатого лука; познакомиться с видами лука.

2. Определить значение лука для здоровья человека (целебные свойства лука; его применение).

3. Прорастить лук в разных пробах почвы:  в удобренной покупной земле;  в садовом чернозёме, удобренном куриным помётом;  в глиняной земле.  

4. Проследить влияние света на рост и развитие репчатого лука.

5. Пронаблюдать рост и развитие лука в различных условиях среды.

6. Проанализировать полученные данные;

7. Сделать выводы о влиянии различных условий на развитие растений.

Методы исследования:

- библиографический;

- культивирование в комнатных условиях;

- наблюдение и фиксация результатов.

Глава 1. Экология и развитие растений.

1.1 История происхождения лука.                                                                                               С ростом населения нашего города, развитием промышленности и сельского хозяйства увеличивается сброс бытовых и технических отходов в воздух, в почву, в реку, а потом переходят по экологическим цепочкам из одной цепи в другую, попадая в организм человека. В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнение окружающей среды. Загрязнение окружающей среды приводит к росту заболеваемости населения.                                                                                           Почва – особое природное образование, получившееся в результате длительного образования. Почвенный покров – важнейшее природное образование. Его значение очень велико, так как почва представляет собой источник продовольствия. Основное свойство почвенного покрова – его плодородие, обеспечивающий урожай сельскохозяйственных культур для населения планеты. На плодородие почвы влияет окружающая среда.                                              Для подтверждения своей гипотезы я выбрал репчатый лук, наиболее распространённый  овощ в нашей местности.

Лук репчатый (Allium cepa) – родовое латинское Allium произошло от кельтского all – жгучий и связано со жгучим вкусом, характерным для всех органов лука.                                       Более 4000 лет до нашей эры были первые упоминания о культурном возделывании лука репчатого на территории современных Ирана и Ирака. Из Средней Азии лук попал в Египет. Там египтяне изображали лук на памятниках, считали даром богов. Священным растением.

За несколько столетий до нашей эры лук выращивали в Древней Греции. У древних греков луковица являлась моделью устройства Вселенной.

В Древнем Риме лук считали одним из ценнейших пищевых и лекарственных растений, а также считали средством, прогоняющим демонов и лемуров.

В Западную и Центральную Европу лук попал в V-VI веках из Италии, в Северную и Южную Америку он завезен из Европы.

Более 1000 лет назад лук возделывался на территории современной России славянскими племенами.

В настоящее время репчатый лук распространен от полярного круга до тропиков. В связи с этим лук репчатый является одной из основных овощных культур во всем мире.           Самый популярный среди луков – репчатый, он урожаен, дает вкусные трубчатые литья (перо) и качественные луковицы. Перо лука – главнейший зеленый продукт на нашем столе. Лук обладает антимикрорбным действием за счет присутствия в них особых веществ – фитонцидов губительно действующих на различные бактерии через различные органы пищеварения.

1.2. Описание семейства луковых.

Репчатый лук - многолетнее травянистое растение, в первый год из семян появляется маленькие луковички, величиной с ноготок. А уже на второй год вырастают крупные, сочные, луковицы. Это растение с шаровидными луковицами диаметром до 15 см, одетыми сухими желтовато-оранжевыми, красноватыми оболочками. Также цвет их может быть золотистым, фиолетовым, красноватым или белым. Красный лук самый острый и жгучий, а белый более мягкий, сладкий и сочный. Листья трубчатые, прикорневые.                                                                                                                                                                    Существует более 400 видов лука. Лучшие в мире сорта выведены в нашей стране, в местностях, по которым им присвоены названия: Ростовский, Пензенский, Остерский, Арзамасский, Уфимский и др. А в Елабужском районе в селе Танайка выращивают на больших площадях сортовые виды репчатого лука.

1.3.Целебные свойства лука, его применение.

Лук распространен во всем мире в качестве лекарственного растения. Он содержит вещества: магний, кальций, натрий, хлор, серу, фосфор, железо, эфирные масла, аскорбиновую кислоту, витамины РР, В, А, а самое главное вещество – фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии именно они делаю лук на вкус острым. В народной медицине лук — очень популярное средство для профилактики и лечения вирусных и респираторных заболеваний. Луковый сок разжижает мокроту и растворяет слизь в легких, облегчает сильный кашель и хриплость. Благодаря своим лечебным свойствам лук эффективно действует при воспалениях горла. Из записей врачей, практиковавших до появления антибиотиков, мы знаем, что луком успешно лечили даже воспаления легких. Лук — эффективное средство при лечении простуды, воспалений горла, и придаточных пазух носа. Его рекомендуют применять также для профилактики простудных и инфекционных заболеваний. Во время Великой Отечественной войны наши солдаты спасались от цинги репчатым луком, а также делали кашицу из натертого лука и накладывали на раны. В пищу лук используют как в свежем, сыром виде в салатах, так и вареном, жареном виде. Лук является обязательным продуктом в различных соусах и супах.

Глава 2. Исследовательская работа.

2.1. Результаты исследования.                                                                                                                   Мой эксперимент начался 2 октября 2011 года. Стаканы с посаженными лукавицами  за время эксперимента находились на подоконнике на западной освещенной стороне. Температура в комнате была постоянной. Полив водой производился один раз в три дня. Измеряли высоту растений и фиксировали в таблице величину прироста через 3 дня.  15.                                Я посадил  луковицы в разные пробы почвы:                                                                                                        проба №1 -  удобренная покупная земля,                                                                                                                                    проба №2 – садовая земля, удобренная куриным помётом,

проба №3 – садовая неудобренная земля ,

проба №4 – глина,

проба №5 - водопроводная вода,

пробы №6 – без почвы и воды;

проба №7 - в удобренную землю в темноте;

проба №8 - в неудобренную землю в темноте.

Вывод.

По результатам исследования выяснилось, что первый росток появился в покупной земле на 5 день, на одиннадцатый день появился росток в садовом черноземе, удобренном куриным помётом, на это время в пробе №1 лук пророс уже на 10см. Но дальнейшее исследование показало,  что лучше репчатый лук пророс всё же  в пробе №2 удобренной куриным пометом, поскольку такой вид удобрения считается наиболее ценным. Питательные вещества в нем находятся в благоприятном для растений и почвенной микрофлоры сочетании, быстро растворяются в воде, легко усваиваются. В конце эксперимента длина перьев составляла 22 см, перья были сочные, зелёные, по вкусовым качествам были самые хорошие и вкусные.  В пробе №1 – покупной удобренной земле, лук тоже дал неплохие результаты. В конце эксперимента длина перьев достигала 16см. Вкусовые качества в норме. Почему так? Потому что все процессы жизнедеятельности здесь сохранены: фотосинтез и получение из почвы питательных веществ. А вот в пробах земли под номерами 3 и 4 лук всходов не дал. Не дал всходов лук и без почвы, и в воде. Пророщенный в темноте лук – с тонкими желтыми листьями, неприятными на вкус.

Проба №1 – тонкие зеленые литья высотой 16см;

Проба№2 – хорошие зеленые листья высотой 22 см;

Проба №4 – нет прироста, так как глина неплодородна, мало пропускает доступ кислорода;

Проба №5- №6  – в воде, без почвы и воды лук вообще не пророс. Это свидетельствует о том, что не было питательных веществ, поступающих из земли и воды.

Проба № 7 – в затемненном месте, в удобренной земле- листья тонкие, желтого цвета, высотой 25 см, на вкус не острый, нет жгучего вкуса;

Проба № 8- в затемненном месте, в неудобренной земле листья тонкие, желтого цвета, высотой 23 см, на вкус не острый, нет жгучего вкуса; вывод: нужен свет и солнечные лучи.

Дата

Проба №1

Проба №2

Проба №3

Проба №4

Проба №5

Проба №6

Проба №7

Проба №8

11.10

-

-

-

-

  -

-

-

-

15.10

около 1мм

-

-

-

  -

-

1см

-

19.10

3см

-

-

-

-

-

8см

2см

23.10

5см

2см

-

-

-

-

5см

9см

27.10

6см

11см

-

-

-

-

5см

8см

31.10

2см

9см

-

-

-

-

 3см

4см

4.11

16см

22см

-

-

-

-

21см

20см

                                         

                                    Заключение.

Полученные мною результаты подтвердили мою гипотезу, что различные условия влияют на рост и развитие растений. Лук любит, когда много света, воды и солнца, поэтому не нужно высаживать в затемненных местах. Высокие требования при выращивании лука – состав и плодородие почвы. Плодородие важно, так как корневая система у лука очень слабая, а листья развиваются мясистые и толстые.                                                                    Растения, живые, как и мы. Они питаются, дышат, пьют воду. В таких условиях они не болеют, не вянут, а радуют нас. На них приятно смотреть, ими мы любуемся. Им нужны хорошие условия.                                                                                                                             Одним из основных источников загрязнения окружающей среды становится транспорт, промышленность. Благодаря развитой транспортной сети создавалась объективная возможность для быстрого перемещения грузов и пассажиров, транспорт – незаменимый помощник во всем, промышленные предприятия выпускают различные предметы, которые делают жизнь человека более удобной. Но какова же плата за эти достижения и успехи современного научно-технического прогресса? Негативное влияние на окружающую среду, почву, людей оказывают все виды транспорта и промышленные предприятия. Транспорт оказывает сильное механическое воздействие на почву, а в воздух выбрасывается большое количество вредных веществ. Отсюда следует, что состав почвы, воздуха и их состояние влияет на организм растения, ограничивая ее рост и состояние.                                                                                                                                     Хотелось бы улучшение экологической ситуации, внедрение менее опасных малоотходных технологий в производстве, в транспортной промышленности.                        В течение четырех недель я изучал историю происхождения лука, его виды, целебные свойства в медицине, применение в пище. Узнал много нового, любопытного, интересного и ценного материала о репчатом луке. В библиотеке изучал материал о луке в народном фольклоре. Выполнял модели развития лука, сделал много фотографий.               Я всех призываем к здоровому образу жизни, употреблять в своем питании полезные овощи, фрукты в различных видах. А про лук хочу сказать: “Лук в пищу добавляйте, здоровье укрепляйте!”           

:

   

                        Список используемой литературы:

 1. Воробьева А.А. “Лук” Росхозиздат, г.Москва, 2000 г.

2. Скляревский Л.Я., И.А. Губанов “Лекарственные растения в быту”, Москва,2008 г.

3. Сиволап И.К. “Книга о вкусной и здоровой пище”, Пищепромиздат, Москва, 2009 г.

4. А.А.Плешаков “Мир вокруг нас”, учебник для 3 класса, Москва, “Просвещение”, 2008 г.

5 .htth:// updiet/info/luk-gorkoe-zdorove.html

6. 7.htth://leloo.com.ua/articles/item-4131.html

7. htth://galya.ru/catd_new_page.php_id=2084521

8. WWWoman.ru

9. http://www.onion.net.ru: Лук и чеснок - рецепты красоты



Предварительный просмотр:

                      научно – практическая конференция школьников

Тема: «Жевательная резинка. Жевать везде, жевать всегда?!»

                                 

                                                             Автор работы:  Скляр Диана  

                                                             Место выполнения работы:                                                                      

                                                              г.Невинномысск

                                                             МОУ СОШ № 12,  3 класс.

                                                             Научный руководитель: Мартынова

                                                             Виктория Викторовна, учитель

                                                             начальных классов, МОУ СОШ № 12.

                                    Невинномысск,  2011

Оглавление                                                                                                       стр.

Введение……………………………………………………………………    3

Глава 1. Жевательная резинка. История, состав и применение.                                                                                                                                    

1.1 История появления жевательной резинки ………………… ……….     4                                            

1.2Состав жевательной резинки …………………………………………     5                                                                      

1.3 Отличие взрослой жевательной резинки от  детской……………………………………………… ……………………      7

Глава 2. Результаты анкетирования и эксперимента.

2.1  Анкетирование учеников МОУ СОШ № 12…………….....………       8

 2.1 Результаты исследования……………………………………………      8

  Заключение      ………………………………………………………….        9

  Литература ………………………………………………………………      10      

   

Введение.

В наше время все, или почти все жуют жевательную резинку. На прилавках магазинов много разной жевательной резинки красиво упакованных пачек и пластинок с различными названиями - в яркой, красочной упаковке, с разными вкусами. Реклама постоянно твердит о том, как хорошо и полезно жевать жевательную резинку, а взрослые (родители, учителя) часто запрещают это делать. Все-таки как правильно поступить? Жевать или не жевать жевательную резинку? В какое время и в каком месте уместно жевать жевательную резинку? Поэтому в своей исследовательской работе я хочу попытаться ответить на эти вопросы.

Цель моей исследовательской работы – выяснить, как влияет жевательная резинка на организм человека. Чего больше она приносит – вреда или пользы.

Задачи исследовательской работы: 

  • выяснить, откуда появилась жевательная резинка;
  •  изучить её состав;
  • выяснить влияние  жевательной резинки на организм человека;
  • выявить отличие жевательной резинки для взрослых и детей через сравнительный анализ её ингредиентов;
  •  провести анкетирование среди одноклассников и выяснить, как относятся дети к жевательной резинке;
  • провести опыты для определения положительного или отрицательного воздействия на организм человека;
  • узнать мнение специалиста (детского стоматолога) о полезных и не очень свойствах жевательной резинки.

Гипотеза:  жевательная резинка не так уж и вредна, если употреблять её правильно.                                                                                                                                     Объект исследования: жевательная резинка.

Методы исследования: 

  • анкетирование,
  • беседа,
  • сбор информации из разных источников (энциклопедия, словари, интернет, упаковочный материал от жевательных резинок),
  • метод сравнения информации на упаковках различных видов жевательных резинок,
  • анализ полученных результатов.  

Глава 1. Жевательная резинка. История, состав и применение.

 1.1 История  жевательной резинки.                                                                                                     Жевательная резинка имеет свою историю, исчисляющуюся тысячелетиями. В   далекие   времена,   когда   настоящих жевательных резинок еще не изготовляли,  люди жевали смолу деревьев, листья  и некоторые травы.  Издревле жители островов Океании после своих пиров, а вожди племен и жрецы после каждого обеда в течение нескольких часов жевали бетель.  Мелко истертые листья этого растения, содержащего к тому же и слабонаркотические вещества, смешивали с известью. Нередко угощение передавалось по кругу. Естественно, к бетелю у островитян развивалось привыкание.  Американские индейцы мелко растирали листья и плоды различных растений, смешивали их с глиной и тоже жевали после еды. Почему таким способом чистки зубов пользовались преимущественно эти народности? Все просто: у островитян всегда было мало пресной воды, и можно предположить, что полоскание рта считалось расточительностью. У индейцев с водой было получше, однако в большинстве племен существовал жесткий культ - воду нельзя было проливать (особенно изо рта!) на землю. К тому же индейцы нередко травили друг друга ядами, и приятие "жвачки" из чужих рук (вернее, рта) стало своего рода обрядом восстановления доверия. Индейцы майя и другие жители Центральной Америки жевали смолу дерева кау-чу. Надрезав кору, они собирали белый сок, вытекающий из-под нее. Через несколько минут он делался темным,   вязким,   тягучим.   В  таком виде его и употребляли как жвачку. Индейцы других племен, например, в Новой Англии, жевали еловую смолу, и колонисты, хлынувшие сюда из Европы, переняли у них эту привычку. У нас во многих деревнях были умельцы, которые варили жвачку из березовой коры. Сварив густую пахнущую массу, они катали из нее отдельные комочки. А чтобы они не засыхали и не затвердевали, хозяйка держала их залитыми водой в посудине.  В 1848 году лавочник Джон Кертис начал первым в мире производить жвачку – он просто расфасовывал в бумажки кусочки смолы. Позднее для этой цели он стал использовать дешёвый парафин, в который для придания приятного запаха добавлялись специи.  Настоящая жевательная резинка была изобретена в 1869 году мексиканским генералом Антонио Лопес де Санта Анна. Ему помогал изобретатель Томас Адамс, который в 1871 году создал первую машину по производству жевательной резинки.  Менее чем за 100 лет жевательная резинка стала одним из самых широко распространённых в мире пищевых товаров. Ныне на родине жевательной резинки, в США, продаётся более 100 сортов жвачки.  Без  преувеличения можно сказать, что жевательную резинку жует весь мир. Но интереснее другое: абсолютно все народы жевали "жвачку" или перед едой - для возбуждения аппетита, или после приема пищи - как тонизирующее и очищающее рот средство.

 1.2 Состав жевательной резинки.                                                                                 

Главное в жевательной резинке - резиновая или «жевательная» основа. Она составляет более 20% от общей массы жевательной резинки.  Но это совсем не та резина, из которой делают коврики в автомобили  и резиновые мячи. Вообще-то резиновую основу должен составлять сок специальных деревьев (каучуконосов), который после того, как его выварят, превращается в мягкую, но упругую массу. Но где, же взять такое огромное количество деревьев, чтобы сделать столько жевательной резинки, сколько ее нужно для того, чтобы хватило для всех? Конечно же, сейчас применяют искусственные, или синтетические резиновые основы. Для того,  чтобы жевательную резинку было удобнее и приятнее жевать, применяют специальные смягчающие добавки - глицерин, лецитин. А для того, чтобы улучшить вкус и цвет  жевательной резинки, добавляют красители, ароматизаторы, сахар (или подсластители). Самое известное из вкусовых и ароматических составляющих жевательной резинки — это ментол. Большую часть ментола получают из эфирного масла перечной мяты. Однако состав разных жевательных резинок отличается друг от друга. Например, в таких жевательных резинках, как Turbo, Boomer содержит бутадиен- стирольный каучук, очень вредный для здоровья, а Orbit, Dirol этого опасного элемента не содержат.                                                                                                                    

Согласно классификации  выделяют простые, гигиенические и профилактические жевательные резинки.
    
Простые жевательные резинки (сахаросодержащие) способствуют очищению зубов от налета, стимулируют слюноотделение, обладают кариеспровоцирующим действием за счет снижения рН слюны.
    Гигиенические жевательные резинки содержат простые сахарозаменители, способствуют очищению зубов от налета, стимулируют слюноотделение, нейтральны в отношении органов и тканей полости рта.
    
Профилактические (современные) жевательные резинки имеют более сложный состав, в который входят несколько сахарозаменителей и кристаллов типа pro-Z. Эти резинки обладают очищающими свойствами, нейтрализуют кислоту в полости рта и восстанавливают рН ротовой жидкости.

 Полезные свойства жевательной резинки.                                                                                   

Уже несколько лет Всемирная Организация Здравоохранения декларирует тот тезис, что «Неоспоримые, научно обоснованные позитивные эффекты жевательной резинки на основе сахарозаменителей – противокариозный, противоналетный, стимулирующий слюноотделение», позволяют считать ее полноценным средством гигиены полости рта.        Целесообразность использования жевательной резинки без сахара для профилактики целого ряда стоматологических заболеваний, сегодня не вызывает споров. Кроме того, жевательная резинка с успехом используется в качестве компонента симптоматической терапии при лечении ряда других заболеваний и патологических состояний, например, галитоза или ксеростомии, что подтверждено многими клиническими исследованиями. Вот почему для широкого внедрения жевательной резинки как эффективного средства профилактики, особенно среди детей, нужна информированность специалистов-медиков о ее свойствах, влиянии на органы и ткани полости рта. Ведь остатки пищи между зубами являются благоприятным местом для размножения болезнетворных бактерий и в дальнейшем образования кариеса. У нас не всегда есть возможность почистить зубы щеткой. А жевательная резинка может всегда находится под рукой и за счет своих адгезивных свойств очищает поверхность зубов от остатков пищи.                                                                                                                   Конечно, жевательная резинка всего лишь дополняет гигиену полости рта. Жевательную резинку стоит выбирать ту, которая не содержит сахарозаменители вместо глюкозы, так как глюкоза предупреждает рост бактерий, вызывающих кариес. И тогда ваши зубы не будут подвергнуты вреду.                                                                                                                         Жевать резинку перед приемом пищи и между едой нежелательно, поскольку в этом случае вырабатывается избыточный желудочный сок. И если жевание входит в привычку, то оно может стать причиной гастрита. Но иногда можно пожевать жевачку для быстрого интенсивного освежения дыхания перед важной встречей, чтобы не попасть в неловкое положение. В этом случае резинка может помочь человеку, у которого есть стоматологические проблемы, или если он голоден. У большинства людей запах изо рта появляется через несколько часов после еды. Чтобы избавиться от него нужно что-нибудь съесть, выпить или, в крайнем случае, воспользоваться жевательной резинкой.
Конечно, резинка ни в коем случае не является альтернативой чистки зубов, тщательно очистить их можно только с помощью пасты и щетки.

Кроме этого, жевательная резинка освежает дыхание. Однако помните – если неприятный запах изо рта стойкий и не проходит в течение дня, нужно обратиться к стоматологу потому, что неприятный запах изо рта может являться симптомом заболеваний полости рта.
         Жевательная резинка вычищает жевательную поверхность зубов. Жевание резинки полезно как для гигиены полости рта, так и для улучшения состояния десен. Именно сегодня наблюдается тенденция использования жевательной резинки в качестве универсального защитного средства.

Жевательная резинка с полирующими свойствами, уничтожает зубной камень и тормозит развитие микроорганизмов в полости рта. Кроме того, у детей жевание резинки укрепляет челюсти, у старшего поколения улучшает работу слюнных желез. Жевательная резинка освежает полость рта; ее часто жуют те, кто хочет бросить курить.

          Итак, всем хорошо известны по рекламным роликам и проспектам положительные стороны жевательной резинки. Действительно, она хорошо очищает полость рта, дезодорирует, способствует усилению слюноотделения и, как следствие, этого улучшению работы желудочно-кишечного тракта, стимулирует кровоснабжение тканей пародонта за счёт улучшения кровоснабжения.

Всё это так, конечно! Но во всём нужна мера! Всё должно быть в разумных пределах! Теперь посмотрим на всё это с другой стороны. Что же плохого в жевательной резинке?                                                                                                                            
Негативное влияние жевательной резинки.
Микробы, которые в огромном количестве находятся во рту, выделяют кислоту, из-за которой разрушаются зубы. Хорошая жевательная резинка, так же как и зубная паста должна защищать наши зубы от кислоты, которую выделяют микробы. Для этого в хорошую, качественную жевательную резинку добавляют специальное вещество- карбамид.  Но если в состав жвачки входит глюкоза- это очень вредно для зубов. Глюкоза- настоящее лакомство для бактерий!

Кроме того, нельзя забывать о том, что как только мы начинаем жевать, наш желудок начинает активно вырабатывать желудочный сок. Если мы жуем резинку на голодный желудок, то сок начинает переваривать нашу слизистую. Это приводит к гастриту, язве и другим болезням, поэтому жевать надо после еды. Если мы жуем после еды, то происходит очищение зубов и дополнительное выделение желудочного сока, который необходим для переваривания пищи.

Большинство жевательных резинок вместо того, чтобы защищать зубы и десны содержит такие компоненты, которые сами являются причиной  заболеваний зубов и десен, таких как кариес, пародонтоз. Много в жевательной резинке очень вредных добавок, которые плохо действуют на весь организм. Так, например, некоторые наполнители могут вызвать аллергическую реакцию, особенно у детей. Также у постоянно жующих ребят может появиться неправильный прикус, ведь в детском возрасте происходит формирование ротовой полости.

Еще один интересный факт: еще в начале 20 века американские ученые обнаружили, что, жуя, человек успокаивается. Но через несколько десятков лет была обнаружена «другая сторона медали» — жевание снижает умственную активность, человек «тупеет».                                                                  

                                                                                                                                                                  Чем отличается жевательная резинка для взрослых от жевательной  резинки для детей?

 Жевательная резинка для взрослых отличается от детской жевательной резинки.

В нашей стране практически нет «взрослой» жевательной резинки с сахаром. А вот «детской» жевательной резинки, в которой есть сахар - очень много. Как ни странно, но именно детские сорта, опасны для здоровья. И эту опасность можно почувствовать на вкус — вредная жевательная резинка более жесткая и быстро теряет вкус, начиная горчить. Еще детская жевательная резинка более яркая.                                                                                      

Глава 2. Результаты анкетирования и эксперимента.

2.1  Анкетирование учеников МОУ СОШ № 12.                                                                                               До начала своей работы я провела анкетирование среди своих одноклассников и ребят из четвёртого класса. Были  предложены  следующие вопросы:

  •  Как часто ты употребляешь жевательную резинку?
  • С какой целью ты используешь её?
  • О каких негативных свойствах ты знаешь? Результат  в 3 классе оказался следующим:

Часто употребляют  - 4 чел., после еды – 2чел., редко – 24чел.

Основная масса использует чтобы освежить дыхание.

О негативных свойствах знают все, но обосновать не смогли.

Опрос 4 класса показал:

Часто употребляют – 8чел., после еды – 12 чел., редко – 8чел., не жуют – 2 чел.

Основная цель – удалять остатки пищи и освежать дыхание.

О вреде знают все, обосновали только 2 человека.                                                                          В целом результаты анкетирования показали, что ребята жевательную резинку употребляют, однако не задумываясь над её плюсами и минусами.

2.1 Результаты исследования.                                                                                                       Также существует мнение, что проглатывание жевательной резинки не вредит организму. С этой целью я провела следующий опыт «Взаимодействие жевательной резинки Dirol и Orbit с 0,5 % - раствором соляной кислоты». Опыт был проведён для того чтобы узнать как взаимодействует жевательная резинка с 0,5 % - раствором соляной кислотой кислоты, что соответствует составу желудочного сока. Приготовила 0.5% - раствор соляной кислоты и жевательную резинку Dirol. В один стакан с раствором кислоты, поместили подушечку жевательной резинки, во второй - использованную жевательную резинку - Dirol.

С начала проведения эксперимента  в первом стакане у нетронутой подушечки - растворятся глазурь и оседает карбонат кальция (СаСО3), а во втором стакане - с использованной подушечкой ничего не происходит. На следующий день никаких изменений замечено не было.

 Через пять дней нетронутая подушечка превратилась в резиноподобное  вещество, на дне стакана обнаружен белый твердый, нерастворимый осадок, а использованная подушечка стала похожа на потрескавшуюся резину, прочно удерживающуюся на дне стакана.

С жевательной резинкой Orbit я проводила точно такие же манипуляции, наблюдала за изменениями в течении 5 дней. Результат оказался точно таким же как и в предыдущем опыте, единственное отличие состоит в том, что на 5 день в стакане  с неиспользованной подушечкой глазурь не растворилась, а поднялась вверх плотным слоем.                                                                                                   Таким образом можно сделать следующий вывод,  жевательные резинки Dirol и Orbit в желудочном соке не растворяется, в желудке остается осадок карбоната кальция, который в слабом растворе соляной кислоты не может растворится, следовательно при проглатывании она может создать проблемы с пищеварением. Естественно чтобы возникли проблемы с пищеварением нужно какое – то время, и не прав тот кто считает что проглотив жвачку несколько раз ничего не будет. Ведь эти несколько раз могут повториться и тогда проблем не избежать.

                                                              Заключение.

Стоматологи, относятся к жевательной резинке неоднозначно. С одной стороны, этот продукт стал обязательным атрибутом современной жизни, особенно если говорить о молодом поколении. Жевательные резинки действительно дезодорируют и освежают полость рта, но этот эффект сохраняется ненадолго - в среднем на 10-15 минут в зависимости от содержания в продукте ментола и других освежающих компонентов.   С другой стороны, жевательную резинку только с очень большой натяжкой можно отнести к средствам гигиены полости рта. Достоверные научные данные о положительном влиянии жевательной резинки на зубы существуют только для малочисленного ассортимента жевательных резинок с фторидами. Поэтому врачи, которые рекомендуют жевательные резинки для профилактики кариеса с экранов телевизоров, поступают не очень добросовестно.
           Стоматологи против жевательных резинок, которые содержит сахар. Употреблять их все равно, что все время жевать конфеты. Особенно вредно жевать сахаросодержащие резинки детям. Да и с эстетической точки зрения постоянно жующий человек, надувающий шары из резинки, выглядит не очень приглядно.
            На рынке сейчас представлено очень много жевательных резинок без сахара. Но люди не знают, как жевать резинку, в каких случаях и сколько времени, чтобы не повредить ткани пародонта. Резинку можно жевать максимум три раза в день не дольше пяти минут, а лучше около трех минут. При более длительном жевании происходит перегрузка тканей пародонта и ухудшается их состояние. Кроме того, при длительном жевании резинки происходит избыточное выделение желудочного сока, а поскольку пища в желудок не поступает, это может оказать вредное влияние на слизистую оболочку желудка.
Конечно, жевательная резинка, которую люди начали жевать много лет назад, уже никуда не уйдет из нашей жизни. Но нужно обязательно помнить, что ей нельзя злоупотреблять и жевать постоянно, и пользоваться квалифицированными советами стоматологов. Необходимо ориентировать потребителей этой продукции на то, что:

  • полезно жевать профилактические резинки без сахара;
  • лучшей гарантией качества резинки является сертификат, подтверждающий то, что данная резинка является лечебно-профилактическим средством гигиены полости рта;
  • покупая жевательную резинку, нужно внимательно ознакомиться с информацией на упаковке, обращая внимание на то, кто ее производитель, каков состав и срок годности;
  • жевательную резинку следует использовать только после еды в течение 10-15 минут 3-4 раза в день;
  • жевательная резинка не  заменяет обязательного применения других средств гигиены полости рта;
  • применение жевательных резинок не является альтернативой чистки зубов;
  • не следует жевать резинки тем, у кого есть проблемы с функцией височно-нижнечелюстного сустава, а также людям с поражениями целостности слизистой оболочки полости рта.

Работая по теме исследования, я пришла к выводу, что умеренное употребление жевательной резинки служит профилактике стоматологических заболеваний и не наносит вреда организму. Таким образом я считаю, что моя гипотеза, поставленная перед началом работы, подтвердилась.

                                                                  Литература:

  1. Журнал «Не болей» №1, 2005
  2. Журнал «Здоровье» № 7,  2004.
  3. О. Остапчук . Детская энциклопедия: Шоколад. – ЗАО «Аргументы и факты – детям», 2002
  4. Справочник "Санитарные правила и нормы СанПин» по пищевым добавкам.      
  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей/ Составители Н. Ю. Буянова и др. - М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998 – 480 с.
  6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей/ Составители Н. Ю. Буянова и др. - М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа на тему: « Жевательная резинка. Жевать везде, жевать всегда?!» Выполнила ученица 3 В класса: Скляр Диана.

Слайд 3

Вопросы анкеты: Как часто ты употребляешь жевательную резинку? С какой целью ты используешь её? О каких негативных свойствах ты знаешь?

Слайд 4

Результат анкетирования 3 кл. Как часто употребляешь жевательную резинку? С какой целью ты её используешь? О каких негативных свойствах ты знаешь? Часто – 4 чел. После еды – 2чел. Редко – 24чел. Основная масса – чтобы освежить дыхание. Знают все, но обосновали только 2 чел. – наносит вред пломбам и желудочно – кишечному тракту.

Слайд 5

Результат анкетирования 4 кл. Как часто употребляешь жевательную резинку? С какой целью ты её используешь? О каких негативных свойствах ты знаешь? Часто - 8чел. После еды – 12 чел. Редко – 8чел. Не жую – 2чел. Удаляет остатки пищи и освежает дыхание. О вреде знают все, но дал объяснение только 1 чел. – содержит опасные добавки, может испортить одежду и волосы, если запутается в них.

Слайд 6

Гипотеза: жевательная резинка не так уж и вредна, если употреблять её правильно. Объект исследования: жевательная резинка.

Слайд 7

Цель: выяснить, как влияет жевательная резинка на организм человека. Чего больше она приносит – вреда или пользы.

Слайд 8

Задачи: выяснить, откуда появилась жевательная резинка; изучить её состав; выяснить влияние жевательной резинки на организм человека; выявить отличие жевательной резинки для взрослых и детей через сравнительный анализ её ингредиентов; узнать мнение специалиста (детского стоматолога) о полезных и не очень свойствах жевательной резинки.

Слайд 9

Методы: анкетирование, беседа, сбор информации из разных источников (энциклопедия, словари, интернет, упаковочный материал от жевательных резинок), метод сравнения информации на упаковках различных видов жевательных резинок, опыт, анализ полученных результатов.

Слайд 10

История жевательной резинки.

Слайд 11

Состав жевательной резинки: жевательная основа (20-30%), представленная различными смолами и парафином, которые позволяют резинкам легко размягчаться при температуре полости рта; подсластители (60%) - глюкоза или пищевой сахар, либо сахарозаменители; - вкусовые добавки; - стабилизаторы состава (как правило, глицерин); - ароматизаторы; - эмульгаторы; - красители

Слайд 12

Полезные свойства жевательной резинки: Освежает дыхание. Очищает зубы от остатков пищи.

Слайд 13

Негативное влияние жевательной резинки: Пачкает одежду. Собирает и разносит микробы. Нарушает прикус у детей.

Слайд 15

. Употребление жвачки уместно не во всех ситуациях, иначе вы можете оказаться некультурным человеком

Слайд 16

Отличие жевательной резинки для взрослых от жевательной резинки для детей Детская жевательная резинка в основном содержит сахар. Она более яркая. Как ни странно, но именно детские сорта, опасны для здоровья. И эту опасность можно почувствовать на вкус — вредная жевательная резинка более жесткая и быстро теряет вкус, начиная горчить

Слайд 17

Мнение детского стоматолога: Чтобы жевательная резинка приносила не вред, а пользу, жевать ее нужно после еды, лучше всего недолго, в течение 5-10 минут. Нельзя жевать резинку на голодный желудок- это очень вредно. Нужно выбирать жевательные резинки без содержания сахара. От такой жевательной резинки больше вреда, чем пользы. Если жевательную резинку жевать постоянно, может сформироваться неправильный прикус. Но, если жевательную резинку без сахара жевать после еды, в течение 5-10 минут, это не навредит твоим зубкам, и даже может принести пользу. В процессе жевания образуется много слюны, которая омывает зубки, ротовую полость, способствует удалению остатков пищи».

Слайд 18

Эксперимент:

Слайд 25

ВЫВОД: Работая по теме исследования, пришла к выводу, что умеренное употребление жевательной резинки не так уж вредно для организма, она служит профилактике стоматологических заболеваний. Моя гипотеза поставленная перед началом работы подтвердилась.

Слайд 26

ЛИТЕРАТУРА: Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей/ Составители Н. Ю. Буянова и др. - М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998 О. Остапчук . Детская энциклопедия: Шоколад. – ЗАО «Аргументы и факты – детям», 2002 Журнал «Не болей» №1, 2005 Журнал «Здоровье» № 7, 2004. Справочник "Санитарные правила и нормы СанПин» по пищевым добавкам. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей/ Составители Н. Ю. Буянова и др. - М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1998 – 480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Научно-исследовательская деятельность в краеведении»

В статье описаны цели и задачи краеведческой работы в начальной школе, даны методические рекомендации по ее проведению. ...

Научно-исследовательская деятельность

Представляю Вашему вниманию работу ученицы 4 класса, которая была представлена на научно-практической конференции "Шажок в науку"....

научно-исследовательские работы детей

В данном разделе можно посмотреть научно-исследовательские работы детей, которые выступали на научной конференции "Почемучка"...

Научно-исследовательская работа детей "От семечка до семечка"

Научно-исследовательская работа детей по выращиванию цветов.  Дети не только создают "прекрасное", но и также изучают за какие сроки из семян появляется росток, как ухаживать за рассадой, когда в...

Научно-исследовательский проект "Дети из Зазеркалья"

Научно-исследовательский проект "Дети из Зазеркалья"...

Статья "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ АСПЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Мы живем в мире, где, вытесняя привычное, постоянно рождается новое – новые виды техники и технологии, новые способы коммуникаций и обработки информации и многое другое. Современный человек не п...

Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Игры народов Севера", "Территория культуры", "Умники и умницы", "Я-исследователь". Планы работы по организации научно-исследовательской деятельности.

Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Игры народов Севера", "Территория культуры", "Умники и умницы", "Я - исследователь". Планы работы по организации ...