Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение «Мы – дети природы», 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Лариса Геннадьевна Рудская

Курс краеведения "Мы - дети природы" является неотъемлемой составляющей образовательного компонента "Окружающий мир", представлен предметом "Краеведение" в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_deti_prirody.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс краеведения "Мы - дети природы" является неотъемлемой составляющей образовательного компонента "Окружающий мир", представлен предметом "Краеведение" в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.

   Само название "краеведение" свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.

   Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея "все связано со всем" как бы цементирует разнообразные элементы содержание курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

    Изучение курса краеведения " Мы - дети природы" на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как "Литература родного края", "География Ханты-Мансийского автономного округа", "История ХМАО с древности до наших дней" и др.

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО   КУРСА

Главная цель курса краеведения "Мы - дети природы"-   формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности,  формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:

1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

 2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический т познавательный опыт ребенка.

 3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.  

                   

Содержание и методика преподавания курса краеведения "Мы - дети природы" направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания. Формы, методы и  средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы.

              Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.

Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.

            Курс краеведения разработан в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы.

Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.

Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь "природа - человек", выявить правовые норы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность.

Курс краеведения "Мы - дети природы" является неотъемлемой составляющей образовательного компонента "Окружающий мир", представлен предметом "Краеведение" в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.

           Само название "краеведение" свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.

          Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея "все связано со всем" как бы цементирует разнообразные элементы содержание курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данный учебный предмет входит в образовательную область естественно – научных дисциплин. Он тесно связан с изучением таких предметов данной образовательной области, как окружающий мир. Так же прослеживается связь с уроками изобразительного искусства, технологии.

На изучение предмета «Мы – дети природы» во 2 классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 102 ч: в 2—4 классах — по 1 ч (34 учебные недели в каждом классе).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

         

          Курс краеведения "Мы дети природы" является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

         Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

        Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры. На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.  

       На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.

     Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования ...).            Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как: - экологический; - этнографический; - культурологический; - исторический.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

КУРСА «МЫ – ДЕТИ ПРИРОДЫ»

              В результате изучения курса «Окружающий мир» интегрированный курс краеведения «Мы – дети природы» обучающиеся на ступени начального общего образования:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; лучше узнать свою малую Родину- Югру;

- обретут чувство гордости за свою малую Родину - Югру, быт коренных народов Севера и их историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

- получат возможность осознать своѐ место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- изучат растительный и животный мир Югры, традиции и устои коренных народов Севера; знакомятся с творчеством поэтов и писателей Югорской земли;

- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ - средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

          В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 2 класс

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценит как хорошие или плохие.

-Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценивать как хорошие или плохие.

-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

-Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

-Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему .

-Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

-Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

-Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, приборы, простейшие инструменты).

-Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

-Ориентироваться в новой системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг.

-Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

-Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенном учителем словарях, энциклопедиях.

-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную, в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).

-Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Выразительно читать и пересказывать текст.

-Вступать в беседу на уроке и в жизни.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

-- вести самостоятельные наблюдения в природе;

- обнаруживать и объяснять связи в природных сообществах;

- проводить классификацию природных объектов по различным признакам, делать

выводы и обобщения;

- называть жилища и предметы быта (домашняя утварь) народов Югры.

- знать характерные признаки осени, зимы, весны, лета в своем крае;

- природные сообщества края: лес, болото, луг;

- некоторые особенности состояния растений в разные сезоны года;

- охраняемые растения и животные (1-2);

- правила поведения в природе

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Подведение итогов по курсу краеведения "Мы - дети природы" в 1-4 классах проводится по результата практической деятельности школьника. В зависимости от возможностей школы, это может быть конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведение праздника, конференции, деловой или имитационной игре и др.

Основные знания и умения, которыми должны овладеть школьники при изучении интегрированного курса краеведения "Мы - дети природы", даны в специальных разделах программы по каждому классу. Требования к знаниям и умениям школьников - это своеобразный ориентир для учителя.

ЗНАТЬ: - характерные признаки осени, зимы, весны, лета в своѐм крае; - природные сообщества края: лес, болото, луг; - некоторые особенности состояния растений в разные сезоны года; - охраняемые растения и животные; - правила поведения в природе.

УМЕТЬ: - вести самостоятельные наблюдения в природе; - обнаруживать и объяснять связи в природных сообществах; - проводить классификацию природных объектов по различным признакам, делать выводы и обобщения; - называть жилища и предметы быта (домашняя утварь) народов Югры.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Содержание и методика преподавания курса краеведения "Мы - дети природы" направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.

1 класс 

 «Введение»

 «Любовь к Отчизне окрыляет сердце»

 «Природа Югры»

 «Коренные народы Югры, их занятия и традиции».

2 класс

"Мир природы"

"Традиции и быт народов Севера"

"Югорская земля в творчестве поэтов, писателей Севера"

3 класс

«Природа Югорского края»

«Подземная кладовая Югры»

« Земля и люди Югорского края»

« Художники Югорского края»

 4 класс

«Моя земля - Югория»

«Край таежных рек и озер»

«Живая связь времен»

«МОЯ ЗЕМЛЯ – ЮГОРИЯ»

Наш край на карте Родины.  Ханты-Мансийск – столица края- город  на  семи  холмах.  Формы  поверхности,  характерные  для  нашего  края.

Картины природы в лесной зоне.

 Взаимосвязь растительного и животного мира

Грибы - часть живой природы.

Разнообразие птиц Югры.

Священные птицы: гусь, гагара, кулик, орел и др.

Лес - «легкие» Югры.   Бережное использование лесных богатств края.

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений лесной зоны, выявление признаков приспособленности этих растений к условиям жизни Севера.

Экскурсии: в этнографический, краеведческий музей

«КРАЙ ТАЕЖНЫХ РЕК И ОЗЕР»

Водоемы нашего края: реки, озера, ручьи. Роль реки в жизни коренных народов Югры. Загадки и тайны югорских болот. 'Значение водоемов нашего края, их охрана.

Рыбье царство Югры,

Традиционное   деление   рыб   нашего   края   на   «черных»   и   «белых».   Хищные  и  растительноядные  рыбы.  Минеральные, подземные воды -богатство нашего края.

Практическая работа: нахождение на контуре карты Югры реки, > озера своего города (поселка)

« ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН»

Югра - древняя земля. Завоевание Сибири Ермаком. Первые упоминания о сибирской нефти.  Главные события в истории нашего края. Гражданская война. Формирование национального  округа. Округ в годы Великой Отечественной войны. Наша Югра сегодня.

Замечательные люди Югры: поэты, писатели и сказители -Ю. Шесталов, А. Тархановым., Шульгин,  А.Конькова, Ю. Вэлла (Айваседа), Р. Ругин, Е. Айпин и др.    

Местный композитор В. Шесталов. Имена нефтяников-первооткрывателей.

Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы.

Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.

Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.

Подведение итогов по курсу краеведения "Мы - дети природы" в 1-4 классах проводится по результата практической деятельности школьника. В зависимости от возможностей школы, это может быть конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведение праздника, конференции, деловой или имитационной игре и др.

Основные знания и умения, которыми должны овладеть школьники при изучении интегрированного курса краеведения "Мы - дети природы", даны в специальных разделах программы по каждому классу. Требования к знаниям и умениям школьников - это своеобразный ориентир для учителя.

Отметки выставляются в случаях яркого, полного ответа, самостоятельно выполненного рисунка, модели и т.д. Во всех остальных случаях учитель одобряет, хвалит ребенка. Удовлетворительные и неудовлетворительные отметки ставить не рекомендуется.

                 Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 40 минут (1 академический час);

  • Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).

Методы и приемы:

  • диалоги; элементы дискуссий
  • игры-практикумы;
  • проблемные ситуации;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • конкурсы, викторины;
  • беседы;
  • коллективно-творческие дела.

Формы проведения

  • рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
  • экскурсия; поездка, поход
  • практическое занятие, викторина, консультация
  • проблемная лекция, работа в музеях
  • встречи с участниками исторических событий

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности по курсу «Мы – дети природы»

Книгопечатная продукция

Рабочие тетради

Т.К.Орлова. Рабочая тетрадь «Мы – дети природы», 2 класс. 2011 год

Методические пособия

1.  Хрестоматия по краеведению "Мы - дети природы", 2012 год.

2. Интегрированный курс краеведения «Мы – дети природы»: Книга для учителя начальных классов /Ав. – сост: Т.К.Орлова, Л.Г.Демус, Н.Г.Боргодаева, Л.Н.Нечаева. – Ханты – Мансийск, 2003

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru 

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru 

3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193 

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok 

5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

 


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение

«Мы – дети природы», 2 класс

п/п

Дата

Количество часов, отводимых на изучение темы

Тема урока

Мир природы (12 ч)

1.

1

Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь.

2.

1

Экскурсия в парк

3.

1

Лес - природная зона Югры.

4.

1

Лес -"легкие" Югры. Бережное использование богатств края.

5.

1

Растительный мир Югры.

6.

1

Охрана растительности нашего края.

7.

1

Животный мир Югры

8 9.

2

Водоемы нашего края - реки, озера, ручьи. Роль реки в жизни коренных народов Югры.

10.

1

Охрана водоемов нашего края. Загадки и тайны Югорских болот.

11.

1

Экскурсия в краеведческий музей "Живая природа Югры".

12.

1

Красная книга Югры.

Традиции и быт народов Севера (11 ч)

13.

1

Жилище народов Севера

14.

1

Основные виды жилищ

15.

1

Чум – жилище кочевых народов Югры. Особенности покрытия летнего и зимнего чума.

16.

1

Культура и быт коренного населения.

17.

1

Югорская семья

18.

1

Домашняя утварь – искусное мастерство северян

19.

1

Экскурсия в краеведческий музей "Кто живет в Югре?"

20.

1

Игры и игрушки детей Югры.

21.

1

Дети – помощники родителей.

22.

1

Кухня народов Югры

23.

1

Традиционные праздники северных народов.

Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера (11 часов)

24.

1

Современные архитектурные памятники Югорского края.

25.

1

Современные архитектурные памятники Югорского края.

26.

1

Изображение в творчестве поэтов, писателей, художников природы родного края.

27.

1

Изображение в творчестве поэтов, писателей, художников природы родного края.

28.

1

Изображение в творчестве поэтов, писателей, художников природы родного края.

29.

1

Изображение в творчестве поэтов, писателей, художников природы родного края.

30.

1

Сказки и легенды Югры.

31.

1

Сказки и легенды Югры.

32.

1

Загадки, пословицы, поговорки.

33.

1

Загадки, пословицы, поговорки.

34.

1

Экскурсия в музей национального творчества