Технологическая карта урока-игры для 4 класса на тему: "Влажные и сухие субтропики России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Проценко Евгения Эдуардовна

Технологическая карта урока по окружающему миру для 4 класса. Урок-игра для закрепления знаний о влажных и сухих субтропиках России (Крыме и Кавказе).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Влажные и сухие субтропики России.

Цель урока: Создать условия для знакомства с природными зонами субтропиков.

Задачи:

  1. Сформировать у обучающихся представление о субтропической зоне. Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.
  2. Развивать умение работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой.
  3. Воспитывать толерантность, патриотизм.

Формируемые УУД:

Личностные: формирование умения выстраивать речевые высказывания

Регулятивные

– формирование начальных форм рефлексии

Познавательные

– формирование умения работать с разнообразными информационными источниками по теме урока (анализ, синтез, обобщение);

- развитие навыков смыслового чтения

Коммуникативные

- формирование умений работать в статичных группах и мини группах;

-восприятие информации, т.е. умение не только слышать, но и услышать, и быть услышанным.

Оборудование: интерактивная доска, энциклопедии, ноутбук, гербарий, карта, карты на столы, информация для групповой работы, рабочие листы.

Тип урока: «Открытие» новых знаний.

Класс: 4

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Здравствуйте, дорогие ребята.
  • Меня зовут Евгения Эдуардовна.
  • Сегодня волею судьбы я оказалась в этой чудесной школе и мне очень хотелось бы сегодня вместе с вами провести урок окружающего мира. Надеюсь, вы не против? Тогда начнем.
  • Когда я шла к вам на урок я думала с чего начать урок. Прочитать стихотворение, спеть песню или может быть станцевать.

Но нет, наверное, я начну с показа небольшого видео ряда. После просмотра мы обсудим то, что вы увидите. Внимание на экран.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ

-На какую тему  увиденный вами сюжет?  ( Природные зоны.- карточку на доску )

Предлагаю игру «Признак».

-У вас на партах лежат  листы, возьмите каждый по одному листу.

Прочитайте, что на них написано.

- Встаньте те, кто считает себя признаком арктики, тундры, и т.д . Представьтесь (дети зачитывают свой признак.) Согласны? Спасибо, садитесь.  И т.д.

  арктика

Самый северный район нашей страны

Вечная мерзлота

Белый медведь

Тундра

Заболоченные почвы

Северный олень (оленеводство)

Мхи, карликовые деревья, кустарники

Тайга

Самая большая природная зона России

Густой, почти непроходимый хвойный лес

Смешанные леса

Шикороколиственный лес

Благородный олень и косуля

Степи

Мало осадков

Ковыль

Сайгак

 Пустыня

Недостаток влаги

Верблюжья колючка

 ( слово появляется на слайде).

 Представьтесь (дети зачитывают свой признак.) Согласны? Спасибо, садитесь.  И т.д.

-Встаньте те, кто не отнес себя  ни к  одной из природных зон.

Представьтесь.

Прикрепите свои листы на доску

Узкая полоса теплого морского побережья

Тепло круглый год

Растения из разных стран

Теплолюбивые водные млекопитающие

Формулируют полные ответы на вопросы.

Высказывают предположения.

Делают вывод.

Предметные:

-закрепление знаний словарных слов на тему  «Природные зоны»

Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли.

Личностные: - определять правила работы в парах;

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

- Каким общим понятием о природной зоне  можно заменить каждый из этих признаков?

- Полоса морского побережья  содержат информацию о месте положения или о климате? Напротив каждого признака появляются таблички:

Черноморское побережье   -  географическое положение

Тепло круглый год  - климат

Растения …       -  растительный мир (флора)

Водные млекопитающие   – животный мир (фауна)

Какие вопросы можно задать к каждой группе понятий?  (Ответы: Где находится эта зона? Учитель пишет вопросы на доске кратко: Где? Как называется? Почему?

Большая или маленькая? Какие  растения  и животные ? И т.д.  Учитель записывает напротив каждого ряда вопросы краткоУзкая полоса морского побережья   -  географическое положение -  Где? Как называется?Тепло круглый год  - климат    Почему?Растения Западной Европы, Азии,Африки, Северной Америки  - растительный         мир (флора) Какие?Теплолюбивые водные млекопитающие –  животный мир  (фауна) -  Какие?)

- Как вы считаете, это признаки одной природной зоны или нескольких?

- Эта зона мОжет находиться в России? А где: на юге, на севере?

- На территории этой зоны могут обитать теплолюбивые млекопитающие?

- А одновременно могут расти растения из разных континентов: Европы, Азии, Африки, Америки?

- Какое предположение, т. е. гипотезу, вы можете выдвинут, опираясь полученную схему?

(В России есть природные зоны с данными признаками).- на доске

-Итак, какова же цель нашего урока? – Узнать о новой природной зоне.

 

Высказывают предположения.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Для того чтобы опровергнуть или подтвердить гипотезу мы должны провести исследование.

Скажите, могут ли названные признаки быть пунктами плана нашей работы? (да)

Давайте выстроим наш план описания природной зоны в правильной последовательности.

(расставить цифры)

 Помните условие: доказать или опровергнуть гипотезу можно только тогда, когда будут выполнены все пункты плана.

Может кто-то знает ответ на  эти вопросы и может доказать гипотезу.

 

Но об этом не знают другие. Замечательно, ты будешь выступать в роли моего помощника или   Чем ты можешь это доказать? А мы сейчас это сделаем, используя научные источники. (Это называется сценарий, или сценарный план урока).

Итак, первый пункт нашего плана : географическое положение.

- Как его определить? (с помощью карты)

- Перед вами карта природных зон.

-Найди новую природную зону, которая узкой полосой тянется вдоль морского побережья.

Обратите внимание на условные обозначения.

- В какой части России эта природная зона? (Юг)

- Какое море омывает эту зону? (Черное)

- Как называется эта зона?  Субтропики.

- Кто может показать эту зону на карте у доски?

А кто увидел еще одну зону субтропиков на карте? (Южный Берег Крыма)

- Покажи эту зону на карте у доски.

- Выполнили пункт плана? Да(ставить +)

- Кто бывал на Черноморском побережье?

- Что вы можете сказать о климате Кавказа?(Тепло)

- Какой климат сухой или влажный?

-Посмотрите на слайд и сделайте вывод почему такой климат.

- Между какими географическими объектами находится эта зона? (Море и горы)

- Как называются горы? Кто знает?

- Когда вода в море теплее? Днем или вечером?

- Море за день нагревается. Отдает свое тепло вечером, а горы не дают теплу уходить и не пропускают северный ветер.

- Почему влажно?(За день происходит испарение, над морем образуются тучи, горы не дают тучам уходить и выпадают осадки).

- Какой пункт плана мы выполнили? (климат +)

Можем подтвердить  или опровергнуть гипотезу?   Пока нет. Не выполнены другие пункты плана.

- Что бы продолжить наше исследования предлагаю отправиться к месту событий и снять видеорепортажи.

- Для этого мы создадим свою телекомпанию 4А ТВ.

Встаньте, подойдите к столу,  возьмите карточку, сядьте по цвету.

(работа в группах сменного состава).

- Что нужно репортеру, что бы снять интересный фильм с места событий?

- Корреспонденты будут отправлены в командировку на Черное море, но не отдыхать, а готовить репортаж о растительном и животном мире.

- 1 группа отправится в заповедную зону Кавказа, где растут тисы и самшит.

Вы составляете свой репортаж используя рабочие материалы: сообщения подготовленные дома, доп. информацию, гербарий.

- С гербарием работайте аккуратно!

- 2 группа  в заповедную зону изучать животный мир, используя картинки, дом. Сообщения, карточки с кратким описанием животных.

- 3 группа отправится исследовать растительный мир субтропиков Южного Берега Крыма используя энциклопедию, картинки, карточки с названиями растений.

- 4 группа отправится изучать животный мир, используя энциклопедию, картинки, домашние наработки.

Вспомним правила работы в группе.

Будьте взаимно вежливы.

Слушайте друг друга, не перебивайте, не оскорбляйте

Уважайте чужое мнение.

Уметь договориться.

- У вас на работу 5 минут.

-Закончили. Выберите корреспондента и оператора.

 

- У каждого из вас на столах лежит рабочий лист- это ваша записная книжка. Найдите их.

- по ходу выступления групп постарайтесь их заполнить.

- Предлагаю посмотреть первый репортаж. Добро пожаловать корреспондент и оператор.  Оператор снимает, как корреспондент ведет репортаж. Выступления репортеров.( репортаж с места событий вела… Оператор…)

- Какой пункт плана выполнили.

- На доске 3 столбика.

- Репортаж какой группы вам понравился больше всего?

- Покажите смайлики. (считаем количество записываем на доске)

- у какой группы больше улыбок?

- О чем это говорит?

Выполняют задания. Делают вывод:

Предметные:

сравнивать,  анализировать, делать выводы.

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения ;

-оценивать содержание усваиваемого материала (исходя   из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

 познавательные:

- ориентироваться в информации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- овладевать умением искать и выделять  необходимую информацию;

-  уметь сравнивать,  объяснять выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)

- Все ли пункты исследования выполнены?  

- Можем подтвердить или опровергнуть гипотезу?

- Субтропики могут быть влажными  и сухими.  И так, какова  же тема нашего урока? Запишите.(Влажные и сухие субтропики)

- Что можете сказать  о размерах этой зоны? (Самая маленькая)

- Итак, влажные субтропики удивительная природная зона России. На территории этой зоны располагается СОЧИНСКИЙ  ПРИРОДНЫЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК(на доску) – заповедник, уникальный природный комплекс, который находится под охраной государства
- А в Крыму зону субтропиков занимает природный Ялтинский горно-лесной заповедник.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

РЕФЛЕКСИЯ

- Что расскажите дома родителям об изученной природной зоне?

Что впечатлило больше всего?

Какое задание было для вас самым затруднительным и почему?

- Поднимите руку те, кто считает ,что заслуживает отметки «5? «4»?

Я с вами согласна, вы замечательные помощники  и очень сегодня хорошо работали и достойны хороших отметок.

Д.з.: интересные факты о субтропиках Крыма, Кавказа, или  памятку для отдыхающих.

Формулируют полные ответы на вопросы.

Высказывают собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Игра "Подвижная цель".

Совершенствование передачи, броска мяча, развитие реакции и ориентирование в пространстве....

Технологическая карта урока математики (3 класс). Тема: Порядок выполнения действий. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  закрепление  умения  правильно расставлять порядок  действий  и  находить  значения  выражений; формирование  умения...

Технологическая карта урока математики (2 класс). Тема: Деление на 2. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: составление таблицы деления с числом 2; решение простых задач на деление; развитие навыков устного счета.Планируемые результаты:Предметные:знать: как решаются текстовые зада...

Технологическая карта урока: Игра: "В магазин за покупками"

Технологическая карта урока, предмет: "Математические представления", АООП: Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с нарушениями ...