урок по окружающему миру в системе СДО
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Клепец Елена Александровна

Урок предназначен для учащихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_voprosy.docx662.48 КБ
Файл vodoyom_moy.pptx1.38 МБ
Файл urok_vodoyomy_otkrytyy.docx628.24 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОРЕ, ПРУД, РЕКА, ОЗЕРО, ВОДОХРАНИЛИЩЕ • Что общего у этих понятий? • Назовите лишнее слово. • На какие две группы можно разбить эти водоемы? • Какие водоёмы мы относим к пресноводным?

Слайд 2

ЗЕМЛЯ, ВОДОЕМЫ, РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ЗВЕРИ Составьте логическую цепочку из следующих понятий.

Слайд 3

План изучения темы: Что растёт и кто живёт в пресном водоёме? Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек?

Слайд 5

Определите названия растений ряска стрелолист кубышка

Слайд 6

Растения, которые растут на берегу стрелолист камыш рогоз

Слайд 7

Растения, которые растут на глубине кубышка рдест кувшинка

Слайд 8

Растения, которые растут в толще воды ряска роголистник водоросли

Слайд 9

Роль растений в водоёме Являются пищей для животных. Выделяют кислород, необходимый для дыхания организмов. Служат убежищем для животных.

Слайд 11

Животные водоёма моллюски насекомые земноводные рыбы птицы млекопитающие

Слайд 12

Цапля, карась, лягушка, комар, водоросли, щука. Покажите стрелками, что обитатели водоёма связаны между собой. Составьте цепи питания.



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе

«Жизнь пресного водоёма »

Учитель: Клепец Елена Александровна

Цели:

  1. Образовательно-развивающие.

- Применение опорных понятий: природное сообщество, водоём., взаимосвязь организмов.

 - Развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, делить, сравнивать, формулировать суждения, умозаключения).

- Развитие специальных умений: выделять специфические  признаки растений и животных водоёма.

  1. Воспитательная:

- Развитие коммуникативных способностей

- Развитие умения отстаивать свое мнение

  1. Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (карточки с заданиями), памятки.

Заявка на оценку:

     «гений» - 22 и выше

«5» - 19 баллов и выше

«4» - 12-14 баллов

«3» - 9-11 баллов

  • Умозаключение – 1 балл
  • Возражение - 1 балл
  • Дисциплина – 1 балл
  • Посадка – 1 балл

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность учащихся

I.

Оргмомент

 

Проверка готовности уч-ся к уроку.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас много гостей. Поприветствуйте их. Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на совместную работу.

- Вот с таким настроением мы и начнем наш урок Окружающего мира.

- На уроке вас ждут открытия, какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои.

Я вам открою секрет. Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие и узнаем много нового и интересного.

15 сек.

Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на доске)

- За урок вы должны набрать соответствующее количество баллов.

- Баллы будете проставлять в листе достижения.

30 сек.

        

II.

Разминка

– Прежде, чем приступить к новой теме, подготовимся к работе. Проведем разминку.

Соотнесите начало и конец предложения, используя стрелочки.

  1. Лес это природное сообщество так как ….
  2. В лесной подстилке живут …
  3. Плодородие почвы зависит от количества…
  4. Санитарами луга и леса являются …
  5. К искусственным водоёмам относятся …

3 мин.

2 б.- без ошибок,

1 б. – 1-2 ошибки

Индивидуальная работа

 Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой.

Бактерии, насекомые и их личинки.

Перегноя.

Жуки навозники и могильщики, дятел.

Водохранилища, пруды, каналы.

III.

Работа по теме урока

3.1.

Выявление структуры понятия «Водоём – природное сообщество»

Разминку мы успешно провели.

Готовы к новой теме приступить.

Но чтобы тему новую узнать,

Ее нам надо расшифровать.

ПРУД, РЕКА, ОЗЕРО, ВОДОХРАНИЛИЩЕ

  • Обобщите эти понятия.
  • Разделите данные понятия на группы.
  • Какие водоёмы мы относим к пресноводным?

Какова же цель нашего урока?

Мы поговорим о таком природном сообществе, как водоём.

Дополнительные вопросы:

  • Что называется водоёмом?
  • Что понимается под природным сообществом?
  • Укажите теперь лишнее понятие среди данных. Докажите.

        

1 балл

1 балл

1 балл

1 б.

Коллективная работа

Водоемы

Искусственные, природные.

Пресные и солёные.

Пресный водоём – это водоём, где содержится минимальное количество солей.

Сегодня на уроке мы обобщим знания о пресных водоемах, его животном и растительном мире.

Водоём – это углубление на поверхности земли, заполненное водой.

Природное сообщество –  группа растительных или животных организмов, живущих вместе.

Река, потому что

1. Реки – часть Мирового океана, озёра – нет.

2. Река обладает течением и постоянной циркуляцией воды, озеро замкнуто и недвижимо.

3. Химический состав и температура воды озера более постоянны.

4. Озёра имеют разнообразное происхождение, часто искусственное.

Озёра, потому что бывают не только пресные, но и солёные.

 План изучения темы:

– По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопросы:

– Что растёт и кто живёт в пресном водоёме?

– Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек?

(Вопросы читают ученики).

3.2

Распознавание  растений водоёма

Перед нами лесное озеро. (Слайд ). Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь в этом озере. Первой перед нами предстаёт удивительная растительность. Пора познакомиться с ней. Слайд

1.Работа с иллюстративным материалом.
По атласу определить название растений на экране.

Работа индивидуальная, потом самопроверка на экране.

кубышкаhttp://images04.olx.ru/ui/2/27/20/20862720_1.jpg

2. Работа с текстом (приложение 1)

Поработать с материалом карточки, узнать, где произрастают данные растения, и  распределить их  и растения данные в карточке в нужный столбик таблицы.

На берегу

На глубине

В толще воды

 

 

 

 

По карточке №3 сравните растения:http://www.vashsad.ua/downloads/image/encyclopedia/Sagittaria_2.jpg

- кувшинку и рогоз;

- ряску и камыш;

- кубышку и роголистник

 По одному сравнению на каждую пару.  

Обсудите в группах результаты индивидуального труда и подготовьте выступление по темам:

-1 группа сравнят кувшинку и рогоз;

- 2 группа сравнят ряску и камыш;

- 3 группа  сравнят кубышку и роголистник.

Чем объяснить, что растения играют важную роль в жизни водоёма?

1 б.

3 б – без ошибок

2б – 1 ошибка

1 б – 2 ошибки

   

6 б.

По 2 б. за сравнение.

По 1 б. за выступление

1 б

Индивидуальная работа

Самопроверка

-роголистник

-стрелолист

-кубышка

На берегу

На глубине

В толще воды

рогоз

кубышка

                       ряска

камыш

кувшинка

              роголистник

стрелолист

рдест

 водоросли

По сравнению с кувшинкой рогоз растёт на берегу. Так же как и рогоз, кувшинка – водное растение. В отличие от рогоза кувшинка закрывает свои бутоны на ночь.

Не только ряска водное растение, но и камыш тоже водное растение. В отличие от камыша ряска свободно плавает в толще воды. Если камыш высокое растение, то ряска маленькие.

Сравнивая кубышку и роголистник можно сказать, что у кубышки корни прикрепляются ко дну, а у роголистника нет корней.

Растения являются пищей и домом для животных, вырабатывают кислород, поглощают углекислый газ,  служат убежищем для животных.

3.3

3.4.

3.5.

3.6

IV

Распознавание  животных водоёма

С растениями мы познакомились. Давайте нырнём в воду и ещё раз внимательно всё рассмотрим. Слайд

На доске рисунок озера в разрезе до самого дна, но нет животных.

Ребята, кто из вас оказался самым наблюдательным аквалангистом: что в нашем озере не так? Слайд

 

Продолжим наш разговор об обитателях водоема, их великое множество.  (Слайд)

Приложение 2

- Все виды животных водоёмов можно разделить на несколько групп. Какое основание для деления вы можете предложить? Попробуйте  поделить животных по их принадлежности к классам, прочитав статью учебника на с. 195.

- Расселите животных на картинках по водным этажам.

- Обсудите в группах результаты индивидуального труда и докажите, что данные животные относятся к именно к этому классу.

1 группа – млекопитающие и птицы.

2 группа – насекомые и земноводные,

3 группа – рыбы и моллюски.

Как доказать, что карась это рыба?

Чем объяснить, что прудовик это моллюск?

Выделение взаимосвязей.

- Итак, мы поговорили о растениях и о животных водоёмов.  Как доказать, что водоём – это природное сообщество? Какой признак связывает?

Карточка:

Цапля, карась, лягушка,  комар,  водоросли, щука.

Деятельность человека.

Прочитав текст на с.196-198 укажите стрелочками, что к чему приводит.

1. В водоемы спускают воду из промышленных предприятий.

а) начинают образовываться болота

2.Выловили двустворчатых моллюсков.

б) в воду поступает кислород для дыхания рыб

3. Все озеро заросло камышом, тростником, водорослями.

в) загрязняются водоемы и погибают растения и животные

4. Зимой рыбаки наделали лунок во льду.

г) вода стала мутной

Проверьте свое решение по образцу, который висит на доске.

Вывод

Давайте представим, что однажды утром, отдыхая у водоёма, мы вдруг увидели, что исчезли все растения, предположите, что тогда произойдёт на планете?

Домашнее задание.

1.  Составьте рассказ по плану на тему «Болото – природное сообщество», используя материал учебника.

2. Сравните по теме «Жизнь пресного водоёма» бобра и цаплю по карточке №3.

3 . Проведите исследовательскую работу и узнайте кто такие ручейники.

Оценка за урок:

Сосчитайте свои баллы, оцените сами себя в соответствии с заявкой на оценку.

1 балл

За основание деления

6 б. – без ошибок,

5 б.-  1 ошибка

4 б. -2 ошибки,

3 б. – 3 ошибки.

2 б. – 4 ошибки группы

1 б. – 5 ошибок

За правильно составленную цепь питания 1 балл

2 б.-2 цепи

1 б.- 1 цепь

2 б. – без ошибок,

1 б. – 1-2 ошибки

2 балла

Нет животных.

Индивидуальный труд

Животные водоёмов

Млекопитающие

бобр

Птицы

крякваi?id=11054470&tov=5

Насекомые

        

Земноводные

  

Рыбы

  

Моллюски

Цепи питания

Индивидуальный труд.

Самопроверка

Комар       лягушка     цапля

Водоросли       карась       щука

1. В водоемы спускают воду из промышленных предприятий.

а) начинают образовываться болота

2.Выловили двустворчатых моллюсков.

б) в воду поступает кислород для дыхания рыб

3. Все озеро заросло камышом, тростником, водорослями.

в) загрязняются водоемы и погибают растения и животные

4. Зимой рыбаки наделали лунок во льду.

г) вода стала мутной

Если погибнут растения, то погибнут растительноядные животные, а потом и хищники. А потом и мы люди.

Подсчет баллов.


        

Приложение

Рогоз, камыш, стрелолист прикрепляются своими корнями ко дну водоёма, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Эти растения встречаются по берегам водоёмов или на мелководье. Их высота достигает до 1 метра. http://www.vashsad.ua/downloads/image/encyclopedia/Sagittaria_2.jpghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b7/Schoenoplectus_lacustris_260605.jpg/275px-Schoenoplectus_lacustris_260605.jpg

Рогоз и камыш люди часто путают между собой и прежде всего рогоз неправильно называют камышом. У рогоза вызревает почти чёрное бархатное соцветие, похожее на эскимо на палочке. Камыши же выглядят как голые длинные пруты, торчащие из воды. Корневищем рогоза и камыша любят лакомиться водные животные, и даже лоси забредают к озеру, чтобы отведать вкусных  и питательных корней. http://saransk.alleyann.ru/assets/images/products/2814/TyphaAngustifolia_04_thumb.jpghttp://molbiol.ru/forums/uploads/a001/b017/post-12150-1187210936.jpg

Корни кубышки (жёлтой лилии), кувшинки (белой лилии), рдеста на глубине, прикрепляются к самому дну, а их широкие листья и цветы плавают на поверхности водоёма. Эти растения украшают реки, пруды и озёра. На ночь цветки кувшинок закрываются в бутоны и погружаются под воду.  В пруду или озере можно увидеть торчащий из воды невзрачный колосок, а рядом овальные плавающие листья. Это рдест плавающий. Большая его часть скрыта под водой. кувшинкакубышка

                

В водоёмах живёт растение, которое свободно плавает в толще воды, т.к. у него нет корней. Это роголистник. Его листья по форме напоминают рог, отсюда и название. Ряска  - крошечное растеньице, плавающее на поверхности воды. Этих растений нередко бывает так много, что они полностью затягивают водоём. В толще воды плавают мельчайшие зелёные водоросли. Разглядеть их можно только в микроскопе. Иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной.http://aquadomik.ru/wp-content/uploads/2008/03/Lemna_minor_13.JPGhttp://images04.olx.ru/ui/2/27/20/20862720_1.jpghttp://www.xsunx.ru/data/media/8/alga.jpg

        

бобрi?id=11054470&tov=5

кряква

        

http://images04.olx.ru/ui/2/27/20/20862720_1.jpghttp://www.vashsad.ua/downloads/image/encyclopedia/Sagittaria_2.jpgкубышка

http://images04.olx.ru/ui/2/27/20/20862720_1.jpghttp://www.vashsad.ua/downloads/image/encyclopedia/Sagittaria_2.jpgкубышка

http://images04.olx.ru/ui/2/27/20/20862720_1.jpghttp://www.vashsad.ua/downloads/image/encyclopedia/Sagittaria_2.jpgкубышка

                      Лист достижений.

Имя ученика

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Задание №6

Дополнительные баллы

                      Лист достижений.

Имя ученика

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Задание №6

Дополнительные баллы

                      Лист достижений.

Имя ученика

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Задание №6

Дополнительные баллы

                      Лист достижений.

Имя ученика

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Задание №6

Дополнительные баллы

На берегу

На глубине

В толще воды

 

 

 

 

На берегу

На глубине

В толще воды

 

 

 

 

На берегу

На глубине

В толще воды

 

 

 

 

На берегу

На глубине

В толще воды

 

 

 

 

Животные водоёмов

Млекопитающие

Птицы

Насекомые

Земноводные

Рыбы

Моллюски

Цапля, карась, лягушка,  комар,  водоросли, щука.

Цапля, карась, лягушка,  комар,  водоросли, щука.

Цапля, карась, лягушка,  комар,  водоросли, щука.

Цапля, карась, лягушка,  комар,  водоросли, щука.

Цапля, карась, лягушка,  комар,  водоросли, щука.

Цапля, карась, лягушка,  комар,  водоросли, щука.

Цапля, карась, лягушка,  комар,  водоросли, щука.

Цапля, карась, лягушка,  комар,  водоросли, щука.

1. В водоемы спускают воду из промышленных предприятий.

а) начинают образовываться болота

2.Выловили двустворчатых моллюсков.

б) в воду поступает кислород для дыхания рыб

3. Все озеро заросло камышом, тростником, водорослями.

в) загрязняются водоемы и погибают растения и животные

4. Зимой рыбаки наделали лунок во льду.

г) вода стала мутной

1. В водоемы спускают воду из промышленных предприятий.

а) начинают образовываться болота

2.Выловили двустворчатых моллюсков.

б) в воду поступает кислород для дыхания рыб

3. Все озеро заросло камышом, тростником, водорослями.

в) загрязняются водоемы и погибают растения и животные

4. Зимой рыбаки наделали лунок во льду.

г) вода стала мутной

Домашнее задание.

1.  Составьте рассказ по плану на тему «Болото – природное сообщество», используя материал учебника.

2. Сравните по теме «Жизнь пресного водоёма» бобра и цаплю по карточке №3.

3 . Проведите исследовательскую работу и узнайте кто такие ручейники.

Домашнее задание.

1.  Составьте рассказ по плану на тему «Болото – природное сообщество», используя материал учебника.

2. Сравните по теме «Жизнь пресного водоёма» бобра и цаплю по карточке №3.

3 . Проведите исследовательскую работу и узнайте кто такие ручейники.

Домашнее задание.

1.  Составьте рассказ по плану на тему «Болото – природное сообщество», используя материал учебника.

2. Сравните по теме «Жизнь пресного водоёма» бобра и цаплю по карточке №3.

3 . Проведите исследовательскую работу и узнайте кто такие ручейники.

Домашнее задание.

1.  Составьте рассказ по плану на тему «Болото – природное сообщество», используя материал учебника.

2. Сравните по теме «Жизнь пресного водоёма» бобра и цаплю по карточке №3.

3 . Проведите исследовательскую работу и узнайте кто такие ручейники.

Домашнее задание.

1.  Составьте рассказ по плану на тему «Болото – природное сообщество», используя материал учебника.

2. Сравните по теме «Жизнь пресного водоёма» бобра и цаплю по карточке №3.

3 . Проведите исследовательскую работу и узнайте кто такие ручейники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Солнечная система" 2 класс

данный урок предполагает чередование коллективной и индивидуальной формы работы, подробно знакомит учащихся с отличительными признаками планет....

Урок по Окружающему миру "Кровеносная система"

Урок, презентация по теме "Кровеносная система"...

Конспект урока по окружающему миру "Пищеварительная система".

Материал данного  урока познакомит учащихся с органами пищеварения и необходимыми организму питательными веществами. Воспитательная задача направлена  на привитие учащимся навыков здорового ...

разработка урока по окружающему миру. 2класс (Система Л.В.Занкова) "Рельеф.Ландшафт."

Урок окружающего мира «Рельеф. Ландшафт.» знакомит детей с основными формами и особенностями рельефа, красотой и разнообразием ландшафтов; учит понимать выделенные учителем ориентиры действ...

Урок по окружающему миру "Кровеносная система" 3 класс

Урок по окружающему миру "Кровеносная система" для 3 класса составлен в соответствии с требованиями технологии здоровьесбережния....

Урок по окружающему миру_Пищеварительная система_4 класс

Разработка урока с применением Коуч техник...

Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»

Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»  Учитель Конобрицкая И. М....