технологические карты уроков
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Клепец Елена Александровна

технологические карты уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnol.karta_okr.mir_.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок 41. ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, приобщения младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков; раскрытия значения знания истории своего народа; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления о том, как была организована жизнь наших далеких предков; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют желание следовать нравственным принципам наших предков, испытывают гордость
за свой талантливый народ; проявляют трудолюбие, положительную мотивацию к учению

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru                         http://festival.1september.ru/articles/618333/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-okruzhayushchego-mira-zhizn-drevnikh-slavyan-4-klass

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; тестовое  задание, словари, энциклопедии; карта «Расселение древних славян»; иллюстрации с изображением языческих богов древних славян

Основные
понятия

Поляне, дреговичи, словене, древляне, северяне, родимичи, волыняне, вятичи, уличи, кривичи

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(самоопределение)

к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

– Сегодня на уроке мы перенесемся с вами в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где в тихой келье при свете лампады (небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами) неустанно пишет свой труд монах (человек, который уходил от людской суеты и давал обещание посвятить свою жизнь молитвам) Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит гусиное перо в руке старца, выводя заглавие книги.

На доске записан текст, учитель читает:

«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть».

– Летописец Нестор сообщает в «Повести временных лет» о славянских племенах, их происхождении, об образовании первых славянских княжеств, о нашествии кочевников. Нестор помещал в летопись народные предания и легенды

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. 

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Актуализация  опорных

знаний

Закрепление изученного материала: фронтальный опрос

– Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (Историю: как жили наши предки.)

– Что изучает наука история? (Жизнь наших предков.)

Какие пять эпох в истории выделяют ученые?

– Какая из них самая длинная?

– Какая самая короткая?

– Новейшая история – это какое время? (Почему её называют «жестоким временем», «мудрым временем»?)

Отвечают
на вопросы учителя

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: 

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание;      

Устные ответы

III. Изучение
нового материала

Целеполагание.

– Мы продолжаем путешествие по дороге истории.
Путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества.

– Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения «Наша древняя столица»:

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли…

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была…

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперёд,

А преданья старины

Забывать мы не должны.

– Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.

Внимательно слушают.

Фронтальная, индивидуальна

Устные ответы,

записи
в тетради

1

2

3

4

5

6

7

Рассказ учителя.

Работа
по учебнику.

– Найдите на карте нашей страны Восточно-Европейскую равнину. Что означает слово «равнина»? Что о поверхности равнины говорят цвета на карте? (Встречаются возвышенности.) Мы знаем, что Восточно-Европейская равнина умеренного климатического пояса, и только ее северная часть заходит в холодный пояс. Здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон.

– Именно эти территории начали заселять в VI веке восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам.

– Прочитайте в учебнике (с. 34–35) отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен.

– Подчеркните названия племен в тексте. Рассмотрите карту расселения славян.

– Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи.

– Попробуйте прочитать незнакомые вам названия других славянских племен.

– Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен:

Ильменские славяне – жители у озера Ильмень. Вятичи – основатель рода Вятко. Поляне – жители полей. Древляне – жили среди «дерев». Дреговичи – догадайтесь, если слово «дрягва» означает «болото».

Читают, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют
записи в тетради.

Показывают
на карте.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации;
 учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции;  


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Работа
по карте.

– Значит, они жили у… (болот).

– Так кто же они такие, славяне?

– Слово «славяне» означает «люди, живущие у воды».

– Попробуем найти ответ на этот вопрос в документе, письменном источнике древних византийских путешественников. Прочтите этот текст.

– Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид.

– А какие они были по характеру?

– Если они были радушными, гостеприимными, то могли ли они постоять за себя и близких?

– Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами.

– Что такое род? Что такое племя?

– Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена.

обоснования своего суждения;  достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать собеседника и вести диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения;  


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Работа
по учебнику.

Рассказ учителя

– Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне?

– Ловили рыбу.

– Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев?

– Прочитайте текст в учебнике (с. 36–37).

– Объясните значения слов «собирательство», «борт-

ничество», используя иллюстрации. (Бортничество –

сбор меда и воска диких пчел.)

– Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились.

Узнаем, как жили наши предки – древние славяне

Читают текст, выясняют занятия славян.

Внимательно слушают

предметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир
в его органичном единстве

IV. Самостоятельная работа
с само-
проверкой по эталону
(образцу)

Тестирование.

Проверим, как вы внимательно слушали и запомнили факты из жизни славян. Подчеркните правильный ответ.

1. Славяне жили:

а) в пустыне;

б) по берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне;

в) в горах.

2. Что такое бортничество?

а) изготовление бочек из дерева;

б) выдалбливание лодок;

в) собирание мёда диких пчёл.

Выполняют
задания теста.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний.

Устные ответы,

выполненные

задания


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

Задания из электронного

приложения к учебнику

3. Какие орудия использовали наши предки во время охоты?

а) Ружьё;   б) лук со стрелами;   в) саблю.

4. Как называлось жилище древних славян?

а) землянка;     б) чум;     в) пещера.

5. Древние славяне были:

а) язычниками;    б) христианами;    в) мусульманами.

– Проверьте тест самостоятельно.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

Осуществляют самопроверку.

Выполняют
задания

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Над какой темой работали?

– Что интересного вы узнали из жизни своих предков?

– Какая информация показалась для вас наиболее значимой?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Читают вывод в учебнике (с. 39).

Отвечают
на вопросы учителя

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: осуществляют контроль
и оценку процесса
и результатов деятельности.

Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

1. Сделать рисунки к изученному периоду родной истории.

2. Подготовить сообщение о первых русских князьях, русских богатырях.

3. Рассказать о русской одежде

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...