календарно-тематическое планирование по окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему

УМК «Школа России»  А.А. Плешаков Окружающий мир 1 класс, в 2 частях, Москва, "Просвещение", 2015 г., А.А. Плешаков  Рабочая тетрадь по окружающему миру 1 класс, в 2 частях, Москва, «Просвещение», 2016 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_okr.mir_.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Человек и природа

- называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу; регион, город, где живут учащиеся;

-  называть общие признаки живых организмов;

- называть основные условия благополучной жизни растений и животных;

- соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья;

 - соблюдать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);

- называть основные профессии людей и определять взаимопомощь людей разных профессий;

- называть основные группы животных и растений;

- соблюдать правила поведения в природе;

- называть основные признаки каждого времени года;

- называть основные помещения школы;

- называть улицы, расположенные вблизи школы и дома;

- называть основные учреждения культуры, быта;

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

- пользоваться словами, указывающими направления и время;

- наблюдать, делать умозаключения;

- различать профессии людей;

- различать растения и животных;

- различать объекты природы;

- различать части растения, отображать их на рисунке;

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

- показывать сушу и воду на глобусе;

- ориентироваться в помещениях школы;

различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;

- проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;

- группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;

- сознательно выполнять правила экологического поведения;

- высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;

- определить по внешнему виду названия различных растений;

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

- Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

- Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.

- Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

- Формировать умение работать в группах и парах.

- Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;

- Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,

родственникам, любовь к родителям.

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

- Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.

- Освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

- Развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).

Человек и общество

·узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

·различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

·использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

 ·осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

·ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

·наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

·проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

·определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

-следовать правилам здорового образа жизни.

Правила безопасной жизни

-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни; 

-оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

-соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

-соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

-объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

-составлять и выполнять режим дня.

- осознавать личной

ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Человек и природа

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество - это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Важнейшие природные объекты России, Татарстана.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в Татарстане на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой Татарстана. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.  Водоёмы Татарстана: Кама, Волга, Вятка и др. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые Татарстана. Нефть- чёрное золото Татарстана.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения Татарстана, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные Татарстана, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности в республике Татарстан). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки Татарстана, их роль в охране природы. Красная книга России и Татарстана, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о гигиене систем органов. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

30 ч

Человек и общество

Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества.

Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Особенности труда в Татарстане, их профессии: хлеборобы, нефтяники, строители и др.

Общественный транспорт. Транспорт в Набережных Челнах, Казани и других городов России. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видео чаты, форум.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация, республика Татарстан. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России и Татарстана: Государственный герб России и Татарстана, Государственный флаг России и Татарстана, Государственный гимн России и Татарстана ; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации - глава государства. Президент Татарстана.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, Курбан байрам, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.

Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Казань- столица Татарстана. Святыни Татарстана- Свияжск, Булгары, Елабуга. Достопримечательности Казани: Кремль, театры и др.

Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию: татары, русские, чуваши и др. - их обычаи, характерные особенности быта. Основные религии народов России: православие, ислам. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов Татарстана.

Татарстан - частица России. Набережные Челны: название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей Татарстана, их профессии. Названия разных народов, проживающих в Татарстане, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории Татарстана. Святыни Татарстана. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

21 ч

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека.

15 ч

Итого

66 ч

Календарно-тематическое планирование

        УМК «Школа России»  А.А. Плешаков Окружающий мир 1 класс, в 2 частях, Москва, "Просвещение", 2015 г., А.А. Плешаков  Рабочая тетрадь по окружающему миру 1 класс, в 2 частях, Москва, «Просвещение», 2016 г.

Изучаемый раздел

Тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые сроки

Фактические

сроки

1

Человек и общество

Вводный урок. Задавайте вопросы!» Кереш дәрес. Сораулар бирегез! Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью), книгами для чтения «Зеленые страницы» и «Великан на поляне».

1

04.09

Слушать объяснения учителя, формулировать простые выводы; задавать вопросы;  вступать в учебный диалог;

пользоваться условными обозначениями учебника;

различать способы и средства познания окружающего мира;  оценивать результаты своей работы на уроке.

обсуждать основные правила поведения в школе, режим дня школьника; ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради.

2

Человек и общество

Что такое Родина?  Нәрсә ул туган ил? Знакомство с целями и задачами раздела. Родина – это наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, ее столице, о своей малой родине. Моя Родина - Татарстан.

1

08.09

Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследовать понятие «малая родина»: перечислять признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города. На карте России находить и показывать свой край соотнесением с уже известными городами России, слушать звучание Государственного гимна, изображение герба, флага России, Татарстана.

3

Человек и общество

Что мы знаем о народах России? Рәсәй халыклары турында нәрсә беләбез? Многонациональный характер населения России. Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России.  Народы Татарстана.

1

11.09

Описывать традиционные костюмы разных народов по рисункам в учебнике, называть праздники. Выделять их отдельные характерные детали. Слушать и сравнивать плясовую музыку разных народов России, находить общее и различное, подбирать ключевые слова для выражения впечатления от неё. Находить общее и различное в игрушках разных народов России. Сравнивать пословицы разных народов России о качествах человека, находить общее и различное.

4

Человек и общество

Что мы знаем о Москве? Москва – столица России. Мәскәү турында нәрсә беләбез? Мәскәү-Рәсәйнең башкаласы. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д. Жизнь москвичей – наших сверстников.

1

15.09

Показывать расположение Москвы на карте России. Обсуждать присловья о Москве и соотносить их с изображением Красной площади и зданий Московского Кремля на старинных литографиях и современных фотографиях. Сравнивать их внешний облик, соотносить по силуэтам, находить изменения. Подбирать ключевые слова для выражения впечатления от прослушивания записи колокольного звона и боя часов на Спасской башне Кремля. Определять символический смысл московского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл.

Выполнять практическую работу из пластилина; характеризовать, описывать  небесные природные объекты: Луну, Солнце, созвездия;  создавать модели созвездий с помощью атласа-определителя

5

Человек и природа

Что у нас над головой?  Баш өстендә нәрсә?

Практическая работа «Лепка планет»   Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.

1

18.09

6

Человек и природа

Что у нас под ногами? Аяк астында нәрсә?

Полезные ископаемые Татарстана.

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.

1

22.09

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия образцов камней (на фотографиях в учебнике и в натуральном виде).

Определять (с помощью учебника и атласа-определителя) названия камней, узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.

Соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены, осуществлять самопроверку.

7

Человек и природа

Что общего у разных растений? Төрле үләннәр нәрсә белән охшаш?

Части растений (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях

1

25.09

Сравнивать разные растения и выводить общие части: корень, стебель, листья, цветок, плод, семя; знакомиться с понятием «соцветие»

8

Человек и природа

Что растёт на подоконнике? Тәрәзә төбендә нәрсә үсә?

Практическая работа «Уход за комнатными растениями»

Наиболее распространенные комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений класса.

1

29.09

Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, необходимые для жизни комнатных растений. Распознавать комнатные растения.

Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями.

Называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приёмы их использования (в ходе практической работы).

9

Человек и природа

Экскурсия  по теме «Что растёт на клумбе?»  Клумбада нәрсә үсә? – экскурсия. Наиболее распространенные растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника.

1

2.10

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия цветников, клумб, обсуждать роль цветников в городе. Знакомиться по материалом учебника с растениями цветника. Рассказывать о цветниках своего города. Определять растения цветника (2—3 представителя) с помощью атласа-определителя.

Организовывать соревнование «Кто запомнит больше растений цветника». Узнавать известные растения цветника на рисунке и в натуральном виде, осуществлять самопроверку. Выделять среди растений цветника те, которые особенно нравятся (любимые растения), отображать свои предпочтения в рисунке.

Работать со взрослыми: участвовать в создании цветников, клумб, рисовать растения цветника, высаженные собственными руками

Наблюдать за листьями на деревьях возле  школы, объяснять наблюдаемые явления (разнообразие форм, окраски); распознавать деревья по листьям

10

Человек и природа

Что это за листья? Деревья Татарстана. Бу нинди яфраклар? Татарстанда үсә торган агачлар.

Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их форм и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям.

Практическая работа «Сбор листьев разных деревьев»

1

06.10

11

Человек и природа

Что такое хвоинки? Лиственные и хвойные деревья. Ылыс – нәрсә ул? Яфраклы һәм ылыслы агачлар.Ель и сосна - хвойные деревья. Хвоинки – видоизмененные листья. Распознавание хвойных деревьев.

1

09.10

Наблюдать за лиственными и хвойными деревьями;  искать ответ на проблемный вопрос «Что такое хвоинки?»; распознавать хвойные деревья; формулировать простые выводы

12

Человек и природа

Кто такие насекомые? Бөҗәкләр – нәрсәләр ул? Татарстандагы бөҗәкләр.

Насекомые Татарстана.

Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых – шесть ног. Разнообразие насекомых.

1

13.10

Анализировать рисунки насекомых, объяснять наблюдаемые явления, подводить под понятие «насекомые – это…», формулировать выводы, сочинять сказочные истории по картинкам

13

Человек и природа

Кто такие рыбы? Водоёмы Татарстана. Балыклар нәрсәләр ул? Татарстан сулыклары.

Рыбы – водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.

1

16.10

Анализировать рисунки рыб, объяснять наблюдаемые явления, подводить под понятие «рыбы – это…», формулировать выводы, сочинять сказочные истории по картинкам

14

Человек и природа

Кто такие птицы? Птицы Татарстана. Кошлар нәрсәләр ул? Татарстанда яшәүче кошлар. Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья – главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.

1

20.10

Анализировать рисунки птиц, объяснять наблюдаемые явления, подводить под понятие «птицы – это…», формулировать выводы, описывать птицу по плану, данному в учебнике

15

Человек и природа

Кто такие звери?  Звери Татарстана. Җәнлекләр нәрсәләр ул? Татарстанда яшәүче җәнлекләр. Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.

1

23.10

Анализировать рисунки зверей, объяснять  наблюдаемые  явления, подводить под понятие «звери – это…», формулировать выводы, выполнять практическую работу по изучению строения шерсти, работать с атласом-определителем

16

Человек и природа

Что такое зоопарк? Нәрсә соң ул зоопарк? Виртуальное посещение зоопарка.   Красная книга Татарстана

1

27.10

Анализировать иллюстрации учебника, называть животных зоопарка, классифицировать их по известным признакам (обитают в нашей стране — живут в других уголках Земли), осуществлять самопроверку.

Рассказывать о собственных встречах с животными в зоопарке, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать цели создания зоопарков. Рассказывать о зоопарке своего города.

Предлагать и обосновывать правила поведения в зоопарке.  Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в зоопарк, сравнивать рисунок с эскизом входа в ботанический сад, объяснять различия.

17

Человек и общество

Что окружает нас дома? Өйдә безнең нәрсә бар?

Практическая работа  по заданиям в тетрадях. Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.

1

6.11

Группировать предметы дома по их назначению, работать в группах, защищать каждую группу предметов домашнего обихода, формулировать правила обращения с ними, работать с раздаточным материалом.

18

Правила безопасной жизни

Что умеет компьютер? Компьютер нәрсә эшли белә?

Практическая работа «Работа за компьютером»  Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним.

1

10.11

Осуществлять поиск информации о компьютере, его составных частях, сферах применения. Осваивать правила использования компьютера.

Осваивать работу на компьютере: включать и выключать его; называть и показывать части компьютера; находить информацию в Интернете с помощью взрослого.

19

Правила безопасной жизни

Что вокруг нас может быть опасным? Әйләнә-тирәдәге куркыныч нәрсәләр.

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.

1

13. 11

Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы.

Запомнить домашний адрес и адрес школы.

20

Человек и природа

На что похожа наша планета? Безнең планета нәрсәгә охшаган?

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель Земли.

1

17.11

Моделировать с помощью глобуса ситуацию полёта космонавта над Землёй и его возвращение из космоса: находить место России на земном шаре, встреча на космодроме, рассматривать глобус, рассуждать о форме Земли

21

Человек и общество

Как живёт семья? Гаилә ничек яши? Знакомство с целями и задачами раздела. Семья  - это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

1

20.11

Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять «волшебные слова семейного счастья». Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье

22

Человек и общество

Проект «Моя семья». “Минем гаилә” проект эше. Семья  - это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

1

24.11

Заполнять по образцу схему родословного древа семьи. Приводить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края. Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего края. Называть имена всех членов своей семьи; рассуждать о причинах объединения людей в семью.

23

Правила безопасной жизни

Откуда в наш дом приходит вода?

Водохранилища Татарстана. Су безнең өйләргә каян килә? Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязненной воды. Очистка загрязненной воды.

1

27.11

Обсуждать значение в доме воды, газа, электричества.

Устанавливать зависимость жизни человека от неживой природы.

Анализировать рисунки учебника и рабочей тетради, прослеживать по ним и объяснять путь воды, газа  и электричества в наш дом.

Выявлять потенциальную опасность воды, газа, электричества в доме, предлагать и запоминать простейшие меры безопасности при обращении с ними. Узнавать на фотографиях электроприборы, рассказывать о мерах безопасности при их использовании. Классифицировать бытовые электроприборы. Рассуждать о значении очистных сооружений.

24

Правила безопасной жизни

Откуда в наш дом приходит электричество? Безнең өйгә электричество каян килә? Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки её потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы.

1

1.12

25

Человек и общество

Как путешествует письмо? Хатлар ничек йөри?

Практическая работа по заданиям в тетрадях.  Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации.

1

04.12

Определять этапы путешествия письма; разнообразных почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции; рассуждать о значении почтовой связи для общества; познакомиться с понятиями «адресат», «отправитель», «бандероль», «посылка»; высказывать предположения о работе старинной почты.

26

Человек и природа

Куда текут реки?  Реки Татарстана. Елгалар кая ага? Татарстандагы елгалар.

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях,

1

08.12

Рассуждать о месте впадения рек, сравнивать реку и море, в практической работе готовить «морскую» воду.

27

Человек и природа

Экскурсия  «Откуда берутся снег и лёд?». Кар һәм боз каян чыга? Снег и лед. Исследование свойств снега и льда.

1

11.12

Рассуждать о появлении снега и льда, проделывать опыты по изучению свойств снега, формулировать простые выводы.

28

Человек и природа

Как живут растения? Үләннәр ничек яши? Растения как живой организм. Представление о жизненном цикле растений. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.

1

15.12

Сравнивать рисунки в учебнике, объяснять причины различий.  Рассказывать о жизненном цикле растений, обсуждать их роль в своей  жизни, оценивать  своё отношение к ним.  Работать со взрослыми: определять растения с помощью атласа-определителя, рисовать и (или) фотографировать их

29

Человек и природа

Как живут животные? Җәнлекләр ничек яши? Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.

1

18.12

Сравнивать рисунки в учебнике, объяснять причины различий. Рассказывать о жизненном цикле животных, обсуждать их роль в своей  жизни, оценивать  своё отношение к ним. Работать со взрослыми: определять животных с помощью атласа-определителя, рисовать и (или) фотографировать их

30

Человек и природа

Как зимой помочь птицам? Кыш көне кошларга ничек ярдәм итәргә? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важные заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.

Практическая работа «Изготовление кормушек»

1

22.12

Различать птиц, зимующих в наших краях, делать кормушку, подбирать корм для птиц.

Работать со взрослыми: определять птиц с помощью атласа-определителя, рисовать и (или) фотографировать их.

31

Человек и природа

Откуда берутся шоколад, изюм и мёд? Шоколад, йөзем һәм бал каян алына? Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, в городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.

1

08.01

Рассказывать интересную информацию по дополнительным источникам; рассуждать о возникновении мусора, сортировать мусор из разного материала;

составлять правила соблюдения чистоты; проводить исследовательскую работу на тему «Куда девается мусор».

32

Человек и общество

Куда девается мусор. Чүп кая китә?

Проблемы экологии в Татарстане.

Практическая работа «Сбор мусора»

1

12.01

33

Правила безопасной жизни

Откуда в снежках грязь? Кар нигә пычрак? Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.

Практическая работа «Опыты со снегом»

1

15.01

Проводить опыты; делать простые выводы; рассуждать об источниках загрязнения нашей планеты и способах защиты её от загрязнений; сочинять истории об уменьшении количества загрязнений в окружающем мире.

34

Человек и общество

Когда учиться интересно? Укырга кайчан кызык? Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной  и успешной  работы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительное отношение с учителем. Обращение к учителю.

 

19.01

Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках. Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса (с 1 сентября до предыдущего урока). Сравнивать эти фотографии, определять и описывать изменения в отношениях друг к другу за месяц учёбы в школе.  Составлять предложения со словами «мы», «я», «дружный класс».

Оценивать сложившиеся отношения в классе, выявлять положительные, предлагать изменения негативных ситуаций.   Готовить и защищать проект.

35

Человек и общество

Проект «Мой класс и моя школа». “Минем сыйныфым  һәм мәктәбем” проект эше. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, представление знаний, обсуждение способов и сроков работы.

1

22.01

36

Человек и общество

Когда придёт суббота? Кайчан шимбә җитә? Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели.

1

26.01

Различать прошлое, настоящее и будущее;

называть дни недели в правильной последовательности; рассуждать о течении времени.

37

Человек и природа

Когда наступит лето? Кайчан җәй җитә? Последовательность смены времен года и месяцев в нем. Название осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времен года.

1

29.01

Рассуждать о последовательности смены времён года; соотносить времена года и месяцы;

называть месяцы;

устанавливать связи между природными явлениями и сменой времён года.

38

Человек и природа

Где живут белые медведи? Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

1

02.02

Познакомиться с холодными районами на Земле: Северным Ледовитым океаном и Антарктидой; находить их на глобусе; приводить примеры животных этих районов.

39

Человек и природа

Где живут слоны? Филләр кайда яши? Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.

1

05.02

Познакомиться с жаркими районами на Земле: саванной и тропическим лесом; находить их на глобусе; приводить примеры животных этих районов.

40

Человек и природа

Где зимуют птицы? Кошлар кайда кышлый? Зимующие перелетные птицы. Места зимовок перелетных птиц. Исследование учеными маршрутов перелетных птиц. Причины, заставляющие птиц, улетать на зиму.

1

09.02

Познакомиться с зимующими и перелётными птицами; выдвигать предположения о зимовке перелётных птиц и доказывать их;

приводить примеры перелётных и зимующих птиц (с помощью атласа-определителя).

41

Человек и природа

Когда жили динозавры? Динозаврлар кайчан яшәгән?

1

08.02

Рассказывать интересную информацию по дополнительным источникам.

42

Человек и природа

Когда появилась одежда? Кием кайчан барлыкка килгән? История появления одежды и развитие моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её значение (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная)

1

12.02

Рассказывать об истории появления одежды, развитии моды; анализировать зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения; учиться подбирать подходящую одежду для определённого случая.

43

Правила безопасной жизни

Когда изобрели велосипед? Велосипедны кайчан уйлап чыгарганнар? История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трехколесный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.

1

16.02

Рассказывать об истории изобретения велосипеда по материалам дополнительных источников; познакомиться с устройством велосипеда, разнообразием современных моделей;

сформулировать правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.

44

Правила безопасной жизни

Когда мы станем взрослыми? Без кайчан зур үсәбез? Отличие  жизни взрослого человека от жизни ребенка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира.

1

26.02

Рассматривать в учебнике портреты мужчин и женщин разного возраста, приблизительно определять возраст; находить отличия жизни взрослого человека от жизни ребенка;

рассуждать о выборе профессии, целевых установок на будущее, ответственности.

45

Человек и природа

Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью? Ни өйчен кояш көндез, ә йолдызлар  төнлә яктырта? Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительных размеры звезд, Созвездия Льва.

1

02.03

Познакомиться с целями и задачами раздела;

сравнивать время суток с Солнцем и звёздами;

изготавливать модели звёзд;

учиться находить на небе созвездие Льва.

46

Человек и природа

Почему Луна бывает разной? Ни өчен Ай төрле була? Луна – спутник Земли, ее особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы получения Луны.

1

05.03

Узнать, что такое Луна; научиться изготавливать модель Луны; освоить понятие «естественный спутник»; рассказывать с опорой на свои наблюдения о внешнем виде Луны.

47

Человек и природа

Почему идёт дождь и дует ветер? Ни өчен җил исә һәм яңгыр ява? Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений, животных.

1

09.03

Объяснять причины возникновения ветра и дождя, их значения для человека, растений, животных.

48

Правила безопасной жизни

Почему звенит звонок? Ни өчен кыңгырау шалтырый? Разнообразие звуков в окружающем мире. Причины возникновения и способов распространения звуков. Необходимость беречь уши.

Практическая работа «Опыты со звонком»

1

12.03

Объяснять возникновение и распространение звука; составить правила бережного обращения с органом слуха – ухом; работать в группах, распределять задания, задавать вопросы, корректно вносить замечания в высказывания товарищей.

49

Человек и природа

Почему радуга разноцветная? Ни өчен салават күпере төрле төстә? Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.

1

16.03

Объяснять возникновение радуги; перечислять цвета радуги  в правильной последовательности;

придумывать сказочную историю по рисунку; рисовать радугу.

50

Правила безопасной жизни

Почему мы любим кошек и собак? Ни өчен без песи һәм этләрне яратабыз? Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой.

1

19.03

Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления собак, кошек рядом с человеком. Описывать выставку собак, кошек по фотографиям в учебнике и собственным впечатлениям. Определять породы собак, кошек (с помощью атласа-определителя), узнавать на рисунках изученные породы.

Приводить примеры пород собак, кошек (самостоятельно или с помощью атласа-определителя). Называть предметы ухода за собакой, кошкой и характеризовать их назначение. Рассказывать о своём питомце, о взаимоотношениях с ним,  об уходе.  Работать со взрослыми: написать рассказ о своём питомце, нарисовать или сфотографировать его.

51

Человек и общество

Проект «Мои домашние питомцы». “Минем йорт хайваннары” проет эше. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника. Распределение заданий. Обсуждение способов и сроков работы.

1

23.03

52

Правила безопасной жизни

Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек?  Ни өчен без чәчәкләрне өзәргә, күбәләкләрне тотарга тиеш түгел? Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу.

1

02.04

Рассказывать об обитателях луга: цветах и бабочках, приводить примеры цветов и бабочек, сформулировать правила поведения в природе, объяснять необходимость их соблюдения.

53

Правила безопасной жизни

Экскурсия  по теме «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?»  “Ни өчен урманда тынычлык сакларга кирәк?” экскурсия. Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу.

1

06.04

Рассказывать о звуках природы леса, составить рассказ о соблюдении тишины в лесу, объяснять необходимость её соблюдения.

54

Человек и общество

Почему их так назвали? Ни өчен аларны шулай атаганнар?

1

09.04

Рассказывать интересную информацию по дополнительным источникам.

55

Человек и общество

Зачем мы спим ночью?  Ни өчен без төнлә йоклыйбыз? Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные Работа человека ночью.

1

13.04

Узнать о значении сна в жизни человека; сформулировать правила подготовки ко сну; рассказывать по наблюдениям о сне животных, о профессиях людей, работающих ночью.

56

Правила безопасной жизни

Почему нужно есть много овощей и фруктов? Ни өчен күп яшелчә-җимеш ашарга кирәк? Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

1

16.04

Различать овощи и фрукты; познакомиться с понятием «витамины»; вывести правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

57

Правила безопасной жизни

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Ни өчен кулларны юарга, тешләрне чистартырга кирәк? Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приемов чистки зубов и мытья рук.

1

20.04

Объяснять, почему нужно чистить зубы и мыть руки; сформулировать важнейшие правила гигиены,  и необходимость их соблюдения; практическое освоение приемов чистки зубов и мытья рук.

58

Человек и общество

Зачем нам телефон и телевизор? Нәрсәгә безгә телефон, телевизор? Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) – средства массовой информации. Интернет.

1

23.04

Классифицировать средства связи и средства массовой информации; приводить примеры;

объяснять их значение для человека.

59

Человек и общество

Экскурсия по теме «Зачем нужны автомобили?» “машиналар нәрсәгә кирәк?” Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль – автомобиль будущего.

1

27.04

Объяснять назначение автомобилей; классифицировать виды транспорта; различать основные виды автомобилей;

узнать устройство автомобиля; практическая работа в группах:  «Электромобиль – автомобиль будущего».

60

Человек и общество

Зачем нужны поезда? Поедлар нәрсәгә кирәк? Поезда – наземный, подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения, устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта. Транспорт Набережных Челнов

1

30.04

Объяснять назначение поездов; классифицировать виды транспорта; различать основные виды поездов в зависимости от назначения;

 узнать устройство железной дороги;

вывести правила безопасного поведения на железной дороге.

61

Человек и общество

Зачем строят корабли? Нәрсәгә корабльләр төзиләр? Корабли (суда) – водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля.

1

04.05

Объяснять назначение кораблей; классифицировать виды транспорта;

различать основные виды кораблей в зависимости от назначения;

узнать устройство корабля; рисовать разные виды судов.

62

Человек и общество

Зачем строят самолёты? Нәрсәгә самолетлар төзиләр? Самолеты – воздушный транспорт. Виды самолетов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолета.

1

07.05

Объяснять назначение самолётов; классифицировать виды транспорта;

различать основные виды самолётов в зависимости от назначения;

узнать устройство самолёта; выполнять аппликацию по теме.

63

Правила безопасной жизни

Почему в автомобиле и в поезде нужно соблюдать правила безопасности? Ни өчен поездларда һәм машиналарда куркынычсызлык кагыйдәләрен сакларга кирәк? Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае).

1

11.05

Сформулировать основные правила безопасного поведения в различных видах транспорта;

объяснять необходимость обязательного их выполнения; изучить содержимое аптечки;

на практике освоить первую медицинскую помощь.

64

Правила безопасной жизни

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности. Ни өчен корабльләрдә һәм самолетларда куркынычсызлык кагыйдәләрен сакларга кирәк? Правила безопасности  на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолете.

1

14.05

Сформулировать основные правила безопасного поведения в различных видах транспорта;

объяснять необходимость обязательного их выполнения.

65

Человек и общество

Зачем люди осваивают  космос? Ни өчен кешеләр космосны өйрәнәләр? Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года, освоение человеком космоса: цели полета в космос, Ю.А.Гагарин- первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции.

1

18.05

Познакомиться с понятиями «космос», «космонавт», «искусственный спутник Земли», «космическая станция»;  

высказывать предположения о том, зачем осваивают космос, какие научные исследования проводят на космической станции;

называть имя первого космонавта;

находить дополнительную информацию по данной теме.

66

Человек и природа

Почему мы часто слышим слово «Экология».  Ни өчен “Экология” сүзен еш ишетәбез? Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.

1

21.05

Узнать, чему учит экология, поделиться первоначальными представлениями об экологии; приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;  сформулировать уроки экологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планир...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...