Птицы - наши друзья
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Внеклассное занятие осуществляет  метапредметную связь с уроком литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptitsy_-_nashi_druzya.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие  на тему : «Птицы – наши друзья»

         2 класс

   Тема:              « Птицы - наши друзья».  

 Цель урока: развитие у детей эстетического восприятия природы, развитие наблюдательности, любознательности обогащение информационного материала о птицах;

Учить детей рисовать по представлению зимующих птиц, передавая характерные особенности птиц - форму, величину.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

     Оборудование урока: дерево с птицами, сделанное на уроках труда учащимися, книги детских писателей о птицах, презентация « Птицы- наши друзья».

Организация  занятия

Сегодня на уроке мы с вами будем художниками. Посмотрите друг на друга, поправьте береточки и галстуки ( эти вещи сшили родители класса специально для этого урока), улыбнитесь друг другу и приготовьтесь видеть и слышать только прекрасное. У каждого из вас на столах лежат инструменты художника.

     Давайте представим себя в зимнем лесу. Можно ли в лесу услышать вот такие зимние голоса? ( Звучит запись голосов птиц)

Учитель: Нет, правильно, почему, как вы думаете?

   Правильно, многие птицы улетели, остались только и прилетели с северных краев только зимующие.

      Сегодня в гостях у нас наш друг – лесовичок ( вывешиваю таблицу с изображением забавного старичка в шляпке и с бородой).

 Он хозяин леса. И просит вас , ребята, чтобы вы приходя в лес, вели себя тихо; не кричали,  не нарушали покой зверей и птиц. Для самых активных лесовичок в своей сумочке принес лесные подарки – призы.

      Любит лесовичок больших зверей, таких больших зверей таких, как медведя, лису, волка, зверюшек поменьше, как зайца и белку. Уж очень он любит птиц. Называет их любовно птичками, пичужками, птенчиками. И хочет проверить: внимательны ли вы, знаете ли вы птиц?                                                                                                                                                                                  

Информация учителя из книги Гиннеса. Самая маленькая птица –

-   колибри. Самая большая – страус. Показ презентации» Птицы- наши друзья» об этих птицах.

      2. Игра « Птица- не птица».

Тигр – ворона, сорока – медведь, волк – дятел и.т.д

   Учитель. Молодцы, ребята, оказывается, вы знаете названия птиц.

   - А как вы помогаете птицам?

   - Правильно, зимой нужно подкармливать птиц, делать кормушки, чтобы весной услышать веселые голоса птиц. Ведь множество птиц зимой умирают не от холода, а от голода. Мы с вами сделали кормушки и развесили в школьном дворе и договорились, что такие же кормушки вы развесите и в своих дворах.

       Посмотрите на рисунок, здесь нарисовано, как дети помогают крылатым друзьям. Обращение к рисунку» Наши пернатые друзья»

       Лесовичок всему этому радуется. И на наш урок прислал птичек (объемные рисунки птиц), которые на своих крыльях принесли кроссворд, а как разгадаем кроссворд – лесовичок покажет сюрприз.

    Работа учащихся с сигнальными карточками, где написаны безударные гласные. Повторяется правило правописания безударных гласных. Сигнальные карточки изготовлены в виде книжки- раскладушки.

      Загадки.

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко – красный галстук мой.

- Правильно, снегирь. Работа над правописанием слова « снегирь». (использование сигнальной карточки). Название снегирю дано от слова «снег» .Знакомство с отрывком из произведения А. Баркова « Первый вестник зимы». Ответы на вопросы. Когда прилетают снегири? Снегирь какой? ( грудка у снегирей красная. На голове черный беретик. Спина голубая. Хвост и крылья черные.) Сколько раз снегирь выводит птенцов?

     Показ презентация « Птицы – наши друзья». Снегири.

Снегири очень вежливые птицы, всегда уступают самкам – мамам лучшие гроздья рябин. Еще снегирей называют зимними яблоками.

Весь день хлопочет, вертится, стрекочет.

Кто это? Правильно, сорока.

Работа с сигнальными карточками. Работа над правописанием слова «сорока». Чтобы знать как пишется это слово, можно запомнить шараду: в каком слове сорок»а».

О сороке идет и плохая молва: вот что написал о ней С.Я. Маршак:

  А ежели вы вежливы,

  То сидя на уроке,

   Не будете с товарищем

   Трещать как две сороки.

 Уж очень она любит передразнивать других птиц, поэтому и забыла свою походку. Ходит  то вприпрыжку, то  размашистым шагом.

   А теперь послушайте задачу:

К серой цапле на урок

Прилетело семь сорок.

Из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей- сорок

Прилетело на урок?

Но мне кажется, что сороки исправятся и выучат на следующий день урок. Как вы думаете?.

Ответы учащихся.

- Какие произведения вы читали, где  главным героем была сорока?

 А сейчас мы познакомимся с рассказом А.Баркова « Лесная болтушка».

Что еще интересного вы узнали об этой птице?

 Ответы учащихся.

Сороке, ребята, есть чем гордиться: у нее самый длинный хвост Недаром сороку называют сорокой белобокой: по бокам и на крыльях у нее два белых пятна. Голова, спина и хвост черные, а брюшко белое.  Показ материала о сороке из презентации « Птицы - наши друзья».

     Деревья лечит, синиц кормит.

О ком идет речь?

Работа с сигнальными карточками .Правописание слова «синица».

На следующем уроке мы с вами будем работать над произведением

« Почему синички с дятлом подружились?». А сейчас прочитаем рассказ Н. Сладкова « Тайна черного дятла»( чтение по цепочке). Ответы на вопросы. Чем питается дятел? Можно ли дятла назвать лесным доктором? В чем заключается тайна черного дятла?

   Ответы учащихся.

 Показ материала из презентации о дятле и синице. Информация к размышлению:  синичка съедает в день гусениц, жуков столько, сколько весит сама.

3.Физминутка.

Мы шагаем, мы шагаем

Ноги выше поднимаем…

Птенчик выпал из гнезда

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

     Спросите, откуда среди зимы птенчики? Оказывается, такие птицы, как клесты, выводят птенцов в декабре и прячут свои гнезда в густых ветках сосны. Показ материала о клестах из презентации» Птицы – наши друзья».

Обращаю внимание учащихся на необычные клювы у этих птиц

 4.  А теперь посмотрите на сюрприз, который преподнес нам лесовичок.

Показываю красочные рисунки птиц.

 -  Нравятся птички? Хотите нарисовать таких же птичек? Лесовичок на ушко  шепнул секрет, подсказал, как научиться рисовать птиц.

 Но прежде чем нарисовать – нам нужно познакомиться со словом «набросок».

 Набросок – это быстрый рисунок карандашом с натуры или по памяти.

Сейчас я вам покажу, как сделать набросок дятла. Будем рисовать птицу с помощью овала (сжатый круг)

      Дятел постоянно в работе, редко находит минуты отдыха, поэтому мы его изобразим  за рабочим местом. Сделаем набросок дерева. Теперь нам нужна линия , которая поможет в работе. Эту наклонную линию мы нарисуем еле заметно, дятел при работе хвостом прижимается к дереву, поэтому хвостовую часть линии нарисуем ближе к дереву, отмечаем высоту птицы. Далее с помощью овала рисуем голову дятла, оставляем промежуток, рисуем туловище дятла, оно примерно в два  раза больше головы, затем хвост, крылья, клюв.( дятел язычком достает корм, лапки.

     По такому же принципу делаем  набросок сороки, помним, что у нее очень длинный хвост.

     Также делаем набросок снегиря. Снегирь имеет кругловатую форму, поэтому овалы мы будем рисовать покороче и покруглее Грудка у снегирей  красная. А как снегирей называют по – татарски ? ( кызылтуш)

Вспомним стихотворение, которое мы выучили на уроке родной литературы.

    Делая зарисовку клеста, нужно помнить, что хвост птицы чем-то напоминает хвост рыбы, а клюв мощный, сильный, как у попугая.

Итак, еще раз посмотрите на наброски  и скажите, какую птицу вы хотите нарисовать.

 - Молодцы, выбрали. А теперь приступаем к работе. Поместить нужно птичку на листе так, чтобы ей не было ни тесно, ни свободно, а уютно.

Посмотрите,  как готовясь к уроку, я нарисовала птицу.

 5.     Самостоятельная работа.

   6. Итог

Выставка лучших набросков.

- Чем понравился набросок?

Что нового узнали на уроке?

Мне, ребята, понравились строчки, написанные Е. Благининой

… Чтоб птиц весной услышать голоса,

     Не забудем их кормить в холода.

Давайте повторим эти строчки ( они заранее написаны на доске),

    вспомнив эти строчки, не будем забывать кормить птиц.

Рефлексия.

Понравилось ли вам это занятие?

   7.Домашнее задание.

Дорисовать птицу. Сочинить сказку о своей птице.

  Лучшему рассказчику лесовичок приготовит приз.( Родители приготовили закладки для учебника литературного чтения с изображением лесовичка)

       Литература.

1.Э.В.Исаев « Учись рисовать». Типография издательства «Чувашия»,2000г

2.А. Ликум  « Все обо всем». Филологическое общество «Слово», Москва,1998 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Птицы - наши друзья.

Презентацию можно показать детям в 1 классе на уроке, на внеклассном мероприятии для ознакомления с птицами родного края, их повадками, питанием, местах проживания....

Презентация "Птицы - наши друзья"

Каждый год в нашей школе проходит неделя экологии. В этом году наш класс представлял презентацию "Птицы наши друзья"....

конспект устного журнала "Птицы - наши друзья"

Данное мероприятия проводится для учащихся начальной школы. Детей ждут разнообразные конкурсы, кроссворды. В ходе мероприятия дети знакомятся с птицами, узнают, как им помочь зимой....

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов. Главная ме...

Птицы - наши друзья

Методическая разработка...

«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

«Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...