Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса Тема "Народный календарь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по окружающему миру | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 458 с углубленным изучением немецкого языка Невского района Санкт-Петербурга
Конспект урока по окружающему миру.
Тема: Народный календарь.
2 класс.
Автор: Воронянская Ю.Н.
Учитель начальных классов.
2017 год
Дата проведения: 17.10.17.
Класс: 2-1
Учитель: Воронянская Ю.Н.
Раздел: Вселенная, время, календарь.
№ урока в календарно-тематическом планировании:13
Формы работы на уроке: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
Тема: «Народный календарь».
Цель: сформировать представление о народном календаре.
Задачи:
- образовательные:
• познакомить с устройством народного календаря, народными приметами ,праздниками;
- развивающие :
• развивать творческие способности учащихся;
• формировать интерес к теме;
• активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы;
- воспитательные:
• воспитывать уважение к истории народа, страны, края, формировать бережное отношение к традициям и обычаям;
• прививать чувство любви к родному краю, к стране;
• работать над развитием речи.
Планируемые достижения учащихся:
Предметные результаты:
знать некоторые народные приметы на погоду;
определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду;
Метапредметные результаты:
соотносить народные приметы с ощущениями;
проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню народного календаря;сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.
Личностные результаты:
понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.
Формируемые УУД:
Познавательные: ориентироваться в учебном материале; извлекать информацию, представленную в разных формах;
Коммуникативные: строить правильное речевое высказывание;
Регулятивные: проявлять инициативность и самостоятельность.
Личностные : положительное отношение к учению, познавательной деятельности посредством вовлечения в творческую деятельность.
Оборудование: ПК, презентация ,картинки, раздаточный материал, календари.
Межпредметные связи: русский язык,литература, история.
Ход урока
1. Организационный момент.
Как огромен мир вокруг –
Чудеса и там, и тут!
Не хотим ни есть, ни спать,
А про всё хотим узнать.
Про всё на свете узнать нам помогает очень интересный учебный предмет – «Окружающий мир».
Настроились на работу? К очередному путешествию в окружающий мир готовы?
Тогда начнём! Но мы не одни будем путешествовать ,а с нашими гостями. Поздоровайтесь .
2.Актуализация знаний.
Сегодня на уроке как всегда мы будем вместе добывать информацию.
Послушайте !
Его называют «хранитель времени», «страж памяти», это система счета промежутков времени.
Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет.
(календарь)
О чём речь? Догадались?(календаре)
2.1.Фронтальный опрос.
Посмотрите на доску .Как много здесь календарей.( Рассмотрим поближе .Назовите как эти календари называются .( Календари бывают разные: отрывные, где каждый лист — это один день, перекидные — по одному дню или месяцу на каждой странице, календари-плакаты, где целый год на одном листе. )
Что можно узнать из календаря?
Какой календарь, по-вашему, более удобный? Почему?
3.Самоопределение к деятельности .
Ребята ,а как вы узнаете о погоде на завтра?(Прогноз погоды по телев.,радио,интернет)
А сейчас закройте глазки (звучит музыка) и представьте ,что мы перенеслись на 200 или на 300 лет назад.
(Выходят дети в нац.костюмах.)
Эти ребята собираются завтра рано-рано утром пойти в лес.Как они могут узнать какой будет погода?(Ответы детей )
А давайте послушаем их разговор.
Д.-Ну,что пойдем завтра в лес?
М.-Пойдем конечно.
Д.А если дождь?
М.-Так ты на небо и солнце посмотри.
Что за странный разговор. Разве можно по солнцу предсказать какой будет погода.
А как называются наблюдения за природой ,по которым можно предсказать погоду?(Народные Приметы).
Давайте вспомним ,что такое примета ?
А где мы можем найти точное значение слова?(в словаре)
Посмотрите это самый большой толковый словарь Ожегова. Я в нем нашла значение слова «Примета». Послушайте.
ПРИМЕТА . Явление, случай, к-рые в народе считаются предвестием чего-н.
Испокон веков на Руси из нар.примет создавали особый календарь.
Кто догадался как он называется?
Народный календарь.
Кто догадался , о чем мы будем говорить на уроке ,какая тема урока? («Народный календарь»). А какие цели мы перед собой ставим ?(Узнать что такое нар.календарь ,как он создавался .)
Посмотрите на план урока .Прочитайте его.
План.
1.Знакомство с народным календарем .
2.Народные приметы.
3.Народные праздники.
4.Работа над темой урока.
4.1.Народный календарь.
В прежние времена основным занятием простых людей на Руси было земледелие. Но, чтобы вырастить хороший урожай, нужно было знать, когда сажать пшеницу, когда пахать поле, когда убирать, будет ли дождь поливать землю, и не наступят ли морозы. Люди внимательно наблюдали за природой, за сменой времен года, учились предсказывать погоду. Все эти наблюдения и нашли свое отражение в народном календаре.
Народный календарь складывался веками. Сначала люди передавали знания устно. Но позже стали появляться деревянные календари – "знатники". На них делали зарубки, которые указывали, "когда сеять, когда жать, когда праздники встречать".
Народный календарь строился в зависимости от положения солнца. Главными днями считались дни весеннего и осеннего равноденствия и зимнего и летнего солнцеворота.
И формой календарь был похож на какую фигуру ?(круг) Так как охватывал весь год жизни людей,описывая его по дням по месяцам ,где каждому дню соответствовал свой праздник и обычаи традиции и приметы ,явления .
Поэтому в народе и появилось выражение «Круглый год».
Обратимся к нашему плану .
1.пункт .Знакомство с народным календарем .Выполнили .Следующий пункт .Народные приметы
Скажите а что происходит в природе в связи с движение Земли вокруг Солнца?(Смена времен года)
А за чем еще в природе наблюдали люди Вам предстоит отметить в следующем задании .Перед Вами задание (на листочках) .Отметить знаком + только то ,за чем наблюдали люди при создании народного календаря.
Карточки .Выполнение самостоятельно .
Проверка заданий .(Взаимопроверка.Взаимооценка)Поменялись листочками с соседом по парте .Сравнивание с образцом ..Возьмите один листочек и приклейте на свой листочек .Оцените свою работу с помощью знаков + - !.
4.2.Народные приметы.
- Ребята ,а как эти наблюдения можно назвать одним словом ?
( приметы).Мы уже говорили ,что такое примета ?
Множество примет дошло до нас из глубины веков ,они помогали предсказывать погоду.
Работа в группах.
Предлагаю поработать в группах. Вспомним правила работы в группах.
Разделимся на 3 группы .Каждой группе дано задание .Прочитать осенние приметы .1 группа выбирает приметы сентября .Обводит в кружок .
2 гр. Приметы октября
3.гр.Приметы ноября .
Руководитель группы назначает того ,кто будет отвечать .Зачитываем приметы сентября .2г. зачитывает приметы октября .3 группа –приметы ноября .А какой сейчас месяц? Октябрь .Давайте оценим соответствует ли октябрь приметам наших предков .
Вернемся к нашему плану .2 пункт был Народные приметы .Сделаем вывод из работы над этим пунктом . Оценим свою работу в группе при помощи знаков
+ - !
5.Физминутка
6.Закрепление изученного материала.
6.1.Работа по учебнику.
Кроме погодных сюрпризов в народном календаре описаны и народные праздники ,традиции и обряды .В первую очередь -это православные праздники ,которые посвящены памяти святых. Есть дни посвященные. Св.Марии ,Елене .А есть и диковинные имена ,редкие ,непривычные .Например св.Феклы ,св.Луппы .
Работа по учебнику .Откройте учебники на с.46.Найдите и прочитайте какой праздник отмечается в нар.календаре 1 сентября .Найдите и прочитайте какие есть приметы этого праздника .
Найдите и прочитайте какой праздник празднуется 5 сентября .Какие приметы этого праздника ?
Работа в парах.
Предлагаю работу в парах.
Вспомним правила работы в парах .
Задание .Рассмотрите рисунки О каких днях народного календаря хотел рассказать нам художник?Обсудите в парах. Оцените свою работу в паре при помощи смайлика .Нарисуйте их на листочке и приклейте .
А какое сегодня чило и месяц ?17 октября.
В народном календаре этот день назван .Ерофеев день .
Приметы этого дня. С Ерофея и зима шубу надевает.(Становится холоднее с Ерофея .А вот эту примету мы сможем с Вами и проверить .Понаблюдаем за погодой ,как изменится с сегодняшнего дня .
Ребята посмотрите на карту России и подумайте , а подойдут ли приметы подмеченные далеко на юге ,например ,для жителей севера нашей страны. Почему?
Всегда ли сбываются нар.приметы ? Почему .В основном нар.приметы верны только нужно правильно их объяснять .А если приметы не совпадают .Возможно они созданы для другой местности
А вот все таки одну примету мы с Вами сможем проверить .
Шишки и по нар.примете закрываются на дождь или на снег .А раскрываются на тепло .Эту примету Вы сможете проверить ,когда поедете загород .
7.Подведение итогов урока.
Обратимся к нашему плану .Выполнили мы все его пункты .Достигли мы цели нашего урока?
Почему народ внимательно наблюдал за изменениями в живой и неживой природой?
Давайте сделаем вывод.
Что же такое нар.календарь ? Чему нас учит нар календарь (быть внимательными ,добрыми).Мы должны сберечь его опыт и приумножить
8.Рефлексия .
И что же получилось у нас .А получился настоящий отрывной календарь .Дома вы сможете его продолжить и записать даты важных для Вас и Вашей семьи событий .И получится Ваш собственный календарь.Что же в свой календарь запишите ?
9.Домашнее задание . На Ваш выбор создать календарь важных дат Вашей семьи , либо календарь событий ,выбрать форму этого календаря .дополнять его и приумножать .И передать своим детям .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...