Рабочая программа по предмету "Живой мир" (2 класс)
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Шпак Ольга Николаевна

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Живой мир» образовательной области «Естествознание» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).

Программа разработана в соответствии с «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов 28.08.15 г., согласована заместителем директора по УВР 28.08.15г., утверждена директором ОУ Рыжих Л.Л. 31.08.15г.

Цели программы обучения:формирование интереса к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений), к явлениям природы;формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта; формирование представлений о частях собственного тела, их назначении, расположении; развитие способности выражать свое настроение и потребности с помощью доступных альтернативных средств коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, пиктограммы); формирование представлений о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях; знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования; закрепление полученных представлений в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности; использование малых фольклорных форм для формирования представлений о простейших явлениях природы.

При изучении курса используются учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ на 2015- 2016 учебный год для специальных коррекционных школ VIII вида.

В реализации курса используются педагогические технологии:

- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);

- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);

- элементы альтернативных технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать:

- узнавать и называть наиболее характерные признаки (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времен года (лето, осень, зима, весна), 

 -знать, называть, выделять изучаемые фрукты и овощи (яблоко, груша, банан, апельсин, капуста, огурец, картофель),

-знать части гриба, где растут грибы, уметь показать опасный гриб (съедобные и несъедобные)

-знать о жизни домашних животных (кошка, собака, свинья, коза), их детёнышах, пользе приносимой человеку,

-иметь представление о диких животных (медведь, лиса),

-называть (показывать) части дерева (береза), узнавать и называть на основе характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) изучаемые деревья.

Учащиеся должны уметь:

-уметь раскрашивать и рисовать по трафарету изученные овощи и фрукты (яблоко, груша, банан, апельсин, капуста, огурец, картофель).

-уметь определять по картинке погоду (плохая или хорошая погода)

-уметь различать домашних и диких животных (кошка, собака, свинья, коза, медведь, лиса).

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.

Предметом текущей аттестации является наблюдение за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения) по учебной дисциплине.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является  посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon РП живой мир 2 класс87.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                           СОГЛАСОВАНО

Директор школы                                                                                                   Зам. директора по УВР

_______________ Л.Л. Рыжих                                                                           ___________ О.В. Шовкалюк

«     »_______________20__г.                                                                           «   _» ________________ 20__г.

Рабочая программа

Название предмета: «Живой мир»

Класс: 2

Учебный год: 2015-2016

Общее кол-во часов ___34____, кол-во часов в неделю_1__

РАССМОТРЕНО

на методическом объединении

учителей начальных классов

Протокол №          от

«         »_____________ 20__г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Живой мир» образовательной области «Естествознание»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.

Основной задачей программы «Живой мир» является пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла. Работа по названной программе очень важна для обучения учащихся, имеющих нарушения интеллектуального развития, так усвоение систематических знаний о природе способствует общему развитию детей, формирует образное и аналитическое мышление, способствует расширению кругозора, обогащает словарный запас, воспитывает в детях младшего возраста интерес и бережное отношение к живому.

Содержание дисциплины «Живой мир» опирается на знакомые детям объекты и явления окружающего мира, углубляет сведения, раскрывающие причины, следственные временные связи между объектами, явлениями и состоянием природы.

Программа построена с учётом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

На уроках этой дисциплины учащиеся условно разделены на две группы:

Учащиеся 1 группы правильно называют изученные объекты, явления, их признаки. Различают объекты живой и неживой природы, выделяют части растений. Называют наиболее распространенных диких и домашних животных своего края.

Ученики 2 группы не всегда правильно называют изученные объекты и явления, их признаки. Путают объекты живой и неживой природы, очень мало знают названий диких и домашних животных. Ответы в основном односложные.

Обучение в коррекционной школе носит элементарно – практический характер и направлено на выполнение основных целей: создание условий для формирования и коррекции знаний учащихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- максимальное включение учащихся в образовательный процесс по ознакомлению с окружающим миром;

- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);

- развитие способности к коллективной деятельности;

- формирование интереса к уроку.

Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно-деятельностную, ценностно - ориентационную).

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:  

- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений), к явлениям природы;

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта;

- формировать представление о частях собственного тела, их назначении, расположении;

- развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных альтернативных средств коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, пиктограммы);

- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;

- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

- использовать малые фольклорные формы для формирования представлений о простейших явлениях природы.

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

- узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времена года (лето, осень, зима, весна),  

-знать о жизни животных в различное время года,

-знать, называть, выделять изучаемые фрукты и овощи,

-знать части гриба, где растут грибы, уметь показать опасный гриб (съедобные и несъедобные)

-знать о жизни домашних животных, их детёнышах, пользе приносимой человеку,

-иметь представление о диких животных

-называть (показывать) части дерева, узнавать и называть на основе характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) изучаемые деревья.

Предполагается то, что учащиеся будут уметь:

-уметь раскрашивать и рисовать по трафарету изученные овощи и фрукты  

-уметь определять по картинке погоду (плохая или хорошая погода)

-уметь различать домашних и диких животных.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  • Учебник «Ознакомление с окружающим миром. Подготовительный класс» Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова.
  • демонстрационный материал «Картинный словарь», «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Ягоды»,
  • сюжетные картинки,
  • плакат «Сад и огород»,
  • муляжи овощей, фруктов, грибов,
  • набор деревянных овощей, фруктов, грибов в мешочках,
  • набор разрезных овощей и фруктов,
  • тематические пазлы и разрезные картинки,
  • тематические трафареты.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Тема

Цели

Виды работ

Оборудование

Времена года.

1

Осень. Природа осенью.

 Формирование понятия “Осень”, “Признаки осени”. Учить выделять характерные признаки осени.

Рассказ учителя. Беседа по картинкам об изменениях в природе, о признаках осени. Нахождение картинки “Осень” среди картинок с другими временами года. Раскрашивание осенних листочков.

Наглядное пособие на тему “Осень”. Картинка на каждое время года. Распечатка для раскрашивания.

2

Зима. Природа зимой.

Формирование понятия Зима”, “Признаки зимы”. Учить выделять характерные признаки зимы.

Рассказ учителя. Беседа по картинкам об изменениях в природе, о признаках зимы. Нахождение картинки “Зима” среди картинок с другими временами года.

Наглядное пособие на тему “Зима”. Картинка на каждое время года. Распечатка для раскрашивания.

3

Весна. Природа весной.

 Формирование понятия “Весна”, “Признаки весны”. Учить выделять характерные признаки весны.

Рассказ учителя. Беседа по картинкам об изменениях в природе, о признаках весны. Нахождение картинки “Весна” среди картинок с другими временами года. Раскрашивание картинки «Весна».

Наглядное пособие на тему “Весна”. Картинка на каждое время года. Распечатка для раскрашивания.

4

Лето. Признаки лета.

 Формирование понятия “Лето”, “Признаки лета”. Учить выделять характерные признаки лета.

Рассказ учителя. Беседа по картинкам об изменениях в природе, о признаках лета. Нахождение картинки “Лето” среди картинок с другими временами года. Раскрашивание картинки «Лето».

Наглядное пособие на тему “Лето”. Картинка на каждое время года. Распечатка для раскрашивания.

Животные в разное время года

1

Животные осенью.

Формирование представления о жизни животных осенью, их подготовке к зиме.

Рассказ учителя, беседа по картинке, ответы на вопросы учителя.

Набор картинок «Животные осенью», «Осень в лесу».

2

Животные зимой.

Формирование представления о жизни животных зимой.

Рассказ учителя о жизни животных зимой, беседа по картинке, ответы на вопросы учителя, работа с учебником.

Учебник, Картинки «Животные зимой», «Зима в лесу».

Фрукты, овощи. Растения в разное время года

1

Повторение. Фрукты: яблоко, груша, банан.

Повторение пройденных фруктов, их названия, внешний вид.

Нахождение среди картинок, муляжей, повторение названий фруктов, их описание, раскрашивание. Рисование фруктов по трафарету.

Картинки и муляжи фруктов, заготовки для раскрашивания.

2

Повторение. Овощи: огурец, помидор, картофель.

Повторение пройденных овощей, их названия,

внешний вид.

Нахождение среди картинок, муляжей, повторение названий овощей, их описание, раскрашивание. Рисование овощей по трафарету.

Картинки и муляжи овощей, заготовки для раскрашивания.

3

Фрукты: апельсин.

Знакомство с фруктом, выделение его среди других фруктов.

Описание, внешний вид апельсина. Нахождение среди картинок, муляжей фруктов, раскрашивание. Составление разрезной картинки.

Картинки и муляжи фруктов, заготовки для раскрашивания. Разрезная картинка. Плакат «Фрукты».

4

Овощи. Капуста.

Знакомство с овощем, выделение его среди других овощей.

Описание, внешний вид капусты. Нахождение среди картинок, муляжей овощей, раскрашивание. Составление разрезной картинки.

Картинки и муляжи овощей, заготовки для раскрашивания. Разрезная картинка. Плакат «Овощи».

5

Грибы.

 Формирование понятия грибы, «Съедобные и несъедобные» грибы.

Рассматривание муляжа гриба, работа с картинками, нахождение грибов на картинке «Осенний лес». Рассказ учителя о съедобных и несъедобных грибах. Лепка, раскрашивание.

Картинка «Осенний лес», Муляж гриба, изображения грибов, пластилин. Заготовка для раскрашивания.

6

Деревья. Береза.

Знакомство c понятием “Дерево”, с внешним видом и составляющими.

Рассказ учителя, работа с учителем, нахождение деревьев на картинке, нахождение березы среди других деревьев.

Плакат “Деревья”. Распечатка для раскрашивания, учебник, изображение березы.

Птицы

1

Птицы зимой.

Формирование понятия «перелетные птицы», «зимующие птицы». Узнать о жизни птиц зимой.

Рассказ учителя о жизни птиц зимой. Вопросы по рассказу учителя, работа с картинками. Раскрашивание кормушек.

Распечатки для раскрашивания «кормушка». Плакат «Зимующие птицы».

2

Птицы. Голубь.

Знакомство детей с городскими птицами – голубем.

Рассказ учителя и беседа по иллюстрации. Упражнение на звукоподражание. Игра «Кормим птичек». Выполнение раскраски.

Иллюстрации «Птицы», «Голубь».

Календарь природы. Раскраска.

Погода.

1

Хорошая и плохая погода.

Формирование понятия «хорошая и плохая погода».

Рассказ учителя, описание картинок, нахождение картинок с хорошей погодой. Составление разрезной картинки «Солнышко».

Картинки с природными явлениями. Разрезная картинка «Солнышко».

2

Повторение. Осадки. Виды осадков.

Повторение и закрепление видов осадков.

Рассказ о видах осадков. Условное изображение осадков.

Сюжетные картинки.

Человек.

1

Человек. Пол. Части тела.

Расширение представлений и знаний о человеке. Мужской и женский пол, части тела человека.

Рассказ учителя, определение пола человека по картинке, определение своего пола, одноклассников, показ частей тела на картинке, на кукле, на себе.

Картинка «Человек», «Части тела человека», кукла.

Домашние и дикие животные.

1

Домашние Животные. Повторение. Кошка, Собака.

Формирование понятия “Домашние животные”. Знакомство с кошкой и собакой как домашним животным.

Рассказ учителя о домашних животных. Рассказ о кошке и собаке, их жизни, пользе для человека. Описание этих животных по картинке, их частей тела и внешнего вида. Составление разрезной картинки. Соотношение животных и их детенышей.

Плакат “Кошка”, «Собака». Разрезные картинки. Фигурка кошки и собаки, котенка и щенка.

2

Домашние животные. Коза.

Формирование понятия “Домашние животные”. Знакомство с козой как домашним животным.

Рассказ учителя о домашних животных. Рассказ о козе, пользе для человека. Описание по картинке частей тела и внешнего вида. Составление разрезной картинки. Название детеныша, чем питается. Выделение среди других дом животных. Как подает голос.

Плакат “Домашние животные”, «Коза». Разрезные картинки. Фигурка козы и козленка.

3

Домашние животные. Свинья.

Формирование понятия “Домашние животные”. Знакомство со свиньей как домашним животным.

Рассказ учителя о домашних животных. Рассказ о свинье, пользе для человека. Описание по картинке частей тела и внешнего вида. Раскрашивание. Название детеныша, чем питается. Выделение среди других дом животных. Как подает голос.

Плакат “Домашние животные”, «Свинья». Разрезные картинки. Фигурка свиньи и поросенка.

4

Дикие животные. Медведь.

Формирование понятия “Дикие животные”. Знакомство с “Медведем” как диким животным.

Рассказ учителя о диких животных. Рассказ о медведях, их жизни. Описание медведя по картинке, его частей тела и внешнего вида. Составление разрезной картинки.

Плакат “Медведь.”. Разрезные картинки. Фигурка медведь.

5

Дикие животные. Лиса.

Формирование понятия “Дикие животные”. Знакомство с лисой” как диким животным.

Рассказ учителя о диких животных. Рассказ о лисах, их жизни. Описание лисы по картинке, частей тела и внешнего вида. Составление разрезной картинки.

Плакат “Лиса”, «Дикие животные». Разрезные картинки. Фигурка лисы.

Список литературы.

  1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
  3. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – КАРО, 2007. – 92 .
  4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006
  6. Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...