Окружающий мир "Как животные готовятся к зиме".
план-конспект занятия по окружающему миру (2, 3 класс) на тему

Лайер Галина Ивановна
  «Жизнь животных и растений в зимнем лесу»

Цели:

1. Закрепление  знаний  об особенностях зимнего периода года, условиях обитания животных и птиц в этих условиях, адаптации живой природы к зиме.

2.Учимся наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

3.Воспитываем бережное отношение к живой природе.

На занятии закрепляем  знания  о зимних месяцах. Рассматриваем вопрос о том, как животные готовятся к зиме. Какие животные ложатся в спячку. Почему так происходит? Как ведут себя птицы зимой в лесу.  Почему одни цтицы зимуют, а другие улетают на юг?  Изучаем строение снежинок. Находим ответы на вопрос "Почему деревьм зимой не замерзают"  Применяю много загадок, интересных фактов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zhivotnye_gotovyatsya_k_zime.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

  «Жизнь животных и растений в зимнем лесу»

 

Цели: 

1. Закрепление  знаний  об особенностях зимнего периода года, условиях обитания животных и птиц в этих условиях, адаптации живой природы к зиме.

2.Учимся наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

3.Воспитываем бережное отношение к живой природе.

 

                              

                                                        Ход урока:

I. Организационный  момент. 

II.Вступительное слово учителя.

- О каких трех конях поется в песне? (Декабрь, Январь, Февраль)

III. -Загадки: 

       

Морозы и вьюга,

И снег на дворе,

К нам в гости приходит зима в ...           (Декабре)

          ***

По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано - ...         (Январь) 

        ***

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели, 

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это?     (Февраль)

 

-Объясните пословицы и поговорки о зиме: 

Зима без снега - лето без хлеба.

Хороший снежок урожай сбережет. 

У февраля два друга — метель и вьюга. 

В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты. 

Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет. 

Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает. 

 

 

- Зима чудесное время года. Давайте вспоминаем зимние забавы (дети вспоминают зимние забавы: лыжи, коньки, снежки, снежная баба, катание с горки, ответы детей можно добавить загадками):

1. Две новые, кленовые,  подошвы двухметровые. В них поставил две ноги — и по большим снегам беги!  (лыжи)                                                                                                                                                   

2.Я катаюсь на нем до вечной поры. Но ленивый мой конь возит только с горы, а на горку всегда сам пешком я хожу, и коня своего на веревке вожу.   (Санки)                                                                                                                                                                 

3.Каждый вечер я иду рисовать круги на льду. Только не карандашами, а блестящими...                                                                                                                                                             (Коньками)

4.Снег катали и месили, человека мы слепили. Вместо глаз — два уголька, там, где нос, - морковка,  а в руках — метелка. Кто он, наш Егорка?  (Снеговик)                                                                                                                                                                 

 

-Давайте поговорим с вами о жизни птиц зимой:

-Чем питаются птицы зимой? (Семенами и ягодами растений и деревьев, жучками, которые прячутся глубоко под корой деревьев, остатками человеческой пищи на свалках… ) 

-А чем человек может помочь птицам? (Человек может сделать кормушки).

 

                                                 ****

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов к вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, 

Горсть одна - и не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

 

 

Животные зимой:

-Что общего у волка, лисы, кабана, рыси, горностая? (У этих животных теплый мех и они хищники, они охотятся круглый год)

-А что объединяет медведя и ёжика? (Эти зверь зимой спят)

-А как переживает зиму белка?  (Белка летом и осенью сделала запасы на зиму)

 

О деревьях зимой:

-Ребята, посмотрите на деревья, почему они на зиму сбросили листву? ( Лиственные деревья, сбрасывая листву на зиму, сберегают себя от гибели в зимние морозы)

-Ребята, а вот и красавица елка, попробуйте объяснить, почему про елку говорят: зимой и летом одним цветом?  (Хвойные деревья на зиму не сбрасывают хвою, они стоят круглый год зелеными.  За счет формы хвоинок, деревья хорошо переносят зимние морозы).

 

-Что такое зима? ( Снег, морозы, елка, Новый год, зимние забавы….)

-Как готовятся к зиме птицы, животные и деревья?

-Как мы можем помочь пережить суровую и долгую зиму братьям нашим меньшим?

 Наблюдение за снежинками и снежным покровом.

-  Давайте рассмотрим снежинку,  Какого она размера?  Какой она формы? Сколько имеет лучиков? Чем все снежинки похожи? Чем отличаются?

- Все снежинки имеют шесть концов и похожи на звездочки. Отличаются размерами и узорами. Послушайте, как выразил свои чувства и настроение К.Д. Бальмонт в стихотворении «Снежинка». Ученик читает наизусть стихотворение.

- Снежинки ложатся на землю, и на земле образовывается слой снега, в котором отдельных снежинок уже нельзя различить.

Физкультминутка.

Мы снежинки, мы пушинки
Покружится, мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелил.
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

-И вот образовались сугробы.

-Кто из вам зимой раскапывал снег? Что можно увидеть?  Какие изменения произошли с травянистыми растениями?  Почему  растения не замерзли в зимнюю стужу? Народная мудрость гласит: «Много снега – много хлеба». Как вы понимаете эти слова? Какое значение имеет снежный покров для растений? А кто из животных зимой находится под снегом?

Наблюдение за деревьями.

 Игра «Отгадай и найди».

- Учитель загадывает загадки, дети находят дерево-отгадку  на картинке.

Что за странная девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в шелках круглый год. (eль)

Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой. (клён)

У меня длинней иголки,
Чем у елки
Очень прямо я расту
В высоту (сосна)

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май серёжки дарит ей (береза)

-Рассмотрите зимний наряд березы, послушайте стихотворение С.А. Есенина «Береза». (Читает наизусть ученик). Подумайте и скажите, почему береза является символом России? Береза – это хвойное дерево или лиственное? Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? Какие изменения произошли с хвойными деревьями зимой? Как изменилась жизнь лиственных деревьев с приходом зимы? Рассмотрите веточку березы и найдите почки. Рассмотрите почку под лупой, определите форму и окраску. Вскройте почку. Что видите внутри? Это листочки. Они мягкие, нежные и, конечно, живые. Чем сверху покрыта почка?

-Почка покрыта чешуйками. Они жесткие и очень плотно закрывают листочки.

-Какое значение имеют чешуйки? Что еще сохранилось на деревьях зимой? Узнать это поможет загадка.

Ягоды – не сладость, 
зато глазу радость.
И садам украшение, 
и дроздам угощение (рябина)

-Кто зимой питается рябиной? Какие еще плоды вы видели на деревьях? Каких птиц можно встретить зимой в парке, в городе? Куда исчезли ласточки, стрижи, грачи? Почему они улетели?

Этим птицам нечем зимой питаться, нет насекомых.

Как проводят зиму насекомые? Послушайте, как два брата помогали птицам зимой.

Каждый день,
когда встаем,
мы с братишкою вдвоем,
взяв крупы
и хлебных крошек,
на крыльцо бежим.
скорей.
Много ласковых,
хороших.
прилетает к нам друзей
На кормушках сидя,
Чистят клювики свои.
Тут щеглы,
чижи,
синицы
и проныры воробьи.
Ждут нас также
терпеливо
и красавцы-снегири…
Все привыкли –
не пугливы,
хоть руками их бери!

- Зачем зимой подкармливать птиц?

Итог занятия.

А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный.
Безмолвна тишина…
Зверюшек и пичужек –
Всех спрятала зима.

Учитель. Почему зимой в лесу стоит безмолвная тишина? Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных и птиц наступает трудная пора. Люди должны им помогать.

5. Домашнее задание.

Нарисовать зимний лес или снежинки.

С родителями приготовить кормушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира в 1 классе "Как животные готовятся к зиме".

Конспект урока составлен к учебнику Окружающего мира О. Н. Федотовой и др. , УМК "Перспективная начальная школа". На занятии используются разные виды деятельности, презентация, работа с хрестоматией,р...

Урок окружающего мира с использованием сервиса ZooBurst (3D книга) "Как разные животные готовятся к зиме"

План-конспект урока окружающего мира разработан по УМК "Перспектива" разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В уроке задействованы интернет-ресурсы: сервис ZooBurst (интерактивния 3D книга...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс "Как животные готовятся к зиме"

Предлагаю технологическую карту урока   окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Как животные готовятся к зиме"...

Разработка урока по окружающему мир «Как животные готовятся к зиме» 1 класс

Разработка урока по окружающему мир «Как животные готовятся к зиме» (с использованием групповых технологий) 1 класс  УМК «Перспективная начальная школа»...

Методическая разработка урок окружающего мира "Как животные готовятся к зиме"

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Как животные готовятся к зиме" Школа России. Конспект+презентация+раздаточный материал....

Конспект и презентация урока по окружающему миру: "Как разные животные животные готовятся к зиме" (2 класс)

В конспекте урока представлен перечень вопросов о животных, распространенных в нашем окружающем мире....