открытый урок по окружающему миру 4 класс " Наш край"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

В уроке показаны  природные богатства  и достопримечательности родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_4kl_okruzh.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата проведения урока: 17 .11.2016 года

Учебный предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Учитель: Удодова Татьяна Викторовна

УМК « Школа России». Авторы учебника: А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова

Тема урока: « Наш край.»

Цели урока:познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.

Формируемые УУД: познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; административная карта России;  карта Ростовской обл. презентация «Твой родной край».

                                                                                   Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

I.Орг. момент

Цель этапа: настрой учащихся на урок, установка на сотрудничество (работу в группах)

У нас сегодня присутствуют гости, поприветствуйте их.

Улыбнитесь друг другу, сядьте поудобней и начинаем наш урок.

2. Настрой на работу в группах

- мы будем работать на уроке в группах.

Давайте вспомним девиз групповой работы:

Вместе не трудно,

Вместе не тесно,

Вместе легко,

И всегда интересно.

Поворачиваются к гостям, делают кивок головой.

Коммуникативные умения :

 адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

Регулятивные умения: осуществлять самоконтроль

II.Актуализация знаний

Цель этапа: воздействие на эмоциональную сферу детей, вспомнить материал, изученный ранее.

- Я думаю, что вы очень много знаете о  природных зонах России, сумеете назвать каждую из основных зон и показать её местоположение на карте.

- Давайте  проверим, так ли это.

1.  До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра)( слайд)

2.  С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями. (Степь)(слайд)

3.  Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня) (слайд)

4.  Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой  здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается  интереснейшее явление . По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят  в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции. (Арктическая пустыня) (слайд)

5.  Солнце здесь стоит высоко над горизонтом и тепла достаточно круглый год. Зима очень тёплая и мягкая. Бывает, что выпадает снег, но он быстро тает.  Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные минеральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение. (Черноморское побережье Кавказа) (слайд)

6.  В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи. (Лесная зона) (слайд)

- Молодцы! Хорошо справились с заданием.

Учащиеся отвечают на вопросы

Личностные умения:

— проявлять интерес к многообразию природных зон России;

— проявлять бережное отношение к природе.

Познавательные умения: 

— раскрывать значение понятий «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «сообщество», использовать их в активном словаре;

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

III.Самоопределение к деятельности, определение темы урока

Цель этапа: изучение родного края

 (Учитель включает аудиозапись песни « Наш край». ( То березка, то рябина…

Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? Почему наш урок начался так необычно?

-  Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела «Родной край – часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём!

(На доске записывается тема урока: «Наш край».)

- Какая цель может быть поставлена в связи с темой?

- Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей)

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

-Вот об этом мы и будем сегодня говорить на уроке.

- На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие – на следующем уроке.

(Потому что говорить мы сегодня будем о родном крае)

Читают название раздела, высказывают предположения.

(Узнать больше о родном крае)

- Какой он наш край? Как живут и чем занимаются  люди? Что окружает нас?

Регулятивные умения:

 понимать учебную задачу  и стремиться ее выполнить;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

 адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

IV.Учебно-познавательная деятельность

Цель – формирование у учащихся представлений о  родном крае

1.Работа со словарем.

2. Работа с картой.

Край- слова многозначное. Посмотрим его значение в словаре Владимира Даля.

- Какие для нас подходят?

-Давайте познакомимся с административной картой России (учебник с.144-145). Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта?

Дети находят определения к слову край

( На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующих точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы

Предметные умения:

— рассказывать о природе родного края и определять его местоположение на карте;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни;

— рассказывать об экологических проблемах;

— составлять цепи питания, характерные для нашего края;

VI.Физкультминутка

Сохранить здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два. Три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Выполняют упражнения

V.Первичное закрепление.

Цель: уметь  работать с картой находить свой край.

1. Работа с картой.

2. Работа в тетради.

Найдите на карте территорию, где мы живем

С.65. № 1, №2

Учитель кратко рассказывает о  истории села. (Презентация)

Ученик с помощью учителя показывает на настенной карте, а остальные находят в учебнике

Дети  читая вопрос записывают ответ.

Дети слушают и дополняют

Предметные: уметь находить на карте свой регион;

- характеризовать свой край по плану;

Метапредметные:работать в паре с картой, определять свой край, составлять рассказ по плану.

Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками.

VII.Работа по новой теме.

1.Сообщения учащихся.( работа в группах)

2. Творческая работа « Что расскажу гостям о моем крае».

- Узнаем, какие растения есть в нашем крае.

- А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире

- О достопримечательностях села.

- Подумайте устно и составьте краткий рассказ.

Дети рассказывают о растительном мире края.

Сообщение о животном мире

Составляют рассказ.

Личностные: желание приобретать новые знания и умения;

Коммуникативные: правильно формулировать собственные мысли

VIII .Рефлексия

Выявить степень заинтересованности темой урока

Сложить мозаику. (фото монастырь, дорога под горой)

Выскажитесь об информации на уроке

Оцените свою работу.

Если все хорошо у вас получилось, то зеленый листик возьмите.

Если было трудно и не все получилось, то красный.

Если вы научились на уроке, то желтый.

Взаимопроверка и оценивание

- Мне было интересно узнать о….

- Я обязуюсь найти дополнительную информацию о …

- Я поделюсь новыми знаниями….

Коммуникативные УУД:

Формировать ответы на вопросы

Личностные УУД:

Формирование ценностного отношения к полученным знаниям

Регулятивные: учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

IX.Подведение итогов

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

Домашнее задание

-Какие карты вы знаете? С какой новой картой мы работали?

Достигли мы цель урока?

Какой вред наносит экологии нашего края  деятельность человека?

С.138.Тетрадь с. 66 № 4,6  Составить рассказ о Лысогорке. Продолжить работу над проектом. По группам найти песни о Лысогорке,  рисунки, стихи .

Выводы

Высказывания детей.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока окружающего мира "Водоёмы Приморского края", 4 класс

Предлагаю разработку урока по теме "Водоёмы Приморского края"...

Урок окружающего мира "Тундра - мой край родной!" 4 класс

Беречь природу, любить её - это, значит, проявлять к ней интерес, уметь защитить её. Чувство природы - это самое богатое чувство, оно несёт в себе связь с землёй и солнцем, звёздным небом и отчи...

Открытый урок окружающего мира "Зима в мире растений" 2 класс.

Материал урока окружающего мира "Зима в мире растений" для 2 класса по программе Перспектива....

Урок окружающего мира "Животные нашего края. Охрана природы" 3 класс

Тип урока: изучение нового материалаЦель: Познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию экологического сознания; расширить знания о заповедниках Краснод...

Презентация к уроку Окружающего мира "Мой родной край" 4 класс

Данная презетация может быть использована на обобщающем уроке по теме "Мой родной край "  4 класс...

Урок окружающего мира. Тема «Родной край- часть большой семьи». УМК « Планета знаний». 1 класс.

Цель урока: Формировать у учащихся представление о том, чем является для человека Родина....

Открытый урок окружающего мира в 1 классе «Профессии взрослых. Профессии людей родного края.»

Тема урока: «Профессии взрослых. Профессии людей родного края.»Класс: 1Цели деятельности учителя: обогатить знания о разнообразии профессий, их роли в жизни людей; воспитывать уважительное...