Урок окружающего мира в 3 классе «Б» по теме " Круговорот воды в природе" и самоанализ к этому уроку.
материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Лайер Галина Ивановна

Урок окружающего мира  и самоанализ к уроку   в 3 классе по теме "Круговорот воды в природе" учителя начальных классов МБОУ «СОШ №6» г. Нижневартовска,

Лайер Галины Ивановны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka_layer_2.doc459.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

 

Урок окружающего мира в 3 классе «Б»

Тема урока: Круговорот воды в природе.

Цели урока:

                         1. Познакомить учащихся  с круговоротом воды в природе,  с всемирным  

                            непрерывным процессом.

                          2.Формировать   у обучающихся информационные компетенции.

                          3.Развивать у детей  умения  наблюдать, сравнивать, обобщать, делать

                             выводы.

                          4.Воспитывать у  учащихся  потребность бережного отношения к  водным  

                              природным ресурсам.

 Оборудование:   учебники, мультимедийное оборудование, карточки ,рисунки, загадки, схемы.

                                                                     Ход урока:                    

1. Организационный момент.  

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать на надо много.

Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять.

О том, как потрудились дома,

Поспешим друзьям рассказать.

(ученики класса   разбиты  на 3 группы,  каждая группа сидит за

своими столами.  1 группа - жидкое состояние воды,   2 группа –

газообразное состояние воды , 3 группа – твёрдое состояние воды.)

2. Сообщение темы урока

Вы слыхали о воде?

Говорят он везде!

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

-Чему посвятим урок?  Да, воде.. Закрепим изученный материал по теме и узнаем новый.

3. Проверка  домашнего знания.

                       ---  Вспомним,  в каком состоянии бывает вода? (ответы групп)

                                        Слайд № 1.  Три состояния воды.

Учитель.          Послушаем, как подготовили  домашнее задание группы.

                          Слово предоставляется 1 группе.  Тема их выступления «Вода в жидком состоянии».  

                           1 ученик - что такое болото

                           2 ученик – как образуются подземные воды

                           3 ученик – о дождях

                           4 ученик – что такое роса

                           (группа выступает, а 1 ученик показывает слайды)

                                           Слайды № 2,3, 4,5

                    -Кто дополнит выступления?

Учитель.            2 группа расскажет о газообразном состоянии воды.

                           1 ученик – испарение

                           2 ученик – туман

                           3 ученик – облака                        

                           4 ученик – узоры на стекле                        

                           (показ слайдов учащимися)

                                        Слайд № 6,7,8,9.

                     

                    -А что ещё знаете о воде в газообразном состоянии? Дополните, если ребята не всё сказали.

Учитель.             А сейчас отвечает 3 группа. Они расскажут о воде в твёрдом состоянии.

                                             Слайд № 10, 11, 12, 13, 14.

                           1 ученик – иней

                           2 ученик – снег

                           3 ученик – лёд                        

                           4 ученик – сосулька

                           5 ученик – град                        

                           (показ слайдов)

Учитель.  Теперь мы с вами знаем, что такие явления природы, как дождь, снег, туман, град, облака, лёд , роса -  всё это вода. Только она в разных состояниях. Поэтому получается, что вода  – волшебница, путешественница.

4. Подведём итоги работы в группах.

- Как вы думаете? На этом этапе вы справились с заданием? (докажите)

     -А кто особенно отличился? (называют учеников и чем  отличились: подготовили дополнительный материал из области химии, физики, астрономии, сочинили сказки, сами в интернете нашли презентацию)

     -Соглашусь с вами.  А как сами оцените свою работу? (оценки учеников)

 Для снятия усталости и напряжения глаз проведём  физкультминутку с использованием рифмовок, которые проговорим  хором в сопровождении с  движениями.

 

5. Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

-Чем умылась бабочка?

-Как человек использует воду?  (ответы учеников)

6. Подготовка к изучению нового материала.

Учитель.             В атмосфере нашей планеты вода находится в виде капель  малого размера, в облаках и тумане, а так же в виде пара. При встрече холодного и тёплого воздуха выводятся из атмосферы осадки в виде дождя,  снега, града.  Вода в трёх состояниях  образует водную  оболочку Земли. Такую  оболочку называют гидросферой. Вода является важнейшим веществом всех живых организмов на Земле. Предположительно, зарождение жизни на Земле произошло в водной среде.

( после вывода, сделанного учителем, задан вопрос)

 

                      - Так что же такое гидросфера? (ответ: водная оболочка Земли, «гидро» – вода)

Учитель.

 - Молодцы, теперь вы знаете  что такое гидросфера.

 И так ребята, но у меня есть к вам ещё  вопрос. Уменьшаются ли водные ресурсы? Если не уменьшаются, то почему?  Может  кто  то ответит? 

(ответы: таят подземные льды, вода  поднимается  то в облака, то падает  на землю в виде дождя  и снега,  зимой вода замерзает, а летом тает и пополняет реки,  озёра)     

Учитель:         Давайте разгадаем кроссворд и вы убедитесь в правильности своих ответов.

                                                                  Слайд № 15,16,17.

   

                     

-Какое получилось ключевое слово? (круговорот)

Словарная работа.

- Какие  слова спрятались в этом слове?  (круг и ворот)-Ворот – вращение.

Так происходит и в природе.

-Как  понимаете слово круговорот?  (идти, вращаться  по кругу)

-Кто может ходить по кругу?  (на физкультуре ученики,  вокруг ёлки)

-А вода может ходить по кругу?  (сложно ответить)

7. Работа над новой темой.

- Так какая тема нашего урока?   Круговорот воды в природе.

- Какие бы вы поставили перед собой цели?

( Что такое круговорот воды в природе?  Почему вода непрерывно переходит из одного состояния в другое? Почему воду называют путешественницей?  Кто такие путешественники? )

 

                       Слайд № 16

Учитель.     Рассмотрите слайд. Что видите? ( Стрелки, солнце, облака, тучу, дождь)

-Что они обозначают? (испарение воды с поверхности водоёмов и суши)

     Учитель. Посмотрите  мультфильм .Он вам даст ответы на наши вопросы.

                       Слайды

Учитель.  -  Куда  отправился  Капитошка?   Где он  путешествовал? (ответы детей)

                    -Что такое круговорот?    Это всемирный  непрерывный процесс.

                                                             Слайд № 19    

Учитель.        Верно ли вы объяснили процесс круговорота воды в природе? Сравним с                          

                         текстом в учебнике на странице 42.

Работа в группе.                 

  Составление схемы круговорота воды в природе (учащиеся на партах составляют схему круговорота).

Учитель.          Послушаем отчёты групп. Расскажите о путешествии воды , пользуясь схемой.

                                                                  Слайд №

8.Закрепление:   Повторим этапы круговорота.

   

Учитель.        Можно поиграть в игру «Круговорот».       Каждая группа стоит около своих парт. Затем меняются местами с другими группами.

(переходят из одного состояния в другое,  ходят группы по кругу)

 Учитель. Молодцы! Понравилась игра?

                                 Слайд № 20, 21

-Почему же воды на Земле не становится меньше? (происходит круговорот воды в природе)

-Если бы круговорот ИСЧЕЗ? ( ответы учеников)

Учитель.   Сравним ваши ответы с ответами на слайде. Совпадут ли они?

                                            Слайд №22

-Какой воды на земле больше?  Почему мы должны беречь пресную воду?   (на 40 вёдер солёной воды, пресной приходится только 1 стакан – пресную воду надо беречь)

                                                        Слайд № 23,24

Учитель.  Как усвоили новую тему урока  покажет тест.

Тест.

1.Какое вещество  - вода?

А) твёрдое

Б)жидкое

В)газообразное

2.Что происходит с водой при нагревании?

А) ничего не происходит

Б) вода расширяется

В ) вода сжимается

3.Какая вода по цвету?

А) белая

Б) голубая

В) бесцветная

4. При какой температуре вода превращается в лёд?

А) +2

Б) 0

В) -5

5. Какая вода испаряется быстрее  - холодная или тёплая?

А) она испаряется одновременно

Б) быстрее испаряется тёплая вода

В) быстрее испаряется холодная вода

6. В виде какого вещества вода поднимается вверх?

А) снега

Б) дождя

В) пара

7. Почему море не выходит из берега?

А) воду пьют рыбы

Б) вода испаряется

В) вода вытекает из моря в рек

- Кто подготовил сказку «Путешествие капельки»? Послушаем.(читают)

Понравилась сказка? Что было интересного?

 9.Рефлексия:

-Понравился урок?

- Что узнали нового?

-О чём ещё хотите узнать?

Самооценка:  Как оцениваете свой вклад в изучение темы?

              10. Итог урока.

Оценки. Домашнее задание

  1. Подготовить сообщение о круговороте воды в природе.
  2. 2.Нарисовать схему круговорота.

Сегодня на уроке вы многое узнали о волшебнице воде. Надо бережно относиться к чудесам природы. И тогда она раскроет перед вами множество новых чудес. Я желаю вам новых открытий. Спасибо за урок!

Это интересно. Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен 9сми 4мм

Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1        августа 1860 года по 31 июля 1861 года.

Может быть, и у вас найдётся информация о воде, мы с удовольствием послушаем на следующем уроке.

Самоанализ урока окружающего мира в 3 классе по теме

«Круговорот воды в природе»

учителя начальных классов МБОУ «СОШ №6» г. Нижневартовска,

Лайер Галины Ивановны.

(Слайд 1)

Общие сведения:

Урок окружающего мира проведён в 3 классе по теме «Круговорот воды в природе», раздел «Вода, воздух, горные породы и почва».  По программе запланировано 24 часа, данный урок был 9 по плану.

На уроке присутствовало 26 человек. Из них (3 человека) 11,5 % с низким уровнем обученности, (13 человек) 50% с достаточным уровнем и (11 человека) 38,5 % с высоким.

На уроке решались следующие задачи:

Предметные: Обобщить и систематизировать знания учащихся о 3-х состояниях воды

Метапредметные: (Слайд 2)

 

Регулятивные УУД: Формировать умение использовать  целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно; контролировать свою речь, ее четкость и правильность.

Познавательные УУД: Развивать умение сравнивать и классифицировать объекты природы, выделяя их основные признаки.

Коммуникативные УУД: Создавать условия для того, чтобы учащиеся могли договариваться, находить общее решение, учитывая мнение других членов группы, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: Осознавать практическую важность изучаемого материала, красоту мира природы.  

Оборудование урока:      (Слайд3)                          

- мультимедийное оборудование;

- электронная презентация;

- раздаточный материал;

 - схемы, рисунки,

Форма и виды работы:

 групповая.

Принципы обучения:

-принцип доступности обучения заключался в том, что для учащихся были использованы задания по нарастающей сложности;

-принцип прочности – связь изучаемой темы с ранее усвоенным материалом;  

-принцип наглядности – использование раздаточного материала, ПК + медиапроектор.

Методы обучения:              ( Слайд 4)

- словесные (рассказ учеников, учителя)

- наглядные (демонстрация слайдов);

- практические (работа с текстом, тестом, схемами).

                                 (Слайд 5)

Цели урока:  1. Познакомить учащихся  с круговорот воды в природе

                         с всемирным непрерывным процессом

2.Формировать   у обучающихся информационные компетенции.

3.Развивать у детей  умения  наблюдать, сравнивать, обобщать,

                             делать выводы.

                 4.Воспитывать у  учащихся  потребность бережного отношения к водным                                  природным ресурсам.

 

Содержание урока.

Данный урок содержит теоретическую базу и практические задания, на основе которых ученики знакомились  с новым материалом.

Содержание урока соответствует учебной программе развивающего обучения авторов Галины Григорьевны Ивченко и Игоря Владимировича Потапова, а так же поставленным задачам.

Тип урока:

Урок знакомства новой темы.

Структура урока. 

В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:                      (Слайд 7)

Цели этапа

Выводы по работе на этапе урока

Организационный момент.

(Слайд 8)

Дать психологический настрой на весь урок; создать работоспособную атмосферу.

Использовала рифмовку для привлечения внимания обучающихся.  

Активизацию мыслительной деятельности и актуализацию опорных знаний проверяем во время проверки домашнего задания

Активизация мыслительной деятельности с использованием материала, подобранным и выбранным учениками.

(Слайд 9))

Проверить прочность теоретического усвоения учебного материала по ранее изученным темам;

 подготовить учеников к изучению новой темы.

 На этом этапе ученики работали в группах. Класс разбит на 3 группы и каждая группа получила домашнее задание самостоятельно подготовить сообщение о воде.

1 группа о воде в жидком состоянии.

2 группа о воде в газообразном состоянии.

3 группа о воде в твёрдом состоянии.

Слайд 13, 14, 15,16

Актуализация опорных знаний о воде в природе.

Проверить  уровень

самостоятельно приобретённых знаний и умений  по ранее изученным темам; зафиксировать затруднения;

формировать умения самостоятельно извлекать информацию из различных источников, применять на уроке;

- учить делать выводы, обобщать

Слайд 19

Группы сделали сообщения о трёх состояниях воды. Дополнили. Обобщили  полученные знания.

Результаты:

 Подведение итогов проходит в группах. Ученики сами оценивают свою работу и работу своих товарищей. За работу в группе отвечают сильные ученики.

1группа- « 5» -3 чел., «4» - 2 чел.

2 группа - « 5» -3 чел., «4» - 3чел.

3 группа - « 5» -4чел., «4» - 2 чел.

    - Как вы думаете? На этом этапе вы справились с заданием? (докажите)

     Отметили особо отличившихся учеников за   дополнительный материал из области химии, физики, астрономии;

 сочинивших сказки, рисунки, подготовленную  презентацию.

     

Физминутка для глаз.

(Слайд 18)

. Снять напряжение.

Содержание электронной физкультминутки органично вписалось в тему урока.  

Постановка и определение темы урока и целей.

(Слайд 21, 22, 23)

 

Формировать умение определять и формулировать тему и познавательные цели для изучения, с опорой на имеющиеся знания.

На данном этапе создавались условия для ведения учебного диалога,

Выяснили, что такое гидросфера,  каким важным веществом является вода, уменьшаются водные ресурсы или нет. Затем предлагаю разгадать кроссворд, который подтвердит правильность ответов. Ответы учащихся отмечали на слайде.  Использование разгадывания кроссворда позволило создать доброжелательную обстановку в группах, снять психологический барьер, повысить мотивацию  к обучению. Ключевым словом получилось «Круговорот».

Проводим словарную работу и находим спрятанные слова в слове круговорот (круг и ворот).

В результате ученики  сделали вывод,  сформулировали тему урока, наметили цели и пути реализации.

.

Исследование. Работа в группах.

(Слайд 11, 12)

Формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по нахождению ответа, как путешествует вода в природе. 

Создать условия для развития навыков коллективной учебно-познавательной деятельности; умения прислушиваться  и учитывать высказывания товарищей, а так же уметь доказывать своё мнение.

Обучающиеся рассмотрели слайд о круговороте воды в природе и определили этапы круговорота воды.  Одновременно шла эффективная деятельность по развитию мыслительных операций: сравнение, анализ и синтез.

Этот этап создал, на мой взгляд,  положительный эмоциональный фон, способствующий развитию у обучающихся интереса к уроку.

Каждый ребёнок смог себя проявить, высказать свою точку зрения, осознать: всё ли он понял о путешествии воды в природе.

Представление отчёта групповой работы.

(Слайд 13)

Представить отчёт о проделанной работе по данному плану; зафиксировать затруднения, которые испытывали ученики.

Считаю, что на данном этапе ученики смогли пережить ситуацию успеха, о чём свидетельствовал результат их деятельности - создание "модели" круговорота воды в природе.

Обобщение.

(Слайд 14, 15)

Формировать навыки обобщения полученных знаний.  

Данный  этап позволил обучающимся сделать вывод о круговороте воды в природе, почему идёт снег или дождь. Откуда берутся снежинки, почему иногда выпадает град. Почему вода на земле не уменьшается?

Рефлексия. Самооценка.

(Слайд 16, 17)

Формировать навыки  контроля за этапами деятельности на уроке;

умение анализировать и осмысливать свои достижения, свой вклад в решение проблемы урока.  

Результаты самооценки  и теста показали, что материал по данной теме всеми усвоен, все работали с интересом.

Домашнее задание.

(Слайд 18)

Определить домашнее задание согласно уровню подготовки учащихся.

Домашнее задание соответствовало нормативным требованиям, дифференцировано, дано с комментариями.

На данном уроке использовались технологии:

  • технология развивающего обучения;
  • системно-деятельностный подход - работа в группах, моделирование;
  • элементы информационно-коммуникационной технологии;
  • элементы здоровьесберегающей технологии.

Контроль за усвоением материала осуществлялся по этапам в формах взаимоконтроля и самоконтроля, обратной связи. (Слайд 19)

 (Слайд 21)

Общие результаты урока:

План урока выполнен, задачи реализованы.

Обучающиеся обобщили и систематизировали знания о круговороте воды в природе, сделали вывод о непрерывном всемирном процессе.

(Слайд 22)


Инструкция для работы со слайдами.

Презентация к самоанализу состоит из 23 слайдов, которые сменяются по щелчку мышки.

Перечень слайдов:

№ слайда

Название

Анимация

Гиперссылка

1

Титульный лист.

2

Метапредметные задачи урока.

3

Организационный момент.

Вопросы и ответы появляются по щелчку.

4

Активизация мыслительной деятельности.

Вопросы и ответы появляются по щелчку.

.

5

6

Актуализация опорных знаний о воде в 3 состояниях

3 вопроса и ответы появляются по щелчку.

Далее следует ещё 1 вопрос.

7

Проверка д/з

8

9

Постановка и определение темы урока и целей.

Вопросы и ответы появляются по щелчку.

10

Физминутка для глаз.

Вопросы и ответы появляются по щелчку.

11, 12

Работа в группах.

Проблема урока и действия учеников появляется по щелчку.

13

Представление отчёта групповой работы.

Действия детей появляются по щелчку.

14

Обобщение.

Вопросы и ответы появляются по щелчку.

Щелчок по картинке - переход к причинам.

15

16

Рефлексия.

Вопросы и ответы появляются по щелчку.

17

Самооценка.

Вопросы и ответы появляются по щелчку.

18

Домашнее задание.

19

Технологии.

20

Принципы обучения.

21

Методы обучения.

22

Результаты урока.

23

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 2 класс, А,А, Плешаков "Про воду..."

Урок изучения новой темы. Дети узнаюто  богатстве природы – воде,  и познакомятся с ее некоторыми свойствами; со значением воды в жизни человека;и расширят знания o формах существо...

Урок окружающего мира, 1 класс. Программа "Перспектива" Тема "Что растет у школы?"

Урок составлен и проведен для учителей района по реализации ФГОС 2 поколения. Конспект урока составлен в виде технологической карты. Прилагается презентация по данной теме, используемая на уроке....

презентация к уроку окружающего мира 3 класс УМК "Гармония" тема: "Мышцы"

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс УМК "Гармония" тема: "Мышцы"...

презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Школа России" тема урока "Общество"

презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Школа России" тема урока "Общество"...

Урок окружающего мира 4 класс Как человек использует свойства воды

Урок окружающего мира в 4 классе "Как человек использует свойства воды", образовательная система "Школа 2100". На уроке предролагается работа в группах. (Разработка с приложениями)...