Конспект урока по окружающему миру на тему "Многоликая Россия"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Козлова Т.

Конспект урока по теме "Многоликая Россия" для 3 класса. К учебнику: Мир и человек. Живые обитатели планеты. 3 класс. В 2 ч. Вахрушев А.А., Алхутов С.М., Раутиан А.С. М.: 2009. — Ч.1 - 80с., Ч.2 - 112с. К уроку: 38. Многоликая Россия 81. 

Данный урок поможет сформировать у учеников представление о многообразии народов России. По ходу урока рассматриваются быт, традиционные занятия, национальная кухня разных народов.

К теме прилагается опорный конспект, который поможет ученикам систематизировавть знания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.2 КБ
Файл ok_po_teme_mnogolikaya_rossiya.docx12.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по «Окружающему миру»

Класс: 3

ТЕМА:   «Многоликая Россия».

Ход урока:

  1. Организационный момент
  • Готовность к уроку
  • Постановка цели и задач урока

  1. Основная часть урока (работа над новым материалом)

Видео (мультфильм) «Многоликая Россия»

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте тему нашего урока.

 

- Что вам интересно узнать при изучении данной темы?

- На основе ваших вопросов я сформулировала задачи урока:

  • Что такое народ (нация)?
  • Что такое национальность?
  • Какие  народы живут в России?
  • Какой народ самый многочисленный?
  • Чем отличаются народы?

- Для начала определим, что же такое народ? Ребята, кто может сформулировать определение понятия?

- Предлагаю вам обратиться к определению, которое представлено в параграфе учебника на странице 81. Прочитает нам его …

- Ребята, а что же такое национальность?

- Определение нам прочитает …

 

- У каждого народа свой язык, свой национальный костюм, своя культура. Предлагаю вам поближе познакомится с народами, проживающими на территории России:

Как вы думаете, с каким народом мы познакомимся прежде всего? В качестве подсказки, предлагаю вам загадку, ответив на которую вы поймете, о ком пойдет речь:

Сарафан надену красный,

Русу косу заплету,

Балалайка заиграет,

Я вам «Барыню» спляшу. (Русские)

Верно. Про эту народность нам расскажет …

Русские — восточнославянский народ.  Национальный язык — русский.  Общая  численность  русских в России — 111 миллионов.

Традиционные занятия: в прошлом они оседло жили на лесных равнинах и занимались в основном сельским хозяйством.

Традиционная кухня: обед  – главная трапеза  на  Руси.  Обычное  обеденное застолье  русских состояло чаще их четырёх блюд: холодная закуска, суп (предпочитали борщ), второе обычно было мясным,  на  десерт  ели  пироги.  Позже  популярным  становится  –  студень. Мёд был обязательным напитком на праздничной трапезе.

Национальный костюм: существовало несколько комплексов женского костюма. Одним из самых распространённых был комплекс с сарафаном. Основной одеждой для мужчин во все века была  - широкая рубаха. Её шили  из  шерстяной  ткани,  льняного  или  конопляного  полотна.  Нарядная рубаха  обычно  была  красного  цвета,  края  и  грудь  вышивались  золотом    и  шелками.    Существовал  широко  распространённый  вид  рубахи  – косоворотка.

Самой  распространённой  и  самой  дешёвой  обувью  на  Руси  являлись лапти. У зажиточных горожан обувью служили башмаки, чоботы, ичеги. Женская обувь отличалась разнообразием в покрое. Нарядные женские чоботы    украшались  вышивкой,  шелком,  золотыми  и  серебряными  нитями. Для  торжественных  случаев  у  дворянок  чоботы  были  на  высоком  каблуке. Обувь на Руси мастера шили из кожи.

     

- У всех на столах есть сравнительные таблицы, которые по ходу знакомства с народностями мы будем заполнять. Итак, что из рассказа мы узнали о русских?

- Вносим данные в таблицу

- Все справились?

- Проверим себя

  • Переходим к следующему, не менее интересному народу.

  • Как вы думаете, о ком идет речь в данной загадке?

Тюбетейки носим мы,

А живем на Волге.

Сабантуй - народный праздник

Отмечаем долго.

- Подробнее об этой народности нам расскажет …

Татары – тюркский народ, проживающий на территории центральной части европейской России, а также в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, на территории Крыма, а также в Казахстане. Национальный язык – татарский (группа алтайских языков, тюркская группа, кыпчакская подгруппа), имеет несколько диалектов. Большинство татар – мусульмане-сунниты, встречаются и православные, и не относящие себя к конкретным религиозным течениям.

Традиционные занятия: пашенное земледелие, скотоводство. Выращивалась пшеница, рожь, ячмень, овёс, горох, чечевица, просо, полба, лен, конопля. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, лошадей, а крещеные татары — свиней. Животноводство, особенно в степных районах, по значимости не уступало земледелию. В качестве наследия кочевого прошлого для  татар характерна любовь к лошадям. Огородничество играло второстепенную роль. Основным растением для большинства был картофель. 

Традиционная кухня: кумыс, который готовят из молока кобылы, беляши. Праздничным  и  ритуальным  блюдом  у  татар  являются  пельмени.  

Национальный костюм: в основе костюма татар лежат древние тюркские формы в виде рубахи у мужчин, шаровар с широким шагом, казакина, бешмета, камзола, головного убора из войлока, меха и ткани. В ансамбль одежды входили также сапоги из кожи, мягкой материи. Наибольшей  выразительностью    отличается  женский  костюм.  Он сшит из  атласа, тафты, парчи, шёлка  или  сатина.  В  ансамбль  костюма обязательно  входили  мозаичные  ичиги  или  туфли  с криволинейными узорами, на голову надевали калфак.

- Вносим данные в таблицу

  •  Для знакомства со следующим народом, вам необходимо отгадать ребус, который представлен на слайде

 (Чуваши)

- Про них нам расскажет …

 По одной из гипотез чуваши являются потомками болгар. Также и сами чуваши считают, что их далекими предками были булгары и сувары, которые когда-то населяли Булгарию.

Другая гипотеза гласит, что данная народность принадлежит к объединениям савиров, которые в далекие времена откочевали на северные земли из-за того, что отказались от общепринятого ислама. Во времена Казанского ханства предки чувашей входили в его состав, но были достаточно самостоятельным народом.

Традиционные занятия: основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. Основными взращиваемыми культурами были: рожь, полба, овес, ячмень, пшеница, гречиха и горох. Также здесь выращивался лен и конопля.

Традициональная кухня: преобладают растительные продукты. Распространены супы (яшка, шурпе), похлёбки с клёцками, щи с приправами из культурной и дикорастущей зелени - сныти, борщевика, крапивы и т.д., каши (полбенная, гречневая, пшённая, чечевичная), толокно, варёный картофель, кисели из овсяной и гороховой муки, ржаной хлеб (хура cакар), пироги с крупой, капустой, ягодами (кукаль), лепёшки, ватрушки с картофелем или творогом (пуремеч). Реже готовили хуплу - большой круглый пирог с мясной или рыбной начинкой. Молочные продукты - турах - кислое молоко, уйран - пахтанье, чакат - творожные сырки. Готовили шартан - колбасу из овечьего желудка, начинённого мясом и салом; тултармаш - варёную колбасу с начинкой из крупы, рубленого мяса или крови. Из мёда делали брагу, из ржаного или ячменного солода - пиво (сара). Квас и чай были распространены в районах контакта с татарами и русскими.

Национальный костюм: женщины носили туникообразные рубахи, которые украшались вышивкой и различными подвесками. И женщины и мужчины поверх рубахи надевали шупар, кафтанообразную накидку. Женщины покрывали головы платками, а девушки носили шлемообразный головной убор - тухъю. Верхней одеждой служил холщевый кафтан - шупар. В осенний период чуваши одевались в более теплый сахман - поддевку из сукна. А зимой все носили приталенные овчинные шубы - кёрёки.

- Вносим данные в табл.

- Посмотрите на слайд, как вы думаете, о какой народности пойдет речь в следующем докладе?

  • Чеченцы

О древнейшем народе мира, жителях Кавказа, нам расскажет …

Чеченский народ имеет многовековые традиции, национальный язык, древнейшую и самобытную культуру. История этого народа может послужить примером построения взаимосвязей и сотрудничества с разными народностями и своими соседями.

Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Чеченцы разводили овец, крупный рогатый скот, а также породистых лошадей для верховой езды. Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесла, горный промысел, производство шелка, обработки кости и рога. 

Традиционная кухня: Одно из почитаемых лакомств – это жижиг галныш, несложное, но вкусное блюдо. В мясном бульоне отвариваются пшеничные или кукурузные галушки. Кулинарные хлопоты — это женские заботы, за исключением поминальных блюд, которые готовят на похороны.

Национальный костюм: традиционная мужская одежда чеченцев - рубаха, штаны, бешмет, черкеска. Мужские головные уборы - высокие, расширяющиеся кверху папахи из ценного меха. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, сбивание ее влекло кровную месть. Основными элементами женской одежды чеченок - рубаха и штаны. Рубаха имела туникообразный покрой, длину иногда ниже колен, иногда до земли. Цвет одежды определялся статусом женщины, различался у замужних, незамужних и вдов. 

- Заполнение таблицы

  • Посмотрите на слайд, как вы думаете название какого народа здесь зашифровано? (Подсказка, вам поможет знание алфавита):

33, 12, 21, 20, 29

(Якуты)

Якуты, которые называют себя сахА – народность, которая, согласно археологическим и этнографическим исследованиям, сформировалась в результате смешения тюркских племён с населением в регионе среднего течения реки Лена. Процесс формирования народности завершился приблизительно в XIV – XV вв. Некоторые группы, к примеру, якуты-оленеводы, сформировались значительно позже в результате смешения с эвенками на северо-западе региона. Саха принадлежат к североазиатскому типу монголоидной расы. Быт и культура якутов тесно переплетаются с центральноазиатскими народами тюркского происхождения, однако, в силу ряда факторов и значительно отличается от них.

Традиционные занятия: коневодство и разведение крупного рогатого скота. На севере разводили оленей. Было развито также рыболовство. Существовало собирательство – сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливавшейся на зиму в сушёном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась малина, считавшаяся нечистой.

Традиционная кухня: Основная пища – молочная, особенно летом: из кобыльего молока – кумыс, из коровьего – простокваша (суорат, сора), сливки (кюэрчэх), масло; масло пили растопленным или с кумысом; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др.; из него с прибавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони и др. приготавливалась похлёбка (бутугас). Рыбная пища играла главную роль для бедняков и в северных районах, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми. Особенно ценилась конина. 

Национальный костюм: Традиционная мужская и женская одежда – короткие кожаные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой – меховой, летом – из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых – из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых – с серебряными и медными бляшками. Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах), расшитый красным и зелёным сукном и золотым позументом; нарядная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс), летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин – с аппликацией, длинные меховые чулки.

- Вносим данные в таблицу

 

Работа в группах

- А теперь предлагаю вам разбиться на 6 групп. Нужно собрать пазл и определить к какой народности относится костюм.

Итог урока.

Давайте подведем итог урока, на чистых листочках ответьте на следующие вопросы:

«Сегодня я узнал»;

«Раньше я не знал, а теперь знаю...»;

«Я научился».

Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.



Предварительный просмотр:

Опорный конспект по теме:

«Многоликая Россия»

Народ – это

Народность – это

Народность

Язык

Традиционные занятия

Традиционная кухня

Национальный костюм

Русские

Татары

Чуваши

Чеченцы

Якуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого ...

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России" УМК "Школа России" 3 класс

Тема: «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич»  Цель деятельности учителя: формирование представлений о старинных городах, которые образу...

Конспект урока по окружающему миру «Проект «Города России»» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о городах России.Планируемые результаты:Предметные:Знать:крупные города России;особенности городов России;Уметь:самостоятельно выделять нужную информацию...

Конспект урока по окружающему миру"Золотое кольцо России", 1 урок (Школа России, 3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми ихдостопримечательностями. Планируемые результаты:Предметные:- знать города, входящие в Золотое кол...