Открытый урок окружающего мира по УМК «Школа 2100» «Глобус и карта»
проект по окружающему миру (2 класс) на тему

Сергеева Татьяна Михайловна

Открытый урок окружающего мира по УМК «Школа 2100» «Глобус и карта»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл globus_i_karta.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Рузаевского муниципального района, РМ

Открытый урок окружающего мира

по УМК «Школа 2100»

«Глобус и карта»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Сергеева Т.М.

Рузаевка 2013


Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели:

1) познакомить с особенностями глобуса и карты полушарий, и с их отличиями.

2) формировать работу в парах. 

3) учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать. 

4) развивать внимание, мышление, память, речь. 

5) возбудить у учащихся интерес к учебному материалу, учить общаться в парах, привить любовь к голубой планете Земля.

Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска, 11 маленьких глобусов,11 апельсинов, 22 листа бумаги, 11 конвертов с полушарием и пазлами этого же полушария, учебники «Окружающий мир» и рабочие тетради 2 кл.(авт. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан)

Ход урока:

I.Мотивация к учебной деятельности.

Всем, всем, добрый день!

Прочь с дороги нашей, лень!

Не мешай учиться!

Не мешай трудиться!

II.Введение в тему урока.

Учитель: Догадайтесь, какая сегодня тема урока. А поможет вам в этом загадка:

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

Ученик: Глобус.

Ученик: Карта.

Учитель: Кто прав?

Ученик: Мне кажется, что обе отгадки будут правильными. Ведь и на глобусе и на карте есть моря, а плавать по ним нельзя, есть и земля, и дороги.

Учитель: Правильно. Мы сегодня будем говорить о глобусе и карте, а также об их отличии.

III. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

 

– Посмотрите на с. 84 учебника. Герои сказки Алена Милна «Винни Пух» отправились в путешествие. Что удобнее взять в путешествие: глобус или карту? Обозначен ли на глобусе дом Пуха? (Дважды нет: не удобно и дом Пуха не обозначен.)

– Что же брать с собой в дорогу? (Карту.)

– Чем глобус отличается от карты? (Глобус – шар, а карта плоская.)

Учитель: Что такое глобус?

Ученик: Уменьшенная модель земного шара.

Учитель:  Как устроен глобус?

Учитель: Что сразу бросается в глаза?

Ученик: Глобус немного наклонен.

Учитель: Почему глобус наклонили?

Ученик: В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца.

Учитель: Что это за стержень видим на Северном полюсе?

Ученик: Стержень воспроизводит земную ось, вокруг которой вращается Земля.

Учитель: Можно потрогать или увидеть земную ось?

Ученик: На самой Земле никаких видимых полюсов-точек нет, и нельзя увидеть и пощупать земную ось. Их можно только вычислить математически.

Учитель: Куда нацелена земная ось северным концом?

Ученик: Северный конец земной оси направлен на Полярную звезду.

Учитель: Что еще знаете о глобусе?

Ученик: Есть  на глобусе стороны света.

Ученик: Знаем, как распределяется тепло по поверхности Земли. Есть линии отмечающие это:

                 – Северный и Южный полярный круг.

                 – Экватор.

                 – Северный и Южный тропик.

Ученик: Ещё мы знаем, что на глобусе есть меридианы и параллели. Знаем где они проходят, и что меридианы имеют одинаковую длину, а параллели разную.

  Подготовленный ученик: Самый древний глобус, который сохранился до настоящего времени, был создан более 500 лет назад немецким географом Мартином Бехаймом. Свое изобретение он назвал « земное яблоко». Сделан он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На «земном яблоке» не было Северной и Южной Америки – эти материки тогда еще не были открыты.

Учитель:На экране вы видите самый современный глобус, мы можем его вращать в любом направлении, приближать и удалять, рассмотреть континенты и океаны,  включить программы которые позволять увидеть как меняется освещенность Земли при вращении вокруг своей оси(день-ночь), найти не только большие города, но и маленькие населенные пункты, узнать температуру воздуха и время в любой точке земного шара

IV. Физкультминутка:

Винни Пух летит на шаре

Мы догоним его с вами

Руки в стороны, в полет!

Правое крыло вперед!

Левое крыло вперед!

Отправляемся в полет!

 V.  Совместное открытие знаний

 

Учитель: Удобно ли работать с глобусом? Вся ли поверхность видна?

Ученик:  Работать с глобусом не всегда удобно. Видна только та часть поверхности земного шара, которая обращена к нам.

Учитель: Что вы уже знаете о картах?

Ученик: Карта – изображение поверхности Земли с помощью условных знаков. Мы видели карты больших участков Земли.

Учитель: А чем отличается изображение на глобусе и карте?

Ученик:  Мы пока этого не знаем.

Учитель: Как же перенесли ученые круглую землю на плоский лист бумаги? 
Чтобы в этом разобраться, проведем опыт, который более 400 лет тому назад провел   Фламандский картограф Герард Меркатор  и прославился благодаря изобретенной картографической проекции Земли. Картографические проекции легко понять, если представить земной шар в виде апельсина и вспомнить как мы его чистим. Дольки его кожуры можно разложить на лист бумаги так, как они покрывали апельсин.

  Будем работать и наблюдать в паре. Положите перед собой белый лист бумаги.

 Возьмите в руки апельсин. Осторожно снимаем кожуру апельсина (на апельсине предварительно сделаны надрезы по меридианам) и раскладываем дольки на белый лист плотно друг к другу. Что вы замечаете? 

Ученик: Кожура на листе стала плоской. 

Учитель: Итак, делаем вывод: апельсин был в форме шара, а кожура на листе стала плоской.

 Карту земного шара обычно изображают в виде двух полушарий. 

  Продолжаем парную работу. На столе собираем 6 долек в одно полушарие и 6 других долек собираем в другое полушарие. 

Что вы получили? 

Ученики: Мы получили два полушария. 

Учитель: Откройте карты на странице 128 -129.  Как называются полушария? 

Ученики: Западное полушарие и Восточное.

Учитель: На них можно увидеть поверхность всего земного шара.

Рассмотрите карту полушарий и скажите, что вы на ней видите?              

Ученик: Огромные участки суши и воды.

Ученик: Можно ли сделать карту всего земного шара без искажений? Можно ли получить из апельсинных корок плоское изображение, не растягивая их?

Ученики: Нет, без искажений сделать карту нельзя.

Учитель: Больше всего разрывов будет по краям. В центре может сохраниться сплошная полоска. Примерно то же случится, если изображение земной поверхности на глобусе разрезать от полюса до полюса и разложить на столе: вдоль экватора изображение не нарушится, а ближе к полюсам появятся разрывы, похожие на треугольники. Что же делать? Заполнить разрывы рисунком земной поверхности? Но тогда изменится форма материков, островов, морей вблизи полюсов, увеличится их площадь. Ничего не поделаешь. Карта, в отличие от глобуса, передаёт искажённое изображение земной поверхности. Правда, географы придумали сотни способов уменьшить эти искажения, но полностью их уничтожить нельзя. Особенно «растянуты» материки и океаны возле полюсов на географической карте всего мира. На экваторе при этом искажений нет.

Карты бывают разные. На карте полушарий, где изображены как два круга две половинки Земли – Восточное и Западное полушария, искажений меньше, чем на карте всего мира. Это понятно: растянуть на плоскость две половинки шара проще, чем целый шар. Если на карте показан небольшой участок поверхности Земли, который мало отличается от плоскости, то и искажения на карте тоже малы.

VI.Включение нового знания в систему знаний и повторение

Работа с пазлами, сборка по образцу полушария с ориентацией по меридианам и параллелям.

Учитель: Какое полушарие получили?

Ученики: Восточное.

Применение знаний

Разгадав кроссворд на стр.28 рабочей  тетради, вы сможете проверить себя.

   

VII.Итог урока.

Учитель: Рассмотрите глобус и карту полушарий. Что вы нашли общего?    Какие различия вы заметили?

Ученик: И на глобусе, и на карте вода синего цвета, суша – зелёного, коричневого, жёлтого цвета. На карте географические объекты крупнее, чем на глобусе.

Учитель: Какой цвет преобладает на глобусе и на карте полушарий?

Ученик: Синий.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Карта – глобуса сестрица,
Очень плоская девица.
Можно карту расстелить,
Можно к стенке прикрепить.
С ней легко идти в поход:
Лишь свернуть – и нет хлопот.
Нет на глобусе деревни,
Абсолютно не видна,
А на карте, на подробной,
Посмотрите, вот она!
Глобус – важный господин,
Гордо кружится один,
А вот карт не счесть на свете –
Пальцев вам не хватит, дети.
Карты мира, островов,
Стран, посёлков, городов.
Карты разных есть дорог,
Чтоб по ним ты ехать мог.
Если сели мы за парты,
То изучим мира карты!
(И. Агеева)

 

Учитель: А теперь оцените свои знания, полученные на уроке.
У вас на парте  лежат 3 кружка: зеленый, желтый, красный. 
Зеленый – отлично, я все понял. Желтый – хорошо, я многое узнал. Красный – мало что понял, не все понятно. Покажите  кружок, который отражает ваши  знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира . 2 класс. Школа 2100

Урок ознакомления с новым материалом. Проходит урок в форме рпутешествия исследовательской экспедиции....

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок

уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок

уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок

урок + презентация по окружающему миру 3 класс...

Урок окружающего мира по УМК "Школа 2100"

Урок окружающеко мира по УМК "Школа 2100" 1 класс по теме "Среда обитания.Охрана животных."Урок построен по технологии проблемного диалога, с использованием ИКТ....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Урок окружающего мира по программе «Школа-2100» по теме «Глобус и карта»

Цель: использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов.Задачи:·         Уметь находить различия глоб...