Урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Ворсина Оксана Валерьевна

Изучение природной зоны - тундра с использованием модели "1 ученик - 1 компьютер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для младших школьников25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: "Природные зоны холодного пояса. Зона тундры"

Тип урока: урок знакомства с новым материалом.

Целевые установки:

  1. Предметные: познакомить детей с природной зоной холодного пояса, ее особенностями и обитателями.
  2. Метапредметные:
  • Научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу;
  • Показывать на карте и находить типичных представителей флоры и фауны.
  1. Личностные: проявлять интерес к изучению природных зон; воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир.
  2. Оборудование: карта природных зон, пейзажи  природной зоны, рисунки растений и животных тундры, карточки, нетбуки, интерактивная доска

Основные ресурсы: презентация «Природные зоны холодного пояса. Тундра».

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 1.Организационный

момент

- Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Вы готовы разгадать?

- На уроке вас ждут открытия, какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои.


Учащиеся приветствуют учителя.

2.Актуализация знаний и постановка

проблемы (работа в группах)

-Составьте из букв названия животных:

ЮЕТЬЛН

ОЖМР

БЫЕЛЙ  ЕДМЕЬВД

ЕМЛИМНГ

-Найдите «лишнее» животное. Почему?

-Где оно обитает? Узнаете, разгадав ребус.

Разгадайте ребус (тундра)

Мы сегодня в лаборатории открытий будем исследовать животный и растительный мир тундры, чтобы лучше изучить эту природную зону и составим проект «зона тундры». Для этого вы  разбиты  на группы.

-На какие вопросы нам следует найти ответы?

(Вопросы на отдельных листочках вывешиваются на доску)

-На все ли вопросы мы можем сейчас ответить?

Прием «Палитра знаний»:

  •  ничего не знаю
  • что-то слышал
  • знаю точный и правильный ответ.


Составляют название животных.











Отгадывают название природной зоны



(Ребус отправляется на нетбуки, функция: «ОТПРАВКА ФАЙЛА») Ответы принимаются через удалённое сообщение.

Функция: «Опрос»

Дети совещаются.

  1. В чем особенности этой зоны?
  2. Какие животные живут в этой зоне и как они приспособились к этим условиям?
  3. Какие животные обитают в тундре и как они приспособились к этим условиям?
  4. Нужно ли охранять эту природную зону?

3.Совместное «открытие» знаний

 (работа в группах)

Приступим к работе в группах:

1 группа – географы.

Вам предстоит найти и показать на карте местоположение тундры и обозначить ее границы.

А также составить небольшой рассказ о климатических условиях этой зоны, используя схемы-опоры.

Карточка – «помогайка»:

- Найдите ответы на эти вопросы:

1.По карте природных зон России найдите зону тундры.

2. Как она расположена?

3. Какие климатические условия в этой зоне?

5. Чем она отличается от зоны ледяной пустыни?

- Подумайте, будет ли зона тундры резко отличаться от зоны арктических пустынь?

2 группа – ботаники

Карточка – «помогайка»:

1.Какие растения растут?

2.Как растения приспособились к жизни? (корни, стебли, листья – на примере лишайника, травянистого растения, дерева).


Вам нужно выбрать из предложенного текста только те растения, которые растут в тундре. Работа в парах:

  1. Дуб
  2. Пальма
  3. Мхи +
  4. Лишайники +
  5. Морошка +
  6. Липа
  7. Карликовая берёза +
  8. Полярные маки +
  9. Сосна

(У учеников в нетбуки загружена папка с коллекцией растений)

Отметьте признаки растений тундры:

  • корни глубоко проникают в почву
  • встречаются «многоэтажные» растения
  • корни располагаются у поверхности почвы
  • растения низкие
    деревья в тундре кривые, невзрачные, маленькие

3 группа – зоологи

Карточка – «помогайка»:

1.Какие животные и птицы обитают?

2.Как они приспособились к жизни? ( на примере постоянных обитателей)

- Вашей группе нужно составить цепи питания и узнать животное по описанию и выбрать картинку этого животного из коллекции картинок в вашем  нетбуке.


Как они приспособились к суровым условиям обитания?

(густая шерсть, длинное густое оперение, много пуха, окраска тела)






4 группа – экологи

Ответьте на вопросы:


  • Чем занято население тундры?
  • Как человек влияет на природу тундры?
  • Почему её нужно охранять?
  • Какие  правила поведения в природе соблюдали бы вы, оказавшись в тундре на самом деле?

 


Учащиеся работают в нетбуках с картой природных зон, обозначая зону тундры  (у учащихся лежит карта природных зон и контурная карта); («ТРАНСЛЯЦИЯ ЭКРАНА»  лидера группы)

Составляют рассказ, выбирая верные утверждения (работа с текстом в нетбуках, в документе Word).

Тундра расположена южнее зоны ледяных пустынь. Солнце в тундре поднимается выше, чем в Арктике. Почва в тундре засушливая, песчаная. Оттаивает почва летом только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. В тундре много болот и озер. Лето в тундре длинное и теплое. Зима здесь холодная, долгая, с сильными морозами и глубокими снегами.








 Составить слайд-презентацию в нетбуках, выбрав только те растения, которые растут в тундре.

(Экран лидера транслируется всем учащимся).
























Составить цепи питания в презентации на нетбуках с использованием шаблона Dragen Drops (на доске заготовленные стрелочки, на местах детей картинки с животными, которые участвуют в цепи питания, дети составляют цепь питания путем моделирования на доске)

Ягель

Олень

Волк


Ягода

Белая куропатка

Белая сова


Распределить животных тундры в презентации на нетбуках (найти по описанию животного, взять нужную картинку и вставить в слайд презентации) Трансляция экрана лидера




Создание экологических знаков (работа группы на «Общей доске», трансляция полученной работы – картинки всем студентам через функцию: «Транслирование экрана»)

4.Итог

 работы

Оказывается, тундра это не безлесое пространство и там кипит жизнь.

Тест – опросник «Тундра»

                      Тест 3.

1.        Зона тундры расположена:

а)        севернее ЛЕДЯНЫХ пустынь,

б)        южнее ЛЕДЯНЫХ пустынь.

2.        В тундре растут:

а)        карликовая берёза, мох ягель, черника,

б)        дуб, кедр, пальма.

3.        В тундре обитают:

а)        песцы, лемминги, волки,

б)        тюлени, моржи, киты.

4.        Основным занятием населения тундры является:

а)        птицеводство

б)        оленеводство

   5. Природе тундре:

         а) грозит опасность

         б) нет экологических проблем

Дети отвечают на вопросы в нетбуках, функция: «Экзамен»

-Можем ли мы сейчас ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

Функция: «Опрос», выстраивается диаграмма ответов учащихся (результаты сравниваются).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...