Конспект открытого урока
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Чеботарева Наталья Николаевна

Конспект урока по окружающему миру.

Тема:    «Вода. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит».

Класс: 1 класс.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технологии: здоровьесберегающая технология, информационно-коммукационные технологии, игровая технология, технология развития интеллектуально-творческого мышления, проблемно-поисковая технология.

Цель урока:

 Образовательная:

 1. Систематизировать знания детей о воде;

2. Выяснить, каково значение воды в жизни человека;

3. Выявить причины загрязнения водоёмов и меры по охране водоёмов от загрязнения;

Развивающие:

1).  Обогащать словарный запас обучающихся.

2) Развивать культуру речи.

3) Развивать творческие способности обучающихся.

4) Развивать эмоционально – чувственную выразительность обучающихся.

5) Развивать интеллектуальные, коммуникативные, информационные, оценочные  умения.

Воспитательные:  Воспитывать  культуру добрых и уважительных  отношений между людьми,  друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся: понимать значимость воды для жизни, очищать воду через фильтр;

получат возможность: сравнивать способы очистки воды.

Метапредметные:

Познавательные: ставить и фор­мулировать проблемы, использо­вать знаково-символические сред­ства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков), освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Регулятивные: предвидеть воз­можности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необхо­димые коррективы в действие по­сле его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулиро­вать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.

Методы и формы обучения:

Частично-поисковый, словесный, объяснительно - иллюстративный, индивидуальная, фронтальная работа в группах.

- шаблоны из бумаги "капельки".

-картинка-пазл «Земля – источник жизни на Земле».

- для опыта – оборудование для практических работ.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

   Конспект урока по окружающему миру.

Тема:    «Вода. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит».

Класс: 1 класс.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технологии: здоровьесберегающая технология, информационно-коммукационные технологии, игровая технология, технология развития интеллектуально-творческого мышления, проблемно-поисковая технология.

Цель урока:

 Образовательная:

 1. Систематизировать знания детей о воде;

2. Выяснить, каково значение воды в жизни человека;

3. Выявить причины загрязнения водоёмов и меры по охране водоёмов от загрязнения;

Развивающие: 

1).  Обогащать словарный запас обучающихся.

2) Развивать культуру речи.

3) Развивать творческие способности обучающихся.

4) Развивать эмоционально – чувственную выразительность обучающихся.

5) Развивать интеллектуальные, коммуникативные, информационные, оценочные  умения.

Воспитательные:  Воспитывать  культуру добрых и уважительных  отношений между людьми,  друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся: понимать значимость воды для жизни, очищать воду через фильтр;

получат возможность: сравнивать способы очистки воды.

Метапредметные:

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков), освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.

Методы и формы обучения:

Частично-поисковый, словесный, объяснительно - иллюстративный, индивидуальная, фронтальная работа в группах.

- шаблоны из бумаги "капельки".

-картинка-пазл «Земля – источник жизни на Земле».

- для опыта – оборудование для практических работ.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала.

Здравствуйте, ребята и уважаемое жюри! Меня зовут Наталья Николаевна и сегодня ребята мы свами отправимся в путешествие по стране знаний, а для этого мы должны вспомнить правила поведения на уроке и работе в группе ( не перебивать, сидеть красиво, поднимать руку, уважать отвечающего).

 (Правила работы в группах)

1. Работать должны все и дружно.

2. Уважай мнение партнёра.

3. Своё несогласие выражай вежливо.

4. Один говорит, другие слушают.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре

Громко, чётко говорим

И тихонечко сидим.

  1. Изучение нового материала.

- Чтобы определить тему нашего урока  возьмите голубой конверт и выньте содержимое, соберите картинку из тех деталей, которые там есть.

- Что там изображено? (планета  Земля) Слайд  2

- Какого цвета больше на нашей планете? (синего)

-Что обозначают, синим цветом? (воду).

- Сформулируйте тему урока. («Вода») 

Ребята,  ¼ часть планеты составляет суша, а ¾ вода. У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Разрежем яблоко на 4 части. Четвертая ее часть – суша, а вот это большая часть вода. (Части яблока разложены на две тарелки)

- Действительно, воды на Земле много. А много ли пресной воды, то есть ту которую мы пьем,  на Земле? Ее оказывается мало. Для сравнения: если взять 10 литров океанской воды, то пресной воды - только 1 стакан.

Где на Земле находится  солёная вода? (моря, океаны) Слайд 3

А пресная вода? (реки, озёра, ручьи, ледники, болота, пруды). Слайд 4

Ребята, кому нужна вода? Для чего? (человеку, растениям, животным, ягода, деревьям, грибам) (Слайд 5)

Сделайте вывод. Вода – источник жизни на Земле (Слайд 6)

 Постановка проблемы урока. Слайд 7

- Ой, ребята, а что это нам пришло (письмо), Его прислал Лунтик  для 1 А класса, давайте его откроем и прочтём. «Здравствуйте ребята скажите мне, пожалуйста, откуда берется вода в моем кране и куда она уходит? Я каждый день её пользуюсь, а она не кончается!»

Проблема урока:

- Откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течёт и течёт, не кончается. Так ли всегда было? Вот это, ребята, тема нашего урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? ( слайд 8)

- Кто сегодня пользовался водой?

- Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Предположения детей)

- Где начало этого пути? С этим нам необходимо разобраться.

И нам на помощь пришел гость, не обычный, чтобы узнать, кто это отгадайте загадку.

Жила она в туче,

А туча — плакуча.

Когда заревёт,

Она вниз упадёт.

Правильно это капелька воды, а давайте её оживим, для этого берем белый лист переворачиваем, смотрим на экран и дорисовываем своей  капельке того чего не хватает, вместе. Глазки, ротик, ручки и ножки. (Слайд 9)

Что-то наша капелька грустная и уставшая давайте немного разомнёмся.

  -  Проведём физкультминутку. (Слайд 10)

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся) 

Ой, а кто это на экране? (рыбка) Что случилось? О чем просит нас она? (Помочь, вода в реке грязная) (Слайд 11)

Опыт 1. Моделируем загрязнение воды. (краски) 

Вывод:

- Что мы делаем?

- Что наблюдаем?

- Делаем вывод.

Да ребята человек загрязняет водоёмы, от этого страдают обитатели водоема и сам человек! (Слайд 12)

-В реке вода недостаточно чистая, пить ее нельзя, поэтому построили  станции очистки воды. А загрязнённую воду очищают на очистных станциях, а затем вода попадает опять в реку.

-  Источником воды, которой мы пользуемся, является дождь. Дождевая вода собирается в реках, озерах и построенных людьми водохранилищах или впитывается в почву, откуда она возвращается обратно на поверхность через родники или колодцы. Для того чтобы вода стала пригодной для питья и для общего использования, она должна пройти очистку и «подготовку» – из нее должны быть удалены вредоносные микробы и химические вещества, а также вещества, придающие воде неприятный вкус или внешний вид.
Воду забирают из озер, рек или водохранилищ с помощью насосов, и по огромным трубам она поступает на водоочистные сооружения. Здесь воду фильтруют, чтобы удалить крупные инородные вещества – мусор, ветки, дохлую рыбу. После этого в воду добавляют два специальных химических вещества – известь и сульфат алюминия. Эти вещества вызывают склеивание оставшихся в воде мелких частиц грязи, и они превращаются в хлопья. После этого воду закачивают в отстойник. В отстойнике вода отстаивается, образовавшиеся в ней хлопья опускаются на дно, откуда их удаляют.

  Теперь вода готова для следующей стадии очистки. Ее пропускают через слои камня и песка, очищая от мелких частичек грязи. Затем в воду добавляют особые бактерии, которые уничтожают все микроскопические организмы, если они еще присутствуют в воде. После того как бактерии выполнят свою работу, их уничтожают, добавляя в воду химическое вещество – хлор. В воду могут также добавлять другие химические вещества, например, чтобы сделать воду более мягкой (тогда в ней легче пользоваться мылом) или чтобы сделать воду более полезной для здоровья (к примеру, в воду часто добавляют фтор для укрепления зубов).

  После того как водоподготовка закончена, вода по огромным трубам поступает в накопители – цистерны или закрытые резервуары; вода готова для употребления. По большим подземным трубам, которые называются системой водоснабжения или водопроводной сетью, вода подается в населенные пункты. По меньшим трубам вода поступает в жилые дома и на промышленные предприятия; к этим трубам подсоединены водопроводные краны или другие приспособления для отбора воды. Водоочистные сооружения способны ежедневно выдавать миллионы литров пресной воды для удовлетворения нужд населения.

  - Ребята, скажите, для каких целей человек использует воду? (Чтобы помыть посуду, постирать, приготовить еду).

Слайд 15

- Пока мы беседовали, к нам пожаловала Злючка - Грязючка. В какой воде она живёт?

- Грязная вода может сразу попасть в реку, а может пройти этот путь через очистные  сооружения. Какой путь выбрать? Длинный или короткий?

- Что произойдёт, если она сразу попадёт в реку?

  1. Первичное закрепление.

- Как же мы можем помочь обитателям реки? (Очистить воду)

Практическая работа: «Выполняем опыты с водой» (продолжение). (слайд 16)

- Можем ли мы очистить воду от Злючки- Грязнючки?

-А сейчас мы будем проводить опыты.

Выполняется практическая работа.

(Учитель показывает образец выполнения на своём столе, дети на партах)

- Работать будем поэтапно. У вас на партах оборудование для практических работ.

1. Приготовьте стаканчик с чистой водой  и воронку.

2. Возьмите пробирку с землёй и песком.

3. Смешаем воду с землей.

4.  Установим фильтр в воронку и выльем загрязнённую воду.

5.  Сравним воду на первоначальном этапе и после фильтрации.

- Что наблюдаем?

- Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку - Грязючку? Где она осталась? Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях.

- Делаем вывод.

-Капелька просит повторить путь воды. У вас в зеленых конвертах карточки. Разложите их в нужном порядке, показав правильный путь воды от реки в дома. (Слайд 17)

Общий вывод: (слайд 18)

Посмотрите на экран и скажите, откуда вода поступает к нам в дома?

1. Вода из реки или подземная вода приходит в станцию очистки воды.

2. Очищенная вода приходит в наш дом.

3. Из нашего дома загрязнённая вода попадает в очистные сооружения.

4. Очищенная вода возвращается в реку.

Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни.

Подведём итог урока. (рефлексия) (Слайд 19)

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал...

Было интересно...

Я понял, что...

Теперь я могу...

Меня удивило...

Мне захотелось...

У меня получилось ...

  1. . Рефлексия. (Слайд 20)

Подведём итог урока. (рефлексия)

Большой - если сделал для себя ОТКРЫТИЕ!

Указательный - если было весело!

Средний - если АКТИВНО работал на уроке!

Безымянный - если  вам на уроке было ИНТЕРЕСНО!

Мизинец - если вам урок подарил ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ!

И все похлопаем в ладоши если мы молодцы!!!

- Благодарю вас за стремление общаться на нашем необычном уроке, за ваши улыбки и

доброжелательное отношение друг к другу. Закончен ещё один урок, но стремление к получению новых знаний должно быть бесконечным. Успехов вам, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...