Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира на тему "Природа и ее сезонные изменения"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

    Чупина Наталья Александровна

    Конспект урока по окружающему миру "Природа и ее сезонные изменения" (ПНШ).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дата: 3.11.2017                                                                                               Учитель: Миронова Е. Б.

    Школа: №95                                                                                               Студентка: Чупина Наталья, 44 группа

    Класс: 1-7                                                                                                       Методист: Горячёва С.Л.

    Кабинет: 107

    КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

    Тема: Природа и ее сезонные изменения.

    Цели деятельности учителя: формировать представление о сезонных изменениях в природе.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    - уметь определять время года по признакам;

    - иметь представления о сезонных явлениях природы;

    - знать причины смены времен года.

    Личностные:

    - формировать положительный психологический климат в детском коллективе;

    - развивать речевые умения, мышление, память;

    - развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл обучения.

    Тип урока: урок «открытия» новых знаний;

    Оборудование: учебник «Окружающий мир», 1 класс, 1 часть, О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова (ПНШ), карточки с заданиями, презентация, видеофрагмент.


    Этапы урока

    Методы и приемы

    Хронометраж

    Содержание урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    I.Этап самоопределения к деятельности

    1 мин.

    Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Александровна, и сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я, садитесь.

    Проверять готовность к уроку

    Настраиваться на урок (К.);

    II.Актуализация знаний и мотивация

    Словесный, беседа

    Словесный: загадки.

    5 мин.

    Подведение к теме. Целеполагание.

    -Ребята, взгляните на экран.  Что необычного в этой фотографии? (сразу все 4 времени года).

    Гостьи к нам пришли: седая,
    А за нею – молодая,
    Третья ярко расцветает,
    А четвертая рыдает.
    (Зима, весна, лето, осень)

     Верно. Отгадайте, о каком времени года идет речь?

     Дел у меня не мало – 
    Я белым одеялом
    Всю землю укрываю,
    В лед реки убираю,
    Белю поля, дома
    Зовут меня …
    (Зима)  
    (слайд)

    Я раскрываю почки,
    В зеленые листочки
    Деревья одеваю,
    Посевы поливаю,
    Движения полна,
    Зовут меня …
    (Весна
    ) (слайд)

    Песен полон лес и крика,
    Брызжет соком земляника,
    Дети плещутся в реке,
    Пляшут пчелки на цветке…
    Как зовется время это?
    Угадать нетрудно …
    (Лето
    ) (слайд)

    Несу я урожаи,
    Поля вновь засеваю,
    Птиц к югу отправляю,
    Деревья раздеваю,
    Но не касаюсь сосен
    И ёлочек. Я …
    (Осень) (
    слайд)

    - Что объединяет все слова-отгадки?

    Отвечать на вопросы.

    Слушать и рассуждать.

    Отгадывать загадки и рассуждать о чем идет речь.

    Осмысливать уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя (Р.)

    III.Постановка учебной задачи

    Словесный, беседа

    Наглядный, иллюстрация.

    Практический: прослушивание аудиозаписи.

    5 мин.

    Объяснение нового материала.

    Исходя, из отгаданных загадок, сформулируйте тему нашего урока. (Природа и ее сезонные изменения). Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Познакомиться с природой и ее изменениями; научиться распознавать природу по ее признакам).

    - Сегодня на уроке мы рассмотрим сезонные изменения в природе в разные времена года. Нам нужно вспомнить  их и доказать, что каждое из них прекрасно по-своему.

    -Чтобы всем веселее работалось, я предлагаю всем закрыть глаза и послушать  отрывок из  музыкального произведения  великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из альбома  «Времена года».

    Сейчас мы с вами прослушали отрывок музыкального произведения «Октябрь. Осенняя песня». Октябрь - это месяц какого времени года? (Осень). Скажите, какие вы знаете признаки осени? (деревья желтеют, листья опадают, дожди льют чаще,  появляются первые заморозки)

    Какие времена года вы знаете? (Осень, Зима, Весна, Лето).

    – Сейчас будете работать в парах . Каждая пара будет описывать одно из времен года. Запомните, первый ряд, будет обсуждать и выявлять признаки «Зимы», второй ряд – «Весны»; третий ряд – «Лето» (Пара должна выявить не менее 2 сезонных явлений.

    Н а п р и м е р. Зима: 1) идет снег; 2) вода замерзла на реке, превратилась в лед.)

    - Вы большие молодцы! Справились!

    Ребят, скажите а времена года относятся к живой природе или не живой?  (живой)

    А куда мы отнесем человека? К живой или неживой природе? (Человек – часть живой природы).

    Слушать внимательно учителя.

    Определять тему урока и ставить цели.

    Слушать  отрывок из музыкального произведения.

    Отвечать на вопросы учителя.

    Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К);

    Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока (Р);

    IV.Открытие нового знания

    Наглядный, демонстрация.

    Практический: игра.

    Словесный, беседа

    Словесный, беседа

    Практический: упражнение.

    Словесный, беседа

    18 мин.

    Идем с вами дальше, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру: «Когда это бывает?» Я вам читаю текст, а ваша задача вставить подходящие по смыслу слова-отгадки и сказать в какое время года такое явление бывает:

    1)Деревья сбросили наряд, обнажённые стоят. А что за чудо? Как цветок, на ветке маленький… (Листок, осень).

    2)Появился из-под снега,         Увидал кусочек неба.            Самый первый, самый нежный, Чистый маленький... (Подснежник,  весна).

    3)Много снега намело.

    Птичкам стало голодно. Мастерю для них кормушку,

    Дам им зёрен, дам ватрушку.  (Синица, зима).

    Работа с учебником.

    -Откройте учебники на стр.24-25. Посмотрите изображения, которые здесь есть.

    - Что  объединяет  рисунки?  (На  них  изображена  одна  и  та  же  местность).

    - Что  мы  видим  на  переднем  плане?  (Речку,  поле,  березу,  кустарники,  зайца)

    - Что  мы  видим  вдалеке?  (лес,  на  небе  солнце)

    - Чем  отличается  один  рисунок  от  другого?

    - По  каким  признакам  определили  время  года?

    - На  каком  рисунке  изображена  весна.  Покажите пальчиком.

      (Грачи  на  пашне,  деревья  и  кустарники  только  одеваются  листвой,  маленький  зайчонок.  Шутливый  разговор  грачей).

    - Покажите,  где  изображено  лето?

    - По  каким  признакам  узнали  лето?

      (Деревья  в  пышном  зеленом  наряде,  на  поле  зреет  урожай,  бурый  подросший  заяц).

    - Покажите  осень.

    - Какие  приметы  осени  мы  видим  на  картинке?

      (Пожелтевшая  листва,  листопад,  улетают  птицы,  уборка  урожая  на  поле,  серо-белый  заяц).

    - Покажите  зиму.

    - По  каким  признакам  определили  зиму?

      (Деревья  голые,  река  покрыта  льдом,  поле  запорошено  снегом,  заяц  в  белой  шубке).

    - А  теперь  обратите  внимание  на  солнце.

    Как вы считаете, с чем связана температура на Земле?  (С вращением земли вокруг солнца; высота  солнца  над  землей  в  разное  время  года,  но  в  одно  и  то  же  время  суток).

    Просмотр видеофрагмента.

    Сейчас давайте с вами посмотрим видеофрагмент и ответим на вопрос «Почему на Земле происходит смена времени года»?»

    Работа с учебником.

    Вывод  стр.25.

    - Какой  из  рисунков  в  учебнике  ближе  к  тому,  что  мы  видим  в  природе  сегодня?  Назовите  месяцы  времен  года.

    Играть в игру «Когда это бывает?»

    Вставлять слова-отгадки и определять в какое время года такое случается.

    Рассматривать учебник и изображения в нем.

    Отвечать на поставленные вопросы.

    Смотреть видеофрагмент и отвечать на поставленный вопрос.

    Подводить итоги по учебнику.

    Слушать внимательно преподавателя.

    Извлечение из рассказа необходимой информации (П);

    Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

    Участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания (К);

    Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации. (П.)

    V. Физкультминутка

    2 мин

    А теперь пришло время отдохнуть, встаньте со своих рабочих мест и повторяйте движения за мной.

    Молодцы, садитесь!

    Выполнять физические упражнения.

    V.Первичное закрепление во внешней речи

    Словесный, беседа.

    .

    3 мин.

    - Предлагаю  поработать в группе по 4 человека.  (Класс  делится  на  шесть  групп,  каждая  получает  задание).

    Итак, ребята, на ваших столах вы можете увидеть карточки с признаками времени года. Ваша задача, определить какое это время года и какие признаки будут являться лишними в нем.

    (Зима – падает снег; животные изменили свою шубку; птицы улетают; реки покрыты льдом; дети пускают кораблики по воде (лишнее)).

    Весна – тает снег;  возвращаются перелетные птицы; появляются подснежники; на деревьях появляются почки, затем листочки; дети катаются на лыжах(лишнее)).  

    Лето – можно ходить в легкой одежде; поспевают в садах плоды; солнце светит больше по времени; животные готовятся к спячке (лишнее)).

    Осень – сбор  урожая  яблок; дети плавают в речке (лишнее) ; чаще льют дожди; деревья желтеют, а листья опадают.).

    Работать в группе и отвечать на поставленные вопросы.

    Алгоритм работы в группах:

    1) Проговорить еще раз, какое задание нужно выполнить;

    2) Выслушать каждого; не перебивая;

    3) Прийти к общему выводу;

    4) Представить решение.

    Структурировать знания (П);

    Корректировать свои мысли(Р).

    VI.Самостоятельная работа.

    6 мин.

    Для того, чтобы проверить, как вы усвоили новую тему, предлагаю вам картинки черно-белые. Вы должны раскрасить картинки, так, чтоб было понятно какое время года, вы, выбрали. Давайте проверять, что у вас получилось. А как вы определяете время года? Какие признаки вам помогли распознать какое это время года?

    Отвечать на вопросы теста.

    Раскрашивать картинки.

    Принимать и сохранять поставленную учебную задачу. (Р.) Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебой задачей. (Р.)

    VII.Включение в систему знаний

    Словесный, беседа

    1 мин.

    О чем мы сегодня с вами говорили? (О природе и ее сезонных изменениями)

    Какие цели ставили на урок? Мы их достигли? (слайд)

    Отвечать на вопросы, высказывать свое мнение

    Структурировать знания(П);

    VIII.Рефлексия деятельности

    Словесный, объяснение

    3 мин.

    Сейчас каждый из вас оценит работу на уроке. http://festival.1september.ru/articles/584245/img1.jpg

    Спасибо за урок! До новых встреч!

    Формулировать конечный результат своей работы на уроке.

    Самооценка (Л);

    Адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности (Л).



    Предварительный просмотр:

    падает снег

    животные изменили свою шубку

    птицы улетают

    реки покрыты льдом

    дети пускают кораблики по воде

    падает снег

    животные изменили свою шубку

    птицы улетают

    реки покрыты льдом

    дети пускают кораблики по воде

    тает снег

    возвращаются перелетные птицы

    появляются подснежники

    на деревьях появляются почки, затем листочки

    дети катаются на лыжах

    можно ходить в легкой одежде

    поспевают в садах плоды

    солнце светит больше по времени

    животные готовятся к спячке

    можно ходить в легкой одежде

    поспевают в садах плоды

    солнце светит больше по времени

    животные готовятся к спячке

    сбор  урожая  яблок

    дети плавают в речке

    чаще льют дожди

    деревья желтеют, а листья опадают



    Предварительный просмотр:

    https://www.edupics.com/coloring-page-to-sunbathe-dm22617.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

    Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

    Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

    Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

    Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

    Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

    Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

    Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

    Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

    Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

    -Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

    Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

    Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...