Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Олейникова Ирина Викторовна

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

При составлении рабочей программы учитель руководствовался следующими нормативными документами:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
    по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Данная программа составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова  «Окружающий мир. 1-4 классы» в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования,  реализуясь  во 3  классе  

                                                Общая характеристика предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

                                        Место предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч. Из них в 3 классе 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели ).

                                                          Предполагаемые результаты.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правилу экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника

  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

                       Метапредметные результаты

                                          Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

—: планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов всех его участников.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентации на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в её многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Учебно- тематическое планирование

№п\п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе на:

Уроки

Практические  работы

Экскурсии

Проекты

1.

Как устроен мир

6

5

1

2.

Эта удивительная природа

 18

14

3

1

3.

Мы и наше здоровье

10

4

3

3

4.

Наша безопасность

 7

5

1

1

5.

Чему учит экономика

12

9

1

2

6.

Путешествия по городам и странам

15

13

2


                                                                      Календарно-тематическое планирование 3  класс

урока

Тема урока

Тип урока

Планируемые сроки проведения

Фактические сроки проведения

1

Природа

2

Человек

Комбинированный

3

Проект «Богатства, отданные людям»

Проект

4

Общество

Комбинированный

5

Что такое экология

Комбинированный

6

Природа в опасности!

7

Тестирование по разделу «Как устроен мир»

Тела, вещества, частицы

Комбинированный

8

Разнообразие веществ

Практическая работа  «Обнаружение крахмала в продуктах питания»,

Комбинированный

9

Воздух и его охрана

Урок введения новых знаний

10

Вода . Практическая работа «Исследование по инструкции учебника свойств воды»

Комбинированный

11

Превращение и круговорот воды

Урок введения новых знаний

12

Берегите воду!

Комбинированный

13

Что такое почва

Практическая работа

«Исследование  состава почвы в ходе учебного эксперимента»

Комбинированный

14

Разнообразие растений

Комбинированный

15

Солнце, растения и мы с вами

Урок введения новых знаний

16

Размножение и развитие растений

Урок введения новых знаний

17

Охрана растений

Комбинированный

18

Разнообразие животных

Урок введения новых знаний

19

Кто есть кто?

Урок введения новых знаний

20

Проект «Разнообразие природы родного края»

Урок-проект

21

Размножение и развитие животных

Урок введения новых знаний

22

Охрана животных

Комбинированный

23

В царстве грибов

Урок введения новых знаний

24

Великий круговорот жизни

Урок введения новых знаний

25

Тестирование по  разделу «Эта удивительная природа»

Органы человека

Практическая работа в паре « Измерение роста и массы тела человека»

Комбинированный

26

Органы чувств

Урок введения новых знаний

27

Надёжная защита организма

Практическая работа «Изучение свойств кожи»

Комбинированный

28

Опора тела и движение

Урок введения новых знаний

29

Наше питание . Проект «Школа кулинаров»

Практическая работа: определение  наличия питательных веществ в продуктах питания

Проект

30

Дыхание и кровообращение

Практическая работа «Измерение  пульса на запястье и подсчитывание количества его ударов в минуту при разной нагрузке»

Комбинированный

31

Умей предупреждать болезни

Комбинированный

32

Здоровый образ жизни

Комбинированный

33

Проверим себя и оценим  свои достижения . Тестирование  по разделу « Мы и наше здоровье»

Комбинированный

34

Презентация проектов «Богатства, отданные  людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

Комбинированный

35

Огонь, вода, газ.

Комбинированный

36

Чтобы путь был счастливым

Урок введения новых знаний

37

Дорожные знаки

Комбинированный

38

Проект «Кто нас защищает»

Проект

39

Опасные места

Комбинированный

40

Природа и наша безопасность

Комбинированный

41

Экологическая безопасность

Практическая работа «Знакомство  с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды»

Комбинированный

42

Тестирование по разделу  «Наша безопасность»

Для чего нужна экономика

Комбинированный

43

Природные богатства и труд людей — основа экономики

Урок введения новых знаний

44

Полезные ископаемые

Комбинированный

45

Растениеводство

Практическая работа  « Исследование сельскохозяйственных растений и описание их по плану»

Комбинированный

46

Животноводство

Комбинированный

47

Какая бывает промышленность

Комбинированный

48

Проект «Экономика родного края»

49

Что такое деньги

Практическая

работа «Рассматривание и сравнение монет России по внешнему виду и описывать их»

Комбинированный

50

Государственный бюджет

Комбинированный

51

Семейный бюджет

Урок введения новых знаний

52

Экономика и экология. Экологические катастрофы.

Урок введения новых знаний

53

Экономика и экология.

Две стороны экономики.

Комбинированный

54

Тестирование по разделу «Чему учит экономика»

Золотое кольцо России. Сергиев- Посад,

Переславль- Залесский ,Ростов.

Комбинированный

55

Золотое кольцо России .Углич,

Ярославль ,Кострома, Плёс.

Комбинированный

56

Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир

Комбинированный

57

Проект «Музей путешествий»

Урок-проект

58

Наши ближайшие соседи

Урок введения новых знаний

59

На севере Европы

Урок введения новых знаний

60

Что такое Бенилюкс

Комбинированный

61

В центре Европы

Комбинированный

62

По Франции и Великобритании (Франция)

Комбинированный

63

По Франции и Великобритании (Великобритания)

Комбинированный

64

На юге Европы

Комбинированный

65

По знаменитым местам мира

Комбинированный

66

Проверим себя и оценим свои достижения .

Тестирование по разделу «Путешествие по городам и странам»

Комбинированный

67

Презентация проектов «Кто нас защищает»,    «Экономика родного края», «Музей путешествий»

Комбинированный

68

Обобщающий урок по теме «Путешествие по городам и странам»

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...