Урок окружающего мира 2классУМК "Гармония" "Кто и как изучает природу"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Зубова Ольга Анатольевна

На уроке формируется представление о естественных науках, об окружающей природе и способах её познания. Урок -исследование позволяет детям в доступной форме решать учебно-познавательные задачи, осуществляя совместную деятельность, направленную на достижение положительных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr.mira_.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

                      Муниципальное общеобразовательное учреждение

                              средняя общеобразовательная школа №1

   Открытый урок окружающего мира    

      «Кто и как   изучает природу»

           (УМК «Гармония» автор О.Т.Поглазова, 2 класс)

Подготовила:

учитель начальных классов

Зубова О.А.

Декабрь, 2015 г.

Тема урока: «Кто и как изучает природу»

Цели урока: формировать представления о естественных науках, о способах познания природы; развивать интерес к изучению природы; продолжить формирование умений наблюдать природу, проводить опыты.

Задачи: 

1. Развитие умения работать в группах в должном темпе; развитие творческих способностей учащихся; развитие связной речи учащихся при защите проектов.

2. . Познакомить учащихся с деятельностью разных учёных

 3. Воспитание у детей любознательности, любови к родной природе, чувства патриотизма.

 Познавательные УУД: применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.

Коммуникативные УУД: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре и группе, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;проявлять доброжелательное отношение к друг другу; 

Регулятивные УУД: планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами; действовать согласно плану, составленному учителем.

Личностные УУД: формировать уважительное отношение к природе и людям, которые её охраняют и преумножают, желание совершать хорошие дела и поступки.

Оборудование и материалы урока: компьютер, проектор, микроскоп, термометры(комнатный, медицинский, уличный), лупа, мензурка, ложка металлическая, емкость для фильтрации, часы, измерительная лента, бинокль, весы, микроскоп; овощи и фрукты, газированная вода, мятная карамель, камень, глина, песок, почва,  вода, веретено;

презентация, фотографии природы, запись песни «Лесной марш».

                                                 

                                               Ход урока

  1. Организационный момент.( Дети входят, берут жетоны и рассаживаются за столы группами согласно цвету)

-Дети,улыбнёмся друг другу! Сядьте удобно. Я предлагаю начать урок с экологической разминки «Это интересно».

Теперь, когда мы настроили наше внимание, приготовьтесь послушать

песню( песня «Лесной марш» П.Синявский и Ю. Чичков) и найти общее между песней и слайдом.

-Показ презентации.(слайд 2 «Природа»)

2. Постановка учебной задачи

Песня, которую вы сейчас услышали, называется «Лесной марш».

-Что общего между песней и  изображениями на слайде?

 -Какой теме будет посвящён наш урок ?Верно, тема раздела «Природа

вокруг нас».

Учитель: Что мы будем делать с вами,

Что б природе стать друзьями?

Ученик: Что б природе другом стать,

Тайны все её узнать.

Все загадки разгадать

Научусь я наблюдать.

Ученик: Будем вместе развивать качество-внимательность.

А поможет все узнать наша любознательность.

Вместе:Только вместе, только дружно

Изучать природу нужно!

-Вот сегодня мы и попытаемся ответить на вопрос «Кто и как изучает природу?»

3. Актуализация знаний

-Как вы познаете окружающий мир?

-Какие методы исследования окружающего мира вам знакомы?

-Как его изучают ученые?

4. Открытие «нового» знания

- А знаете ли вы, кого называют учеными? ( презентация, слайд 3 )

Ученый – специалист в какой-либо области, внесший реальный вклад в науку.

-Кто знает ученого, изображенного на слайде? ( М.В. Ломоносов)

- Каких ученых вы знаете? ( экологи, биологи, астрономы) ( слайд 4 )

-Что изучают биологи, экологи, географы, астрономы? ( слайд 5 )

   Биологи изучают живую природу( слайд 6 )

    Экологи – это люди, которые занимаются экологией. Защищают природу. Это ученые, которые оберегают все, что растет, и всех кто живет в природе, от исчезновения. Ученые экологи учат нас,  бережно относится к миру природы, к воде, земле, воздуху, к растениям, к животным. ( слайд 7 )       Астрономы изучают звёзды и другие космические тела. ( слайд 8 )

Географы и геологи изучают и описывают Землю, планету, на которой мы живём. ( слайд 9 )

Ученые-генетики исследуют способы лечения болезней.

- Кто знает основные науки о природе? ( астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология ). (  слайд 10 ).

- А как учёные изучают окружающий мир? (  слайд 11 ).

Они наблюдают за природными объектами, явлениями, высказывают предположения об их размерах, формах, строении, свойствах, движении.

Затем проверяют свои гипотезы, продолжая наблюдать с помощью изобретённых приборов. (  слайд 12 ).

С помощью микроскопа рассматривают мельчайшие частицы. Микроскоп – это увеличительный прибор.

Телескоп служит для наблюдения далёких небесных тел.

Чтобы уточнить и углубить знания о свойствах предметов и явлений окружающего мира, ученые проводят эксперименты на их моделях. После этого делают выводы и формулируют законы природы. Люди многих профессий пользуются научными знаниями.

Очень часто при изучении природы применяют еще один метод – измерение. Измеряют, к примеру, размеры и массу, температуру, скорость движения, время протекания определенных процессов.

Для этого используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер, и др.

На основании наблюдения, эксперимента и необходимых измерений – производят описание.  (  слайд 13 ).

Работа по учебнику

-Проверим правильность ваших предположений, прочитав текст на стр.88

5. Закрепление

-А сейчас я предлагаю вам  поиграть в ролевую игру, в которой вы -ребята выступите в роли ученых, а я буду- ассистент:

-Представьте,что наш класс научная лаборатория и в ней собрались разные

ученые. Давайте поставим себя на их место и попытаемся выдвинуть

гипотезу, провести опыт, сделать научный вывод.

-Все у кого жетоны зеленого цвета-биологи,  желтого-астрономы, синего-экологи,оранжевого-историки,розового-химики, сиреневого- физики, фиолетового- географы.

  На столах стоят таблички с названиями и необходимые предметы и оборудование для исследовательской работы в группах.

Задание группе «Химики» (  слайд 14 )

(Выдает газированную воду, мятные

конфеты, сообщает задание «химикам»)

-Вам необходимо провести опыт и сделать соответствующие выводы.

-В бутылку с газированной водой нужно помесить несколько мятных

конфет, хорошо встряхнуть.

-Что произойдет с жидкостью, если открыть крышку?

Помогает сделать вывод:

Мы наблюдаем процесс брожения. который происходит в кишечнике при

употреблении в пищу «вредных»вкусностей.

-Какой способ исследования использовал ученый химики?(опыт)

Выдает веретено, сообщает задание «историкам»: (  слайд 15 )

-Рассмотри старинную вещь, что ты о ней можешь рассказать?

Задает вопросы:

-Где можно найти информацию о веретене?

Сообщает задание «биологам»( выдаются овощи и фрукты): (  слайд 16 )

-Назовите плоды и раздели их на группы.

-Какое из представленных растений  называют «земляными яблоками» ?

Почему?

- А может быть существуют и «земляные груши»?

(Дети рассказывают об этих растениях)

6.ФИЗМИНУТКА(  слайд 17 )

7. Продолжение ролевой игры.

Задание «географам»: (  слайд 18 )

Нужно выбрать материал для качественной постройки домов. Перед

вами три горные породы – камень,песок, глина.

Какой материал вы выберете? Почему?

Постройте гипотезу, что с ними произойдет, если опустить их в воду.

Задание «астрономам»: (  слайд 19 )

-Какой прибор нужно использовать,чтобы рассмотреть звезды, поверхность

Луны? (телескоп)

-Посмотрите на слайд. На карте звездного неба находит созвездие. Как называется это созвездие и что оно напоминает?(Большая Медведица)

Дети рассказывают о созвездии.

Вопросы «физикам»: (  слайд 20 )

-Какой прибор поможет нам узнать температуру?

-Какие бывают термометры?

-Потрогайте металлический и деревянный предметы. Выскажите

ваши предположения: одинаковая ли у них температура? Почему?

Предлагает проверить предположения.

Формулирует вывод:

Различие в том, что металл отдает тепло с большей скоростью, чем

дерево. Поэтому металлический предмет кажется холоднее.

Задает вопросы и предлагает выполнить задания «экологам»: (  слайд 21 )

-Откуда берётся вода, которую мы используем для приготовления пищи?( ( Из рек речная вода, из скважин грунтовая вода)

Выдает ученику две колбы №1, 2 с родниковой водой и водой из ручья.

-Догадайтесь, какая вода из скважины, а какая из ручья, обосновав свои

предположения?

-Почему вода в родниках и скважинах чистая? Вследствие чего вода из ручья

стала грязной?

Провести опыт: смешайте разные вещества (с крупными и мелкими частицами,

растворимые и нерастворимые) с водой в большой мензурке. Залейте

содержимое в фильтрованную трубку.( Проводят опыт  наблюдают: вода

просачивается через почву, которая ее фильтрует.)

-Проследите, какая становится вода, просачиваясь через почву? Где

остались примеси?

Учитель подводит детей к выводу. Вывод: вода и почва нуждаются в охране.

Берегите землю! (М.Дудин)

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!

8. Итог урока. Выставление оценок. (  слайд 22 )

-Мы покидаем научную лабораторию и возвращаемся в класс.

-Удалось ли нам ответить на вопрос – кто и как изучает природу?(Дети называют, что изучают ученые)

Из всего этого можно сделать вывод, что любое научное исследование

начинается с наблюдения, и открытие можно совершать не только в

лаборатории, но и в окружающей нас природе.

9.Рефлексия(слайд 23)

-А в завершении урока каждый из вас пусть возьмет цветок ( розовый –мне было легко и все понравилось, фиолетовый- было интересно, но не хватало знаний, желтый- я много узнал и помогали друзья)и опустит его в воду. У нас получилось прекрасное озеро, в котором расцвели чудесные лилии. А на следующем уроке вы попытаетесь объяснить, как же смогло свершиться это волшебство.

10. Домашнее задание: (  слайд 24 )

задание 1 с. 20 в рабочей тетради;

попробуйте совершить свое открытие, проведя опыты на с. 91.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме"Природа и её изменчивость"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС . Стержнем урока является познавательная преобразующая деятельность детей. Она организована по таким направлениям, как наблюдение...

Презентация. Урок окружающего мира 2 класс. Грибы-особое царство природы

Презентация. Урок окружающего мира по теме: Грибы - особое царство природы. Учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)...

Урок окружающего мира 2 класс "Красная книга. Будь природе другом" А.А. Плешаков Школа России

Урок проводится во 2 классе. Приложен конспект и презентация...

Обобщающий урок окружающего мира во 2 классе по теме "Природа"

Урок обобщения знаний по теме "Природа" во 2 классе построен в форме игры КВН. На уроке дети закрепляют материал по теме, отвечают на вопросы, выполняют различные творческие задания учителя....

Урок и презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима в неживой природе".

Конспект урока  окружающего мира по теме "Зима в неживой природе", видеоклип "Зимняя мелодия"....