урок окружающего мира Побываем в гостях. 3 класс Перспектива
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Ценёва Елена Петровна

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: познакомить учащихся с видовым разнообразием жилищ, возводимых разными народами

Задачи:

Образовательные:

-формировать знания о разнообразии, основном устройстве жилищ разных народов;

-формировать умение работать с учебным материалом, выделять главное, делать выводы по результатам, устанавливать причинно – следственные связи

Развивающие:

-развитие познавательных процессов, творческой активности, информационной компетентности и коммуникативных навыков;

-развитие умений классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательные:

-воспитание умений учебного сотрудничества; коммуникативной культуры, умения работать в группе, чувства взаимопомощи, поддержки

Оборудование и наглядные пособия:

Политико – административная карта России, фотографии и иллюстрации различных жилищ, материалы интернет-сайтов, компьютерная презентация, материалы для групповой работы учащихся

Планируемые результаты урока:

Предметные:

познакомятся с понятиями: «юрта, яранга, чум, сакля, хата – мазанка и др.;

узнают о сложных взаимоотношениях и связях природных объектов;

расширят представления о видах, устройстве и свойствах различных жилищ.

Метапредметные:

Личностные УУД:

Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание «Я» как гражданина России, готового беречь и сохранять природные богатства нашей Родины);

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

развития познавательных интересов, учебных мотивов;

формирования границ собственного знания и «незнания».

Познавательные УУД:

Ученик научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;           

осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

формулировать собственное мнение и позицию;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить монологическое высказывание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pobyvaem_v_gostyah.docx196.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по окружающему миру

Класс 3

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: «Побываем в гостях»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: познакомить учащихся с видовым разнообразием жилищ, возводимых разными народами

Задачи:

Образовательные:

-формировать знания о разнообразии, основном устройстве жилищ разных народов;

-формировать умение работать с учебным материалом, выделять главное, делать выводы по результатам, устанавливать причинно – следственные связи

Развивающие:

-развитие познавательных процессов, творческой активности, информационной компетентности и коммуникативных навыков;

-развитие умений классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательные:

-воспитание умений учебного сотрудничества; коммуникативной культуры, умения работать в группе, чувства взаимопомощи, поддержки

Оборудование и наглядные пособия:

Политико – административная карта России, фотографии и иллюстрации различных жилищ, материалы интернет-сайтов, компьютерная презентация, материалы для групповой работы учащихся

Планируемые результаты урока:

Предметные:

познакомятся с понятиями: «юрта, яранга, чум, сакля, хата – мазанка и др.;

узнают о сложных взаимоотношениях и связях природных объектов;

расширят представления о видах, устройстве и свойствах различных жилищ.

Метапредметные:

Личностные УУД:

Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание «Я» как гражданина России, готового беречь и сохранять природные богатства нашей Родины);

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

развития познавательных интересов, учебных мотивов;

формирования границ собственного знания и «незнания».

Познавательные УУД:

Ученик научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;            

осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

формулировать собственное мнение и позицию;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить монологическое высказывание.

Ход урока

  1. Организационный момент

На доске слайд 1

УЧИТЕЛЬ:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:” Доброе утро!”

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.


Доброе утро, ребята, доброе утро, наши уважаемые гости.  Начинаем наш урок.

  1. Актуализация знаний

На доске слайд 2

Картинки по запросу фото семья у камина или печи

Читает ученик.

-Как-то Счастье зашло в один дом на опушке леса и увидело такую картину: горел камин, возле которого весело играли дети, хозяин дома сидел в большом кресле, а его жена что-то вязала, укутавшись в теплый шерстяной плед. Счастью так понравилась эта идиллия, что оно обратилось к мужчине:
— Я хочу выполнить любое твое желание.
Мужчина, немного подумав, ответил:
— Благодарю тебя, но мне ничего не нужно.
Тогда Счастье обратилось к женщине:
— А ты бы что пожелала?
Она посмотрела на мужа, самого любимого и дорогого ей человека, на детей, которые беззаботно резвились у ног, на уют и покой, царящий в доме, и произнесла:
— Спасибо, Счастье, но у меня уже все есть.
А у детей Счастье ничего не спросило — и так все было понятно. Но возле самых дверей Счастье опять обернулось, окинув взглядом дом, полный тепла, любви, гармонии и спросило: — А можно я останусь у вас навсегда?

3 повторение пройденного материала

 Учитель:

- Ребята, как вы представляете, что такое счастье в семье? (ответы детей)

- Многие семьи живут в любви и уважении друг к другу. Для того чтобы семья была счастливой, важно соблюдать правила совместной жизни.

-Назовите эти правила.  (ответы детей)

  • Уважение
  • Взаимопонимание
  • Любовь
  • Гармония  (на листах.)

- Эти правила пришли в жизнь и быт людей издавна.

 В каждой семье самым уважаемым был глава семьи – отец.

-У каждой семьи был свой дом.      Слайд 3

Как вы считаете, какому народу он принадлежит? (русскому- )русская  изба)

 
-Какой строительный материал издавна любили в нашей стране?

 Из чего строились избы? (дерево)
- Почему жить в домах из дерева полезно? (в деревянных домах сухо, тепло, легко дышится)

(работа со слайдами 4)

- Что общего между домами?  (из дерева 1 этаж)

- А в чем различие? Один украшен, а другой нет

(слайд5)

- А почему хозяева так украшали свой дом? (для защиты, красоты, обереги)

- Подумайте, каким словом еще можно назвать дом? (хата изба хоромы лочуга)

(слайд6)

 Работа со словарем

- В словаре В.И.Даля можно найти следующее значение этого слова.

- В своем дому всем простор, даже если дом невелик. (слайд7)   

 - Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)


- В каждом доме было и самое уважаемое и почетное место.

 Как оно называлось? (красный угол)

-Что располагалось в этом углу
-
Опишите его. (слайд 8)             рассказ ученика

 - Как распределялись места в красном углу среди членов семьи? (ответы детей)

4.Сообщение темы урока.
Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в необычное путешествие. Мы побываем в старинных жилищах некоторых народов России и мира. Что отправляясь в гости надо помнить?

 От гостя ждут уважения к хозяевам, к их обычаям, к особенностям их жизни. Попытайтесь понять всё, что на первый взгляд кажется необычным, вызывает удивление. И тогда увидите, как много общего у всех народов на Земле.

А  что мы говорим, когда встречаем гостей?  (ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ)
Хозяева обычно встречают гостей приветливыми словами: « Просим в дом – красному гостю красное место!» Угощают от души: « Чем богаты, тем и рады». Принимают ласково, за обе руки берут да в красный угол сажают.

На Руси гостей встречали хлебом и солью.

Слайд 9 Ученик.

Дорогие гости мы приветствуем вас в нашем школьном доме и приглашаем вас отправиться в путешествие с нами. Отведайте хлеб да соль. (угашают Хлебом и  солью)


Будьте внимательны, постарайтесь в гостях не нарушать традиции народа, к которому принадлежит радушный хозяин.


-Ребята, а из каких источников мы можем узнать интересные сведения о жизни других народов, об их традициях?     (Энциклопедия, интернет)
- У нас в классе есть специальные корреспонденты, которые заочно побывали в гостях у разных народов России и мира готовы поделиться с нами полученными сведениями.

5  Постановка учебной задачи

Приглашаем 1 корреспондента.

Ученик

КАРТА РОССИИ слайд 10

--Сегодня мы  совершим путешествие по нашей стране

- Наша страна очень большая. Она протянулась с запада на восток почти на 10000 км, а с севере на юг – на 4000 км. В ней проживает 180 разных народов и национальностей.

- В нашем классе учатся дети  9 национальностей. Это Ногайцы, Русские,

Азербайджанецы Кумыки Таджики Татары Украинцы Узбечки Чеченцы.

 

- Национальности -Это названия народов, которые живут в нашей стране. Все эти народы живут в разных природных условиях.

- Давайте познакомимся с некоторыми из них.

ПРИГЛАШАЕМ 2 корреспондента.  Работа по  карте.

 (работа по слайдам 10-17)

- Итак, первым делом мы побываем   В доме у таежных жителей

Спасибо нашему корреспонденту.

-  А сейчас мы с вами попадём в Чукотский автономный округ. Что же интересного поведает нам экскурсовод о жителях этого края.  (слайд 18-23)

-  Следующая наша остановка будет очень интересной. Жители этой стороны строят свои жилища из снега и льда. (слайд 24-26)

У. Ну, что, не замёрзли?

Пора бы нам побывать в теплых странах.

И отправимся мы с вами Восточную Азию. Побываем в гостях у японцев.(слайд 27)


5.А теперь мы  сходим в гости к народу, очень близкому нам по духу, к нашим добрым соседям, почти  родственникам. Это татары и марийцы.

(слайд 28-31)


6. И завершим наше путешествие у одного из древнейших народов, кавказских горев.(слайд 32-34)


Учитель

Закончилось наше путешествие, спасибо корреспондентам, они славно потрудились.

 А вы, ребята, были внимательны? Мы это сейчас проверим.

А сейчас мы немного отдохнём.  ФИЗ МИНУТКА слайд 35

Закрепление.
- Что общего можно увидеть в старинных домах разных народов России и мира?
- В чём различие между ними?
- Какими причинами можно объяснить различия в традиционных жилищах разных народов?
- Почему необходимо уважать обычаи других народов?


Работа в группах.

У вас на столах карточки с изображением людей, жилищ и животных. Соберите, их, так, чтобы сложилась полная картина о народах и их жилищах.
ПОКАЗЫВАЮТ свои работы.

Слайд 36

- Теперь вы сможете сделать вывод, от чего зависит, какое жилище строит человек?

- В зависимости от природных условий меняется образ жизни и род деятельности любого народа.

  Работа с учебником. Слайд 37
Откройте учебник на стр. 16 и ещё раз рассмотрите жилища разных народов.
Давайте прочитаем вывод на стр.21.

Работа с красками слайд 38
Дом — начало начал, в нем мы рождаемся и проходим свой жизненный путь. Родное жилище дает чувство уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Именно через него в значительной мере раскрываются характер народа, его культура и особенности быта. Внешний вид жилища, строительные материалы и способ постройки зависят от окружающей среды, климатических условий, обычаев, религии и от рода занятий людей, его создающих. Но из чего бы ни строилось жилье и как бы оно ни выглядело, у всех народов его считают центром, вокруг которого расположен весь остальной мир.

Время не стоит на месте, меняется мир, меняются люди и их дома.(слайд 39)
А кто знает, как называется профессия людей, которые проектируют новые здания?

Я предлагаю вам побыть в роли в архитекторов- проектировщиков и попробовать создать дом своей мечты. Возьмите  листы и изобразите на них Дом вашей мечты.

(работа детей на бумаге затем демонстрация рисунков)

Рефлексия.
Говорят, что человек должен в жизни сделать три важных вещи: построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Сейчас мы с вами посадим чудо-дерево, листья на нём будут необычные: - Если урок вам понравился, вам было комфортно и интересно, если на уроке вы открыли для себя что-то новое, прикрепите зелёный листочек. - Если в течение урока у вас возникли затруднения, прикрепите жёлтый листочек.  Слайд 40

- Если на уроке вы чувствовали себя неуютно, прикрепите красный листочек.

Домашнее задание. Слайд 41

Дома подберите материал к проекту « Традиции моей семьи»
Итог урока. (оценки) слайд 42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира " Мир животных" 3 класс УМК " Перспектива"

Урок соответствует ФГОС общего образования. Используются ИКТ- технологии....

Конспект урока окружающего мира + презентация "В гости к весне" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений об изменения в живой и неживой природе.Планируемые результаты:Предметные:знать понятия «живая природа», «неживая природа»;з...

Открытый урок по окружающему миру "Побываем в гостях", 3 класс

Данный урок позволяет нам создать условия для развития универсальных учебных действий: -личностных УУД – знание нравственно-культурных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этич...

Конспект урока окружающего мира "Московский Кремль"( 3 класс, Перспектива)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Московский Кремль» Цели деятельности учителя: формирование представления о Московском Кремле, как объекта Всемирного культурного наследия. Планир...