Урок окружающего мира "Побываем в гостях"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Винарь Надежда Дмитриевна

конспект и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr.mira_.docx100.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

3 класс.

УМК Перспектива.

Тема: Побываем в гостях.
Цели: Познакомить обучающихся с разнообразием жилищ народов России и мира, с обычаями гостеприимства.

Развивать творческие и индивидуальные особенности детей.

Воспитывать уважительное отношение к обычаям и традициям других народов.

Воспитывать чувство коллективизма и товарищества.
Оборудование: Рисунки детей, презентация «Дом как мир», ПК, проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями.
                                                                    
 Ход урока.
I. Орг. момент

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: ”Доброе утро!”        (СЛАЙД 1)

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, ребята, доброе утро, наши уважаемые гости. Начинаем наш урок.

II. Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания
(на доске детские рисунки)

- Ребята какое было д\з? (нарисовать, каким бы хотелось тебе увидеть свой дом в будущем)
-Вы отличные художники! Ваши работы замечательные!

- А о чём мы говорили на прошлом уроке? (о русской избе) (слайд 2)
-Какой строительный материал издавна любили в нашей стране? Из чего строились избы?(дерево)

(СЛАЙД 3)
- Почему жить в домах из дерева полезно? (в деревянных домах сухо, тепло, легко дышится)
(СЛАЙД 4)
-Кто хочет рассказать о русской избе?
(СЛАЙД 5, 6)
-Какой угол в старинном доме называли красным? (
Красивый, святой, Божий) Почему? (слайд 7)
-Что располагалось в этом углу?

-Спасибо за ваши ответы, вы отлично поработали!

-Оцениваться ваша работа на уроке будет так: за каждый правильный ответ, дополнение, активную работу в группе, выполненное д/з вы получаете жетончик «русскую избушку». Жетоны в конверте на парте.

-Чем больше «избушек» вы соберете, тем выше отметка в конце урока.

 
III. Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте пословицы:

  • И крот в своем углу зорок                    (СЛАЙД 8)
  • В своем болоте и лягушка поет
  • Всяк кулик свое болото хвалит             (СЛАЙД 9)           

-О чем эти пословицы? (Каждому нравиться свое жилище)

-Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в необычное путешествие, побываем в старинных жилищах некоторых народов России и мира. 

-Подумайте, о чем будем говорить на уроке?

-Составим план урока. (СЛАЙД 10)

1. Узнать о некоторых жилищах.

2. Узнать о национальности людей, живущих в жилище.

3. Узнать о внутреннем убранстве жилищ.

4. Работа с картой.

IV Работа по теме урока.

2.Беседа.

-Прежде чем отправиться в гости, вспомним правила вежливых гостей. Как нужно вести себя, чтобы хозяевам было приятно вас принимать? (ответы детей)

-От гостя ждут уважения к хозяевам, к их обычаям, к особенностям их жизни. Попытайтесь понять всё, что на первый взгляд кажется необычным, вызывает удивление. И тогда увидите, как много общего у всех народов на Земле.

-А что мы говорим, когда встречаем гостей? (ответы детей)    (СЛАЙД 11)


-Хозяева обычно встречают гостей приветливыми словами: « Просим в дом – красному гостю красное место!» Как вы понимаете эти слова?
(ответы детей)

-Угощают от души: « Чем богаты, тем и рады».

-Принимают ласково, за обе руки берут да в красный угол сажают. А уж после доброго разговора за радушным застольем следуют правилу: «Конного гостя провожай до коня, а пешего – до ворот».


-Будьте внимательны, постарайтесь в гостях не нарушать традиции народа, к которому принадлежит радушный хозяин.


-Ребята, а из каких источников мы можем узнать интересные сведения о жизни других народов, об их традициях? (
Энциклопедия, интернет)


-У нас в классе есть специальные корреспонденты, которые заочно побывали в гостях у разных народов России и мира готовы поделиться с нами полученными сведениями.

Ребята, работать будем в группах по предложенному плану:

  1. Выслушать «корреспондента».
  2. Занести информацию в таблицу.
  3. Соотнести жилище и жителей. (У каждой группы свое задание)
  4. Найти на карте место жительства того или иного народа. (У каждой группы свое задание)

(У каждой группы свое жилище, дети собирают аппликацию жилище+жители+ находят их место жительство, расположение на политической карте мира)

-Все нужное для работы есть у вас на партах. Желаю вам удачи!


( выступления учащихся « Народы и жилища» сопровождается тихими народными мелодиями)

1.Итак, первым делом мы отправляемся в Монголию, Казахстан, Киргизию, Калмыкию, Бурятию в  гости к монголоязычному народу.       ( СЛАЙД 12, 13)

-Расскажи нам, Юля, в каком жилище проживают моголы, казахи, киргизы, буряты, калмыки. (После рассказа, оценка класса, за проделанную работу Юли)

Юрты — особенный тип жилища, которым пользуются кочевые народы. Круглое, без углов и прямых стен, переносное строение, прекрасно приспособлено к образу жизни этих народов. Юрта защищает от степного климата — сильных ветров и перепадов температур. При строительстве юрты ставят сначала жерди, затем обтягивают их войлоком, оставляя место для входа. Во́йлок — плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти. Изготавливается обычно в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения.  Деревянный каркас собирают в течение нескольких часов, его удобно перевозить. Летом юрту ставят прямо на землю, а зимой — на деревянную платформу. Выбрав место для стоянки, в первую очередь кладут камни под будущий очаг, а затем устанавливают юрту согласно заведенному порядку — входом на юг (у некоторых народов — на восток). Изнутри  юрта делится на 2 половины: север-женская, а юг-мужская. В мужской половине хранится скотоводческий и охотничий инвентарь, в женской половине – хозяйственная утварь. В центре юрты - место очага (ошак), почитаемое как святое место.

2. А сейчас мы с вами попадём в Чукотский и Корякский  автономные округа.

-Что же интересного поведает нам экскурсовод Даша о жителях этого края. (После рассказа оценка класса, за проделанную работу Даши)

(слайд 14,15,16)

Яранга — шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,7 до 7–8 метров. Деревянный остов (деревянные шесты) покрывали шкурами оленей, сшитыми обычно в два полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Свободные концы ремней в нижней части привязывали к нартам или тяжелым камням, что обеспечивало покрытию неподвижность. В ярангу входили между двумя половинами покрытия, откидывая их в стороны. Для зимы шили покрытия из новых шкур, для лета использовали прошлогодние.

Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием.

Напротив входа, у задней стенки яранги, устанавливали спальное помещение (полог) из шкур в виде параллелепипеда.

Изнутри полог освещался и отапливался жирником. Для освещения жилищ береговые чукчи применяли китовый и тюлений жир, тундровые — вытопленный из раздробленных оленьих костей жир, горевший без запаха и копоти в каменных лампах-жирниках.

Интерьер яранги отличается простотой и скупостью убранства, свойственной быту охотников и оленеводов. В центре жилища устраивали очаг. Слева от него находилась женская половина, а справа - мужская. Почетное место для гостей-мужчин находилось за очагом напротив входа.

В яранге жили и сейчас еще  живут – чукчи и  коряки.

3.Следующая наша остановка будет очень интересной. Жители этой стороны строят свои жилища из снега и льда.(слайд 17, 18)

-Слушаем рассказ Карины. (После рассказа оценка класса, за проделанную работу Карины)

Иглу — жилище эскимосов, построенное из глыб снега, который благодаря своей пористой структуре является хорошим теплоизолятором. Для строительства такого дома подходит лишь тот снег, на котором остается четкий отпечаток ноги человека. Большими ножами в толще снежного покрова вырезают блоки разных размеров и укладывают их по спирали. Постройке придают купольный характер, благодаря чему она сохраняет тепло в помещении. Входят в иглу через отверстие в полу, к которому ведет коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Внутри иглу-полусферы подвешивают полог из оленьих шкур, отделяющий жилую часть от снеговых стен и потолка. Эскимосы сооружают иглу на два-три человека за полчаса.    

Внутреннее убранство жилища эскимосов Аляски было просто. Основной мебелью служили нары шириной в 1,5 м приподнятые над полом. Эскимосы спали обычно поперек нар, ногами к стене. В одном жилище помещалось несколько семейств. Каждая семья имела свое место на нарах, отделенное от другого сплетенной из травы циновкой. Хижина занята обычно двумя семьями, одна живет справа, другая слева. У каждой хозяйки своя лампа-плошка, возле которой она сидит на лежанке, готовит пищу, шьет и т. д. На лампе варят пищу, растапливают снег для питья, сушат одежду и пр. 

Передняя часть иглу считается мужской, а задняя женской. А лучшее место считалось рядом лампой-плошкой.

4.Ну, что, не замёрзли? Пора бы нам побывать в теплых странах. И отправимся мы с вами Восточную Азию. Побываем в гостях у японцев.(слайд 19, 20)
-Слушаем рассказ Ильи. (После рассказа оценка класса, за проделанную работу Ильи)

Японский дом (Минка) в Стране восходящего солнца испокон веку строят из трех основных материалов: бамбука, циновки (это плетеный коврик из камыша, тростника или соломы) и бумаги. Такое жилище наиболее безопасно во время частых землетрясений в Японии. Стены не выполняют функцию опоры, поэтому их можно раздвигать или даже снимать, они служат одновременно и окном (сёдзи). В теплый сезон стены представляют собой решетчатую конструкцию, оклеенную полупрозрачной бумагой, пропускающей свет. А в холодное время года их покрывают деревянными панелями. Черепичная или тростниковая крыша имеет большие навесы, которые предохраняют бумажные стены дома от дождя и палящего солнца.

Внутреннее убранство минка обычно делилось на две секции. В первой из них оставляли земляной пол, эта территория называлась «дома»,  а во второй пол поднимали на 50 см выше уровня дома. Дома использовалась для приготовления пищи и других сельскохозяйственных нужд. В ней, как правило, устанавливалась глиняная печь камадо, деревянный умывальник, бочки для еды и кувшины для воды.

Во время приёма пищи вся семья собиралась в комнате с очагом, причём каждый член семьи имел своё собственное место, соответствующее его социальному статусу в пределах семьи. На той стороне, которая дальше всех находилась от домы, сидел глава семьи (почетное место). С другой стороны сидела хозяйка и все женщины семьи, третья сторона предназначалась для членов семьи мужского пола и гостей, а четвёртую занимала груда дров.

5.А теперь мы сходим в гости к народу, очень близкому нам по духу, к нашим добрым соседям, почти родственникам. Как вы думаете, какую страну мы посетим? (слайд 21)

-Слушаем рассказ Игоря. (После рассказа оценка класса, за проделанную работу Игоря)

Ма́занка — тип сельского дома украинцев. Стены мазанки состоят из каркаса (тонкие ветки дерева или даже хвороста) или сырцового кирпича и обмазываются глиной, замешанной на навозе (откуда и название). Стены мазанки известкуются изнутри и снаружи (белятся).

Сырцовый кирпич, в свою очередь, получается брикетированием смеси соломы, глины и навоза, с последующей сушкой полученного стройматериала на солнце (обжиг в печах не применяется).

Технология возведения мазанок была освоена людьми по крайней мере 6000 лет назад и распространена по всему миру в странах с тёплым или умеренным климатом.

Мазанкой в узком смысле называют традиционный украинский сельский дом, построенный по этой технологии. Иногда мазанку даже ошибочно считают синонимом хатыХата — общее название домов в южных поселениях восточных славян: на Украине, а также в Белоруссии и на юге России.
Мужская половина в доме - это правая сторона и красный угол, женская половина –левая сторона (угол с печью). Священное (почетное) место - красный угол напротив входа с иконами и лампадами; печь.

6. И завершим наше путешествие у одного из древнейших народов, кавказских горцев.         (слайд 22, 23)

- Слушаем рассказ Кристины. (После рассказа оценка класса, за проделанную работу Кристины)

Сакля (груз. сахли — «дом») — жилище кавказских горцев, которое часто строят прямо на скалах. Чтобы защитить такой дом от ветра, для постройки выбирают подветренную сторону горного склона. Саклю делают из камня или глины. Крыша ее плоская; при террасообразном расположении строений на горном склоне крыша нижнего дома может служить двором для верхнего. В каждой сакле прорезают одно или два маленьких окна и одну или две двери. Внутри комнат устраивают небольшой камин с трубой из глины. Снаружи дома, возле дверей находится своего рода галерея с каминами, полами, покрытыми глиной и устланными коврами. Здесь летом женщины готовят еду или проводят время с гостями. Кстати, для них часто строят отдельные домики на одну комнату (кунацкие).

Мужская половина - задняя половина – за очагом. Здесь принимают гостей.

Женская половина - Передняя половина перед очагом.

Священное место - центральный столб жилого этажа, очаг.

-Ребята, вы прекрасно и дружно работали!

-Давайте проверим, что у вас получилось при заполнении таблицы. Оцените свою работу. За каждый верно заполненный столик таблицы возьмите по домику.

Самопроверка. (СЛАЙД 24)

Жилище

ЮРТА

ЯРАНГА

ИГЛУ

МИНКА

МАЗАНКА

САКЛЯ

Строительный материал

Деревянный каркас, войлок

Деревянные шесты, шкуры оленей

Снег, лед

Бамбук, циновка, бумага

Тонкие ветки дерева, сырцовый кирпич, глина

Камень, глина

Мужская половина

Южная сторона юрты

Справа от очага

Передняя часть иглу, у входа

Половина минки, которая дальше всех находилась от «домы».

Правая сторона дома и красный угол

Задняя половина, за очагом

Женская половина

Северная сторона юрты

Слева от очага

Задняя часть иглу

Половина минки ближе к «доме»

Левая сторона, угол с печью

Передняя половина, перед очагом

Священное почетное место

Место у очага

За очагом, напротив входа

Рядом с лампой-плошкой

У очага, дальняя сторона от «домы»

Красный угол

У очага

Закончилось наше путешествие, спасибо корреспондентам, они славно потрудились. А вы, ребята, были внимательны?
- Прошу выйти представителей групп с работами (аппликациями).

- Отличные работы! Вы все справились! Молодцы!

- Кто даст оценку работы  своей группЫ?

V.Закрепление.

-Посмотрим, все ли мы выполнили согласно плану урока?

1. Узнать о некоторых жилищах.

2. Узнать о национальности людей, живущих в жилище.

3. Узнать о внутреннем убранстве жилищ.

4. Работа с картой.


- Что общего можно увидеть в старинных домах разных народов России и мира? 
- В чём различие между ними? 
- Какими причинами можно объяснить различия в традиционных жилищах разных народов?
- Почему необходимо уважать обычаи других народов?

-Попробуем сделать  вывод. (
Жилища разных народов имеют как общие черты, так и разные. В каждом жилище всегда есть священное место, дом обычно делится на мужскую и женскую части). 


VI. Рефлексия.
1.-Ребята по итогам урока, прошу вас продолжить предложение:

2.Кто даст оценку работы класса?

3.Говорят, что человек должен в жизни сделать три важных вещи: построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Сейчас мы с вами посадим чудо-дерево, листья на нём будут необычные:
- Если урок вам понравился, вам было комфортно и интересно, если на уроке вы открыли для себя что-то новое, прикрепите зелёный листочек.
- Если в течение урока у вас возникли затруднения, прикрепите жёлтый листочек.
- Если на уроке вы чувствовали себя неуютно, прикрепите красный листочек.
(Дети заполняют деревья листочками на листах с аппликацией)
VIII. Домашнее задание.
выполнить задания 3 (стр.10), 4 (стр.11) в рабочей тетради.
IX. Итог урока. (оценки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "В гости к весне"

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе "В гости к весне"...

Урок окружающего мира "В гости к Весне"

Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Школа России"  с использованием мультимедийных технологий.На уроке показаны различные формы работы с учащимися: работа в паре,составление синквейна...

Урок окружающего мира "В гости к зиме"

План - конспект урока с презентацией...

Урок окружающего мира "В гости к зиме"

Цели: дать учащимся представление о характерных признаках зимы в живой и неживой природе; дать представление об изменениях в жизни растений и животных зимой, показать связь этих изменений с неживой пр...

Урок окружающего мира "В гости к весне"

Цели: дать учащимся представление о характерных признаках весны в живой и неживой природе; дать представление об изменениях в жизни растений весной, показать связь этих изменений с неживой природой; р...

Конспект урока окружающего мира "В гости к весне"

Коспект предназначен для проведения урока окружающего мира во 2 классе. Этот урок проводила в рамках методической недели по теме "Внутренняя система оценки качества образования"...