Конспект урока по окружающему миру ( 1 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

1 класс, тема урока "Явления природы". Программа "Начальная школа ХХI века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okr_mir_1_klass.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

«Начальная школа ХХI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Тема: «Явления природы».

Цель:

  • развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года.

Задачи:

  • дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года;
  • закрепить и расширить знания детей об изменениях в неживой природе;                          
  • развивать умения грамотно и выразительно излагать свои мысли.              

Оборудование:

  • учебник «Окружающий мир» для 1 класса, автор Н.Ф. Виноградова;
  • мультимедиа установка, компьютер;
  • карточки с изображением времен года, явлений природы для игры, фишки.

Ход урока:

  1. - Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу добра и успеха на этом уроке.
  2. Учитель читает загадку: СЛАЙД 1

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг природа.

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями.

- Сегодня мы отправимся в путешествие по временам года и будем узнавать явления природы, характерные для каждого времени года.

Это и будет темой урока «Явления природы».

-Давайте откроем учебники на с.40, 41

Итак,  начинаем путешествие. Отгадайте загадку.

Если дождик бьет в лицо,       Тучи по небу плывут

Ветер треплет деревцо.           Это осенью зовут.

Мы попадаем в прекрасное время года – осень.

СЛАЙД 2

Учебник с.40, 41, 42

- Положите желтые фишки на те картинки, которые относятся к периоду осени…

- Прочитайте (листопад, дождь)

- А почему листопад так назвали? СЛАЙД 3

- А чем осень может нас огорчить? (дождиком) СЛАЙД 4

- Отгадайте загадку…(ветер) СЛАЙД 5

Ветер – это движение воздуха. Чем быстрее двигается воздух, тем сильнее дует ветер. Сильными ветры становятся именно осенью.

А иногда ветер разгоняется с такой силой, что сметает все на своем пути. Такой ветер называют ураганом.

На с. 42 есть картинка с изображением тумана. Туман – то же облако. Просто оно еще не успело подняться до неба. Капельки воды собираются вместе и образуют облако у самой земли.

ОБОБЩЕНИЕ по осени

- Мы переходим в следующее время года.

Зима СЛАЙД 6

- Положите белые фишки на те картинки, которые относятся к периоду зимы…

- Прочитайте (Иней, снег, снегопад)

СЛАЙД 7 стих…

- Как вы думаете, зачем нужен снег природе?

(Снег укутывает землю, сохраняет тепло и влагу)

- А когда идет сильный снег, можно сказать «валит снег» - как называется это явление природы? Снегопад. 

- А эта загадка о каком явлении?

Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам не бежит,

Стоять не велит. Мороз 

СЛАЙД 8

-А когда идет снег и сильно дует ветер. Небо становится темным-темным, ветер можно сказать «завывает». Как называются эти явления? (Вьюга, метель).

ОБОБЩЕНИЕ по зиме

Физминутка.

Мы на лыжах в лес идем,

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер.

Он деревья крутит, вертит.

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

- Мы продолжаем свое путешествие по временам года и оказываемся в следующем времени года.

- Выросла сосулька

За ночь у окна.

Ручеек забулькал.

Что это? Весна. СЛАЙД 9

- Работаем в учебнике. Выберите весенние явления природы в учебнике на с. 40-41, положите красные фишки на нужные картинки.

Назовите эти явления природы. (таяние снега, ледоход, первые грозы)

- Воздух прогревается, становится теплее, снег начинает таять, лед на реках ломается, начинается ледоход.

- Отгадайте загадку:

Растет она зимой вниз головой. (сосулька) СЛАЙД 10

- Как нужно себя вести, когда с крыш свисают очень большие сосульки?

- Но самое грозное явление весной – гроза.

- Что происходит во время грозы? (ветер, гремит гром, сверкает молния, идет дождь)

- В тучах накапливается не только вода, но и электричество. Ветер гонит тучи, сталкивает их друг с другом. И от этого столкновения происходит электрический разряд. Так возникает молния. СЛАЙД 11

А гром – это звук, который возникает в результате этого электрического разряда.

ОБОБЩЕНИЕ по весне

Физминутка

На болоте две лягушки,

Две зеленые подружки,

Утром рано умывались,

полотенцем растирались,

ножками потопали,

ручками похлопали.

Вправо-лево наклонялись

И обратно возвращались.

- Мы нашли уже немало явлений природы. Отправляемся дальше.

- Сколько солнца! Сколько света! 
Сколько зелени кругом! 
Что же это? Это ЛЕТО
Наконец спешит к нам в дом.   СЛАЙД 12

- Работаем в учебнике. Выберите летние явления природы в учебнике на с. 40, 41, 42, положите зеленые фишки на нужные картинки.

Назовите эти явления природы. (роса, радуга, туман, дождь, гроза)

- Мне кажется самое красивое летнее явление природы – это радуга.

Послушайте сказку Константина Ушинского «Солнце и радуга» …

- О каких явлениях природы говорится в тексте? (дождь, радуга)

- Сколько цветов у радуги? (7: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)    

- А послушайте еще загадку… СЛАЙД 13  (град)

ОБОБЩЕНИЕ по лету

- Итак, мы нашли самые главные явления природы. Но явлений этих намного больше. Порой природа творит настоящие чудеса.

 

- И сейчас мы поработаем в парах.

У вас на столе таблицы. В каждой строчке нужно найти лишнее явление природы. И покажите мне, когда ваша пара закончит работу.

- Давайте сверимся.

ОСЕНЬ – радуга

ЗИМА – роса

ВЕСНА – листопад

ЛЕТО – иней

- Есть у нас у кого-то ошибки?

Работа в тетради с.21. Нарисовать явления природы, которые впечатляют вас больше всего.

Итог урока. Сделаем вывод.

- О чем мы говорили на уроке?

Изменения в природе:  

дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы.

- Как мы распределяли явления природы?

- А новое вы сегодня узнали для себя что-то?

Рефлексия.

- Понравился ли вам урок и какое настроение он у вас вызвал?          

Нарисуйте смайлик этого урока соответствующим вашему настроению.

Подумайте, всё ли у вас сегодня получалось, и закрасьте его соответствующим цветом.

- Спасибо, ребята, за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...