рабочая программа по предмету Окружающий мир 2 кл.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Власова Валентина Михайловна

Рабочая программа по предмету Окружающий мир 2 класс. УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_perspektivaokr.mir_2kl.docx64.78 КБ

Предварительный просмотр:

      Утверждена приказом

      директора  МБОУ Ржаксинской СОШ №2

      им. Г.А.Пономарёва

      от _______2017 г. №____

Рассмотрена и рекомендована

 к утверждению М С

приказ от _______2017 г.№__

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва

Ржаксинского района Тамбовской области

Рабочая программа

по окружающему миру для 2 класса

Срок реализации: 1 год

Ржакса

 2017 год

                                                                                                                          Пояснительная записка

Окружающий мир 2 класс

УМК «Перспектива»

1. Роль и место дисциплины

Предмет «Окружающий мир» соединяет в равной степени знания о природе, обществе и истории и знакомит учащихся с материалом естественных и социально – гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико – ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно – следственные связи  в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.  Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников  фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения  за природными  явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей,  правила здорового образа жизни.  Это позволит учащимся освоить  основы природо – и культуросообразного  поведения.

В предмете «Окружающий мир» заложена содержательная основа  для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин  начальной школы.  Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально – научного и эмоционально – ценностного  постижения мира вокруг.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся вторых классов общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа по «Окружающему миру» создана на основе примерной программы по окружающему миру и в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей  первоклассников. Рабочая программа дает  распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ (в соответствии со спецификой предмета).  

4. Цели и задачи

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
  • формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

5. Специфика программы

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

6. Основные содержательные линии курса

Основные содержательные линии «Окружающего мира» представлены в рабочей программе разделами: «Человек и природа», «Человек – часть природы», «Растения, их разнообразие», «Животные, их разнообразие», «Круговорот веществ», «Человек – часть природы».

7. Структура программы

Человек и природа. Природа живая и неживая. Признаки предметов. Примеры явлений природы. Природные явления в творчестве народов России и мира.

Вещество. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы.

Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус – модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности. Компас. Образы звезд и планет в культуре народов России и мира.

Смена дня и ночи. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца  ка причина смены времен года. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.

Погода, ее составляющие ( температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за природой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы.  Освоение человеком законов природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека  на природу. Охрана природных богатств. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения ( свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация измерений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей.  Растения родного края. Образ растений в традиционной народной культуре. Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов.

 Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Размножение животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей.

Круговорот веществ. Взаимосвязи  в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных, животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества.

В качестве модуля реализуется программа «Правила безопасного дорожного движения»

Почему дети попадают в дорожные аварии. ПДД «Переход через проезжую часть (дорогу)». Что  такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС? Новое о светофоре. Правила безопасного перехода улиц и дорог. Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках. Правила перехода перекрестка. Мы - пассажиры .

8. Требования к результатам

Личностные результаты:

-готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и  в  повседневной жизни для  исследования окружающего мира  (явления, события, факта);

-способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных  задач могут быть им успешно решены;

-познавательный интерес к естественным  наукам.

Метапредметные результаты:

-способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения природоведческих характеристик,

-устанавливать взаимосвязи между объектами окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи, планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

 Предметные результаты:  у обучающихся формируется представление об окружающем мире, о наблюдении как способе получения информации об окружающем мире,  о сезонных изменениях в природе.

 Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с растениями и животными родного края, приобретают  навыки поведения в природе, овладевают способами природоохранной деятельности.  

9. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия.

10. Итоговый контроль

Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста. Текущий контроль по изучению каждого основного раздела проводится в форме зачета, тестовых заданий.

11. Объем и сроки изучения

На изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего - 68часов.

 Резерв учебного времени – 5 ч.              

Тематическое планирование

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика
деятельности учащихся

                                                                                              Вселенная, время, календарь (14 ч.)

Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус – модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности. Компас. Образы звезд и планет в культуре народов России и мира.

Смена дня и ночи. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца  ка причина смены времен года. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.

Мы – жители Вселенной. Время. Сутки и неделя. Месяц и год. Времена года

Календарь -  хранитель времени,     страж памяти. Погода. Народный    календарь.

Экологический календарь. Почему дети попадают в дорожные аварии. ПДД «Переход через проезжую часть (дорогу)»

 Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями.

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения. Оценивать своё и чужое поведение в природе.

                                                                                                               Осень (16 ч.)

Признаки живой природы: дыхание, питание, рост, размножение Животные как часть живой природы. Насекомые, птицы, рыбы, звери как наиболее доступные для выделения детьми группы животных. Растения – часть живой природы. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Осенние изменения в неживой природе. Жизнь растений осенью. Хвойные и лиственные деревья осенью. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников. Листопад. Труд людей осенью. Жизнь животных осенью.

Осень в неживой природе. Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

Звездное небо осенью. Трава у нашего дома.

Старинная женская работа. Деревья и кустарники осенью. Чудесные цветники осенью. Грибы. Шестиногие и восьминогие.

Птичьи секреты. Как разные животные готовятся к зиме. Невидимые нити в осеннем лесу. Осенний труд. Охрана природы осенью.

. Что  такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС? Новое о светофоре.

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами.

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения.

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.

                                                                                                        Зима (13 ч.) 

Смена времён года. Зимние изменения в неживой природе. Первоначальные представления о разном состоянии воды. Жизнь лесных зверей помощь птицам в зимнее время года. Жизнь в воде подо льдом. Жизнь растений зимой. Труд людей зимой.

Зимние месяцы. Зима – время науки и сказок.

Зима в неживой природе. Звездное небо зимой. Зима в мире растений. Зимние праздники. Растения в домашней аптечке.

Зимняя жизнь птиц и зверей. Невидимые нити в зимнем лесу. В феврале зима с весной встречается впервой.  Зимний труд. Будь здоров! Охрана природы зимой. Правила безопасного перехода улиц и дорог. Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках.

Наблюдать объекты и явления окружающего  мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями.

 Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами. Знать приметы времён года, уметь предсказывать погоду.

Весна и лето (24ч)

(Первоначальные представления о родном крае, о Родине: Россия – многонациональная страна. Столица нашей Родины – Москва. Достопримечательности Москвы ( Красная площадь, Кремль). Знакомство с государственной символикой: флаг, герб, гимн. Экскурсия по достопримечательностям родного края (в город).

Весенние изменения в неживой природе. Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной.Природа в летнее время года. Съедобные и несъедобные ягоды. Знакомство с грибами на примере шляпочных грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Лекарственные растения. Безопасное поведение в природе. Экология. Красная книга России.)

Весенние месяцы. Весна в неживой природе.  

Весна – утро года. Звездное небо весной.

Весеннее пробуждение растений. Чудесные цветники весной. Весна в мире насекомых.

Весна в мире птиц и зверей. Невидимые нити в весеннем лесу. Весенний труд. Старинные весенние праздники. Охрана природы весной.

Лето красное. Летние праздники и труд.

Заочная экскурсия «Заповедные места Тамбовской области». КВН «Умники и умницы». Правила перехода перекрестка.

Мы - пассажиры .

Работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами.

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения..

   

Планируемые результаты на конец 2-го года обучения:

Обучающиеся научатся:

  • называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;
  • называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
  • определять стороны горизонта;
  • находить на глобусе океаны и материки;
  • перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;
  • перечислять времена года в правильной последовательности;
  • измерять температуру;
  • кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;
  • находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;
  • называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;
  • узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;
  • перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;
  • отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
  • определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;
  • различать перелетных и зимующих птиц;
  • приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;
  • соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;
  • перечислять правила охраны природы в разные времена года;
  • определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря);
  • находить на звездном небе зимой ковши Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;
  • называть несколько лекарственных растений и определять, какие их части используют для лечения;
  • характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;
  • называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);
  • находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.

Литература:

1.Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч./ А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. Акад. Наук; Рос.акад. образования; изд-во «просвещение». – М.: Просвещение, 2017.

2.Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч./ А.А.Плешаков,М.Ю. Новицкая. – М.:Просвещение, 2017.

Утверждено

приказом директора МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2  им. Г.А.Пономарёва»

от _____2017г. № ___

Согласовано

Зам. директора по  УВР

Рассмотрено на заседании МО

 протокол от ______2017г. №___

Календарно-тематическое планирование

 по окружающему миру  во 2 классе

на 2017-2018 учебный год

(приложение к рабочей программе)

Класс:  2 «Д»

Учитель: В.М. Власова

Количество часов:

- на учебный год:  68

- в неделю: 2

Тематическое планирование составила Власова Валентина Михайловна

        

Дата        : 23.05.2017

№ п/п

Наимено-

вание раздела программ

мы

Тема урока

Кол-

во часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования

 к уровню

подготовки обучающихся

Вид контроля

УУД

Дата

Планир.

Дата факт.

1

Вселенная, время, календарь

14 ч.

Мы – союз народов России.

1

Урок-путе-

шествие

Многообразие субъектов Российской Федерации – республиках, краях, областях, городах федерального значения

Уметь соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями;

опрос

высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в Российской Федерации

2

Мы – жители

Вселенной.

1

Урок-игра

Строение Вселенной; планеты и порядок их расположения  в Солнечной системе;
небесные тела.

Знать в общем виде строение Вселенной;

Уметь

называть планеты и порядок их расположения  в Солнечной системе;

текущий

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.

3

Наш космический корабль – Земля.

1

Комби-

нирован-

ный

Горизонт, стороны горизонта, компас;
устройство компаса;

Уметь

определять стороны горизонта;
находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта;

Беседа по вопросам.

Обосновывать высказанное суждение.

4

Время.

Почему дети попадают в дорожные аварии.

1

Комби-

нирован-

ный

 «Единицы измерения времени»; единицы измерения времени в порядке их увеличения;

Уметь

перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения;
определять по рисункам учебника настоящее, прошлое и будущее; определять время по часам

Беседа по вопросам.

Работать с учебными, художествен-ными и научно-популярными текстами.

5

Сутки и неделя.

1

Комби-

нирован-

ный

Связь естественных единиц измерения времени – сутки, неделя – с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи;

Знать

единицы измерения времени – сутки и неделю;
уметь

определять количество дней в неделе;
называть дни недели, выстраивать их последовательность

Устный опрос.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

6

Месяц и год.

1

Комби-

нирован-

ный

Связь естественных единиц измерения времени –  «месяц» и «год» с движением Луны вокруг Земли

Уметь

выстраивать правильную последовательность месяцев года;
осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце

Беседа по вопросам.

Обосновывать высказанное суждение.

7

Времена года

1

Комби-

нирован-

ный

Связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси;

Уметь

перечислять времена года в правильной последовательности;
называть месяцы каждого сезона;
понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге

Беседа по вопросам.

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения.

8

Погода

1

Комби-

нирован-

ный

Составляющие погоды, природные явления

Уметь наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде;

Устный опрос.

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами, явлениями.

9

Календарь -  хранитель времени,     страж памяти

1

Комби-

нирован-

ный

Календари разных типов;
правила пользования ими;

Уметь ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря;
иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей

Беседа по вопросам.

Обосновывать высказанное суждение.

10

Красные дни календаря

1

Комби-

нирован-

ный

Характеристика  содержания  общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике

Уметь определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками

Беседа по вопросам.

Работать с учебными, художествен-ными и научно-популярными текстами.

11

Народный    календарь

1

Комби-

нирован-

ный

Народные приметы на погоду своего края;
поведение животных, изменения в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе

Знать некоторые народные приметы на погоду своего края;

Беседа по вопросам.

Обосновывать высказанное суждение.

12

Экологический календарь

1

Комби-

нирован-

ный

Представление об экологии;
знакомство с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли

Уметь высказывать предположения о том, что такое экология;
находить в тексте учебника определение экологии как науки;

Устный опрос.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

13

Обобщающий урок. ПДД «Переход через проезжую часть (дорогу)»

1

Комби-

нирован-

ный


 Представление

 об экологии;
правила перехода через дорогу

Уметь участвовать по мере сил в охране природы;

Выполнять правила перехода через дорогу

Практ.раб

Наблюдать объекты и явления окружающего мира.

14

Резервный

урок

1

15

Осень

16 ч.

Осенние месяцы.

1

Комби-

нирован-

ный

Признаки осенних явлений природы, особенности жизни людей осенью, которые отразились в старинных названиях осенних месяцев;

Уметь соотносить признаки осени в живой и неживой природе,

Устный опрос.

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения.

16

Осень в неживой природе

1

Комби-

нирован-

ный

Зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности;

Уметь

называть осенние погодные и природные явления в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и т.д.);

Беседа по вопросам.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

17

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

1

Комби-

нирован-

ный

Особенности, характерные для быта и в хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов в обрядах и обычаях осеннего равноденствия;

Уметь соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов;

Устный опрос.

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.

18

Звездное небо осенью

1

Комби-

нирован-

ный

Звезды  как и Солнце – сгустки раскаленных газов;
что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые;

Знать, что звезды, как и Солнце – сгустки раскаленных газов;

Беседа по вопросам.

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты

19

Трава у нашего дома. Что  такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС?

1

Комби-

нирован-

ный

Состояние  травянистых растений осенью;

Уметь распознавать травянистые растения с помощью атласа-определителя; знать причины пожелтения травы осенью;

Расшифровывать аббревиатуру ГИБДД и ДПС

Устный опрос.

Наблюдать объекты и явления окружающего мира.

20

Старинная женская работа

1

Комби-

нирован-

ный

Ткани из шерсти, хлопка, льна;
особенности льняной ткани

Уметь называть последовательность трудовых операций в работе со льном;

Беседа по вопросам.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

21

Деревья и кустарники осенью

1

Комби-

нирован-

ный

Вечнозеленые хвойные растения;
причины листопада;
листопад и сроки его окончания у разных деревьев;

Знать  вечнозеленые хвойные растения;
Уметь узнавать изученные деревья и кустарники по листьям;
перечислять причины листопада;

Устный опрос.

Наблюдать объекты и явления окружающего мира.

22

Чудесные цветники осенью

1

Комби-

нирован-

ный

Растения школьного цветника;
растения цветников возле дома и в его окрестностях;

Знать названия цветов, которые видели в цветниках города или в собственном саду осенью;

Беседа по вопросам.

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.

23

Грибы.

Новое о светофоре.

1

Комби-

нирован-

ный

Грибы - особое царство живой природы;
строение грибов;
съедобные и несъедобные грибы.

Расширить знания о светофоре

Знать, почему грибы выделены в особое царство живой природы;
знать строение грибов;

 Уметь отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;

Устный опрос.

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения.

24

Шестиногие и восьминогие

1

Комби-

нирован-

ный

Насекомые и паукообразные;

Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных;

Беседа по вопросам.

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки

25

Птичьи секреты

1

Комби-

нирован-

ный

перелетные и зимующие птицы;

Знать причины, по которым перелетные птицы покидают родные края;

Устный опрос.

Наблюдать объекты и явления окружающего мира.

26

Как разные животные готовятся к зиме

1

Комби-

нирован-

ный

Подготовка животных к зиме

Знать, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет;

Устный опрос.

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения.

27

Невидимые нити в осеннем лесу.

1

Комби-

нирован-

ный

Взаимосвязи между растениями и животными в осеннем лесу;

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу;

Беседа по вопросам.

Обосновывать высказанное суждение.

28

Осенний труд

1

Комби-

нирован-

ный

Виды работ, выполняемых осенью по отношению к культурным растениям и домашним животным

Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью по отношению к культурным растениям и домашним животным

Устный опрос.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам

29

Будь здоров!

1

Урок-игра

Правила здорового образа жизни в осенний период;

знать и уметь  объяснить товарищу правила 2-3 народных игр, подходящих для осени

Беседа по вопросам.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам

30

Охрана природы осенью

1

Комби-

нирован-

ный

Правила сбора грибов, ягод, орехов;
нормы поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору;

Знать правила охраны природы осенью

Сам.раб.

Наблюдать объекты и явления окружающего мира.

31

Резервный урок

1

32

Зима

 (13 ч.)

Зимние месяцы

1

Комби-

нирован-

ный

Признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев;
представление о жизни художников и о главной теме их художественного творчества;

Уметь соотносить признаки зимы в природе и в жизни людей со значением старинных названий зимних месяцев

Беседа по вопросам.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам

33

Зима – время науки и сказок

1

Урок-игра

Зимние народные приметы на погоду;
как учились дети в старину

Знать несколько зимних народных примет на погоду;

Беседа по вопросам.

Наблюдать объекты и явления окружающего мира.

34

Зима в неживой природе

1

Урок-экскурсия

Зимние природные явления: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепель, гололед;
понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем;

Знать даты зимнего солнцестояния (22.12) и зимнего солнцеворота (25.12);

Устный опрос.

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами, явлениями.

35

Звездное небо зимой

1

Комби-

нирован-

ный

Представление о созвездиях Малой Медведицы и Ориона, о Полярной звезде и звезде Сириус;

Уметь находить на звездном небе зимой ковши Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;

Беседа по вопросам.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

36

Зима в мире растений

1

Комби-

нирован-

ный

Способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам;
зимние погодные явления и состояние природы зимой;

Уметь распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим специфическим признакам, используя атлас-определитель;

Беседа по вопросам.

Обосновывать высказанное суждение.

37

Зимние праздники.

Правила безопасного перехода улиц и дорог.

1

Урок-игра

Представление о происхождении и особенностях зимнего новогоднего праздника;
существование двух типов календаря – гражданского и православного

Знать особенности народных обычаев Рождественского праздника в странах Запада и России.

Правила безопасного перехода улиц и дорог.

Устный опрос.

Наблюдать объекты и явления окружающего мира.

38

Растения в домашней аптечке

1

Комби-

нирован-

ный

Лекарственные растения, какие части их используют для лечения;
правила сбора, хранения и использования лекарственных растений;

Уметь называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;

Беседа по вопросам.

Обосновывать высказанное суждение.

39

Зимняя жизнь птиц и зверей

1

Комби-

нирован-

ный

зимний образ жизни зверей, не впадающих в спячку,  способы их приспособления к зимним условиям;
образ жизни и питания зимующих птиц;

Знать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку, о способах их приспособления к зимним условиям;

Беседа по вопросам.

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки

я

40

Невидимые нити в зимнем лесу

1

Комби-

нирован-

ный

Взаимосвязи между растениями и животными в зимнем лесу;
примеры невидимых нитей в зимнем лесу

Знать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу;
Уметь

приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу

Беседа по вопросам.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

41

В феврале зима с весной встречается впервой

1

Комби-

нирован-

ный

Первая встреча весны;
характеристика зимних праздников и традиции проводов зимы в культуре народов своего края

Знать, когда в народе отмечали первую встречу весны

Устный опрос.

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки

42

Зимний труд

1

Комби-

нирован-

ный

 Представление о том, как в современной жизни зимой люди заботятся о сохранности урожая, растениях, животных и родном доме, как поддерживают порядок на улицах городов и сел;

Знать особенности ухода зимой за растениями и животными;

Беседа по вопросам.

Наблюдать объекты и явления окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами, явлениями.

43

Будь здоров!

Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках.

1

Комби-

нирован-

ный

Правила здорового образа жизни в зимний период;

Дорожные знаки

Знать и соблюдать правила здорового образа жизни в зимний период;

Правила поведения на улице.

Устный опрос.

Обосновывать высказанное суждение.

44

Охрана природы зимой.

1

Комби-

нирован-

ный

Особенности жизни зимой 2-3 диких животных;
правила охраны природы во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу

Знать особенности жизни зимой 2-3 диких животных;
знать и соблюдать правила охраны природы

Беседа по вопросам.

Наблюдать объекты и явления окружающего мира.

ф

45

Весна и лето (15 часов)

Весенние месяцы

1

Комби-

нирован-

ный

Признаки весенних явлений природы и особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев;

Уметь находить признаки весенних явлений природы и особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев;

Устный опрос.

Работать с учебными, художествен-ными и научно-популярными текстами.

46

.

Весна в неживой природе

1

Комби-

нирован-

ный

Весенние изменения в природе;
причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе;

 Уметь перечислять причины потеплений весной;
называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления  

Беседа по вопросам.

Обосновывать высказанное суждение.

47

Весна – утро года

1

Урок-игра

Народные традиции встречи весны;
представление о старинном русском обычае трехкратной встречи весны и празднике Нового года у нанайцев в период весеннего равноденствия, о других праздниках по старинным календарям народов своего края;

Знать по материалам учебника некоторые народные традиции встречи весны;

Беседа по вопросам.

Работать с учебными, художествен-ными и научно-популярными текстами.

48

Звездное небо весной

1

Комби-

нирован-

ный

Положение  созвездий Малой Медведицы и Большой Медведицы весной;
созвездия Кассиопея и Льва на звездном небе;

другие созвездия и их главные звезды;

Уметь определять положение  созвездий Малой Медведицы и Большой Медведицы весной;

Фронталь-ный опрос

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения.

49

Весеннее пробуждение растений

1

Комби-

нирован-

ный

Причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми;
разнообразие раннецветущих растений;
условия, необходимые для их цветения;

Знать

причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми;

Фронталь-ный опрос

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.

50

Чудесные цветники весной.

Правила перехода перекрестка

1

Комби-

нирован-

ный

Названия культурных растений весенних цветников;
легенды, связанные с этими цветами;
растения цветника.

Перекресток.

Знать названия культурных растений весенних цветников;
знать легенды, связанные с этими цветами;

Правила перехода перекрестка.

Фронталь-ный опрос

Работать с учебными, художествен-ными и научно-популярными текстами.

51

Весна в мире насекомых.

1

Комби-

нирован-

ный

Весеннее пробуждение насекомых, их красота;
изменения в жизни насекомых весной

Знать отличительные признаки насекомых и деление их на группы; названия насекомых родного края.

Индивиду-альный опрос.

Обосновывать высказанное суждение.

52

Весна в мире птиц и зверей

1

Комби-

нирован-

ный

Весенние изменения в жизни птиц и зверей;
представление о гнездовых и выводковых птенцах;
последовательность возвращения перелетных птиц из теплых краев;

Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей;

Беседа

Наблюдать объекты и явления окружающего мира.

53

Невидимые нити в весеннем лесу

1

Комби-

нирован-

ный

 Взаимосвязи между растениями и животными в весеннем лесу;

Уметь приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу;
выявлять связи в весеннем лесу;

Фронталь-ный опрос

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.

м

54

Весенний труд

1

Урок-экскурсия

Представление о видах старинной женской и мужской работы весной;

Уметь различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину;

Беседа

Наблюдать объекты и явления окружающего мира.

55

Старинные весенние

праздники

1

Урок-игра

Характеристика весенних праздников в культуре народов России, в том числе своего края

Уметь выразительно произносить народные благопожелания в Вербное воскресенье и на Пасхальной неделе;

Беседа

Обосновывать высказанное суждение.

56

Будь здоров!

1

Комби-

нирован-

ный

Правила здорового образа жизни в весенний период;
правила 2-3 народных игр, подходящих для зимы

Знать и соблюдать правила здорового образа жизни в весенний период;

Индивиду-альный опрос. Игра.

Сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения.

57

Охрана природы весной

1

Комби-

нирован-

ный

Правила охраны чистоты во время прогулки в весеннем парке, сквере, лесу – не оставлять после себя мусор;
страницы Красной книги;
зправила охраны природы весной;

Знать и соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в весеннем парке, сквере, лесу.

Фронталь-ный опрос.

Обосновывать высказанное суждение

58

Резервный урок

1

.

59

Лето красное

Мы - пассажиры

1

Комби-

нирован-

ный

Признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев;

Правила поведения в транспорте

Уметь наблюдать за погодой летом; фиксировать результаты наблюдений в таблицах;

Соблюдать правила поведения в транспорте

Фронталь-ный опрос.

Наблюдать объекты и явления окружающего мира.

60

Летние праздники и труд

1

Комби-

нирован-

ный

 Представление о летних видах земледельческого труда в его старинных и современных формах;

Уметь наблюдать изменения в природе и рассказывать о них;

Индивиду-альный опрос.

Обосновывать высказанное суждение.

а

61

Игра – занятие «В мире птиц и зверей»

1

Урок-игра

Обобщение знаний учащихся о жизни зверей и птиц нашего края в разные времена года

Знать о жизни зверей и птиц нашего края в разные времена года

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

62

Заочная экскурсия «Заповедные места Тамбовской области»

1

Урок-экскурсия

Заповедные места Тамбовской области

Знать заповедные места Тамбовской области

Беседа

Искать (проверять) необходимую информацию в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.

63

Конкурс презентаций «Заповедники нашего края»

1

Комби-

нирован-

ный

Заповедные места Тамбовской области

Знать заповедные места Тамбовской области;

Уметь рассказать о них

Индивиду-альный опрос.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

64

КВН «Умники и умницы»

1

Урок-игра

Систематизация знаний по изученному материалу за год

Уметь работать с различными источниками информации.

Работа в группе

Обосновывать высказанное суждение.

65

Я – пешеход и пассажир

1

экскурсия

Правила поведения пешехода и пассажира

Знать

и соблюдать правила безопасного поведения на улице

65

Обобщающий урок

1

Обобще-

ние

Систематизация знаний по изученному материалу за год

Уметь работать с различными источниками информации.

Индивиду-альный опрос.

Обосновывать высказанное суждение.

67-68

Резервные уроки

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для учащихся  третьего класса  Гридинской основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стан...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", "Школа России", учебник А.А. Плешаков "Окружающий мир" - 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общег...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" (учебник А. А. Плешакова, программа "Школа России")

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" составлена в соответствии с ФГОС и отражает содержание учебника А. А. Плешакова. Окружающий мир. - М. : Просвещение, 2019....