Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по программе Плешакова А.А. «Школа России». Тема: «Дикие и домашние животные».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Карпова Марина Александровна

Пояснительная записка к уроку окружающий мир по теме: «Дикие и домашние животные»

 

Учебные пособия:

Плешаков А.А. Учебник для 2-го класса, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2011

Цель урока: расширить представления детей о диких и домашних животных.

Задачи урока:

1.Предметные УУД:

- учить различать диких и домашних животных;

-учить работать с учебником.

2.Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- учить понимать заданный вопрос ,в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-учить анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков;

-учить проводить сравнение изученных объектов.

Регулятивные УУД:

-формировать умение формулировать и сохранять учебную задачу соответствующую этапу урока;

-учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результаты своих действий;

-учить осуществлять контроль результатов под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение работать в паре и группе;

-учить договариваться, приходить к общему мнению.

3.Личностные УУД:

-формировать положительное отношение к процессу обучения;

-формировать интерес к учебному процессу;

- формирование адекватной самооценки;

-воспитывать любовь к природе, доброе и гуманное отношение к животным.

 

Представлен урок изучение нового материала с использованием современных технических средств обучений, которые позволяют поддерживать интерес учащихся к тебе в течении всего урока, помогают более эффективному выделению существенных признаков предмета. Дополняют работу с материалами практического характера.

В ходе урока использованы инновационные технологии: создание проблемной ситуации, развитие критического мышления, игровые технологии, технология педагогической поддержки. Индивидуальное выступление призваны повысить интерес учащихся класса к изучаемому материалу.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_estestvoznaniyu_vo_2_klasse.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по программе Плешакова А.А. «Школа России».

Тема: «Дикие и домашние животные».

Цель урока: расширить представления детей о диких и домашних животных.

Задачи урока:

1.Предметные УУД:

- учить различать диких и домашних животных;

-учить работать с учебником.

2.Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- учить понимать заданный вопрос ,в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-учить анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков;

-учить проводить сравнение изученных объектов.

Регулятивные УУД:

-формировать умение формулировать и сохранять учебную задачу соответствующую этапу урока;

-учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результаты своих действий;

-учить осуществлять контроль результатов под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение работать в паре и группе;

-учить договариваться, приходить к общему мнению.

3.Личностные УУД:

-формировать положительное отношение к процессу обучения;

-формировать интерес к учебному процессу;

- формирование адекватной самооценки;

-воспитывать любовь к природе, доброе и гуманное отношение к животным.

Оборудование:

У учителя:

1) магнитофон, кассета с записью музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»;

2)Мультимедиа проектор, слайды.

3)учебник.

4)Рассказы детей.

Ход урока:

1) Орг.момент

Проверить готовность к уроку.

2) Актуализация знаний.

Учитель: - Кто такие животные?

                  - На какие 2 большие группы подразделяется понятие «животные»?

 3)Самоопределение к деятельности.

Учитель. Сегодня у нас не обычный урок, а заседание клуба знатоков природы. Я буду ведущим на нашем заседании. Ваша задача проявить себя и получить заслуженную награду.

(жетоны??????)

Учитель. Посмотрите на экран:

(Слайд 1 “Дикие и домашние животные”. Появляется кадр, где изображены вразнобой три диких и три домашних животных).

Медведь, лиса, сова – кошка, корова, курица

- Как сказать одним словом, кто это?

Ученики. Животные.

Учитель. На какие группы можно распределить?

Ученики. Дикие и домашние животные. (тема на доске и на слайде 2).

Учитель. Какие из них дикие?

Ученики. Медведь, лиса, сова.

Учитель. Какие из них домашние?

Ученики. Кошка, корова, курица.

(Слад 2  Животные распределены на две группы, надпись дикие и домашние животные).

Учитель. Ребята, попробуйте определить тему нашего урока. Продолжите фразу:

  • Думаю, что на уроке я узнаю…

Ученики. Думаю, что на уроке я узнаю о жизни диких и домашних животных.

Учитель. А я думаю, что на уроке мы узнаем много нового и интересного.

(тема на доске и на слайде 3).

3) Изучение нового материала.

Учитель. Назовите ещё представителей диких животных (дети перечисляют, обратить внимание, что животные – это не только звери, но и птицы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы).

Учитель. По каким признакам вы определили, что это дикие животные?

Ученики. Живут в лесах, водоемах. •Сами заботятся о потомстве. •Сами добывают еду. •Сами строят жильё.

Учитель. Большинство современных людей живут далеко от мира диких животных, и редкие встречи с ними не дают нам возможности серьёзно задуматься над всей сложностью и многообразием их жизни. Именно сегодня, когда диких животных на Земле становится все меньше, а некоторые виды либо исчезли, либо стали редкими, мы должны знать о них больше.
Проблема охраны животных становится все более неотложной. В то же время, на значительное число диких животных ведется охота.
Что знаем мы о диких животных нашего края? Назовите  представителей.

(рысь, лиса, волк, заяц, белка, ёж, различные насекомые, лягушки, совы, воробьи, вороны, галки, голуби, корюшка, плотва, караси, лососевые)

Чтобы сохранить редкие виды животных человек создаёт специальные заповедники и заказники. Например, в Токсово – зубровник, Свирский на реке Свири для разведения ценных пород рыб.

(Слайд 4 представители нашей фауны)

Учитель. Подведем итог. Назовите отличительные черты диких животных.

Дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством.

(написать на доске или как слайд)

Учитель. А откуда появились домашние животные?

Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки.

(Показ слайда 5 волк – собака).

Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.

Назовите домашних животных, отгадывая загадки.

1)  Спереди – пятачок, сзади – крючок,
Посредине – спинка, а на ней щетинка. (Свинья)

Учитель. От какого животного произошла свинья? (кабан)

По своим нравам, по характеру, по неразборчивости в пище домашние свиньи очень похожи на диких. У них слабое зрение, но острый слух и чуткое обоняние. Свиньи прекрасно ориентируются на незнакомой местности. Раньше рыбаки использовали эту способность свиньи. Ее брали с собой в лодку и в туманную погоду отпускали за борт. Свинья безошибочно плыла к берегу, а рыбаки за ней. Свиней тренируют находить наркотики, а также редкий ценный гриб – трюфель, который растёт под землей.

(Показ слайда 6)

- Что даёт свинья человеку? (мясо, сало, кожу)

- Как называют детёнышей свиньи? (поросята)

 2)Посреди двора стоит сена копна. Спереди вилы, сзади метла. (корова)

Учитель.

А знаете ли вы, ребята, что предком наших коров был – дикий тур. (слайд 7)

Уже 10 тысяч лет назад люди стали приводить и держать в загонах молодых турят. Понятно, что с взрослым животным им было, не справится. Видите, какие рога у тура. Он очень сильный. Даже с молодыми турятами было очень трудно.
Одни убегали обратно в леса, другие становились такими свирепыми. Оставляли только самых смирных. От них и пошли первые домашние коровы.
Около пятисот миллионов коров-потомков туров живёт сейчас у человека. И дают они не только вкусное и полезное молоко. Из молока люди получают масло, сыр, творог и другие молочные продукты.

3) По горам, по долам ходит шуба, да кафтан. (Овца)

Учитель. Овечка сейчас, пожалуй, самое робкое животное на свете. Она боится грома и молнии. Она страшится даже лая собак. И трудно поверить, что когда-то овца была сильным и гордым животным, умевшим постоять за себя и своих детенышей. Дикие прапрабабушки и прапрадедушки наших овечек и сейчас живут высоко в горах, а зовут их муфлоны.

( слайд 8)

Прошло уже 6 тысяч лет с той поры, когда наш древний предок подобрал беспомощных ягнят, отставших от матери - дикой овцы.
Выкормил их, сделал домашними. Постепенно стадо овечек росло. Овцы так привыкли к человеку, к его заботам, что без присмотра просто погибли бы от голода, холода и от злых хищников.
Но и овца приносит человеку много пользы. Мы ходим в одежде, сотканной из овечьей шерсти, носим валенки и тулупы. Овцы дают молоко, из него готовят знаменитые овечьи сыры и брынзу. А какое вкусное мясо – баранина. Вы видите, ребята, как много пользы приносит нам робкая овечка.

- А детёнышей овцы как называют, кто запомнил? (Ягнята.)

Показ слайдов: дикое – домашнее

- Почему так называют: домашние животные? (Живут с человеком)

- Что вы можете сказать  о домашних животных? Посмотрите на свойства, по которым мы выделили диких животных, и попробуйте выделить свойства домашних животных.

Домашние животные. •Живут с человеком. •Человек строит жилье. •Кормит его. •Ухаживает за ним. •Заботится о потомстве. •Выводит новые породы.

(написать на доске или как слайд)

Учитель. Откройте учебник на стр.67.

Что человек получает от домашних животных? Расскажите по картинке.

4) Физ.минутка.

Можно провести так:

Учитель называет домашнее животное – дети делают наклоны влево-вправо,

учитель называет дикое животное – присесть-встать.

Лев, гусь, лось, собака, ласточка, мышь (правильны оба ответа).

5) Закрепление.

Учитель. Немного отдохнули, продолжаем заседание.

- Откройте учебник стр.66. Прочитайте.

(читает один ученик)

- Рассмотрите рисунки. Назовите изображённых животных.

- Ребята подготовили интересные рассказы о некоторых из этих животных.

(если темп хороший, можно послушать трёх учеников).

- По ходу рассказа я буду показывать слайды.

Первый рассказ о бобре.

Бобр (или бобёр) — это большой грызун и, как у всех других грызунов, у бобра есть четыре передних зуба-резца. Именно этими зубами он и пилит стволы и ветви деревьев, которые использует в пищу и для строительства плотин. Таким образом, бобр живет в основном на древесине, питаясь стволами, ветками, молодыми побегами, корнями водяных растений.

А зачем бобры строят плотины? Дело в том, что бобр живет в воде и зимой ведет активный образ жизни. Для этого бобру нужна запруда, достаточно глубокая, чтобы она не промерзала зимой до самого дна. Вот для того, чтобы увеличить глубину речки или пруда, где он живет, бобр и строит плотину, поднимающую уровень воды.

Бобры кладут на дно реки ивовые прутья, ветки черной ольхи или какие-нибудь другие сучья, которые придавливает тиной и камнями. Ветку толщиной в 2 см бобр перерезает в два укуса.

 Бобры едят лишь внутренний слой коры деревьев.

В высоту плотина обычно достигает не более 2 метров, но зато она может быть очень длинной!

Дом бобра называется хаткой. Он может располагаться на берегу реки или в мелкой части запруды. Пол хатки находится выше уровня воды и устлан водорослями или щепками. Входы в хатку находятся под водой. В конце лета или осенью бобр запасает еду на зиму. Бревна, ветви и кусты срезаются и складываются неподалеку от хатки. Эти склады иногда оказываются больше 1 м в высоту и насчитывают сотни ветвей и молодых деревьев.

Человек использует мех бобров. Водоплавающие птицы охотно пользуются бобровыми запрудами.

Вот такие удивительные животные.

Второй рассказ о голубях.

Голубь сизый. Голубя знает каждый.

Голубь много ходит по земле, изредка присаживается на деревья, летает быстро и маневренно. Самцы воркуют, кружась перед самками с распущенными хвостами, целуются клювами, взлетают, описывая круги, планируют на поднятых крыльях.

Питаются голуби семенами бобовых и злаковых, прилетают на помойки и свалки, к кормушкам. В городах они почти ручные, берут корм у человека из рук.

Один из наиболее интересных видов — это почтарь, или почтовый голубь. Если отпустить его на волю, то его инстинкт всегда приведет его в родную голубятню. Это позволяет использовать его в качестве почтальона для передачи различных сообщений, и человек давно использует эту особенность птицы.

Голубь считается птицей несущей мир. Появилась традиция выпускать голубей в небо. Это символ мира, радости, свободы, счастья.

Также на фотографиях изображены голуби декоративные, мясной. Люди строят специальные голубятни, чтобы разводить птиц, кормят и ухаживают за ними.

Третий рассказ о пчёлах.

Медоно́сная пчела́ (лат. Apis mellifera) — вид общественных пчёл семейства Apidae, подсемейства Apinae.

Медоносные пчелы - одно из самых удивительных чудес природы.

С древних времен люди разводят медоносных пчел для получения продуктов пчеловодства: воска, мёда, яда, прополиса, перги,  которые служат ценным сырьем для изготовления различных лекарственных препаратов.  

Воск и прополис широко используют и во многих отраслях промышленности.

Пчелиное гнездо - это своеобразный цех по приготовлению ценнейших продуктов.

С развитием сельского хозяйства росла роль пчёл как естественных опылителей растений (в том числе распространилось опыление культур пчёлами в теплицах).

Наука об ископаемых – палеонтология утверждает, что пчелы в таком виде, как они представлены теперь, появились 40 миллионов лет назад.

Интересные факты из жизни пчел:

1)пчелы - чемпионы по обонянию; они воспринимают и различают запахи в 1000 раз сильнее человека, чувствуют аромат цветов более чем за 1 км;

2)чтобы приготовить 100 граммов меда, пчела иногда пролетает 46 тысяч километров, это тоже самое, что облететь весь земной шар по экватору; рабочая пчела успевает опылить за день до

7 000 цветков;

3)По шероховатой поверхности пчела способна тащить груз, превышающий в 320 раз вес ее тела (лошадь везет груз, равный весу ее собственного тела).

- К домашним животным относят еще и других животных. Каких, кто знает?

Ученики. Верблюд, слон, обезьяны, черепахи, хомяки, мыши, крысы, аквариумные рыбки, птицы, т.е. животные, которых человек приручил, заботится, ухаживает за ними, кормит.

Учитель. Есть специальные питомники для диких животных, где их лечат, выращивают, а потом выпускают обратно. Правда, некоторые уже не могут жить без человеческой заботы и остаются там навсегда.

- Где можно увидеть в нашем городе диких животных?

Ученики. В зоопарке, в цирке.

Учитель. Для каких домашних животных человек строит специальное жильё? Как оно называется?

Ученики. Для лошадей – конюшни, для свиней – свинарник, для коров – хлев, для овец – овчарня. (с помощью учителя)

Учитель. Человек постоянно заботится о домашних животных, кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для них заготавливают корм, строят на зиму утепленные жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши. Знаете ли вы, какие у кого детеныши?

Показ слайдов. (в зависимости от количества времени, выбирается количество слайдов)

Котёнок, телёнок, жеребёнок,  щенок, цыплёнок, ягнёнок, поросёнок

Зайчонок, медвежонок, тигрёнок, обезьянка, телёнок, белёк, поросёнок

6)Подведение итогов. Дом.задание.

- А запомнили ли вы, чем отличаются дикие животные от домашних?

- Найдите ошибки. Появляется слайд с признаками диких и домашних животных. Все признаки перепутаны. Дети находят ошибки.

   Дикие животные                           Домашние животные

Живут в лесах, водоемах. Живут с человеком. Человек строит им жильё. Сами заботятся о себе. Сами добывают пищу. Сами заботятся о потомстве. Человек выводит новые породы. Человек ухаживает за ними. Сами строят себе жильё. Человек кормит их. Человек заботится о потомстве

Учитель. Как вы думаете, кому из животных живется труднее: диким или домашним?

- Ребята, а домашнее задание будет следующее:

Написать по плану о своём дом.животном рассказ. Оформить фотографиями.

1)Какие домашние животные живут у вас дома?

2)Кто ухаживает за ними?

3) Как вы ухаживаете за ними?

4)Какие забавные истории с ними произошли? Описать одну историю.

Те, у кого нет дома животных,  выполняют задания в Р.т. стр.26-27.

7) Рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

Продолжите фразу.

  • На уроке я узнал (а) …
  • Мне было интересно…

Пояснительная записка к уроку окружающий мир по теме: «Дикие и домашние животные»

Учебные пособия:

Плешаков А.А. Учебник для 2-го класса, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2011

Цель урока: расширить представления детей о диких и домашних животных.

              Задачи урока:

                  1.Предметные УУД:

                               - учить различать диких и домашних животных;

                               -учить работать с учебником.

                  2.Метапредметные УУД:

                    Познавательные УУД:

                               - учить понимать заданный вопрос ,в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

                               -учить анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков;

                               -учить проводить сравнение изученных объектов.

                   Регулятивные УУД:

                             -формировать умение формулировать и сохранять учебную задачу соответствующую этапу урока;

                            -учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результаты своих действий;

                            -учить осуществлять контроль результатов под руководством учителя.

                  Коммуникативные УУД:

                            -формировать умение работать в паре и группе;

                            -учить договариваться, приходить к общему мнению.

                  3.Личностные УУД:

                           -формировать положительное отношение к процессу обучения;

                           -формировать интерес к учебному процессу;

                          - формирование адекватной самооценки;

                          -воспитывать любовь к природе, доброе и гуманное отношение к животным.

               Представлен урок изучение нового материала с использованием современных технических средств           обучений, которые позволяют поддерживать интерес учащихся к тебе в течении всего урока, помогают более эффективному выделению существенных признаков предмета. Дополняют работу с материалами практического характера.

               В ходе урока использованы инновационные технологии: создание проблемной ситуации, развитие критического мышления, игровые технологии, технология педагогической поддержки. Индивидуальное выступление призваны повысить интерес учащихся класса к изучаемому материалу.

Дикие животные.

Живут в лесах, водоемах.

•Сами заботятся о потомстве.

•Сами добывают еду.

•Сами строят жильё.

Домашние животные.

Живут с человеком.

•Человек строит жилье.

•Кормит их.

•Ухаживает за ними. •Заботится о потомстве.

•Выводит новые породы.

Написать по плану о своём дом.животном рассказ. Оформить фотографиями.

1)Какие домашние животные живут у вас дома?

2)Кто ухаживает за ними?

3) Как вы ухаживаете за ними?

4)Какие забавные истории с ними произошли? Описать одну историю.

Те, у кого нет дома животных,  выполняют задания в Р.т. стр.26-27

Написать по плану о своём дом.животном рассказ. Оформить фотографиями.

1)Какие домашние животные живут у вас дома?

2)Кто ухаживает за ними?

3) Как вы ухаживаете за ними?

4)Какие забавные истории с ними произошли? Описать одну историю.

Те, у кого нет дома животных,  выполняют задания в Р.т. стр.26-27

Написать по плану о своём дом.животном рассказ. Оформить фотографиями.

1)Какие домашние животные живут у вас дома?

2)Кто ухаживает за ними?

3) Как вы ухаживаете за ними?

4)Какие забавные истории с ними произошли? Описать одну историю.

Те, у кого нет дома животных,  выполняют задания в Р.т. стр.26-27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по программе "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"

Данный урок разработан по программе 3 класса "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по программе А.Плешакова.

В основе проектно – технологического подхода лежит использование дидактической многомерной технологии, что является новым и перспективным направлением в педагогической науке и практике....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Дикие и домашние животные".

Разработка урока по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России" . Тема: "Дикие и домашние животные".Урок-исследования....

Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне (учебное занятие)" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе.Планируемые результаты:Предметные:Знать характерные признаки весны в живой и неживой природе;Знать предме...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Отечественная война 1812 года»(УМК Школа России)

Цель деятельности учителя: формирование представлении учащихся об историческом периоде Отечественной войны 1812 года.Планируемые  результатыПредметные:знать и называть участников, героев войны;зн...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс. "В гости к весне" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о признаках весны в живой и неживой природе; формирование представления о связи изучаемых предметов с жизнью.Планируемые результатыПредметные: Знать посл...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс программа «Школа России» Тема: «Дикие и домашние животные».

Тип урока: изучение нового.Цель урока: сформировать первоначальные знания о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека....