Конспект урока по окружающему миру 3 класс по программе А.Плешакова.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Кочеткова Наталья Сергеевна

В основе проектно – технологического подхода лежит использование дидактической многомерной технологии, что является новым и перспективным направлением в педагогической науке и практике.

    Основное  внимание уделяется проектированию дидактических многомерных инструментов – логико – смысловых моделей, которые дополняют различные методики обучения и выполняют функции моделей.

    Многомерная словесная наглядность в виде  ЛСМ проектируется следующим образом:

- тема, которая представляется моделью, разделяется на круг основных вопросов – координат модели;

- определяется расстановка координат путем их ранжирования (К1 – К8);

- выявляются узловые элементы содержания – опорные узлы ЛСМ в каждом вопросе;

 - определяется расстановка опорных узлов на координатах по какому – либо основанию;

 - - выполняется свертывание названий координат и опорных узлов до одного – двух ключевых слов (как исключение допускается использование аббревиатур);

 - выявляются наиболее важные смысловые связи между опорными узлами, что является важнейшей процедурой  анализа в учебном процессе, и обозначаются пунктирами или межузловыми матрицами;

 - проверяется структура модели на необходимость перерасположения координат и узлов, на наличие избыточных узлов, которые оказываются изолированными, не связанными с другими узлами; на наличие

недостающих узлов.

     При построении ЛСМ создается семантически связная система, в которой ключевые слова – «кванты» информации приобретают свойство «смысловой валентности» или способности к смысловому связыванию одних «квантов» информации с другими. Данное важное свойство позволяет получить сложные и одновременно устойчивые семантические структуры памяти, оно облегчает также добавление недостающих элементов или исключение избыточных элементов при проектировании ЛСМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr._mira.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

            Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе

ТЕМА: Полезные ископаемые.

ЦЕЛИ: 1.Сформировать понятие «полезные ископаемые»,познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождением полезных ископаемых в Республике Башкортостан и в нашем крае.

              2. Развивать мышление, наблюдательность, речь, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно; формировать умение учебного сотрудничества; развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.

              3. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

ОБОРУДОВАНИЕ: образцы из коллекции полезных ископаемых для начальной школы ( каменный уголь, известняк, глина, песок, гранит, нефть,  железная руда, кварц, слюда, полевой шпат), компьютер, проектор, экран, презентация «Полезные ископаемые», карта РБ, атласы  РБ.

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент: приветствие класса, создание рабочей атмосферы.

2.Актуализация знаний:

- Ребята, мы с вами люди, т.е. человек-часть природы, которую он должен беречь и любить. Для того, чтобы мы с вами жили, природа делится с нами своими богатствами.

- А какие природные богатства вы знаете ( то, без чего мы с вами не проживем): воздух, вода, почва, растения, животные, полезные ископаемые ).

3. Постановка проблемы:

- Ребята, мы не назвали еще одно очень важное природное богатство. Послушайте несколько загадок и постарайтесь определить, в какую группу природных богатств можно объединить отгадки?

    * Этот мастер белый-белый в школе не лежит без дела:

      Пробегает по доске, оставляет белый след. ( МЕЛ )

   Покрывают им дороги, улицы в селении,

   А еще он есть в цементе, сам он – удобрение. ( ИЗВЕСТНЯК )

  • Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. ( ПЕСОК )

   

           На кухне у мамы помощник отличный.

      Он синим цветком расцветает из спички. ( ГАЗ )

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. ( ГРАНИТ )

Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл.

Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? ( НЕФТЬ )

Она варилась долго в доменной печи,

На славу получились ножницы, ключи… ( РУДА )

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. ( ГЛИНА )

Он черный, блестящий, людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло. От него кругом светло.

Помогает плавить стали, делать краси и эмали. ( УГОЛЬ ).

4. Сообщение темы урока.

- В какую же группу природных богатств можно объединить? (полезные ископаемые)  

- Тема сегодняшнего занятия – «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ». (вешаю  в центр модели тему урока)

5. Изучение нового.

- Давайте, ребята, разберемся, что же такое «полезное ископаемое»? ( природное богатство: горные породы, минералы, которые человек использует в хозяйстве)  СЛАЙД 2

- Почему их назвали полезными? (приносят пользу)

- Почему ископаемыми? ( ищут и копают)

     - Как называются места, где залегают ПИ? (месторождения)

- Люди какой профессии изучают ПИ и отыскивают месторождения? (геологи)

К1: природные богатства – геологи – месторождения – минералы – горные породы.

6. Практическая работа ( работа в группах)

- учащиеся объединяются в группы по 4 человека, получают полезное ископаемое, план его исследования, атлас РБ, работают 2минуты. Затем представитель группы выступает с отчетом по плану, показывает ПИ, называет его условное обозначение на карте, смотрит, есть ли это ПИ в РБ. Учитель заполняет координаты 2-7, показывая слайды. Учитель дополняет сообщения учащихся сведениями об использовании в хозяйстве, о способе добычи, показывает на карте РБ месторождения данного ПИ.

План : 1.состояние

             2.плотность

             3.цвет

             4.горючесть

             5.условное обозначение на карте РБ

             6.использование.

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА  

К2:  Твердая – плотная – темно-коричневого цвета – плавкая.

Мелкие кусочки ее притягиваются к магниту, тяжелее гранита, очень прочная, состоит из мелких зерен, плотно соединенных между собой.

К железным рудам относятся красный (красный, 70% железа) железняк, магнитный (черный, 73% железа) и бурый (бурый, желтый черный, 60% железа). Тяжелее воды. Из ЖР выплавляют чугун, сталь, железо. А из них предметы быта. В некоторых местах ЖР залегает неглубоко, в таких месторождениях ее добывают открытым способом. Сначала пласт взрывают, а потом в образовавшемся карьере огромные экскаваторы черпают руду и грузят ее в машины или железнодорожные вагоны. В других местах руда залегает глубоко, тогда для ее добычи роют глубокие шахты. На карте месторождения ЖР обозначают черным треугольником.

НЕФТЬ

К3: Жидкая – темная – горючая – топливное.

С резким запахом, легче воды, залегает на глубине 2км. Люди знали о ее существовании еще в древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала темная маслянистая жидкость с острым запахом. У нее было замечательное свойство – она прекрасно горела. Нефтью стали заправлять светильники, пропитывали ею пакли огненных стрел. Из нее готовили мази от различных заболеваний. В середине 19 века (150лет) из нее выделили керосин, его стали применять для освещения. А бензин, который получали попутно, спускали в море: его считали бесполезным. Теперь же нефть нужна автомобилям, тепловозам, тракторам, заводам. Их двигатели, печки и топки работают  на бензине, керосине, мазуте, получаемого из нефти. На химических заводах из нее производят пластмассы, краски, лекарства, духи, взрывчатые вещества, машинное масло, растворители, синтетические ткани. Чаще всего нефть залегает  очень глубоко. Чтобы ее добыть,  приходится бурить скважины глубиной в несколько километров. В своих подземных месторождениях она находится под огромным давлением сопутствующих ей газов.  Поэтому, когда скважина пробурена, нефть сама устремляется вверх. Из скважины ее по трубам направляют в хранилища. А затем заливают в железнодорожные цистерны, перевозят через океаны  и моря в огромных нефтеналивных судах – танкерах. Но лучше всего перекачивать нефть по нефтепроводу. На карте – черным значком в виде вышек.

 ГРАНИТ

К4: твердый – плотный зернистый – серый красный – не горит – строительный.

Прочный тяжелый. Состоит из полевого шпата (серый, розовый, красный), кварца (дымчатые или серые зерна в граните), слюды (мелкие черные или белые пластинки, блестящие на солнце). Широко используется в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Хорошо шлифуется и полируется, поэтому его используют для облицовки стен зданий. Добывают в горах.

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

К5: твердый – плотный – черный – горит – топливный.

Твердый, растительного происхождения ( из остатков растений, существовавших миллионы лет назад), плотный, но хрупкий. Тонет в воде. В те времена, а точнее, несколько сот миллионов лет назад, в древних джунглях царил влажный и жаркий климат. Деревья росли, затем старели, подгнив, падали в болото, скапливаясь на дне.  Там на протяжении многих лет в условиях сильного увлажнения и недостаточного доступа кислорода древесина разлагалась. В результате этого процесса высвобождался газ, а на дне болот собиралась черная по цвету смесь. Со временем под давлением ила и песка, располагавшегося над этой смесью, из нее выжимались жидкие вещества, оставляя на дне камнеобразную массу. Она постепенно твердела и превращалась в уголь. Виды: антрацит (высококачественный). Начали добывать в Китае и Греции более тысячи лет назад. Залегает в земле пластами. Для его добычи строят шахты. Роют глубокие колодцы – стволы шахт. В них  устанавливают подъемные машины. От ствола шахты по напрвлению пласта роют подземные коридоры. По ним прокладывают рельсы. Добытый КУ  перевозят в особых вагонетках до ствола шахты. Здесь подъемные машины поднимают уголь на поверхность земли, где его грузят в вагоны и  отправляют туда, где он нужен. Есть места, где его добывают открытым способом. Сначала снимают верхний почвенный слой, затем котлован углубляют до слоя угля. Уголь огромными экскаваторами поднимают вверх и грузят в машины или ЖД вагоны.  На карте изображают в виде черных квадратов. Используют как топливо, как сырье для химической промышленности.

 

ИЗВЕСТНЯК              

К6: твердый – плотный – белый серый – не горит – строительство.

Состоит из мелких частичек, скрепленных между собой, тяжелее воды.

Это полезное ископаемое образовалось на дне морей и океанов. В морях и океанах живут рыбы, крабы и морские улитки, поэтому за многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря. Их них со временем и образуется ПИ – известняк. Мел, которым ты пишешь, - это известняк. Вообще цвет его может быть различным – желтоватым, белым, серым, темным. Он легко вскипает при взаимодействии с уксусной кислотой. В строительстве его используют для производства извести, цемента, кладки фундамента, для архитектурных украшений.

ГЛИНА

К7:  твердая – рыхлая пластичная – белая, коричневая, желтая – не горит – строительство.

Непрозрачная, состоит из мельчайших частиц. Она образовалась при разрушении гор. Легко размокает в воде, образуя пластичное тесто, при высыхании сохраняет приданную ей форму. Она плохо пропускает воду, имеет запах сырости. Из обожженной глины изготавливают фарфор, гончарные изделия, кирпич. Керамические изделия – это изделия из обожженной глины.

ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

- Что же отметим на последней стрелочке? Какие способы добычи ПИ вы узнали?

К8:  открытый способ – карьеры – закрытый способ - шахты – шахтеры – скважины.

7. Рефлексия.

- Проделав такую сложную исследовательскую работу, мы получили модель «Полезные ископаемые», в которой четко представлены характеристики горных пород.

- все рассмотренные ПИ можно объединить в три группы: строительные (гранит, глина, известняк), рудные (железная руда, красный, бурый, магнитный железняк), топливные ( нефть, каменный уголь).

- какие ПИ к какой группе вы бы отнесли?

- чем богата наша РБ?  Наша промышленность добывает иперерабатывает нефть, газ, бурый уголь, поваренную соль, железные и медные руды, известняк, глину и т.д. Нефть–на Ишимбайском, Туймазинском, Шкаповском, Арланском месторождениях. Крупный содово-цементный комбинат находится в Стерлитамаке. Сырьем для него служат поваренная соль и известняк.

- чем богат наш край? На БМК выплавляют чугун, сталь. Сталь здесь же переделывают в проволоку, канаты, пружины.

8. Итог учебного занятия.

- что нового узнали на занятии?

- Могут ли они иссякнуть?

- спасибо за работу, интересно было с вами заниматься (Оценки и отметки группе или отдельным участникам группы).

 

   

ГОРНЫЕ

ПОРОДЫ

МИНЕРАЛЫ

ХОЗЯЙСТВО

ОТКРЫТЫЙ

ЗАКРЫТЫЙ

КАРЬЕРЫ

ШАХТЫ

СКВАЖИНЫ

ТЕМНАЯ

СТРОИТЕЛЬНЫЕ

ТОПЛИВНЫЕ

РУДНЫЕ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• Конспект урока по окружающему миру по программе А.А. Плешакова. Тема: "В царстве грибов"

Расширение знаний детей о грибах; знать их многообразие, значение; учить отличать съедобные грибы от несъедобных; воспитывать бережное отношение к ним; проводить не...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по программе А.А. Плешакова на тему:«Кто такие рыбы?»

На уроке формируются представления о подводном мире, ребята узнают об отличиях рыб от других представителей животного мира....

Конспект урока по окружающему миру по программе А.А. Плешакова "Грибы"

Знакомство детей с некоторыми видами грибов, строением и польза грибов, с правилами сбора грибов....

План конспект урока по окружающему миру по учебнику А.А. Плешакова в первом классе на тему "Что вокруг нас может быть опасным?" учителя начальных классов МБОУ "Хучельская ООШ" д. Хучель Канашского Района Чувашской Республики Григорьевой Ренаты Валерьевны.

Научить детей видить потенциальную опасность окружающих предметов и соблюдать осторожность при обращении  с ними. Закрепление знаний основных правил перехода улицы. Развитие понимание....

Конспект урока по "Окружающему миру" "В гости к весне" А.А.Плешакова 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне" А.А.Плешаков, 2 класс, УМК "Школа России" Цель урока Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по программе Плешакова А.А. «Школа России». Тема: «Дикие и домашние животные».

Пояснительная записка к уроку окружающий мир по теме: «Дикие и домашние животные» Учебные пособия:Плешаков А.А. Учебник для 2-го класса, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2011Цель урока:...