Конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Дикие и домашние животные".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Павлова Галина Николаевна

Разработка урока по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России" . Тема: "Дикие и домашние животные".Урок-исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_okr_mir_2_kl.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по окружающему миру 2 класс УМК «Школа России»        

Учитель: Павлова Г.Н.

Тема: Дикие и домашние животные

Программа обучения: «Школа России»

Раздел «Природа»(20ч.)

Тема предыдущего урока: «Дикорастущие и культурные растения»

Межпредметные связи: литературное чтение.

Цель урока: дать представление  о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные:
  • Дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различии;
  • Отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних;
  • Показать  значение домашних и диких животных в жизни человека
  • Метапредметные:
  • Регулятивные:
  • Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
  • Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
  • Познавательные
  • Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
  • Формировать умение представлять информацию в виде  таблицы, схемы.
  • Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать, на основе анализа объектов делать выводы.
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
  • Коммуникативные:
  • Формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
  • Развивать умение принимать коллективное решение, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Формировать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  • Прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения.
  • Личностные:
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
  • Учиться проявлять самостоятельность в разных видах  деятельности.
  • Работать над осознанием ответственности за общее дело.
  • Учиться выражать свое мнение.

Продолжительность урока – 45минут.

   Место занятия – учебный кабинет.

Материальное обеспечение: мультимедийный проектор, ПК, слайдовая презентация.

Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, дифференцированная.     Методы и приёмы: проблемный, частично-поисковый,  планирование, вопрос-ответ, метод

стимулирования интереса к учению,  наблюдение, сравнение, конкретизация,  целеполагание,  рассуждение,  прогнозирование,  проблемная ситуация,  доказательство, опора,  рассуждение,       самоконтроль, исключение, комментирование, инструктаж, алгоритм, незаконченное предложение, познавательная игра.

     Методы и формы контроля: наблюдение, самооценка, взаимопроверка,  рефлексия.

     Тип урока: урок «открытия» новых знаний.  

     Вид:  урок-исследование с использованием активных форм работы (организация   групповой работы)

Средства обучения: учебник «Окружающий мир. 2 класс» (1 часть);  Автор А.А. Плешаков. 3-е изд.,– М.: Просвещение, 2015 г; рабочая тетрадь 2 класс (1 часть);  Автор А.А. Плешаков.3-е изд.,– М.: Просвещение, 2015 г; карточки для индивидуальной, дифференцированной, групповой работы; компьютерная презентация.

Технологии достижения цели урока: «Технология деятельностного подхода», «Технология проблемно-диалогического   обучения», «Информационно-коммуникационная», «Исследовательская».

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности (3мин.)
  2. Актуализация  знаний учащихся и фиксация затруднений в деятельности (стадия вызова) (7мин.)
  3. Постановка темы урока, формирование учебной задачи (5мин.)
  4. Изучение нового материала (10мин.)
  5. Динамическая пауза (этап физической разрядки) (2мин.)
  6. Закрепление новых знаний и способов деятельности (13мин.)
  7. Итог урока (2мин.)
  8.  Рефлексия (2мин.)
  9. Домашнее задание (1мин.)

Ход урока.

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности (3мин)

Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.

 (Звучит тихая музыка в течении  урока)  

Я рада приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше,

 Но пусть в нашем классе вам будет светло,                                          

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено нам всем урок начинать,                          

Поэтому время не будем терять.

- А сейчас создадим хорошее настроение. Улыбнулись друг другу.

-Проверьте, всё ли готовы к уроку.

- Молодцы!

-Предлагаю сегодня работать под девизом:  

«Мы как радуги цвета, неразлучны никогда!

Думаем и рассуждаем, на уроках не скучаем!»

-Работать будем в группах.

-Вспомните правила работы в группе.

Правила работы в группе:

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говорить спокойно и ясно;
  • говорить только по делу;
  • не говорить  всем сразу;
  • реагировать жестами и знаками;
  • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
  • обращаться друг к другу по имени.

2. Актуализация  знаний учащихся и фиксация затруднений в деятельности (стадия вызова) ( 7мин.)

Цель:  подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к усвоению новых знаний.  

- предлагаю вашему вниманию загадки, каждая начальная буква отгадки составит слово- понятие, которому будет посвящен наш урок:

1.Зелёная, но не трава.
Холодная, но не лёд.
Поёт, но не птица-
Вот такая небылица.
                                     (Жаба)

2.Надутый, баловень двора,

Он выступает важно.

О красоте его пера

Петух мечтает каждый.

                                   ( Индюк)

3. На овчарку он похож

Что ни зуб- то острый нож,

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

                                     (Волк)

4. Ходят модницы за речкой -
кудри белые колечком.
А зимой из их кудряшек
бабушка носочки вяжет.

                                      (Овца)

5.Жук-вредитель, с виду – точка,
Портит стебли и листочки:
Сок растения сосёт,
Так  к погибели ведёт.
С ним все борются не зря,
Жук-вредитель – это  ...(Тля!)

6.В речке, где-то в глубине, 
Может быть, на самом дне, 
Под корягой он сидит 
И на мир земной глядит… 
Мы и молим, и велим, 
Но не ловится …(Налим)

7.По деревьям скачет ловко.
Хвост ей лучшая страховка.
Обожает есть бананы
И кататься на лианах.

(Обезьяна)

8.Шерсть блестит как шелк моя,
Чистоплотен очень я.
Домом стало мне дупло,
В нем и в холода тепло.
Хвостик мой чуть полосат,
Я красив, пушист, усат.

                                          (Енот)

-Если вы правильно отгадали загадки и соединили начальные буквы отгадок, то получили слово- понятие о котором пойдет речь на нашем уроке: животное.

(сравнивание с образцом на слайде)

-Вспомните, на какие группы делятся все животные?

-Назовите признаки различных групп животных и распределите животных в разные группы.

-Обратите внимание на группу зверей, подумайте, какое животное здесь лишнее и почему?

-Кого еще можно отнести к группе домашних животных?

 

3.Постановка темы урока, формирование учебной задачи (5мин.)

Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

-Определите тему урока:

- «Дикие и домашние животные»

- Какую цель обозначим на сегодняшнем уроке?

  • Выявить главные различия  диких и домашних животных.
  • Выяснить их значение для человека.

- обсудите с товарищами в группе все, что вы знаете по данной теме и заполните графу в таблицу «Знаю», теперь обсудите, что вы хотели бы узнать еще? Чему хотите научиться. Заполните графу «Хочу узнать» (таблица ЗХУ)

Цель: собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Таблица `знаю - хочу знать - узнал`, которую разработала и предложила участникам семинаров по технологии развития критического мышления Донна Огл.

4. Изучение нового материала (10 мин.)

Цель: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения отгадывать загадки, развитие  умения объяснять смысл названий, используя этимологию

-Подумайте, почему животных назвали «Дикие» и «Домашние»? Определите особенности домашних и диких животных. Занесите свои предположения в таблицу:

Дикие

Домашние

Дикие

Домашние

Где живут?

Где живут?

Живут в природе.

Живут рядом с человеком.

Кто строит жилище?

Кто строит жилище?

Сами строят себе жильё

Человек устраивает им жилище

Как питаются?

Как питаются?

Добывают пищу сами

Человек даёт пищу

Кто заботится о потомстве?

Кто заботится о потомстве?

Заботятся сами

Человек помогает заботиться

Вывод

Вывод

Не зависят от человека

Зависят от человека

-Откройте учебники на странице 72 и сравните ваши выводы с материалом учебника.

Как животных в мире много
Грозных, добрых и смешных.
Все идут своей дорогой,
Кто с людьми, а кто без них.
Наши кошки и собаки
Стали членами семьи.
Разнимаем мы их драки,
Дарим ласки им свои.
А в ответ мы получаем
Эту преданность во всем.
С ними мы не заскучаем
В доме маленьком своем.

Проблемный вопрос

-как появились домашние животные? (высказывают предположения)

-изучите статью, подготовьте по одному вопросу другой группе. Или иначе устроим перекрестный опрос.

Самостоятельное изучение статьи в группах «Появление домашних животных»

Домашние животные у человека появились разными путями.
Так волки обитали возле жилищ древних людей, и поедали отходы от человеческой жизнедеятельности. Поскольку волки поднимали тревогу при приближении к стойбищам людей чужаков или крупных хищников люди заметили это и стали использовать и развивать эти качества. Люди начали отлавливать щенят и использовать их для охраны и охоты. Результат появление собак. Это произошло примерно 15000 - 20000 лет назад.
Кошки пришли к людям, когда люди начали заниматься земледелием и возникла проблема истребления крыс и мышей в амбарах. Это произошло около 10000 лет назад.
Овцы, свиньи, козы, коровы - появились в результате охот людей. Козу или свинью убивали и съедали, козлята, поросята, телята выкармливались и использовались в играх детей и для тренировки охотников. При наступлении голода этих домашних питомцев съедали. Затем додумались их вообще все время оставлять в неволе. Так и появился домашний скот и домашняя птица. Птиц куриц и индюшек одомашнили около 6000 лет назад.

Перекрестный опрос в группах.

Перекрестный опрос.

5. Динамическая пауза (этап физической разрядки) (2мин.)

Цель: снять утомляемость. Поддержать эмоциональный настрой. 

6.Закрепление новых знаний и способов деятельности (13мин.)

Цель: организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения; Стимулировать интерес обучающихся  к выполнению заданий.

Задание для групп.

-У вас на столах стоят черные ящики, отгадайте, что в них.

1 группа.

Дом без окон, без дверей,
белый дом и хрупкий.
Захотел цыплёнок выйти-
собирай скорлупки...    
(Яйцо)

3 группа.

Чтоб не мерзнуть,

Пять ребят

В печке вязаной

Сидят.      (Варежки)

2 группа.

Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванюшка, дружок!         (Молоко)

4 группа.

Загадаю вам загадку:
Вкусный он и очень сладкий,
Быть здоровым помогает,
Его летом собирают... (Мёд.)

-Подготовьте в группах сообщение о тех животных, которые производят данные продукты жизнедеятельности по плану.

  1. Как называется?
  2. К какой группе животных относится?
  3. Чем питается?
  4. Где живет?
  5. Какую пользу приносит людям?
  6. В какой сказке или мультфильме встречается это животное?

Игра «Найди  малыша» 
 -Однажды несмышленыши- малыши ушли гулять и заблудились, а их мамы пошли их искать.

Как мамы будут звать своих детенышей?

Учитель называет взрослых животных, а дети – детёнышей.

-Свинья (поросята)
-Корова (телёнок)
-Утка (утята)

- Гусь (гусята)
-Лошадь (жеребята)
-Овца (ягнята)
-Кошка (котята)
-Курица (цыплята)
-Собака (щенята)

Задание  для групп «Помоги найти дом».

-Животные, как и люди, очень любят дружить! Поэтому, когда на ферме забыли запереть ворота, зверьки тут же побежали встречаться со своими лесными друзьями. Но ведь скоро ночь, и всем пора по домам. Вам предстоит помочь зверям найти дорогу домой. Помните: дикие животные обычно живут в лесу, а домашние - рядом с людьми, дома или на ферме. Определите, к какому типу относится то или иное животное, и проведите линию в нужное место. На столах перед каждым учащимся лежит карточка с названием животного.

 Задание «Отгадай, кто я.» 

-Составьте «портрет–загадку» какого-либо животного от его имени, указывая частично на особенности внешнего вида, места обитания, друзей, врагов.

7.Итог урока (2мин.)

Цель: проанализировать вместе с учащимися успешность достижения целей урока,  подведение  к итогу урока.

-Продолжите фразу: Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются… (дикими животными)

Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве,  называются … (домашними животными)

-А для чего человек разводит домашних животных? На доске появляется таблица.

  •  продукты питания
  •  шерсть
  •  транспортное средство
  •  охрана жилища
  •  декоративное значение

8.Рефлексия (2мин.)

Цель: мобилизировать учащихся на самооценку и рефлексию своей деятельности.

-Вернемся к нашей таблице, которую вы заполняли в начале урока (ЗХУ), запишите в третьей графе то, что узнали.

- Продолжите фразу «Сегодня на уроке мы…», используя выражения:

- узнали, заинтересовались…

- научились, смогли…

- Хотим особенно отметить ребят в группе…

9.Домашнее задание (1мин.)

Цель: мотивировать детей на творческо-поисковую работу.

Обязательно для всех:

Рабочая тетрадь стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса тема "Дикие и домашние животные"

Задачи урока: формировать понятия «дикие животные», «домашние животные», раскрыть значение домашних животных для человека, воспитывать эмоционально-положительное отношение к животным; разви...

конспект урока по окружающему миру 1 класс "Мои помощники-домашние животные и культурные растения"

урок в 1 классе по окружающему миру на тему: "Мои помощники-домашние животные и культурные растения"...

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории <<Дикие и домашние животные. Дикая древняя кошка>>.

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории.                 <<Дикие и домашние...

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории <<Дикие и домашние животные. Дикая древняя кошка>>.

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории.                 <<Дикие и домашние...

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории <<Дикие и домашние животные. Дикая древняя кошка>>.

Конспект диалектического урока по окружающему миру с элементами истории.                 <<Дикие и домашние...

Конспект урока по окружающему миру "Домашние и дикие животные" 2 класс

Конспект урока составлен по программе УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...