Знакомство с ухом
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyaiya_znakomstvo_s_uhom.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Знакомство с ухом» ( познавательное)

Цель: познакомить детей со строением и значением органа слуха.

Программные задачи:

  1. дать простейшие понятия о строении и функционировании уха
  2. показать значимость этого органа для человека
  3. познакомить детей с методами профилактики нарушений слуха
  4. обсудить вопросы гигиены слуха
  5. продолжить формирование способности к наблюдению и самонаблюдению, к анализу полученных результатов

Материалы и оборудование:

У каждого ребёнка: воронка, склеенная из плотной бумаги

У педагога: раковина морского моллюска, пластмассовая воронка, вода, плотная бумага или картон, которые не размокнут в воде, таз, магнитофон с музыкальной кассетой, несколько камешков или иных мелких тяжёлых предметов, шарф для завязывания глаз, ширма  и предметы для эксперимента ( бумага, 2 ложки, стакан, чайник с водой, нож, разделочная доска, спички).

Методы обучения:  наблюдение, самонаблюдение, фронтальное и демонстрационное экспериментирование, игра, рассказ, беседа.

Организация занятия: Дети сидят за столами парами. Оборудование заранее положено на столы.

                               ХОД    ЗАНЯТИЯ:

Вступление.

- Сегодня мы поговорим об органе слуха. Кто знает, как он называется?

Блок 1 – рассматривание уха.

- Давайте рассмотрим ухо друг у друга. Те, кто сидят справа, повернитесь к своему товарищу и рассмотрите его ухо. А потом поменяйтесь ролями. Что видно снаружи? То, что вы описали, называется ушная раковина. Повторим. (хоровой повтор)Что ещё видите? (направляю внимание на наружный слуховой проход). Обследуйте своё ухо пальчиком. Расскажите о том, что вы почувствовали. Далеко ли уходит вглубь наружный слуховой проход?

- Чтобы в слуховой проход не проникали пыль и микробы, его стенки выделяют особое вещество, которое называется серой. Сера густая, липкая, к ней прилипают пыль, микробы. А потом сера выходит из прохода, и когда мы моем уши, то удаляем  её вместе с грязью. Я видела одного мальчика, который не любил мыть уши. В его ушах скапливалось очень много грязи. А чем это вредно, кто догадается?

- Вы смогли бы добраться пальчиком до конца прохода? (нет) Природа сделала так, чтобы никто не мог туда забраться. Потому что в конце прохода есть тонкая-тонкая плёночка. Она называется перепонкой. Повторим это слово. Звук ударяется об эту перепонку, и мы слышим его.

Блок 2 – значение ушной раковины и барабанной перепонки.

- Чтобы понять, как мы слышим, проделаем опыт. Представьте себе, что воронка – это ухо. Широкая часть воронки – ушная раковина, узкая – наружный слуховой проход. Вода – это звук, который проходит в ухо. Теперь смотрите и слушайте. Воздух через ушную раковину идёт к барабанной перепонке и ударяется о неё. Перепонка дрожит. Чем сильнее звук, тем сильнее звук, тем сильнее дрожит перепонка. (Лью воду на картон через воронку. Дети слышат звук, возникающий от удара воды о картон. Вначале вода льётся отдельными каплями; при повторении лью воду струёй. Эти опыты имитируют слабый и сильный звуки.)

- Проверим, как помогает ушная раковина слышать звуки. Возьмите бумажную воронку и приставьте её к уху , узким концом к слуховому проходу. Потом уберите. Когда будет лучше слышна музыка? (Включаю магнитофон  так, чтобы сила звука была слабой. Дети проверяют качество восприятия звуков и делают вывод: при использовании воронки слабые звуки слышны лучше.)

- А теперь представьте, что какой-то мальчик решил поковыряться булавкой или тонкой палочкой в ухе. Что может произойти с перепонкой? ( прорвётся, проколется).(Делаю в картоне большую дыру. ) Льём воду. Что получается? Да, вы правы. Вот и остался человек глухим на всю жизнь. Починить перепонку нельзя.

- Скажите, как же надо беречь свои уши?

-А что может случиться, если вы нечаянно втолкнёте в наружный слуховой проход какой-нибудь мелкий предмет, например, горошину или конфету? Давайте посмотрим. Вот узкая трубочка; предположим, это наружный слуховой проход. Вот в него попала горошина. Как её достать оттуда? Попробуй. Переворачивать трубочку нельзя, это же не трубочка, а слуховой проход. (Дети стараются, но достать горошину не могут.) Так будет и с вами, если заиграетесь и не заметите, как в проход попадёт мелкий предмет. Иногда и врачи не могут его вытащить. Так что будьте внимательны при игре с мелкими предметами.

Блок 3 – острота слуха и её изменение при разных ситуациях.

- Проверим, хороший ли у вас слух, не повреждена ли перепонка. Я буду произносить слова, а вы будете их повторять. (Произношу слова сначала громким голосом, а затем всё тише).

- Когда лучше слышно: когда слова произносятся тихо или громко? Что вы делали, чтобы услышать тихий голос?

- Сейчас я включу музыку. Мы будем плотно закрывать уши ладонями и открывать их. Всё делаем по моему показу. ( Вначале закрываем и открываем уши с небольшим интервалом, затем всё быстрее и быстрее.) Опишите, что вы слышали. А почему? Когда лучше слышно: при открытых ушах или при закрытых? Почему?

- Проделаем знакомый опыт. Заткнём воронку ватой. Почему не слышим удара воды о картон?( звук не доходит)

Блок 4 – определение расстояния до источника звука и направления его расположения с помощью слухового анализатора.

- Сейчас выясним, могут ли уши выполнять какие-нибудь другие обязанности, кроме слушания звуков. Миша, подойди ко мне. Мы завяжем тебе глаза, будем бросать камешек, а ты говори, где он упал, далеко или близко. ( Другой ребёнок бросает камешек. Миша определяет расстояние, а остальные наблюдают за ним и делают выводы. Опыт повторяется с другими детьми.) Что скажете, можно ли определить с помощью ушей расстояние?

- Ещё один опыт. Можно ли определить с помощью ушей  направление, откуда раздался звук? Станем в круг, завяжем глаза Тасе, поставим её в центр круга. Тот , на кого я покажу, издаст какой-нибудь звук : пискнет, продудит, закашляет, позовёт по имени. Тася покажет рукой, в каком направлении раздался звук. Играем. Ну, что? Можем мы  с помощью ушей определить направление , откуда раздался звук?

Бок 5 – определение своего товарища по голосу.

- Поиграем в игру «Узнай по голосу». Завяжем Кристине глаза, поставим в центр круга. Тот, на кого я укажу, позовёт её по имени. Кристина должна угадать, кто её позвал.

- Усложним игру. Окликая Кристину, старайтесь изменить свой голос. Все ребята справились с заданием. Вот какие хорошие уши у них.

Блок 6 – анализ слуховых раздражителей.

- А теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков? (Дети замолкают и слушают звуки.) Какие хорошие у вас уши!

- Мы уже знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я буду сейчас делать. ( за ширмой  переливаю воду, мну бумагу, фольгу, стучу ложками, режу бумагу, стучу чайной ложкой в стакане, зажигаю спичку). Дети определяют источник звука.

Блок 7 – влияние шума на остроту слуха.

- Последний опыт будет шумным. Я скажу вам слово. Вы его повторите. Когда я махну рукой , вы громко закричите, когда махну рукой второй раз – сразу же перестанете кричать. Начали. Ёлка. Во время крика произношу обычным голосом слово «заяц». После восстановления тишины спрашиваю, какое слово было названо во время шума. Выяснится, что его никто не услышал. Это служит поводом для обсуждения вредного влияния шума на наши уши.

- Представьте, что вы будете так кричать каждый день. Что произойдёт с вашим слухом? А если дома телевизор включен на полную мощность, и вы, чтобы друг друга услышать, разговариваете ещё громче? Что тогда случится с нашим слухом? Кто у нас любит кричать? Поняли, что от крика и шума страдает не только тот, кто кричит, но и все остальные – дети и взрослые?

Заключение.

-Как вы думаете, уши – важный орган? Зачем они нам нужны? Нужно ли их беречь? А как?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Знакомство с понятием "склонение"

Урок разработан для обучающихся 3 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

«Знакомство. Первое знакомство с учителем.»

Первое родительское собрание в 1 «Б» классе....

МИР ОБЩЕНИЯ (17 часов) Знакомство с учебником. Мир общения. Собеседники. Урок освоения новых знаний и способов действий. Знакомство с письмом как разновидностью текста

- объяснять значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;- обогащать запас слов-приветствий, использовать их в речи;- уметь находить слова с изученными в 1 классе орфограммами, объяснять ...

«Знакомство с творчеством К.Бальмонта и его произведением «Поспевает брусника». Знакомство с творчеством А.Плещеева и его произведением «Осень наступила».

Цели урока:Познавательные:- познакомить учащихся с произведениями К. Бальмонта и А.Плещеева;- работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения;- формировать у учащихся умение под...

Тема урока: «Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина. Знакомство со стихотворениями С. Есенин «С добрым утром!», М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…». Тренировка в заучива-нии». Класс: 4

Образовательные:Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина;Разучивание стихотворения С. А. Есенина «С добрым утром!», проверка ранее разученных стихотворенийРазвивающие...