Урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Почему луна бывает разной"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Александрова Александра Сергеевна

Разработка урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Почему луна бывает разной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luna.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

12 марта 2014 год

Класс: 1

Предмет: Окружающий мир

Тема:  Почему луна бывает разной?

 Урок усвоения новых знаний

Цель: Расширить  представление первоклассников о Луне – естественном спутнике Земли, о форме Луны, о том, почему Луна бывает разной, как люди изучают Луну.

Задачи урока:

Образовательные: обогатить знания обучающихся  сведениями о Луне, как естественном спутнике Земли, её особенностях.

Развивающие: развитие у обучающихся речи, памяти, интереса к предмету;

развитие умений работать в паре.

Воспитательные: воспитание коллективизма.

Планируемые УУД:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещение ее поверхности Солнцем, формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; получат возможность научиться моделировать из пластилина форму Луны, вести наблюдения и фиксировать их  результаты, выдвигать предположения и доказывать их, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять, работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Оборудование:

- пластилин (на  каждой парте)

- проектор

Ход урока:

  1. Организационный этап

Здравствуйте.  Все мы: люди, животные, растения - живём в одном большом общем доме под названием…?........(Земля)

И все-таки наш дом больше похож на средство передвижения. как вы думаете, почему?...............

  1. Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжим знакомиться с устройством космоса.

Какие небесные тела вы знаете?

Звезды. Что это? (Раскаленные огромные шары)

Планеты. Что это? (крупное небесное тело, которое вращается вокруг звезды)

Метеориты. Что это? ( тело космического происхождения, упавшее на поверхность крупного небесного объекта.)

Кометы. Что это? (небольшое небесное тело, имеющее туманный вид, обращающееся вокруг Солнца)

Спутники. Что это? (небесное тело, вращающееся вокруг более крупного небесного тела)

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Как называется спутник Земли? (Луна)

Вот загадка, если нужна помощь:

Над домами у дорожки 
Висит кусок лепешки.

Какую луну вы видели? ( нек. дети рисуют на доске)

Как думаете почему она бывает разной? (она не светит, а отражает свет Солнца, а Солнце освещает ее по-разному или затрудняются с ответом)

А чем мы будем сегодня говорить на уроке? (почему луна бывает разной)

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Давайте заглянем в учебник на с.34 и проверим ваши догадки. И прочитаем задачи сегодняшнего урока.

Луну создала природа, поэтому она называется естественным спутником. А бывают еще искусственные, т.е. те, которые создали люди. Для чего они нужны? (изучать погоду, передавать сотовую связь, определение местоположения в новигаторах… )

Вернемся к луне. Она бывает разная. Сейчас люди могут ответить,  почему это происходит, а когда-то давным-давно не могли, и поэтому придумывали разные сказки. Послушайте одну сербскую сказку.

Почему у месяца нет платья.

Решил месяц сшить себе платье.

Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем.

А платье-то узко и коротко.

- Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу.

В назначенный срок пришел месяц за платьем.

Опять платье мало.

- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной.

И снова стал кроить и шить.

В третий раз месяц пришел к портному.

Увидел портной: идет по небу круглый месяц - не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.

Так и остался месяц без платья.

О чем говорится в тексте? (о Луне и портном, который не смог сшить платье Луне, потому что она постоянно меняла свой облик)

 Что происходило  с месяцем? (Месяц  рос)

Откуда можно узнать, почему Луна меняет свой облик? (от взрослых, из интернета, из книжек, из учебника)

На стр.35 прочитайте текст, выделенный жирным шрифтом. Расскажите своими словами то, о чём вы прочитали (дети пересказывают прочитанное)

Значит Луна не светит сама, а только отражает солнечный свет.

Давайте посмотрим,  как это происходит с помощью этого приспособления - теллурия.

Что вы можете сказать о  движении Луны? (она вращается вокруг Земли) 

Луна повернута к Земле всегда одной стороной.

  1. Первичная проверка понимания

Предлагаю сделать вам в парах собственную модель Луны, Земли и Солнца из пластилина. Какой объект будет больше всех? (Солнце)

А меньше всех?  (Луна)

Посмотрите, сколько лун приметно уместится в земле, если их поставить  бочком друг к другу? (почти 4)

За работу. (делают макеты) Прижмите их к картону, чтобы они не улетели.

Когда луна стоит между Землей и Солнцем какой мы будем ее видеть с Земли? (не будем видеть её)

Это называется новолуние. Первая фаза луны. У кого луна в такой фазе? Ставьте на доску. Так она выглядит с Земли.

Далее она стоит как 12 часов на циферблате. Это следующая фаза, называется 1 четверть. У кого Луна в первой фазе? Ставьте на доску. Так она выглядит с Земли.

Дальше мы видим луну целиком. Это называется…? (полнолуние). Кстати, завтра как раз будет полнолуние. Вот как мы видим полнолуние.

Затем луна начинает убывать и попадает в следующую фазу: последнюю четверть.

А вот как мы видим ее с Земли.

Луна вращается вокруг Земли по или против часовой стрелки? (против часовой стрелки)

За сколько суток она совершает полный оборот вокруг земли? (29,5 суток)

Как можно понять убывает Луна или растёт? (если можно подставить палочку, чтобы получилась буква Р, то она растущая, а если похожа на букву С, то - стареющая)

Ну что ж, все, что было узнать с Земли, мы узнали, пора лететь на саму луну и изучить ее внешний вид.

  1. Физминутка « Подготовка к полёту»

Начинаем проверку скафандра. Удобно ли сидит шлем? ( Повороты, наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад)

Космонавт может двигаться в космосе с помощью устройства, которое находится в ранце у него за спиной. Проверяем, насколько крепко держится ранец (круговые движения, поднимание и опускание плеч)

Хорошо ли застёгнуты молнии и многочисленные пряжки? (Повороты и наклоны корпуса вправо, влево, назад, вперёд, наклоны к стопам ног)

Плотно ли прилегают перчатки к рукам? (Вращательные движения кистями рук, вытянутыми вперёд на уровне груди, переменные и одновременные махи руками, вращательные движения согнутыми в локтях руками перед грудью)

Сапоги не жмут? (Ходьба по кругу на носках, пятках, на внешних и внутренних сторонах стоп)

Легко ли дышится в скафандре? (Вдох-руки вверх, выдох - руки вниз)

Я рада объявить, что вы зачислены в состав звёздного экипажа. Прошу занять места в наших космических кораблях

  1. Первичное закрепление.

Лететь до луны нам придется 3 дня. Приближаясь к луне мы будем видеть ее такой.

Что это за темные пятна? (углубления)

Глубокие впадины, покрытые застывшей вулканической массой. Цвет этой массы темнее окружающих камней, поэтому хорошо виден с Земли. Раньше люди думали, что это моря, но позже выяснилось, что на луне жидкой воды нет, а название менять не стали, так что сейчас они так и называются – лунные моря. Как думаете, как они образовались? (от столкновения с разными космическими телами)    А еще существует теория, что на Луне извергались и извергаются вулканы.

А светлые места – это возвышенности.

Приближаемся… Садимся? (да)  Внимание.. Сели.

Опишите поверхность Луны. (Она в углублениях разного размера, нет деревьев, только песок, пыль) Как называются такие углубления?  (кратеры) Как они могли образоваться?  (от столкновений с разными космическими телами)

Мы прилетели днем или ночью? (Днем)

А небо черное, потому что на Луне нет атмосферы, газового облака, как на нашей планете с воздухом.  Из-за этого температура днем высокая до +120С.

Как мы сейчас себя ощущаем? (нам жарко)

Мы с вами не первые люди, побывавшие на Луне. Знаете ли вы как звали первого человека, ступившего на Луну? (Нил Армстронг) Он был американцем.

Из-за отсутствия воздуха температура в  тени меняется моментально. Ночью температура опускается до -170 С. Полетели обратно, пока не зашло солнце, и мы не замерзли.

Но прежде, чем улететь давайте оставим прибор, который сможет исследовать Луну в наше отсутствие. Что это за прибор? (луноход)

Так выглядел первый луноход.  

Какие части ему необходимы? (колеса  (ножки), лапки для захвата образцов (грунтозаборное устройство), спутниковый передатчик,  фото- и видеокамеры с высоким разрешением,…)

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

На стр. 53 в рабочей тетради дома придумайте и нарисуйте собственный луноход или срисуйте такой же из учебника.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Летим обратно. Что  это за белые разводы вокруг нашей планеты? (облака)

Какую страну мы сейчас видим? (Россию)

Попробуйте угадать, что мы видим сейчас? (нашу школу)

Это мы подлетаем к нашей школе.

Ну вот мы прилетели домой на землю.

Каким прибором мы можем пользоваться для наблюдения над луной с Земли? (телескоп) Вот они какие. В обсерваториях стоят телескопы, которые увеличивают сильнее всего.

Ну вот и закончилось наше путешествие.

Что вам запомнилось больше всего? Что нового узнали?

На следующих уроках продолжим знакомиться с устройством нашего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Какие бывают растения»

На уроке дается  первичное представление о многообразии растений и их классификация. Для активизации детей применяется презентация....

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс "Спутник Земли - Луна".

Урок окружащего мира для 2 класса. На уроке происходит закрепление знаний о планетах Солнечной системы и изучение сутника Земли -Луны. Урок построен в форме путешествия на Луну, прикреплена презентаци...

Урок по окружающему миру 2 класс ( компенсирующего обучения ) по теме "Какой бывает транспорт".

урок для классов компенсирущего обучения, работающих по новым ФГОС...

конспект урока окружающий мир 2 класс. Тема"Почему луна бывает разной?"

Цели: познакомить с естественным спутником Земли – Луной, ее особенностями; показать изображение различных созвездий и расположение в них звезд; рассказать о различных способах изучения Луны, от...

Урок по окружающему миру 1 класс Тема: «Что общего у разных растений?»

Цель урока: научить детей различать части растений.Задачи урока: познакомить учащихся с общими частями  растений, их функциями. Расширить представление об окружающем мире; развивать поз...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Солнечное и лунное затмение" в 4 классе.

Урок разработан по программе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с целью ознакомить учащихся с условиями наступления солнечных и лунных затмений, научить определять моменты наступления затмений, разли...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему "Какая бывает промышленность"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема:«Какая бывает промышленность»Цели деятельности учителя: формирование представления о различных отраслях промышленности и их характеристики....