Горные экосистемы, 2 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Конспект  и презентация к уроку "Горные экосистемы", 2 класс, УМК "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon gornye_ekosistemy_2_klass.zip1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск"

«Средняя школа № 20»

 Конспект урока для 2 класса по предмету «Окружающий мир»

«Горные экосистемы»

Образовательная система «Школа 2100»

                                                                                          Автор разработки:

              Шпиндлер Ольга Геннадьевна – учитель начальных классов

                                                                   I  квалификационной категории.

Архангельск

2016 год

Предмет:  Окружающий  мир. Урок – открытие  нового  знания.

Раздел. Земля – наш общий дом.

Тема: Горные экосистемы.

Форма проведения: групповая.

       Класс: 2/ 8 лет

Методический комментарий: данный урок ориентирован на усвоение новых знаний. Урок является первым в теме «Горные экосистемы», составлен в соответствии с ФГОС, с использованием системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированного подхода. Урок направлен на развитие универсальных учебных действий, преимущественно на развитие умений  планировать свою деятельность, умение прогнозировать, сопоставлять, систематизировать,  анализировать. 
Урок разработан в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками детей.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На момент проведения урока у учащихся сформированы понятия: «экосистема», «природные зоны», «природная зональность», «горы».

Использование на уроке демонстрационных средств, способствуют формированию у обучающихся  образных представлений, а на их основе – соответствующих понятий. 

Для решения поставленных задач рационально выбрана структура урока. Каждый этап работы предусмотрено отображать в листе самооценки.

  Цель:  Познакомить  с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы.

Задачи:

  1. Развивать бережное отношение растениям и животным, и природе в целом.
  2. Развивать умение работать в группах.
  3. Развивать умение устанавливать причинно-следственных связи.

Познавательные УУД

1. Способствовать развитию умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Способствовать развитию  умения слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

Личностные результаты

1. Способствовать развитию умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Способствовать развитию  умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Этапы

Ход урока

Деятельность

 учащихся

Время

I.Организационный момент

ΙI. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Что ж, друзья, начнём урок,

Прозвенел уже звонок.

Гостям желаю отдохнуть,

А мы продолжим с вами путь.

Работать дружно в группах будем

Все трудности  преодолеем вместе.

Открытия продолжим совершать

Чур, никому не унывать.

Проверка домашнего задания.

(Слайды 2-7)

  1. К какой экосистеме можно отнести цепь питания: мох- лемминг – песец? (тундра или степь)
  2. Обитателей,  какой природной зоны вы видите на рисунках: лось, заяц, глухарь, муравей, дятел? (степь или лес)
  3. О какой природной зоне идёт речь: немногие растения и животные способны бороться летом с жарой, зимой – с морозами и весь год – с недостатком воды?         (тундра или пустыня)
  4. В какой природной зоне бывают полярный день и полярная ночь?  (степь или тундра)
  5. Кто кормит всю экосистему  ледяных пустынь? (рыба или планктон)

(Ответы: тундра, лес, пустыня, тундра, планктон)

самооценка

-   На предыдущих уроках окружающего мира мы говорили о том, что наша Земля поделена на пояса. А что расположено внутри тепловых поясов?

– Изучая природные зоны, на какие особенности обращали внимание?

– Как сказать иначе, одним словом?

– Что такое экосистема?

– Нужно ли человеку вмешиваться в жизнь экосистемы?

– Мы с вами побывали во всех изучаемых нами природных зонах, увидели их красоту и неповторимость. Ребята, кто из вас может сказать, а почему природные зоны  распределяются на планете в такой последовательности? Что их определяет?

– Ребята, скажите, солнце очень горячее?

– Если мы будем рядом находиться, как мы себя будем чувствовать?

– Так, чем ближе к Солнцу, тем теплее?

– Я вас правильно поняла? Чем выше будем подниматься, тем будет теплее?

– Хорошо. Я сейчас покажу вам картинку, назовите, что это?

– Рассмотрите их, обратите внимание на цвета.

– Покажите самое холодное место на картинке.

(Слайд 8)

– Но вы говорили, что чем ближе к Солнцу, тем теплее?

Какие вопросы у вас возникают?

– О чём мы будем сегодня говорить?

– Кто скажет тему урока?

 

– Составим план урока.

  1. Как в горах распределяется тепло?
  2. Растительный и животный мир гор.
  3. Люди и горы.

Физминутка      

А теперь все тихо встали,

Дружно в гору все пошли,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

 Повернулись вправо, влево

 Тихо сели, вновь за дело!

Ребята в листе самооценки записывают ответы.

Ребята в листе самооценки ставят: зелёный круг, если всё правильно и не возникло затруднений, жёлтый круг, если есть ошибка или возникли затруднения и красный круг, если  много ошибок, ничего не поняли.

- Природные зоны.

-  На природные условия, растительный и животный мир.

- Экосистема.

-  Экосистема – это такое содружество живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя, как дома.)

-  Нет. Экосистема может существовать сколько угодно долго без вмешательства человека.

-  Солнце, закон природной зональности.

- Да.

-  Нам будет очень жарко.

- Да.

- Да.

- Горы.

Дети рассматривают картинку и описывают её.

-  Вершины гор.

Ребята обсуждают в группах и высказывают свои предположения.

- Горная экосистема.

Учитель вместе с детьми составляет план урока (на доске)

1 мин.

6 мин.

10мин.

3 мин.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Беседа.

– На какой вопрос нам надо найти ответ?

– Хотите с этим разобраться?

Работа в учебнике.

Откройте учебник на с. 42. Сейчас вы будете работать по командам. Выполните задание внизу страницы. Ответ обоснуйте.

 

–А почему за бортом самолета так холодно?

– Прочитайте предложение, подтверждающее ваш ответ.

– Где будет теплее всего: у подошвы горы или на вершине?

– А где холоднее?

– Так какой можно сделать вывод?

– Скажите, меняется ли растительный мир в горах с подъёмом вверх? Каким образом? (Слайд 9) 

- Итак. Экосистемы высотных поясов похожи на те, которые мы встречали на равнинах. Но есть и отличия. На склонах, где выпадает много осадков, горные тундры превращаются в горные луга. Они пестрят яркими цветами и  называются альпийскими лугами.

- Какие растения населяют горы? (Слайд 10)

- А как растения приспособились к жизни в горах?

Работа с картой в учебнике.

 Давайте поработаем с картой и посмотрим, какие же животные населяют горы?

(Слайд 11)

– Итак, из-за солнечного тепла изменяются: климат, почва, растительный и животный мир.

самооценка

-  Почему на вершине горы холодно?

-  Да.

Дети обсуждают в группах и выполняют задание.

 – Мы решили, что Лене теплее, потому что она, во-первых, равномерно освещена горячим солнцем, а во-вторых, согревается от нагретого солнцем песка.

 -Воздух прозрачен и солнечные лучи, не нагревая его, проходят насквозь.

Читают предложение из учебника.

-  У подошвы горы.

-  На вершине.

- Чем выше поднимаемся вверх по горе, тем температура воздуха понижается.

Ребята обсуждают в группах и высказывают свои предположения.

- Сосна, эдельвейс, лишайник, горечавка.

- У растений длинные цепкие стебли, которыми они держатся за скалы.

- Кондор, гриф, лама, архар, серна, як, снежный барс.

12мин.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

 Работа в группах.

 Задание «Мозаика-гора».

– Соберите мозаику, проверьте, правильно ли вы расставили высотные пояса.

Работа с Рабочей тетрадью.

– Выполните задание 2 в рабочей тетради. Одинаковые ли высотные пояса в этих горах?

(Слайд 12)

Почему?

самооценка

- В горах очень красиво. И эта красота привлекает людей. Но за ней скрывается и большая опасность.

(Слайд 13)

На крутых склонах гор все предметы представляют большую опасность. Камни срываются, образуя камнепад. Бывает, что часть склона превращается в оползень и сползает вниз вместе с домами и деревьями. Снег, накопленный за зиму, сходит в виде лавины. А во время ливневых дождей поток воды увлекает за собой глину, песок, камни и превращает все это в селевой поток. С большой скоростью он несется по склону и сметает все на своем пути. Бывает, что и дождевая вода очень быстро стекает с гор и приводит к наводнению. Внезапная опасность, с которой можно столкнуться в горных районах – это землетрясение.

Ребята собирают мозаику в группах,

 расставляя в правильной последовательности высотные пояса.

- Нет.

- Чем выше гора, тем больше высотных поясов.

8 мин.

ΙV. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Есть ли такое место на земле, где можно встретить сразу все природные зоны?

– Удалось ли вам  выполнить задания?

– Вы выполнили всё сами или с помощью товарища?

самооценка

Рефлексия

– Молодцы! Вы не только правильно выполнили задание, но и объективно оценили свою работу.

(Слайд 14)

- Да, это горы.

- У нас всё получилось!

3 мин.

V. Домашнее задание.

По усмотрению учителя.

2мин.

Оборудование: карта природных зон, мультимедийная презентация «Горные экосистемы», компьютер, учебник «Окружающий мир» 2 класс, рабочая тетрадь к учебнику,  разрезные карточки.

Используемые источники:

1) Вахрушев А.А. Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета – Земля»). Учебник в 2 частях.

2) Вахрушев А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Наша планета – Земля».

                     3) Изображения для мультимедийной презентации  с http:// www.google.ru/        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру Горные экосистемы, 2 класс, 2100

Презентация содержит вспомогательный матриал по окружающему миру во 2 классе по программе 2100 к уроку по теме "Горные экосистемы"....

Окружающий мир. Горные экосистемы. 2 класс.

Урок окружающего мира по теме: горные экосистемы разработан в соответствиии с ФГОС с использованием системно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода и направлен на развитие УУД....

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Горные экосистемы"

Урок разработан по учебнику А.А. Вахрушева "Школа 2100". К конспекту прилагается презентация....

Открытй урок по окружающему миру во 2 классе по теме "Горные экосистемы".

Открытй урок по окружающему миру с презентацией по теме "Горные экосистемы". 2 класс. Программа ОС "Школа 2100"....

Урок окружающего мира "Горные экосистемы" 2 класс.

"Горные экосистемы", урок по окружающему миру во 2 классе....

Конспект урока по окружающему миру "Горные экосистемы", 2 класс. ОС "Школа 2100"

Урок окружающего мира во 2 классе проведён на тему «Горные экосистемы» ОС «Школа 2100. Автор учебника – А. А. Вахрушев. Урок построен и проведён на основе технологии проблемного обучения, поэтому его ...

Презентация к уроку окружающего мира, 2 класс "Горные экосистемы"

Презентация содержит слайды с изображениями животных и растений, обитающих в горной экосистеме, а также фотографии из личного архива юного путешественника. Предложено продуктивное задание для применен...