Проект урока
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (3 класс) на тему

Милова Елена Владимировна

Проект учебного занятия по окружающему миру

Тема учебного занятия: Вода в природе. Вода и её свойства

Презентация "Свойства воды"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект учебного занятия по окружающему миру

УМК «Гармония».

Класс: 3-й.

Тема учебного занятия: Вода в природе. Вода и её свойства. 

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде.

Задачи урока:

- Образовательные: через практическую деятельность познакомить учащихся со свойствами воды; повторить значение экологически чистой воды для природы и человека; показать необходимость охраны воды.

- Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету; развивать навыки экспериментального исследования свойств воды; развивать умение анализировать учебный материал, делать выводы.

- Воспитывающие: воспитывать готовность к сотрудничеству, умение работать  в группах; воспитывать экологически правильную позицию школьников по отношению к воде.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

- знать, почему вода необходима для жизни на земле,

- уметь определять признаки воды,

- уметь проводить несложные исследования,

- освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей

- понимать и принимать учебную задачу,

- планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей,

- работать в паре, в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия,

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей,

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,

- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,

- оценивать себя, границы своего знания и незнания,

- соблюдать экологическую культуру

Используемые технологии: технология деятельностного метода обучения; технология развития критического мышления (прием «верные – неверные суждения»), ИКТ.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная установка; репродукции картин, показывающие красоту моря, реки, водопада, родника; инструкции для выполнения практической работы; оборудование для проведения опытов (стаканы с водой, молоком, соком; ложки; краски; ёмкости разного объёма и формы; сахарный песок, обычный песок, кусок льда, растительное масло, мука,  медицинская груша).

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

- Что учёные называют телом, веществом, явлением. Какими свойствами могут обладать тела, веществ.

- Из чего состоят вещества. Какими свойствами обладают твёрдые, жидкие, газообразные вещества.

- Каково значение воздуха для живых существ. Из чего состоит воздух, везде ли одинаков его состав.

- Как можно узнать свойства воздуха, какие наблюдения и опыты следует провести для этого.

- Каково значение воды для растений, животных, человека

План  и хронометраж урока:

№ п/п

Название этапа

Хронометраж

1

Организационный этап.

 Психологический  настрой на совместную работу учащихся и учителя.

1 мин

2

Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий.

2мин

3

Актуализация знаний.

Составление плана исследования свойств воды. Правила работы в группе. 3 мин

4

Открытие новых знаний.

Самостоятельная исследовательская деятельность детей. Исследователи выполняют задание согласно плана.  Выдвигают гипотезы, исследуют, делают выводы.20мин

5

Формирование первичных умений.

Заполняют изображение фонтана свойствами воды, которые запомнили. Проверяют правильность, ориентируясь на доску и свою карту исследования.

5мин

6

Постановка цели на следующий урок.

Беседа об охране воды. Видеоматериал «Загрязняя воду, мы убиваем себя»

5мин

7

Первичное закрепление.

Просмотр фильма "Вода чудесное вещество" 5мин

8

Информация о домашнем задании.

Инструктаж по выполнению домашнего задания 2мин

9

Рефлексия.

Подведение итогов занятия. 2мин

Содержание урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое основание: формируемые УУД (группа УУД и название конкретного УУД), средства их формирования (формы, методы, приемы и т.п.)

1. Организационный этап.

Прозвенел звонок, и в срок начинается урок.

Сегодня здесь закон простой – учись и думай головой.

А если знаешь, не зевай, скорее руку поднимай.

Не получилось - не беда, друзья помогут нам всегда! /слайд/

Настраиваются психологически на совместную работу с учащимися и учителем.

 Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

 Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

2.Целепологание.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?

   Французский лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который был вынужден по воле случая некоторое время провести в пустыне, так оценил цену и вкус воды: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»

-  Как вы понимаете эти слова писателя?

- Что вы знаете о воде?

 

-Какая задача осталась у нас нерешенной?

-Назовите цель сегодняшнего  урока.

-Какие задачи поставите перед собой для достижения этой цели?

/Учитель добавляет свою задачу - запомнить свойства воды./        

Вода.

Дети отвечают.

- Вода – главное вещество в природе, главное богатство, без которого невозможна жизнь.

- Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими ручейками. Вода содержится и в почве, и в воздухе. В воде мы моемся, плаваем. Воду  мы пьем и едим, потому что она входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину, состоим из воды. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить животные. Вода «добывает» электрический ток на электростанциях…

-Свойства воды.

-Познакомиться со свойствами воды.

-Выявить свойства воды, проделать опыты, дружно работать, .../вывешивают вопросительный знак/

 Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

3. Актуализация знаний.

-Итак, сегодня вы опять будете исследователями.  У нас в классе будет работать  не одна, а несколько лабораторий. Прежде чем вы начнете работать в своих лабораториях, давайте вспомним, как мы изучали свойства воздуха?/На доске перепутанный план работы/. Приложение.

-У каждой лаборатории есть свой план работы, по которому вы будите  исследовать свойства воды. Приложение. Но для начала вспомните правила работы в группе.

Один ученик составляет план, ребята проверяют правильность

Дети перечисляют правила работы в группе.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

4. Открытие новых знаний.

1.Самостоятельная исследовательская деятельность детей.

Организует деятельность, помогает в ходе работы.

- Сделайте общий вывод. Это не все свойства воды. Работая дома, вы обнаружите другие свойства, запишите в карту исследования и расскажете на следующем уроке.

- Как вы думаете, зачем необходимо знать свойства воды?

-Оцените работу своей группы.

Физкультминутка (Учитель называет предметы. Если предмет имеет прямое отношение к воде, дети встают.)

У каждой группы на столе микролаборатория для опытов. 

Исследователи выполняют задание согласно плана.  Выдвигают гипотезы, исследуют, делают выводы. Приложение.

Эксперт выносит результат на доске. По мере выступления групп появляется таблица "Свойства воды"

Каждая группа рассказывает о проведенных опытах и полученных результатах. Остальные группы внимательно слушают и записывают результаты в свои индивидуальные  карты исследования.

- Вода – это жидкость, которая не имеет запаха, цвета, собственной формы, она прозрачная и текучая. Вода – растворитель.

- В быту, на различных производствах, в промышленности, в сельском хозяйстве человек использует свойства воды.

-После короткого обсуждения ребята комментируют свои оценки.

Играют в игру.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

5.Формирование первичных умений.

-Вспомните, какую задачу я поставила перед вами?

-Хотите проверить себя, как хорошо вы их запомнили?

Организует работу в тетрадях на печатной основе.

/презентация/.

-Запомнить свойства воды.

Заполняют изображение фонтана свойствами воды, которые запомнили. Проверяют правильность, ориентируясь на доску и свою карту исследования.

После работы делают выводы о необходимости повторения.

1) Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

2) Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

6. Постановка цели на следующий урок.

Беседа об охране воды.

- Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А людям необходима пресная вода, её на Земле не так уж много. Но почему же люди её не берегут? Можно много говорить на эту тему, но лучше один раз увидеть.

 - О чём эта презентация?

Учитель создает ситуацию затруднения.

-А что вы можете сделать для охраны воды?

-Как вы думаете, можно ли очистить загрязненную воду?

-Как это можно сделать?

-Откуда к нам в дом поступает вода и как она очищается?

Учащиеся просматривают видеоматериал «Загрязняя воду, мы убиваем себя»

- Вся жизнь на Земле не может существовать без воды. Вода очень важна для человека. Человек с каждым годом оказывает все большее влияние на природу. Вода загрязняется промышленными стоками, удобрениями и прочими вредными веществами. Загрязнение воды несёт гибель всему живому. Возникла необходимость в охране природы. И каждый из нас должен бороться за чистоту воды.

Пытаются ответить на вопросы, высказывают свои предположения. Ставят цель на следующий урок.

Регулятивные:

- целеполагание, как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

Познавательные:

- умение структурировать знания

7. Первичное закрепление.

Просмотр фильма "Вода чудесное вещество"

Повторяют знания о воде как веществе.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание индивидуальное по выбору /презентация/.

1.Повторить все о свойствах воды, пользуясь учебником (с.99) и картой исследования.

2. Повторить свойства воды, проделав дома опыты (№28 в ТПО)

3.Нарисуй плакат на тему «Охрана воды»

Слушают информацию о домашнем задании. На перемене выбирают задания для себя.

Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

9.Рефлексия. Подведение итогов занятия. Оценивание работ в группах.

Подведение итогов совместной деятельности

и деятельности каждого участника:

  • какова была цель – достигнута ли она;
  • кто и как в группе работал;
  • кто внёс наибольший вклад;
  • почему было трудно работать;
  • соблюдалось ли правило групповой работы;
  • как вырабатывали общее мнение.

.

Организует рефлексивную деятельность детей, подведение итогов урока.

Заполняют листы самооценки работы на уроке.

Делятся впечатлениями, полученными на уроке.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Приложение

ОПЫТ 1. Попробуйте воду на вкус.

Вывод: вода не имеет вкуса.

ОПЫТ 2. Понюхайте воду.

Вывод: вода не имеет запаха.

ОПЫТ 3. Посмотрите через чистую воду на надпись. Повтори наблюдения, добавив молоко, краску.

Вывод: вода прозрачная, бесцветная.

ОПЫТ 4. Переливайте воду в разные сосуды.

Вывод: вода текуча.

ОПЫТ 5. Налейте воду в разные сосуды. Какую форму она принимает?

Вывод: вода не имеет формы,  она  принимает форму того сосуда, в который  налита.

ОПЫТ 6. Растворите в воде соль, сахар, муку, растительное масло, речной песок.

                    Наблюдайте что происходит?

Вывод: вода растворитель,  но не для всех веществ.

СВОЙСТВА ВОДЫ:

- ПРОЗРАЧНАЯ  ЖИДКОСТЬ

- БЕСЦВЕТНАЯ

- РАСТВОРИТЕЛЬ, но не все вещества в ней растворяются.

- НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА

- НЕ ИМЕЕТ ВКУСА

- ТЕКУЧАЯ

- НЕ ИМЕЕТ СВОЕЙ ФОРМЫ

- ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСШИРЯТСЯ

- ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ СЖИМАЕТСЯ.

ПАМЯТКА

«Как работать в группе»

Команда – это значит вместе,

Команда – все за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Команда нас объединяет

Не испугаемся преград,

Здесь каждый свое дело знает,

Работает на результат.

А если возникают споры,

Они решаются тотчас,

И никакие разговоры

Не отвлекут от дела нас.

В своей команде нам уютно

Мы оказались в ней не вдруг,

Когда кому-то станет трудно,

Свое плечо подставит друг.

Девиз сегодняшнего урока:

«Вместе не трудно,

вместе не тесно,

вместе легко

и всегда интересно!»

Запомни и соблюдай простые правила:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

Самоанализ урока:

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию поиска и исследования.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково - символического моделирования: сами составляли модель-схему на основе полученной информации об изучаемом явлении.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Литература.

1. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС» под ред. Деменевой Н. Н., Издательство «АРКТИ», 2014 г

2. О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. Окружающий мир. 3 класс. Часть1 Издательство: Смоленск. Ассоциация 21 век, 2014.

3. Окружающий мир. 3 класс. Поурочные планы по учебнику О. Т. Поглазовой, В. Д. Шилина. Часть 1 

4. Поглазова О. Т. Окружающий мир: Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных организаций (с примером рабочей программы). Пособие для учителя / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017.

5. О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. Окружающий мир. Рабочая тетрадь №1  3 класс.  Издательство: Смоленск. Ассоциация 21 век, 2016.

6. Программы общеобразовательных учреждений Окружающий мир: Программа. 1–4 классы. Поурочно- тематическое планирование. 1–4 классы / О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.

7. youtube.com/watch?v=L3JE3Ck_wQ8


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел звонок, и в срок начинается урок. Сегодня здесь закон простой – учись и думай головой. А если знаешь, не зевай, скорее руку поднимай. Не получилось- не беда, друзья помогут нам всегда !

Слайд 2

Исследовательская станция «Кладовая солнца»

Слайд 3

« У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!» Французский писатель, автор книги «Маленький принц» Антуан де Сент Экзюпери так сказал об этом веществе:

Слайд 5

Карта исследований. Что такое вода? _____________. Свойства воды: Опыт 1. _____________________. Опыт 2. _____________________ . Опыт 3. _____________________ . Опыт 4. _____________________. Опыт 5. _____________________. Опыт 6. _____________________. Опыт 7. _____________________. Опыт 8. _____________________. Опыт 9. _____________________.

Слайд 6

Карта исследований. Что такое вода? Вода – вещество. Свойства воды: Опыт 1. Вода прозрачна. Опыт 2. Вода бесцветна. Опыт 3. Вода – растворитель, но не всех веществ. Опыт 4. Не имеет запаха . Опыт 5. Не имеет вкуса. Опыт 6. Вода течё т. Опыт 7. Не имеет формы. Опыт 8. При нагревании расширяется. При охлаждении сжимается.

Слайд 7

Сколько воды на планете?

Слайд 8

Какая вода встречается в природе ?

Слайд 9

Выскажи своё мнение по поводу увиденного. Почему погибли эти животные?

Слайд 10

Валим отходы и мусор мы в реки, Дескать вода унесет, Но у воды есть пределы терпенья , Смотрите же, люди, вперед! Пусть на Земле не умирают реки , Пусть стороной обходит их беда. И будет оставаться в них навеки Чистая и вкусная вода!

Слайд 11

Вывод: 1.Нельзя в водоёмы выбрасывать мусор. От загрязнения воды страдает всё живое. 2. Большой вред водоёмам приносит отравление нефтяными продуктами. От них погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. 3. Загрязнённая вода вредна для здоровья человека. Закон об охране природы запрещает спускать в водоёмы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоёмов.

Слайд 12

Домашнее задание: 1.Повторить все о свойствах воды, пользуясь учебником (с.99) и картой исследования. 2. Повторить свойства воды, проделав дома опыты (№28 в ТПО ) 3.Нарисуй плакат на тему «Охрана воды»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по модулю "Основы православной культуры." Тема урока: "Христос и его крест"

Данная работа была защищена на курсах повышения квалификации . Смерть Иисуса Христа на кресте - центральный образ христианского искусства. Значение крестной казни Христа в том ,что « Он снизошел быть...

урок-проект урока математики 2 класс

урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...

урок-проект урока математики 2 класс

урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...

Педагогический проект «Урок-проект «Театр кукол»

Пояснительная запискапедагогического проекта «Урок-проект «Театр кукол».Данный проект разработан для проведения урока изобразительное искусство по программе «Изобразительное искусство и художественный...

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка

Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...