Технологическая карта по окружающему миру.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Технологическая карта по окружающему миру по теме "Откуда берутся снег и лёд".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_po_okr.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            МБОУ «Мордовско-Полянская СОШ»

Урок- исследование

«Откуда берутся снег и лед?»

А.А. Плешаков. Окружающий мир 1 класс

УМК «Школа России»

Урок составила:

Криворотова Александра Николаевна

Мордовская Поляна   2018

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Тип урока: урок -исследование

УМК: «Школа России»

Технологическая карта

Тема

«Откуда берутся снег и лед?»

Цель

формирование представлений о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой,

обучение практическому исследованию природных объектов и явлений.

Задачи

  • продолжить обучение практическому исследованию природных объектов и явлений;
  • развивать мышление, внимание, память учащихся;
  • обучать работе в группах, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках; получат возможность научиться проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.

Метапредметные:  формирование умения планировать, контролировать и  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Личностные : формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Формируемые УУД

Регулятивные: учить:

- выполнять учебное действие в соответствии с заданием;

- применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы

Познавательные:

- учить планировать, анализировать свою работу;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:  

. - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  со сверстниками;

- работать индивидуально;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

  1.  Компьютер, медиапроектор, экран.
  2. Презентация к занятию «Откуда берутся снег и лед?»
  3. Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков.  – М.: Просвещение, 2011.
  4. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, -  М.: Просвещение, 2011.
  5. Цветные карандаши.
  6. Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканчиках, стаканчики с водой, ложечки, деревянные палочки, цветной и белый картон, молоток (для учителя), салфетки для рук.

Организация пространства

Учебный кабинет, интерактивная доска, ИКТ, парты расставлены парами для групповой работы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне;

создание  благоприятной обстановки.

11.Актуализация знаний учащихся.

. Цель.

Формулирование темы урока.

Организационный момент, положительная  мотивация к уроку

Диалог с целью актуализации знаний.

Работа с  презентацией.

.Обучающие настраиваются на учебную деятельность

- Да.

- Из снега.

- На земле, на лужах.

Ответы детей

Ответы детей, самопроверка.

- Холодные, тают.

-Мы урок начнем с разминки,

Выпрямили свои спинки,

На носочках потянулись,

Все друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять –

Нам урок пора начать.

- Я вижу у вас хорошее настроение и  желаю  всем  на  этом  уроке  подняться  еще на  одну ступеньку выше  в  познании  окружающего  мира.

На доске снежинки разного цвета.

- Посмотрите на доску. Что вы там видите?

- Выберите себе снежинку, какая вам нравится и займите место за столом, где лежит конверт такого же цвета.

- Сегодня на уроке будем учиться работать коллективно, в группе.

- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не позволяйте, чтобы язычок ваш забегал вперёд ума.

- Я желаю вам удачи и новых открытий!

- А вы любите зиму?

Слайд2

- А в снежки играть любите?

- Из чего снежки лепите?

Слайд3

- Где в природе вы видели снег и лёд?

Слайд4

Учитель загадывает загадки (учебник с.68)

- Как вы думаете, откуда берутся снег и лёд?

Слайд5

- Что общего у снега и льда?

- Чтобы доказать или опровергнуть ваши предположения, надо провести опыты.

- Кто догадался, что мы сегодня будем изучать на уроке?

- Сегодня у нас необычный урок. Мы, как настоящие ученые, будем выдвигать гипотезы, т.е. предположения, доказывать или опровергать их, проводить опыты, делать выводы. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного.

 

- Прочитайте тему урока на экране. Слайд1

Личностные: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов

Коммуникативные: планирование  совместной деятельности с учителем и со сверстниками.

Личностные:

-  Проявление интереса к поставленной проблеме.

Метапредметные:

Регулятивные:

- умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные:

- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.

Предметные:

- узнают, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам.

III Открытие нового знания.

Цель:

- по возможности включить детей в ситуацию выбора метода решения

   проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование  нового алгоритма (понятия) в языке и знакомо;

- обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу.

Организовать работу в группах.

Работа с учебником.

Беседа по правилам безопасности.

Работа по алгоритму

Работа в группах Обсуждают, высказывают своё мнение, определяют пути решения, выполняют действия по алгоритму, представляют результат работы.

- Работать вы будете в группе, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же быть очень внимательными.

- Откройте учебник на с. 48 и определите цель наших опытов.

(Изучим свойства снега и льда)

Слайд6

- Работать будем по плану: называем предметы оборудования, выполняем опыт, формулируем вывод. Вывод записан под рисунком, его только нужно закончить с помощью слов-помощников. Слова-помощники записаны внизу страницы и на карточках.

Слайд 7

Опыт 1

- Что нам нужно для опыта?

- Попробуйте в снегу сделать ямку.

- А теперь попробуйте в кусочке льда сделать ямку.

- Что заметили?

-  Я попробую ударить по льду молотком.

- Что  заметили?

- Закончите вывод, подставив слово-помощник.

- Проверяем. (Вывод формулирует 1 группа, а остальные оценивают).

Какая беда может случиться, если лёд тонкий?

Вывод:  тонкий лёд  хрупкий, поэтому нельзя кататься по первому, ещё слабому льду.

Слайд 8

Опыт 2

- Что нужно для второго опыта?

- Сравните цвет снега и льда с листами картона и закончите вывод.

- Формулирует вывод2группа.

Слайд 9

Опыт 3

- Что нужно для этого опыта?

- Можно ли  разглядеть через снег предмет?

- А через лёд?

- Какой вывод можно сделать, скажет нам 1 группа.

Слайд 10

Опыт 4

- И последний опыт.

- Что берем для опыта?

- Положите снег и лёд в стаканчики с водой.

- Что происходит с ними?

- Закончите вывод с помощью слова-помощника.

- Вывод формулирует 1 группа.

- Назовите свойства снега. Ответ 2 группа.

- Свойства льда называет 1 группа.

-  Вспомните, какова была цель наших опытов?

(Изучить свойства снега и льда, доказать или опровергнуть нашу гипотезу.)

Таким образом, мы опровергли гипотезу, что снег и лед – это не одно и то же. Хотя у них разные свойства, снег и лед – это замерзшая вода.

Снег                                 Лед

      Рыхлый             Хрупкий

      Белый                Бесцветный                              

Непрозрачный   Прозрачный                        

      Тает, превращается в воду.

Личностные:

- эмоционально-ценностное отношение.

Метапредметные:

Регулятивные:

-организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально;

- умение осознано использовать речевые и графические средства для представления результата;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

IV Физкультминутка–

Цель: снять усталость, поддержать эмоциональный настрой.

Выполняют движения, соответствующие заданию.

Н.в. – присели, руки вперед

П.в – встали на носочки, покружились, руки вверх

Б.в. – танцуют под музыку

Проводит физминутку с показом упражнений под музыку.

-Давайте немножко отдохнем вместе с весёлыми снеговиками.

На поляну, на лужок
Тихо падает снежок,
Улеглись снежинки.
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился снежок,
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.

Регулятивные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

V  Первичное закрепление новых.

 Цель:

- обеспечить проговаривание обучающимися нового знания и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала.

- организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения;

- стимулировать интерес обучающихся  к выполнению заданий.

знаний.

Работа по слайдам, проговаривание результатов опытов в громкой речи.

Работа с учебником.

Работа с учебником.

-  Ребята, посмотрите, что же случилось со снегом и льдом, пока мы с отдыхали?  (лёд и снег растаяли)

- Из чего состоит снег и лед?

- Снег – это вода, лёд – это тоже вода.  Почему они такие разные? Давайте попробуем в этом разобраться.

 - Как из воды можно получить лед?

- А вот как образуется снег. ( ИКТ «Как образуется снег» - источник  Электронный учебник для 1 класса «Окружающий мир»)

    Какова была наша гипотеза? Что мы предположили?

- А к какому выводу мы пришли?

-Послушаем теперь Мудрую Черепаху и прочитаем вывод на странице 69 учебника.

Личностные:

- ответственное отношение к выполнению заданий.

Метапредметные:

Регулятивные:

- умения вести самостоятельный отбор информации;

- умение выполнять учебное действие.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- умение работать индивидуально.

Предметные:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

 V1.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

        Создание ситуации успеха.

Цель:

- установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления, провести кор-рекцию;

- каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Использование ИКТ

Работа в Рабочей тетради.

Самопроверка.

Читают и выполняют задания в рабочей тетради; на листе достижений, обсуждают, высказывают своё мнение, оценивают работу   одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности.

- На странице 46, задание № 2 в рабочей тетради в два столбика записаны свойства льда и снега. Нужно определить какие из них принадлежат льду, а какие – снегу.

- Соедините самостоятельно стрелками.

Проверьте правильность выполнения работы по эталону на слайде.

-Посмотрите, какие красивые снежинки нарисовал муравьишка в ваших рабочих тетрадях на странице 46 в задании №3. Рассмотрите их и сравните: что у них общего, а чем они отличаются.

- Вопросик не успел дорисовать снежинки. Помогите ему и дорисуйте. Первая группа – первую снежинку, вторая группа - вторую снежинку, а первая  группа - третью снежинку.

-Давайте проверим, как вы усвоили материал нашего исследования. Вы должны будете ответить на вопросы, а ответы записать на листе достижений: да – зелёный кружочек, если отвечаете нет- красный, не знаю –синий.

-Поменялись листочками достижений, проверили по таблице

-нарисуйте смайлик, поменяйтесь тетрадями и посмотрите свои результаты.

Личностные:

- участвовать  в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные:

- выполнение работы по образцу.

Регулятивные:

- оценивать достигнутые результаты.

Предметные:

-знание понятий по изучаемой теме «Откуда берутся снег и лед?»

V11.Включение

новых знаний  в

систему знаний и

повторение.

Цель:

 включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление

 Беседа о свойствах снега и льда в природе. Работа с учебником.

Использование ИКТ

Работа с учебником.

Беседа с учителем.

- Сравните свойства льда и снега. Чем они различаются? А чем похожи?

- А вот и Муравьишка Вопросик. Послушаем его.

- Где образуется снег?

 (Ответы детей)

- Послушаем Мудрую Черепаху.

- Можно ли в доме увидеть лёд?

- Как в домашних условиях воду превратить в лёд? (с.68 учебника, внизу).

- Для чего?

- Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).

- А ещё бывают ледники и айсберги.

- Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигур.

- Лепят различные фигуры и из снега. Рассмотрите снежные фигуры.

- Ребята, а  нам со снегом, хорошо или плохо?

- Верно: это веселые забавы детей,  (можно кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков) это спорт, отдых.

Личностные:

- участвовать  в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные:

Регулятивные:

- применять и сохранять учебную за

дачу, соответствующую этапу обуче

ния;

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  со сверстниками;

- работать индивидуально;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

VII1. Рефлексия деятельности. Итог урока.

Цель:

- совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. Степень их соответствия.

Наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам продолжить предложение.

Слайд11

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня на уроке я удивился...

Самое интересное задание для меня было…

Слайд 12

-Я  вами довольна. Вы настоящие исследователи. Давайте скажем друг другу – СПАСИБО!

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

Регулятивные:

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные:

- умение систематизировать знания по теме «Откуда берутся снег и лёд?»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по окружающему миру "В мире звука"

Конспект урока и презентация по окружающему миру 2 класс по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"

Класс  1УМК  ПерспективаПредмет Окружающий мирТема    Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта по окружающему миру на тему: "Россия на карте", 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА (Окружающий Мир) Тема: Россия на карте Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «географическая карта»; с условными знаками на карте  Планируемые ре...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:  введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...