Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Грибы съедобные и ядовитые"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Приданова Наталья Андреевна

Урок по окружающему миру во  2 классе разработан с учетом возрастных способостей и требований ФГОС второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prilozhenie_1prilozhenie_2.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Андреевская средняя школа имени Н. Н. Благова

Конспект  открытого  урока по предмету                     «Окружающий  мир» во 2-м классе

Тема урока: « Грибы съедобные и ядовитые»

                                             

 Подготовила и провела

                                               учитель начальных классов

первой категории

         Приданова  Наталья Андреевна

Тема урока:  Грибы съедобные и ядовитые.

Цель урока: сформировать у младших школьников конкретные представления о съедобных и ядовитых грибах, об их значении в природе.

Задачи: 

  • познакомить с видами съедобных и несъедобных грибов;
  • показать, какую опасность для жизни человека представляют ядовитые грибы;  
  • совместно с ребятами вывести  правила  сбора грибов;
  • способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • способствовать формированию бережного отношения к природе.

План урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

- Строение грибов.

- Взаимосвязь грибов с деревьями.

3.  Работа над новым материалом

      - Объявление темы и целей урока.

      - Прогнозирование.

      - Съедобные грибы.

Физкультминутка

       - Ядовитые грибы .

    - Правила сбора грибов.

  1. Обобщение полученных знаний

             - Значение грибов в природе.

  1. Подведение  итогов.  Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

- Ребята, каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? ( высказывания детей)

- Мне бы очень хотелось, чтобы сегодня на уроке вы были как всегда активными, внимательными, слушали и дополняли друг друга.

  1. Актуализация знаний.  

-  О чем мы говорили на прошлом уроке? ( о грибах, их строении, видах грибов)

- Сейчас проверим, какими внимательными вы были.

  Строение грибов

- Как называется видимая часть гриба?

- Из каких частей она состоит?     Слайд 2

- Что же такое гриб?

- Верно, грибница-  это и есть сам гриб. То,  что  на поверхности,  только его плод.  Грибница  растет    более 100 лет, а гриб, т. е плодовое тело  появляется лишь на 3 - 7 день.)

- Какие названия грибов вы знаете?

- Почему названия некоторых грибов похоже на название дерева?

- Сейчас мы  вспомним, есть ли взаимосвязь между грибами и растениями.

3. Работа над новым материалом

                                  Слайд 4

- Тему урока  узнаем, разгадав загадку:

«Стоит Антошка - на одной ножке, в красной шапочке горошком».

                                                                                       (Гриб мухомор)

                                Слайд 5

 - Тема  нашего сегодняшнего урока «Грибы съедобные и несъедобные ».

- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны найти ответы к концу урока? ( высказывания детей)

                                    Слайд 6

- Верно, перед нами много вопросов, но самый главный , на который нам сегодня нужно ответить – это  вопрос: « Грибы – враги или друзья».

  - Как бы вы ответили сейчас на этот вопрос?

Физкультминутка

 Ежик шел, шел, шел и грибок нашел. (Дети маршируют)

Поднял грибок. Положил в кузовок.  (Наклоны)

 Съедобные грибы.

                                     

-  Приглашаю  вас на прогулку в лес. Я знаю, что вы, ребята, фантазёры. Представим себе, что наступило лето. И за окном зелёная трава, листья, цветы и поющие птицы. В лесу выросли ягоды, грибы.

Стихотворение читает учитель                     Слайд 7   

Корзинки возьмём,
В лес знакомый пойдём,                
Грибы мы сейчас
Непременно найдём.

-Ребята,  а вы любите собирать грибы?  Тогда вперед в лес!

Загадки читает учитель

Отгадывание загадок

 

 Слайды 8 – 9

  1. Я стою на гладкой толстой ножке

Под коричневой шляпкой

С нежной бархатной прокладкой    (белый гриб)

  1. Это гриб нарядный

Растёт с осиной рядом,

На головку надет

Ярко-красный берет.     ( подосиновик)

  1. Это грибок –

Берёзы сынок.

Кто его найдёт,

Всяк в лукошко кладёт  (подберезовик)

  1. Жёлто-рыжие сестрички,

  Величают нас …   (лисички)

  1. Вот грибочек ярко-рыжий,

Вы узнали. Это…     (рыжик)      

  1. Возле пней и на лужайке

Мы всегда гуляем стайкой.

Очень дружные ребята,

Называют нас…   (опята)

  1. Крепкий маленький грибок,

Маслянистый, как блинок.    (маслята)

  1. А я самый распространенный гриб.

 Меня можно встретить почти в каждом лесу.

Мои пластинчатые шляпки бывают розоватые,

Бордовые, зеленоватые.           (сыроежки)   Слайд 10

- Все ли эти грибы можно найти в лесах нашего края?

Несъедобные грибы. Работа в группах. 

                                  Слайд 11

- Как понимаете народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»?

Слайд 12

- Около 12 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.

- А сейчас вам предстоит отправиться в научную лабораторию и стать учеными-исследователями.

 Внимательно прочитайте предложенные вам тексты,  рассмотрите рисунки, работая в группах,  найдите и отметьте  отличия между похожими  съедобными и ядовитыми грибами. Сделайте вывод.

                                 (Групповая  работа по заполнению таблиц.)

Грибы- двойники

Гриб

Шляпка снизу

Ножка

На срезе мякоть

Съедобность

1 группа

Белый гриб

Желчный гриб

2 группа

Белый гриб

Сатанинский гриб

 - Какие из этих грибов вы встречали в наших лесах?

Физкультминутка

 Ежик шел, шел, шел и грибок нашел. (Дети маршируют)

Поднял грибок. Положил в кузовок.  (Наклоны)

-А теперь я буду называть названия грибов.

Если это съедобный гриб – вы наклоняетесь за ним и кладете в воображаемую корзинку.

Если несъедобный гриб - разводите руки в стороны, повороты головой.

Правила сбора грибов. Слайд  13

- А чтобы собирать грибы правильно,  нужно соблюдать правила сбора грибов!

- Проверим, знаете  ли вы  как правильно нужно  собирать грибы?

4.Обобщение полученных знаний

- А сейчас внимательно послушайте такую историю.

      Решение экологической задачи.  

  Экологическая задача

   Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухоморы, которые Вова сбивал палкой.

- Зачем ты это делаешь? – спросил Коля.- Ведь они нужны лесу, животным!

-  Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.

- Как вы думаете, кто из мальчиков прав? (обсуждение, высказывания детей)

           Тест.                                  Слайд 14

     Роль грибов в природе.                               

- Каково значение грибов в природе?

  • Их любит собирать и есть человек
  • В них насекомые откладывают личинки
  • Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям
  • Санитары  леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.
  •  Ими питаются животные. (Не только съедобные, а даже некоторые ядовитые грибы служат пищей для животных.)    

Слайд 15

 -Посмотрите на тех животных, которые питаются грибами.

Вывод:  В природе  ничего лишнего нет! Относитесь к  ней  бережно!

5.Подведение  итогов.  Рефлексия.

                          Слайд 16

- Как ответим на контрольный вопрос: Грибы – враги или друзья?

 Вывод: Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью.

- Каким получился наш урок? Оправдались ли ваши мысли? Что вам запомнилось?

Составление кроссворда на тему « Грибы»   ( при наличии времени)

Домашнее задание: 1.Читать (с. 113-116), отвечать на вопросы

         

Приложение 1

Грибы- двойники

Гриб

Шляпка снизу

Ножка

На срезе мякоть

Съедобность

1 группа

Белый гриб

Желчный гриб

2 группа

Шампиньон

Бледная поганка

Приложение 2

                   

Белый гриб, или боровик

Окраска шляпки самая различная – от белой до темнобурой  с фиолетовым  оттенком. Это зависит от того, в каком лесу грибы растут. Трубчатый слой вначале белый, затем желтый и зеленоватый. Ножка беловатая или светлобуроватая, с белым сетчатым рисунком. Мякоть белая, плотная, на изломе не меняет цвета, без особого вкуса но с приятным грибным запахом.

Желчный гриб (ложный белый)

Очень похож на боровик. В литературе этот гриб

называют желчным.

  Отличается от боровика и подберезовика грязно-розовым трубчатым слоем ( у боровика он белый, желтый, зеленоватый: у подберезовика – серый)

и на сломе мякоть краснеет. Ножка имеет темный сетчатый рисунок (у боровика  сеточка белая, у подберезовика сеточки вообще нет), у земли слегка клубневидная. Главное отличие – горький вкус, который не исчезает при любой обработке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру

Разработка урока по окружающему миру  с презентацией...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...