Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе "Суша под солнцем".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Раздел «Взаимодействие сил природы». 

Цель урока: формирование  представлений детей о влиянии различных природных сил на изменения рельефа Земли. Программа «Система развивающего обучения Л.В Занкова» (может  использоваться и по другим УМК, например, в рамках изучения темы «Рельеф Земли»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по окружающему миру

Автор: учитель начальных классов  МБОУ «Школа № 11 имени Г.С.Бересневой»  г. Нижнего Новгорода Загурдаева Анна Александровна

Общие сведения о разработке

Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Суша под Солнцем».

Раздел «Взаимодействие сил природы»

 Программа «Система развивающего обучения Л.В Занкова» (может  использоваться и по другим УМК, например, в рамках изучения темы «Рельеф Земли»). Учебник Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: учебник для 2 класса, в 2 частях- Самара: Корпорация «Фёдоров», 2012. 

Цель урока: формирование  представлений детей о влиянии различных природных сил на изменения рельефа Земли.

Задачи урока:

- формирование познавательной мотивации, понимания связей и зависимостей в неживой природе (личностные УУД) через создание проблемной ситуации;

- развитие логических операций сравнение, выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, формулирование выводов (познавательные логические УУД) через организацию частично-поисковой деятельности;

- развитие навыков работы с информацией через наблюдение и работу с таблицей, оформление наблюдений и выводов в письменной речи (познавательные общеучебные УУД);

- развитие навыков целеполагания, прогностической и итоговой самооценки, контроля и самоконтроля через работу с дифференцированными карточками (регулятивные УУД);

- развитие умения формулировать свою точку зрения, доказывать, договариваться, приходить к общему решению через работу в парах и в ходе фронтального обсуждения (коммуникативные УУД).

Оборудование урока:

- Учебник, интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку;

- Для демонстрации опытов: спиртовка, колечко со стальным шариком, стакан с холодной водой,

- раздаточный дидактический материал (дифференцированные по степени трудности карточки, таблица для записи результатов наблюдений и выводов, маленький флажок из картона для обратной связи);

- плакат с рисунком гор разной высоты для самооценки достижений учащихся.

План урока с хронометражем:

№п/п

План урока

Время, отводимое на каждый этап

1.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Формулировка темы урока.

3 мин.

2.

Актуализация опорных знаний. Организация самостоятельной работы по дифференцированным карточкам

5 мин.

3.

Пробное задание с фиксацией затруднения. Работа с иллюстрацией и фрагментом географической карты

5 мин.

4.

План выхода из затруднения. Постановка новой учебной задачи. Работа со схемой

3 мин.

5

Физкультминутка

1-2 мин.

6.

Реализация построенного проекта. Открытие нового знания. Наблюдение и фиксация результатов опытов, выводов . Работа с таблицей.

10 мин.

7.

Обобщение. Применение на практике полученных знаний. Работа с учебником

8-9 мин.

8.

Рефлексия деятельности (итог урока)

3-4 мин.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. Формулировка темы урока

 Приветствие. Побуждающий диалог (На доске плакат с изображением гор разной величины, расположенных в порядке возрастания).

- Здравствуйте, дорогие ребята. Посмотрите, пожалуйста, на доску и прочитайте выражение. Кто из вас слышал это выражение? Что оно означает в прямом смысле? А в переносном?

Какую бы вершину вам хотелось покорить сегодня на уроке и почему?

- Ну что ж, вперёд к покорению вершин, отважные альпинисты!

Тема урока «Суша под солнцем»

Рассматривают иллюстрацию, читают, отвечают на вопросы:

-Покорять вершины.

- Это значит забраться на гору.

- Это выражение  может также означать покорить вершину какого-то знания, чего-то добиться, что-то сделать очень хорошее.

- Я хотела бы покорить самую высокую вершину, потому что хочу узнать что-то новое, мне нравятся трудности!

- Мы постараемся сами открыть новые знания.

Личностные УУД – смыслообразование (положительная мотивация к познанию),

Познавательное общеучебное УУД: ответ на вопрос, умение осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД кооперация  участие в диалоге

2. Актуализация опорных знаний. Организация самостоятельной

работы по дифференцированным карточкам

1) -Для начала выясним, хватит ли нам нашего багажа знаний, чтобы преодолеть подъём в гору. Перед вами карточки разной степени трудности: высокая гора, поменьше и ещё меньше. Выберете ту, которую считаете вам по силам одолеть.

2) Организация самопроверки и самооценки.

- Прочитайте (или покажите), что у вас получилось? (начать с тех, кто выбрал самый простой вариант). Кто согласен с ответом? Кто не согласен?

- В чём возникло затруднение?

1) По очереди подходят к столу учителя, выбирают карточку, садятся на место, самостоятельно работают по заданиям (см. приложение «Дифференцированные карточки»)

Высокий уровень: вспоминают понятие по определению

Средний уровень: соотносят понятие и определение линией

Простой уровень: определяют понятие по картинке и словам для справок

2) Читают свои варианты ответов, комментируют ответы одноклассников, обсуждают правильность и неправильность.

Создание ситуации успеха

Формирование регулятивных УУД (прогностической самооценки, контроля и самоконтроля)

Познавательные общеучебные УУД -читать вслух и про себя, понимать прочитанное, логические УУД анализ, синтез, подведение под понятие

3. Пробное задание с фиксацией затруднения. Работа с иллюстрацией и фрагментом географической карты.

Побуждающий диалог

-1) Предлагает задание на сравнение:

- Рассмотрите на презентации фотографии Уральских и Кавказских гор и  их изображение на карте. Сравните их (найдите сходство и различие)

2) Ставит проблемный вопрос: Как вы думаете, какие из этих гор появились раньше, а какие позднее? (возникает ситуация противоречия между житейскими представлениями детей и научными фактами)

1) Сравнивают горы:

- Кавказские горы выше, это можно доказать с помощью условных обозначений, на карте они показаны коричневым цветом, а Уральские горы жёлтым.  Ещё на фотографии видно, что они покрыты снегом, Уральские ниже и покрыты травой. У Кавказских гор острые вершины, а Уральские как будто сглажены.

2) Выдвигают гипотезы, делают попытку объяснения:

- Я думаю, что позднее появились Кавказские горы, потому что они высокие, а Уральские ещё не выросли.

- А я думаю, что Уральские горы более старые. Это как пример с ножиком. Пока он новенький – он острый, а когда им попользуешься, он тупится[1].

 Развитие логических операций – сравнение, выдвижение гипотез и их обоснование (познавательные УУД)

умение осознанно строить речевое высказывание

(коммуникативные УУД)

4. План выхода из затруднения. Постановка новой учебной задачи. Работа со схемой

1) Организует диалог с детьми:

- Поднимите руку, кто согласен с Владом? С Полиной?

- Итак, у нас получились две противоположные точки зрения. Какую цель сегодня поставим на уроке?

- Что для этого мы должны сделать?

- Вы правы. Цель нашего урока: выяснить, что происходит с рельефом с течением времени.

2) Показывает схему на слайде:

- На какие вопросы будем искать ответ?

- На какие мысли вас ещё натолкнуло это изображение?

- Где мы можем найти правильный ответ?

- Сегодня мы будем искать ответ необычным способом, как учёные: ставить опыты, экспериментировать и вести журнал наблюдений!

Участвуют в диалоге,

выбирают точку зрения, которая по их мнению является правильной.

- Мы поставим цель: выяснить, какая точка зрения правильная, узнать, какие горы более старые или молодые: Кавказские или Уральские?

- Найти доказательства.

2) Рассматривают схему, формулируют план достижения цели:

- Мы должны найти ответ на вопросы: Что влияет на рельеф? Как влияет?

- Я думаю, что на рельеф влияет солнце, вода и ветер. Солнце нагревает, вода и ветер охлаждает.

- В учебнике, спросить у взрослых, посмотреть в интернете

Формирование познавательной мотивации (личностные УУД)

 Формирование умения строить логическую цепь рассуждений, умения пользоваться знаково-символическими действиями, строить речевые высказывания (познавательные УУД)

5.Физкультминутка

Предлагаю игру на внимательность «Путешествие по планете». Я буду называть разные формы рельефа. «Горы» – и вы поднимаете руки вверх, «равнины», «впадины или овраги» –… Какие движения выберете? (усложнённый вариант игры: показывать детям обманные движения)

Слушают и воспринимают инструкцию, договариваются о правилах игры, участвуют в игре, осуществляют двигательную активность

Регулятивные УУД (умение принимать учебную задачу, следовать заданной инструкции)

6. Реализация построенного проекта. Открытие нового знания. Наблюдение и фиксация результатов опытов, выводов . Работа с таблицей.

 1) Организует работу в парах.

-Давайте сегодня, как настоящие учёные -исследователи проведём эксперимент и выясним, что происходит с твёрдыми телами при нагревании и охлаждении. Обсуждать и записывать результаты наших наблюдений вы будете, работая в парах, в специальную таблицу. Как только закончите работу, возьмитесь за руки и поднимите вверх, образуя вершину горы.

2) Демонстрирует сначала прохождение стального шарика через колечко.

- Теперь нагреем шарик на спиртовке и вновь попробуем поместить его в колечко. Что наблюдаем?

- Охладим шарик в воде. Пройдёт теперь через колечко, как думаете?

- Сформулируйте вывод и запишите в 3 столбец таблицы.

Наблюдают опыты, обсуждают в парах, записывают результат в таблицу. (См. приложение «Карта наблюдений»)

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/248/247705/247705_html_129ae061.png

- Когда вы нагрели шарик, он потолстел!

- При нагревании шарик стал больше!

- При охлаждении он снова стал маленьким, он уменьшился в размерах

- При нагревании твёрдые тела расширяются, а при охлаждении сужаются.

Развитие навыков работы с информацией через наблюдение и работу с таблицей, оформление наблюдений и выводов в письменной речи (познавательные общеучебные УУД)

Коммуникативное УУД

Развитие умения формулировать выводы, кооперация, участие в работе группы, сотрудничество в совместном решении проблемы

7. Обобщение. Применение на практике полученных знаний. Работа с учебником

1)Организует диалог:

- Зачем я показала вам эти опыты?

-На какой ответ мы искали ответ?

-Что произойдёт, если камень постоянно из года в год то нагревать, то охлаждать?

2) Откройте учебник на стр. 98-99. Прочитайте статью и найдите ответ на вопросы:  Что такое останец и зачем островитяне жарили гору?

- Какое свойство твёрдых тел разрушает рельеф Земли?

- Как изменяется рельеф под воздействием солнца, воды и ветра?

3) просмотр слайд –шоу «столбы выветривания».

Формулируют устные ответы на вопросы:

- Мы выяснили, что происходит с твёрдыми телами при нагревании и охлаждении

- Что происходит с рельефом с течением времени?

- На нём появятся трещины, и он начнёт разрушаться.

2) читают текст учебника, анализируют, ищут ответ на вопрос, формулируют устный ответ.

- При нагревании твёрдые тела расширяются, а при охлаждении сужаются.

- Под воздействием солнца, воды, ветра рельеф Земли выравнивается.

3) Играют в «Ассоциации» или «На что похоже?»

Коммуникативные УУД кооперация  участие в диалоге

Познавательные УУД – построение умозаключений, обобщение

Общеучебные познавательные УУД -

поиск информации, смысловое чтение

гимнастика для глаз, снятие напряжения и усталости к концу урока

7. Рефлексия деятельности. Итог урока

 - Удалось ли нам сегодня покорить вершину?

- Какая гипотеза при сравнении Уральских и Кавказских гор подтвердилась?

- Какие вопросы хотелось бы задать? Что ещё узнать на следующем уроке?

- Возьмите флажок и прикрепите на ту вершину, которую вы покорили сегодня:

Самая высокая – уверен в своих знаниях

Вторая по величине - в основном уверен.

Третья – можно ещё повторить

Четвёртая – нуждаюсь в помощи

 Учитель анализирует результаты оценивания, предлагает найти ответы на поставленные детьми вопросы в качестве домашнего задания

Ответы детей.

- Уральские горы старше, потому что у них сглаженные вершины, они ниже, сильнее разрушены.

Вопросы детей:

- Почему разрушаются горы?

- Если горы разрушаются, то как же они тогда появились?

- Почему на некоторых горах растут растения, там же камни?

Выходят к доске, прикрепляют флажок на вершину по собственному выбору

Регулятивное УУД

Оценка – осознание качества и уровня усвоения

Коммуникативные УУД- умение формулировать вопросы

Личностные УУД – познавательная мотивация


[1] Приведены реальные ответы детей на уроке.



Предварительный просмотр:

Карточка № 1 (Высокая вершина)

Отгадай слова, впиши в клеточки

  1. Как называется обширное пространство суши, омываемое морями и океанами.

м

к

  1. Все неровности поверхности Земли  

р

ф

  1. Отдельный предмет в пространстве

т

о

  1. Стекло, камень – это какие тела?

т

е

  1. По небу ходит
    Маляр без кистей.
    Краской коричневой
    Красит людей.      

с

е

  1. Земная кора, твёрдая оболочка Земли – это

л

о

а

  1. Не отыскать её корней, 
    Верхушка выше тополей. 
    Всё круче вверх она идёт- 
    А не растёт. 

г

  1. Воздушная оболочка Земли называется

а

о

а

Карточка № 2 (Средняя вершина)

  1. Соедини линией понятие с определением.

 - Большие участки суши, имеющие ровную поверхность

Овраги, впадины

- Небольшие возвышения на равнинах

рельеф

- Горы, расположенные рядами

Холмы

- Углубления на поверхности Земли с крутыми склонами

Горные хребты

- Все неровности поверхности Земли

равнины

  1. Какое понятие объединяет все остальные? (подчеркни)

Карточка № 2 (Средняя вершина)

  1. Соедини линией понятие с определением.

 - Большие участки суши, имеющие ровную поверхность

Овраги, впадины

- Небольшие возвышения на равнинах

рельеф

- Горы, расположенные рядами

Холмы

- Углубления на поверхности Земли с крутыми склонами

Горные хребты

- Все неровности поверхности Земли

равнины

  1. Какое понятие объединяет все остальные? (подчеркни)

Карточка № 3 (небольшая вершина)

Определи и подпиши справа от картинки формы рельефа. Если можешь, покажи, каким цветом они обозначаются на карте.

http://scienceland.info/images/geography6/pic68.png

http://blgy.ru/images/biology5/pic107.png

Слова для справок: равнина, гора, овраг, холм.

Карта наблюдений

Опыты

Наблюдения

Выводы

№ 1. Нагревание твёрдых тел

При нагревании шарик стал ____________________

Твёрдые тела при нагревании _______________________

№ 2. Охлаждение твёрдых тел

При охлаждении шарик стал ____________________

Твёрдые тела при охлаждении _______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...

Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)

В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема урока: «Распознавание предметов путем соприкосновения с ними»

Название УМК  Перспективная начальная школаПредмет Окружающий мир Класс_4_Тема урока «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»Место и роль урока в изучаемо...