Открытый урок по окружающему миру "Путешествие с компасом"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Матыпова Виктория Викторовна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_puteshestvie_s_kompasom.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Приложение № 12

«Открытые уроки»

       Тема урока: Путешествие с компасом.

Цель:  Формировать первоначальные представления о  компасе, познакомить детей с устройством компаса и правилами работы с ним.

Задачи:

образовательные:    повторить понятия «горизонт» и «линия горизонта», познакомить с прибором для определения сторон горизонта – компасом, научить им пользоваться.

развивающие:           развивать внимание, кругозор, наблюдательность, умение ориентироваться в непривычной ситуации, мышление, умение рассуждать, анализировать; стремление применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.

воспитательные: воспитывать уверенность в себе; Воспитывать умение слушать другого, аккуратность, интерес к окружающему миру.

 

Ход урока:

  1. Актуализация знаний. Повторение пройденного

Здравствуйте, ребята! Рада видеть всех вас.

- Пусть этот урок станет уроком новых открытий  для каждого из вас. Пожелаем друг другу успеха и прекрасного настроения

-Сегодня на уроке мы продолжаем открывать тайны природы.

-А где их лучше всего открывать? (на природе)

- Для этого мы отправимся в поход.

-Кто ходил в поход? Молодцы.

-Как называют людей, идущих в поход? (туристы)

-Мы отправимся в воображаемый поход в лес.

-Что нужно взять в поход?

 

-Итак, приготовимся в путь. Встали, надели сапоги, куртку, шапку, взяли  рюкзак на плечи и пошли. ( дети имитируют соответствующие движения)-(небольшая физминутка)

-Идем, идем,  подошли  к большому озеру и на горизонте виднеется корабль……..

-А что такое «горизонт»? ( земная поверхность,  которую мы видим вокруг себя)

-А что такое линия горизонта?( это  линия, где небо как бы сходится с землей)? --Давайте до нее дойдем и сделаем привал. Сможем?  ( нет, линия  горизонта всегда отдаляется).

-Почему? –(потому что  Земля круглая)

-Молодцы.

-Сегодня мы будем работать в группах.

 -Посмотрите, на доске буквы: С Ю З В, разделитесь на 4 группы: 1 группа – С,2 группа –Ю, 3 группа – З, 4 группа – В.

 Давайте вспомним правила работы в

группе:

Правила работы в группе 

  • уметь  слушать другого
  • высказывать свое мнение
  • уважать мнение других

 

-Не случайно  мы вспомнили эти буквы .

-Кто догадался, что они обозначают?( стороны горизонта)

( 1 ученик прикрепляет на розу ветров основные стороны горизонта)

 

-Первая группа С- хором- (север), вторая-Ю- юг, третья- З- запад, четвертая В- восток (Командир группы ставит букву  на розу ветров на доске)

-Мы назвали основные стороны горизонта. Вспомните  и допишите промежуточные названия  сторон горизонта в группе.

(Лист № 1)

 (работа детей)

-Проверим работу групп.

-1 представитель от группы прикрепит промежуточную сторону горизонта на доску Все внимательно слушают ответы и показывают знаки «+»,»-«

Итог: Назовите основные стороны горизонта.  Промежуточные.

-Для чего нужно их знать.

-А кто уверен, что очень хорошо запомнил стороны горизонта, поднимите руки?

- А теперь проверим, как хорошо каждый из вас может ориентироваться по сторонам горизонта. Будем писать графический диктант, но непростой, а по сторонам горизонта

 

-Чтобы не допустить ошибки, потренируемся и сделаем вместе.

-Показываем направление  рукой.

-Север- вверх, юг- вниз, запад -влево, восток- вправо.

-А теперь каждый сам проверит свои знания сторон горизонта.

-Перед вам маршрутный лист. Найдите поле в клеточку , поставьте карандаш в точку

Начинаем: 1 шаг = 1 клеточке.

 4 клетки на Юг

  • 4 клетки на В
  • 4 шага на С
  • 4 шага на З

- Какая фигура у вас получилась? (квадрат)                  

-Встаньте все у кого получился квадрат. Молодцы

- Так какие основные стороны горизонта? А промежуточные?

Целепологание.

-И вот мы пришли  в лес. (видеофрагмент)

Сколько всего интересного вокруг.

-А что можно делать в лесу? ( слушать пение птиц, любоваться природой…)

-А что нельзя?

-Гуляли мы в лесу и заблудились. Что делать?

-Что должен иметь настоящий турист, чтобы не заблудиться в лесу?

– А мы продолжаем разгадывать загадки природы, будущие туристы, отгадайте загадку.

По стране в поход идём,

Друга мы с собой берём.

Он не даст нам заблудиться,

От маршрута уклониться.

Нам покажет верный  друг

Путь на север и на юг.    (компас)

Определите тему урока. «Путешествие с компасом»

-  На маршрутном листе давайте напишем тему урока.

-(Компас)

 (Учитель вывешивает на доску название темы урока «Компас»

-А что бы вы хотели узнать о компасе?

Дети отвечают на вопрос- учитель вывешивает на доску план урока:

1.Что такое компас?

2.Устройство.

3.Порядок работы.

-Что такое компас?  Как вы думаете, ребята?

-Задание 1. Из слов соберите определение компаса и наклейте полоски в нужном порядке. Помогут в работе ваши умения составлять предложения.

Учитель в это время раздает компасы.

(Компас- это прибор для определения сторон горизонта.)

-Проверим свое определение с определением, данным в учебнике на с. 34 третья строка снизу.

-Так что же такое Компас? Проверка

- А зачем знать стороны света? ( Чтобы не заблудиться)

2. -Продолжаем наш виртуальный поход, ребята.

-Перед вами компасы.

-Что такое компас? (Прибор)

-Чтобы научиться пользоваться этим прибором, что нужно узнать?(Как он устроен)

- Рассмотрим, как устроен  компас.

- На что похож компас? (на часы)

-Чем компас похож на часы? (круглая коробочка, сверху стекло, внутри шкала с делениями)

-Предлагаю  внимательно рассмотреть компас вдвоем. Обсудить в паре из чего состоит.

- Если сомневаетесь - обратитесь к учебнику.

-в маршрутном листе найдите задание 2 и сами допишите составные части компаса.

-Из какие частей состоит компас? Все внимательно слушают и дополняют пару.

- -Проверка- доска. Еще раз проверим себя и записи в маршрутных листах.

-На какой вопрос урока мы нашли ответ? (Устройство компаса)

-Я внимательно слушала ваши ответы. Вы говорили МАГНИТНАЯ стрелка

-А что это значит? Кто ее намагнитил? Ответы детей…

-Что мы уже знаем о компасе?

-Кто готов работать с компасом? Выйди к доске. Получилось?

-Что нужно узнать еще? (правила работы)

 

  1. Правила работы с компасом.

- Расположите пункты работы с компасом в правильном порядке.

 

     Положите компас на ровную поверхность.

Подождите, пока стрелка компаса успокоится.

Поверните корпус компаса так, чтобы буква «C» совпала с  концом стрелки.

     Тогда  все буквы  укажут направление сторон горизонта.

-Проверка по группам. (интерактивная доска) Поставьте предложения в нужной последовательности. 1 группа

Группа С -1. Группа Ю-2. Группа З-3. Группа В-4.

-Так что же такое компас?

-Из чего он состоит?

-Как пользоваться?

-Возьмите компас в руки. Обратите пристальное внимание на компас. Что заметили?(буквы не русские)

-Стороны горизонта на компасе обозначены латинскими буквами. Они очень похожи на буквы англ. языка.

-Где будет север? Как называется север?

 Cевер-Норд –буква –эн-N( прикрепить на доску)

Противоположная сторона- югзюйт- буква S- зэ

Запад -вэст- буква дабл ю- W

- Восток- ист- буква Е-

-Кто самый внимательный? Как на компасе узнать где север, если забыл латинские буквы??? 0!!!!!!градусов

Практическое применение компаса

-Давайте попробуем вместе с помощью компаса определить стороны горизонта.

Пользуемся планом.

  1. Прочитай 1 пункт плана……2,  3, 4.

- А теперь определите в каком направлении расположена доска-с, дверь- св, окно-юг

 

Закрепление полученных знаний. Практическая работа.

-В лесу много прекрасного. И в нашем классе тоже спрятались объекты природы.

-Каждой группе нужно будет определить с помощью компаса сторону горизонта своего объекта.( снегирь, синичка, снеговик, заяц)

- Выполните действия в соответствии с планом работы с компасом.

-Проверяем работу групп.

-А сейчас вопрос для самых смекалистых. Когда нужно использовать компас? Когда вы уже заблудились? (Нет. При входе в лес, чтобы выйти в обратном направлении)

Допишите последнее задание в маршрутном листе.

Проверка (доска)21

5. Совет начинающему туристу.

Итог.

-Пора возвращаться домой, ребята.

-На все вопросы урока ответили?

-Кто помнит, что было главным на уроке?  Почему тема так важна?

-Что у нас получилось. Давайте озвучим их. 1 гр.

 

Рефлексия.

-Вернемся к фигуре, которая у нас получилась в начале урока. Нашли?

 

- Превратим его в компас, дорисуйте стороны горизонта.

- Если на уроке вам все было понятно, вы хорошо усвоили  материал, у вас все получилось, то нарисуйте стрелку на север.

-Если на уроке у вас было хорошее настроение, нарисуйте стрелку на юг.

 

-Если остались какие-то сомнения  и вопросы, нарисуйте стрелку запад.

Дома вы сможете более подробно изучить эту интересную тему.

-Если вас что-то огорчило или возникли какие-то трудности, то нарисуйте стрелку на восток.

-Встаньте дети у кого все получилось- похлопаем им

-Кого что-то огорчило?

-Это очень сложная тема, мы продолжим ее изучение и обязательно выйдем на улицу и будем ориентироваться по компасу.

-Людям каких профессий нужно уметь пользоваться компасом? (летчики, военные, моряки)

-Может быть из вас тоже вырастут будущие военные и моряки, поэтому сейчас научимся пользоваться компасом.

 

-Где и когда нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке? (заблудились в лесу, пошли в поход, соревнования по спортивному ориентированию, тур. слеты)

- А маршрутный лист поможет вам в подготовке домашнее задания.

-Спасибо за активную работу на уроке.

Лист №1

Правила работы в группе:

-Уметь слушать другого

-высказывать свое мнение

-уважать мнение других

План урока

  1. Что такое компас?
  2. Устройство компаса.

  1.  Порядок работы.

Маршрутный лист.

ФИО.____________________________________________________

Задание № 1.


Задание № 2.

Тема ________________________________________________________

Задание № 3.

Запишите из каких частей состоит компас.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №4

Когда нужно использовать компас?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

План работы с компасом.

  1. Положите компас на ровную поверхность.
  2. Подождите пока стрелка компаса успокоится
  3. Поверните компас так, чтобы буква «С» или «N» совпадала с концом стрелки.

План работы с компасом.

  1. Положите компас на ровную поверхность.
  2. Подождите пока стрелка компаса успокоится
  3. Поверните компас так, чтобы буква «С» или «N» совпадала с концом стрелки.

План работы с компасом.

  1. Положите компас на ровную поверхность.
  2. Подождите пока стрелка компаса успокоится
  3. Поверните компас так, чтобы буква «С» или «N» совпадала с концом стрелки.

План работы с компасом.

  1. Положите компас на ровную поверхность.
  2. Подождите пока стрелка компаса успокоится
  3. Поверните компас так, чтобы буква «С» или «N» совпадала с концом стрелки.

ЮЗ

ЮВ

СВ

СЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру

Разработка урока по окружающему миру  с презентацией...

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...