Открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Как зимовали наши предки" УМК "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Лукьянова Елена Николаевна

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Как зимовали наши предки" УМК "Гармония". Архив содержит презентацию к уроку и конспект уроку. Рекомендую использовать в  своей практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Бобровская СОШ №2

Воронежская область, г. Бобров

Учитель начальных классов

Лукьянова Елена Николаевна

Открытый урок  по окружающему миру в 3 классе.

Тема: «Как зимовали наши предки» ( УМК «Гармония»)

Цели урока: сформировать представление о занятиях и обычаях наших предков зимой;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи.Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах.Развивать воображение; историческое мышление.Воспитывать уважение к делам наших предков и старинным обычаям.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку,  старинные  вещи или их изображения (прялка, ложки, полотенца, тряпичные куклы, лапти).

Ход урока

 1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: Зиму в народе называют ласково зимушка – зима, матушка зима,  чародейка, белолицая красавица. Послушайте стихотворение  П.Вяземского: Слайд 1. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»

                 Ученица:     Здравствуй, в белом сарафане

                                       Из серебряной парчи,

                                       На тебе горят алмазы, словно яркие лучи.

                                       Здравствуй, русская молодка,

                                       Раскрасавица душа,

                                       Белоснежная лебедка,

                                       Здравствуй, матушка-зима.  

 (Отметить погоду)

- Вспомним домашнее задание ,  побеседуем фронтально. (Несколько ребят получают карточки).

Фронтальная беседа.

На протяжении нескольких уроков мы беседуем о зиме. Давайте вспомним  что же нового мы узнали о зиме.

-Когда начинается зима по календарю, по положению солнца, в природе?

- Чем примечателен день 22 декабря?

- Какие природные явления можно наблюдать зимой?

- Объясни слова «ледостав», «снегопад», «метель», «оттепель», «морозобоина».

-Как зимуют деревья, кустарники, травы? В каком состоянии они находятся?

-Как люди ухаживают за культурными растениями в зимний период?

-Как зимуют разные группы животных? Какие из них являются теплокровными, какие холоднокровными? Чем характерно их состояние во время спячки и оцепенения?

- Почему на дне глубоких водоёмов температура воды в морозы выше нуля градусов?

-Как человек может помочь диким животным пережить суровую зиму?                  

         3. Новая тема:

1) Давайте вспомним, чем занимались наши предки летом и осенью?  (Косили  траву,  заготавливали  сено). В августе начиналась уборка хлебов. (Срезали  колосья, жали, вязали в снопы, обмолачивали  колосья цепами,  мололи на мельнице.) Очень тяжела была работа крестьян. -. Как она называлась? (Страдой).

- А какие заботы были в жизни наших предков зимой? Ответы детей.

- Прочитаем текст на с.150-151  Какие заботы были у наших предков зимой.

Вопросы по тексту.

-  Почему сельские жители особенно ждали зиму?

- Чтол приветствовали  люди в декабре ?

-  О каком дне говорили « Солнце на лето –зима на мороз»? Что такое Солнцеворот с. 160

-Как ещё говорили о  этом дне?

Как праздновали этот день?  

-Какие заботы были у мужчин? ( у женщин)

Видео - физминутка  со снеговичком. https://yandex.ru/video/search?filmId=15218697315039861512&text=видео%20физминутка%20со%20снеговиком&noreask=1&path=wizard&reqid=1523726745414473-1703982570728627760420829-sas1-1915-V

Продолжение работы по теме урока

- Послушайте отрывки из стихотворения Ивана Сурикова «Детство» и,  подумайте чем же ещё занимались дети и взрослые в старину?

Стихотворение И.Сурикова «Детство»

 Отрывок из стихотворения "Крестьянские дети" Н.Некрасов

Однажды, в студеную зимнюю пору

 Я из лесу вышел; был сильный мороз.

 Гляжу, поднимается медленно в гору

 Лошадка, везущая хворосту воз.

 И шествуя важно, в спокойствии чинном,

 Лошадку ведет под уздцы мужичок

 В больших сапогах, в полушубке овчинном,

 В больших рукавицах... а сам с ноготок!

 «Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —

 «Уж больно ты грозен, как я погляжу!

 Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;

 Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.

 (В лесу раздавался топор дровосека.) —

 «А что, у отца-то большая семья?»

 — Семья-то большая, да два человека

 Всего мужиков-то: отец мой да я... —

 «Так вон оно что! А как звать тебя?»

                                              — Власом. —

 «А кой тебе годик?» — Шестой миновал...

 Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом,

 Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

- Что можете сказать о занятиях детей из этого стихотворения?

4.Работа в тетради  с.59  №20

 5.Беседа по иллюстрации с. 151

-Опишите предметы старинного быта  , изображённые на картинке. Многие из них вам известны, т.к. мы посещали наш краеведческий музей, были в старинной избе , нам разрешили даже потрогать  старинные предметы нашего края.

(Называют старинные предметы).

6.Работа в тетради  №21 с.59

Кроссворд из тетради можно вынести на доску или слайд

7.Сообщения детей о зимних праздниках.

8.Итог -Рефлексия

9.Д/З подготовить сообщение о праздновании Нового года в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Зима: покой природы".

Задачи: - познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;- воспитывать чу...

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Водоёмы нашего края"

Урок по окружающему миру на тему "Водоёмы нашего края!" (САмарская область) По программе "Школа России"...

Открытый урок по окружающему миру 3класс. « Природа и наша безопасность»

Окружающий мир 3класс тема : " Природа и наша безопасность" Школа России...

Открытый урок по окружающему миру ТЕМА: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ? 1 класс ШКОЛА РОССИИ

Материал урока поможет детям научиться различать зимующих и перелетных птиц; группировать их по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и переле...

Открытый урок по окружающему миру, 2 класс. Тема "Наша дружная семья"

Планируемые образовательные результаты урока; ход урока; рефлексия; проектная образовательная деятельность; используемая литература....