Конспект урока по теме "Звезды и созвездия" (УМК «ПНШ», 2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Кнутарева Анастасия Сергеевна

Цели деятельности учителя: формировать понятия "звезда" и "созвездие"; познакомить с наиболее известными созвездиями; создать условия для развития навыков  ориентирования, для работы с разными источниками информации.

Планируемые результаты:

Личностные:

·        развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление

Предметные:

·        Развитие интереса к изучению звёздного неба.

·        Совершенствование и углубление первоначальных знаний о звёздах, созвездиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvezdy_i_sozvezdiya.docx46.66 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы.

Методы и приемы

Время

Содержание.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. Момент

 Слово учителя

1 мин.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

-Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать.

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Приветствовать учителя.

Настраиваться на работу.

Л: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Мотивационный этап

Наглядный метод.

2 мин

А какие тайны вы будете открывать, вы узнаете, посмотрев видеоролик.

(Видеоролик с картинами звездного неба с музыкальным сопровождением)

Слушать учителя

Смотреть видеоролик

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

Постановка темы урока

 Словесный метод: уч. беседа

Словесный метод: слово учителя

Словесный метод: уч. беседа

 Наглядный метод

5 мин

- Предположите, какую тему навеял вам видеоролик? (космос, звезды)

Слайд 2.

- Тема нашего урока: Звезды и созвездия.

Давайте составим план нашего урока:

  1. Тема
  2. Цель (какую цель мы поставим?).
  3. Узнать …(Узнать, для чего еще нам необходимы знания о звездах, где в жизни они могут пригодиться.)
  4. Как будем узнавать?
  5. Решить…
  6. Итог.

Сегодня мы совершим удивительное путешествие по звёздному небу. Узнаем много интересного, познакомимся с новыми понятиями. Они перед вами пока закрыты, но по ходу урока будут открываться.

Вид звёздного неба – это бриллиантовая россыпь множества звёзд- всегда привлекал, завораживал человека. Представьте себе, если бы звёздное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли. К этому месту, наверняка, непрерывно двигались бы сотни людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. А знаете ли вы природу звёзд? Сейчас проверим.

(на слайде космический корабль)

- Я приглашаю вас в путешествие в космическое пространство на этом корабле.

-Ускорьте наше отправление. Угадайте, как называется корабль. Составьте слова из букв на вашем столе

-Почему так? (живём на планете Земля)

-Итак, звучит сигнал к отправлению. Наш корабль выходит на околоземную орбиту.

-Какие космические объекты мы сможем наблюдать в космическом пространстве? (звёзды, планеты, астероиды, луну)

- Верно. А как называется наука изучающая звезды, планеты, астероиды? (Астрономия – это наука, изучающая космическое пространство и объекты, находящиеся в нем, а также происходящие изменения со звездами и галактиками.)

- Название науки о звездах пришло к нам из греческого языка. ἀστρονόμος «наблюдающий и группирующий звёзды, астроном». из ἄστρον по-гречески — «звезда», a nomos по-гречески — «закон». Таким образом, астрономией теперь называют науку, занимающуюся изучением Вселенной вообще и звезд в частности.

- А как же тогда назвать человека, который занимается астрономией?( Астроном)

Высказывать мнение.

Предполагать тему урока.

Составлять план урока.

Ставить цель урока

Слушать учителя

Отвечать на вопросы учителя

К: обмениваться мнениями;

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

Л: проявляют интерес к изучению учебного предмета

П:ориентируются в своей системе знаний.

Решение частных задач

 Практический метод.

Наглядный метод.

Словесный метод: учебная беседа

Словесный метод: учебная беседа

Работа с учебником

16 мин

  1. -Предлагаю вам выполнить следующее задание. На слайде вы видите 3 небесных объекта: Земля, Солнце, Луна. ( Слова: Спутник, Планета, звезда).

Нужно соединить небесные объекты и соответственно слова, обозначающие их природу. На столе у каждой пары есть образец данного задания. Приступайте к выполнению. На работу 2 минуты. ( проверка – 1 уч-ся у доски).

( слайд с изображением Земли, Солнца, Луны).

Вы верно определили природу Солнца. Солнце – это звезда.

- А как вы понимаете, что такое звёзды? ( Это огромные пылающие газовые шары. Многие из них гораздо больше Солнца.)

Отгадайте загадку. Все ли в ней правильно сказано?

Не сочтешь их в час ночной,

Днем – не видно ни одной.( ответы детей)

-Все ли в загадке правильно?

- Почему?

-Верно, ли то, что днем не видно ни одной звезды?

(Нет. Солнце – это звезда.)

Почему днём не видно звёзд?

-Давайте проведем опыт, я включу свет. Что он нам заменит на звездном небе? (солнце)

и включу  фонарик, что он нам заменит?(звезды).И почему же  свет от фонарика не виден? (днём солнце ярко освещает воздух на небе, и его свечение оказывается ярче блеска далёких  звёздочек)

- Сделайте вывод. (Солнечный свет мешает наблюдать звезды на дневном небе. Вы не раз наблюдали, что яркий свет мешает видеть более слабый свет.) (Просмотр изображения в учебнике.)

- Посмотрите на слайд. Что вы видите?(звезды). Что особенного вы заметили? (одни звезды маленькие, другие очень большие)

- Верно, многие звезды намного больше Солнца? Тогда почему, когда мы смотрим на ночное небо, звезды кажутся нам такими маленькими?

- Прочитайте текст и сравните его со своим предположением.

(Звезды на небе выглядят маленькими мерцающими огоньками. Огромное по сравнению с Землей, Солнце на небе кажется небольшим. Это потому, что оно очень далеко от Земли. А любая звезда находится намного дальше.)

Посмотрите на слайд. (на слайде предмет на разном расстоянии.)

Вывод: Чем дальше от тебя находится предмет, тем он кажется меньше.

(Разницу в расстояниях можно представить себе так. Солнечный луч «бежит» до Земли почти 10 минут. А луч от самой близкой после Солнца звезды Альфа Центавра доходит до Земли только через 4 года.)

- Представь, что сейчас от этой звезды начал идти луч света. В каком классе ты будешь учиться, когда он дойдет до  Земли? А в каком классе будет учиться Миша?

Что такое звезда? Где находятся звезды? Что особенного вы узнали о звездах?

Выполнять задание

Отвечать на вопросы учителя

Выражать свое  мнение

Работать с учебником

Отвечать на вопросы учителя

Работать с учебником

Отвечать на вопросы из учебника

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего ответа

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего ответа

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Физминутка

 Наглядный метод 

1 мин

Предлагаю вам выйти из нашего корабля в открытый космос.

Почувствуйте невесомость, посмотрите вправо – влево на космические объекты.

Видеоматериал

Выполнять физические упражнения

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

Решение частных задач

Работа по учебнику

Словесный метод: уч. беседа

Наглядный метод

Словесный метод: уч. беседа

Наглядный метод

Практический метод

13 мин

Посмотрите, чем еще ,помимо размера, отличаются звезды? (Цветом) Верно, еще они отличаются цветом. Откройте хрестоматию на стр. 18.

Прочитайте первых два абзаца. ( читают по цепочке)

Какого цвета самые горячие звезды? А самые холодные?

- Но даже самые «холодные» звезды не такие уж и холодные. Они во много-много раз горячее, чем пламя костра или спираль электрической плитки.

- Ребята, кто знает, какая у звезд температура?

Прочитайте вопрос после текста: Звезда Капелла  имеет желтый цвет, звезда Альдебаран – красный, а звезда Вега – белый. Какая из этих звезд самая горячая, а какая – самая холодная?

Ребята, поднимите руку те, кто уже слышал о созвездиях Большой Медведицы и Малой Медведицы?

Ребята, а что такое созвездия?( Где мы можем узнать ответ на этот вопрос? (В словаре)

Давайте обратимся к словарю.) ( Созвездия – группы, в которые люди звезды.)

Чтобы узнавать их, люди дали им разные названия. Всего на небе 88 созвездий. Многие из них носят имена животных или придуманных зверей.

- Какие созвездия, названные именами животных, вы знаете? (Лев, Б. Медведица, М. Медведица, Орел, Рак, Дракон)

Видео о созвездии Большой Медведицы. (9:58)

Что вы узнали? ( почему это созвездие назвали Большая медведица)

Видео о полярной звезде. (7:57)

Как называется звезда, о которой говорили в видео?

- Как же найти на небосводе Полярную звезду среди множества звёзд?

Куда указывает Полярная звезда?

Как определить стороны света по Полярной звезде?

– Ребята, а видим ли мы движение звёзд и созвездий, и перемещаются ли они на самом деле? (если понаблюдать за какой-либо звездой, то видно, как она перемещается. Но не верь глазам своим! Движутся не звёзды, вращаетесь вы вместе с Землёй.)

- А какие знаки Зодиака вы знаете?

  В  основе слова "зодиак" лежат греческие слова "животное" и "круг". Таким образом, его дословный перевод означает "круг животных". И действительно, 11 зодиакальных созвездий из 12 (исключение составляют Весы) носят название живых существ: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. На фоне именно этих созвездий происходит видимое перемещение Солнца. Поэтому разные народы связывали Зодиак с образом "небесной дороги".

Какой сейчас месяц? А какой знак зодиака сейчас идет?

На стр. 28 Рассмотрите рисунок. Прочитай какие созвездия на нем изображены. Сколько звезд объединили в каждое из этих созвездий? Сосчитай вместе с соседом по парте.

Что такое созвездие? Имена кого носят созвездия?

Восстанови рассказ.

Звёзды кажутся нам маленькими мерцающими…(огоньками) На самом деле это – огромные огненные …(шары) Самая близкая к Земле звезда - …(Солнце). Звезды бывают разного цвета потому, что среди них есть не очень горячие, …(горячие) и … (очень-очень горячие).

Отвечать на вопрос учителя

Работать с учебником

Отвечать на вопросы учителя

Высказывать свое мнение

Отвечать на вопросы учителя

Смотреть видеоматериал

Отвечать на заданные учителем вопросы

Выполнять задание из учебника

Восстанавливать текст

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего ответа

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего ответа

Л: проявляют интерес к изучению учебного предмета

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

Итог урока

Словесный метод: уч. беседа

1 мин

Земля приветствует своих космонавтов.

-Доложите, как вы поработали в космосе: о чем вы узнали?

- Принесло ли вам пользу путешествие к звездам?

Сейчас я раздам вам тест.

Отвечать на вопросы учителя

К: выражение своих мыслей

Рефлексия

1 мин

Поставьте галочки на против тех выражений, с которыми вы согласны:

1. У меня хорошее настроение

2. Я узнал и запомнил интересные сведения о космосе.

3. Эти сведения полезны для меня.

4. Хочу узнать по этой теме  ещё больше.

Оценивать  полученный знания

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по учебнику Л.Г. Петерсон. 2 класс. Урок №18, часть2. Тема: "Закрепление пройденного"

Предлагаются задания, доводящие до уровня автоматизированного навыка умение решать задачи ("блиц", "ловушки", геометрические задачи) и примеры основных видов.Структура урока: разминка, устный счёт, ре...

Конспект урока математики по теме "Прямоугольник и квадрат" 2 класс и презентация к уроку

Данный урок предлагается провести во втором классе при изучении темы "Прямоугольник и квадрат". Учащимся предлагается совершить занимательное путешествие в страну Геометрию. Дети решают примеры, сами ...

Конспект урока открытия новых знаний по математике во 2 классе Тема урока: Знакомство с умножением.

Цели:- Познакомить с понятием умножение, раскрыть смысл действия умножения. - Познакомить со знаком и записью действия умножения. - Развивать умение решать текстовые задачи. - Развивать...

Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».

Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...

Конспект урока в РВГ по литературному чтению 2-4 класс. Тема: «Б.С.Житков «Храбрый утенок» Тема: «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 1 урок.

Открытый урок по предмету «Литературное чтение»  2- 4 классТема: «Б.С.Житков «Храбрый утенок»Тема: «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 1 урок....

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку...