Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления

Тема: Грибы

Класс: 3

Тип урока:  урок изучения  новых знаний

Цель:  сформировать преставления о грибах как об особом царстве живой природы.

Задачи: 
Образовательные: 

  • познакомить с многообразием грибов: съедобные, несъедобные, плесневые,  шляпочные,  с особенностями строения шляпочных грибов;
  • сформировать представление о грибах, как части живой природы;  
  • показать значение грибов для человека.

Развивающие:  развивать умение устанавливать связи между природными объектами, развивать экологическое мышление, воображение;

Воспитывающие: воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе, бережное отношение к хлебу    

ХОД УРОКА

     I   Оргмомент.

     II  Стадия вызова.  

- Здравствуйте. Меня зовут Елена Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок  окружающего мира.

- Посмотрите на то, что находится у меня на столе.

- Как вы думаете, что объединяет все эти организмы?

- Назовите тему нашего урока (грибы) слайд
 Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

-Перед вами на столах лежат  таблицы «ЗХУ». Вспомните все, что вам уже известно о грибах и запишите это кратко в первую колонку таблицы. Обменяйтесь в парах таблицами и допишите то, чего нет у соседа.

- Проверим, что у вас получилось.

- Оказывается, вы много знаете о грибах.

Приём ТРКМ «Верю - не верю»

*А верите ли вы, что грибы могут передвигаться? (слизевики, в виде   лепёшек - жёлтого, белого и оранжевого цвета могут передвигаться и даже забираться на пни)   слайд

* А верите ли вы, что бледная поганка – самый ядовитый гриб  слайд

* А верите ли вы, что есть грибы «подснежники», которые можно собирать в апреле- мае (сморчки)   слайд

* А верите ли вы, что  есть грибы, которые с помощью запаха привлекают животных (трюфели)   слайд

- Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите это во вторую колонку.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

- Из ваших высказываний  я поняла, что вы хотите  узнать как можно больше о грибах. А также  выяснить,  почему столь непохожие организмы объединены в одно царство, чем грибы отличаются от всех и как они устроены. Это и будет целью нашего урока.

III. Стадия Осмысления

-        Я приглашаю вас  за грибами.  

- Итак в путь  слайд

  • Все  грибы, которые вы видели на экране, можно встретить в лесах Красновишерского района.

- Скажите, а где  ещё можно найти грибы?

  • Как  одним словом, назвать все то, что вы сейчас перечислили? (природа)

  -Что такое природа? (это то, что нас окружает, но не создано руками человека)

- Какая бывает природа?

- На какие группы делится природа?

                                                   Природа

                               

                                       неживая                             живая      

 - Назовите признаки живой природы.          

  • Как вы думаете, грибы это «живая» или «неживая» природа?

- Почему?  (рождается, питается, растёт, размножается, дышит, умирает)

- Какие царства живой природы вы знаете?

                                                  Природа

                               

                                       неживая                             живая      

   

                                                            растения          животные     грибы                                      

                                                                          бактерии

  • Долгое время грибы считали растениями. А теперь пришли к мнению, что грибы - это особое царство живой природы.
  • А почему нельзя отнести грибы ни к царству животных ни к царству растений?  

Приём ТРКМ «Инсерт»

  •  Рассмотрим строение гриба. Для этого прочитаем текст на с. 126 и сделаем карандашом следующие пометы:

V- уже знал     слайд

  +  - новое          

 -думал иначе          

  ? – есть вопросы

-Какие новые сведения для себя вы отметили? (Каждый называет то, что новым является для него)

- Какие у вас возникли вопросы?

- Поработайте в парах и ответьте на них своему соседу.

- Какие грибы вы знаете? Почему подберезовик и подосиновик получили такое название? (разбор по составу)

-Почему многие грибы растут под деревьями?

    - Все грибы, которые вы назвали,   называются шляпочными. А почему?

                                   Кластер (добавить шляпочные)

- Судя по названию грибов, что играет  важную роль в жизни гриба? (шляпка)    слайд 2 раза

-Что вы о ней узнали? (в шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы)

     - Из чего еще состоит надземная часть? (ножка)  слайд

     -А для чего нужна ножка? (по ней к шляпке  продвигаются питательные

      вещества, которые гриб берёт из почвы)

-А вместе  ножка и шляпка, т.е надземная часть, имеют название «плодовое тело».   слайд

-А теперь давайте более внимательно рассмотрим подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутинку)

-Как она называется? (грибница)  слайд

 - Посмотрите на слайд, сколько грибов вы видите? На самом деле здесь только один гриб, потому что одна грибница, а на ней несколько плодовых тел. Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте.

    - Как вы думаете почему? (нити грибницы образуют сложную подземную

     паутину, а на её сплетениях пробивается вверх новое плодовое тело).

-Поэтому, очень важно не повредить грибницу, грибы нужно собирать аккуратно. Какие правила сбора грибов вы знаете?  Слайд

-Прочитайте

- Вспомнили правила,  а сейчас пойдём собирать грибы.

IV. Физминутка

Свежий воздух мы вдохнем –

За грибами все пойдем:

Друг за другом по тропинке,

А в руках у нас корзинки.

Вот болотце впереди

Как же нам его пройти?

Встанем на носочки,

Прыгнем мы на кочку.

На  полянке у реки

Мы увидели грибы.

Их в корзинку соберем

И в обратный путь  пойдем.

-Все ли грибы можно собирать?  Почему? кластер

                             Шляпочные

Съедобные                          несъедобные

                                                (ядовитые)

Игра «съедобное-несъедобное».

 Рыжик, мухомор, белый гриб, бледная поганка, сморчок, ложный опёнок, лисички, сатанинский гриб, сыроежка

      -А можно ли грибы найти на кухне? А я нашла.

     - Работаем в парах

-Посмотрите на кусочки хлеба у вас на партах.

-Что это? (плесень)  слайд

Плесень тоже относится к царству грибов

- Рассмотрите плесень под лупой и докажите, что я права. Из каких частей состоит плесень? (есть грибница и плодовое тело)

-Можно назвать её грибом?

А чего нет у плесени? (шляпки)

-Можно её в таком случае назвать шляпочным грибом? А как бы вы назвали этот вид грибов? Этот вид грибов называют «плесневые» слайд

                            Кластер (плесневые)

- А плесневые грибы человек как-нибудь использует? (из них получают лекарства) слышали  такое слово – антибиотики? Пенициллин? Эти лекарства как раз изготавливают из плесневых грибов. слайд

    - На кухне мы встречаем ещё один вид грибов – дрожжи. Посмотрите какие

     они? (не образуют нитей грибницы). Слайд

- Они образуют отдельный вид грибов.

   - Об их строении вы узнаете на уроках биологии в старших классах

                                        Кластер (дрожжи)

- Как человек использует дрожжи? (тесто, вино, пиво)

    - У вас на столах они сухие, чтобы было удобнее использовать.

- Посмотрите, как  много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах!

- Оказывается, их на Земле очень много: 100 тысяч видов! И все они разные. слайд

-Организмы, которые мы  рассматривали вначале урока – это все грибы.

(чайный гриб, кефирный гриб, рисовый, трутовик) слайд

-Есть грибы, занесённые в Красную книгу.  Это исчезающие виды. слайд

Существует даже целая наука, посвященная их изучению. Она называется микология (микос - гриб, логос- наука)  слайд

V. Рефлексия

- Посмотрите на доску, перед вами кластер – схема основных понятий по теме урока.  Используя кластер, заполните 3 столбик таблицы «Что нового вы узнали о грибах?»

- Почему грибы выделили в отдельное царство?

-Знания, открытые вами на уроке как могут пригодиться в жизни?

VI. Домашнее задание

Придумайте необычный гриб и нарисуйте его в рабочей тетради .

Благодарность – аплодисменты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Какие бывают растения.

Нередко в  объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И  ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при по...

Технологическая карта урока окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "В ледяной пустыне"

Урок по предмету «Окружающий мир», 4 класс, разработан по технологии (ТРКМЧП). Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, ибо изучение предметного материала осуществляется н...

Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "Какие бывают растения"

Цели урока:·  познакомить учащихся с разнообразием растений  (дерево, кустарник, трава);·  научить детей различать травянистые и древесные формы растений, классифицировать...

Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления. Тема: " Береги лес"!

Урок разработан с использованием технологии развития критического мышления...

«Формирование умения младших школьников работать с информацией на уроках окружающего мира через приемы технологии развития критического мышления

 В современном обществе информация играет значительную роль. Это требует от личности информационной компетенции. Ее формирование начинается в начальных классах.   Сре...