УМК "ПНШ" 2 класс. Весна – утро года
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Яринцева Светлана Викторовна

Цель деятельности учителя: познакомить о старинных русских обычаях трехкратной встречи весны и с праздником нового года у мусульман.

 Планируемые результаты:

Предметные:

- знать символическое представление об образе птицы;

- уметь поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения, определять признаки весны, сравнивать, рассуждать и давать необходимые объяснения;

Личностные:

- целостное восприятие окружающего мира;

- способность доброжелательно относиться к природе;

- знать признаки весны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл УМК "ПНШ" 2 класс. Весна – утро года116.24 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 24.03.17

Школа: №95                                                                                                                Методист: Горячёва С.Л__________

Класс: 2-1                                                                                                                        Учитель: Колганова Т.А.__________

Кабинет: 201                                                                                                                Студентка: Яринцева С.В. 32группа

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «Весна – утро года»

Цель деятельности учителя: познакомить о старинных русских обычаях трехкратной встречи весны и с праздником нового года у мусульман.

 Планируемые результаты:

Предметные: 
-
знать символическое представление об образе птицы;

- уметь поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения, определять признаки весны, сравнивать, рассуждать и давать необходимые объяснения;

Личностные: 

- целостное восприятие окружающего мира;

- способность доброжелательно относиться к природе;

- знать признаки весны.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник программа «Перспектива» А.А.Плешаков, М,Ю.Новицкая., 2ч, рабочая тетрадь 2ч, презентация к уроку.

 Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

1 мин

-Добрый день, ребята! Садитесь! Меня зовут Светлана Викторовна. Сегодня урок окружающего мира буду вести у вас я.

Приветствовать учителя

Р.Самостоятельно организовывать свое рабочее место

II.Актуализация знаний и мотивация

2 мин

Повторение домашнего задания
- Ребята, скажите пожалуйста, что происходит с солнцем в конце зимы? (Поднимается выше) Верно и настает потепление.
- А когда становятся дни длиннее, чем зимой?
 (21 марта)

- А как называется этот день? (День весеннего равноденствия)

- Что начинается при потеплении? (Тает снег, бегут ручьи)

- Что такое половодье? (От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов)

- Что такое ледоход? (Когда лед тает, льдины большие и маленькие, быстро плывут по течению, сталкиваются, разбиваются)
Молодцы, вы очень хорошо знаете материал прошлого урока.

Отвечать на вопросы учителя.

Вспоминать ранее изученный материал.

Анализировать ответы одноклассников.

К. Строить речевое высказывания

П. Отвечать на вопросы учителя опираясь на ранее изученный материал

III.Постановка учебной задачи

3 мин

Подведение к новой теме

- А чтобы узнать тему нашего урока, мы с вами разгадаем кроссворд и ребусы.

1.Зимой скрываюсь, весной появляюсь (вода).

2.Сквозь лед и снег он начинает бег (ручей).

3.У кого всегда с носа капает вода (сосулька).

4.Жил я посреди двора, где играет детвора, но от солнечных лучей

Превратился я в ручей (снеговик).

 (Весна)

     (Утро)        (Года)

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Весна – утро года)

Мы с вами рассмотрим три встречи весны и новый год у мусульман

- Какую задачу мы поставим? (познакомиться о старинных русских обычаях трехкратной встречи весны и с праздником нового года у мусульман)

Определять тему урока с помощью задания.

Формулировать тему урока.

Ставить цели на урок.

Р.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

IV.Открытие нового знания

15 мин

Объяснение нового материала

Ребята, будьте очень внимательны, старайтесь запомнить материал, в конце урока будет тест.

- Как вы думаете, чем похожи утро и весна? (Просыпается солнце)

- Что происходит в природе утром? (Пение птиц)

- А что происходит в природе весной? (Таяние снега, первая трава, ручьи)

Весна — важнейшее время года в жизни природы и людей, в том числе потому, что стремительно увеличивается долгота светлого времени суток, все живое на Земле готовится к новому жизненному круговороту.

Человек неразрывно связан с природой.
Давайте вспомним, сколько же у нас календарных весенних месяцев? (3: март, апрель, май)
- На какие 3 периода делится весна? ( весна света, весна воды, весна зелени)
Правильно! Вот весну тоже встречают 3 раза.

Первый раз весну встречают ещё зимой.

15 февраля – православный праздник Сретение, то есть посвященный Иисусу Христу. В этот день праздновались последние зимние морозы и первые весенние оттепели. После праздника крестьяне начинали весенние дела. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья.

Когда вы утром выходите из дома. Кругом тишина, покой. Что можно услышать в этой тиши? (Пение птиц)
Верно!

ПТИЦА - СИМВОЛ ВЕСНЫ.  Почему? (Весна это прилет птиц)

 Сейчас мы перенесёмся в лес и послушаем звуки леса.
(Видео)

- Как вы думаете? Какая птица ближе всего русскому человеку? (Жаворонок)

Совершенно верно с  прилётом  жаворонка весна пробуждается ото сна. Потому-что эта птица и прекрасна, и не менее желанная, чем сама весна.

У нас есть с вами праздник, который поистине имеет звание  — Жаворонки. Другое название этого праздника – Сороки.

22 марта весну встречают второй раз. В этот день церковь чтит память сорока воинов –христиан, пострадавших за свою веру..

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.

На Сороки обычно пекли “жаворонков”, в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, и что есть силы, кричали:

“Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!”

На закличку весны было множество кричалок.

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами:
“Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был”

Из льна делали одежду, поэтому хороший урожай был важен для хозяйки.

 

Третьей встречей весны считается 7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
В этот день выкупают птицу у птичьего охотника и выпускают из клетки на волю.

Так же этот день считается как бабий праздник. В этот день девкам запрещалось плести косы.

Если в этот день пойдет дождик, то год будет грибной, а рыболовы надеются на удачный улов рыбы.
Будет мороз — урожай на грузди. Гроза — к теплому лету, к урожаю орехов. Солнечный день — большой урожай пшеницы.
Если звезд мало на небе, то яиц мало будет.
Если ветер, иней и туман — к урожайному году.
Если этот день будет без ласточек, то оставшиеся дни весны будут холодными.

Отвечать на вопросы.

Слушать рассказ учителя, анализировать его.

Отвечать на вопросы.

Просмотр видео «Пение птиц в лесу»

Слушать рассказ учителя, анализировать его.

П. Отвечать на вопросы учителя, опираясь на жизненный опыт.

высказывания

П. Смысловое чтение учебника

Л. Понимать необходимость бережного отношения к природе

Физминутка.

3 мин

- А теперь самое время отдохнуть.

Физминутка «Самолет»

Выполнять упражнения

Л. установка на  ЗОЖ

10 мин

 Сейчас мы рассмотрим «Весенний новый год в Приамурье»

Но перед тем как начать читать, ваша задача слушать внимательно и ответить на следующие вопросы внимание на слайд?  (Чтение стр. 68)

- Что нанайцы делали во время ледохода? (в воду бросали корни травы, с поклонами просили реку не причинять вреда людям).

- Чем была украшена лодка? ( на носовой части украшалась фигурой утки).

- Прежде чем сесть в лодку, что делали люди на берегу? (кружились в хороводе)

- По возвращении домой, что делали нанайцы? (раскладывали угощения на блюдах, это были рыбы, морские звери, водоплавающие птицы. Затем угощения несли к реке, а от реки несли воду в дом).

Внимательно слушать рассказ учителя, анализировать его.

Отвечать на вопросы.

П. Отвечать на вопросы учителя, опираясь на жизненный опыт.

К. Построение речевого высказывания

Л. Понимать необходимость бережного отношения к природе

V.Самостоятельная работа с самопроверкой

5 мин

5 мин

Закрепление пройденного материала
- Ребята, а теперь выполните тест.

  • С какими временами года встречается весна.

А) Зима и Лето      Б) Лето и Осень        В)Осень и Зима

  • Когда встречают в первый раз весну?

А) 15 февраля      Б) 7 февраля       В) 13 января  

  • Что является символом весны?

А) Солнце          Б) Птица        В) Снег

  • Какая птица прилетает первая из теплых стран?

А) Снегирь         Б) Жаворонок             В) Ласточка

  • Когда встречают весну второй раз?

А) 1 марта           Б) 27 марта           В) 22 марта

  • Что делали в праздник Сороки?

А) Пекли птичек и закликали весну      Б) Водили хоровод    

В) разгоняли сорок

  • Когда встречают весну в третий раз?

А) 7 апреля       Б) 31 марта         В) 1 мая

Работа в рабочей тетради

Откройте рабочую тетрадь на ст. 36 № 1

-Велика Россия. Поэтому весна приходит в разные ее края, в разное время. Запишите даты прихода весны по старинным календарям народов твоего мира. (1 марта, 25 марта, 31 марта)

С 36 № 3

- Рассмотри фотографии. Такие игрушки делают ко дню весеннего равноденствия. Из каких материалов они сделаны? Сосчитай и ответь устно, сколько птичек «спряталось» в наряде весенней куклы. Проверь себя по приложению.

С 37 № 4

-В приложении разберитесь в схеме изготовления весенней птички из ткани.

Выполняют тест.

Самопроверка

Выполняют задания из рабочей тетради

К. Осуществлять взаимопроверку

П: обобщать и закреплять пройденное;

VI.Рефлексия

3 мин

-На экране домашнее задание, запишите его

Домашнее задание: стр 66-69 знать три встречи весны.

- Над какой темой мы сегодня работали? ( Весна –утро года)
–Что нового вы открыли для себя на уроке? Что узнали?
Ребят, весна – это то время, когда распускаются цветы. И я хочу закончить наш урок очень интересным способом. Сейчас я вам раздам цветочки. Ваша задача по очереди выйти в доске, и поставить свой цветок в вазу. У меня есть 2 вазы (понравился урок/ не понравился урок).

-Спасибо за урок!

Анализировать работу на уроке. Отвечать на вопросы учителя

Оценивать свою работу на уроке

Записывать домашнее задание.

П: обобщать; классифицировать

Р:Оценивать деятельность

Л. Самоорганизация