Конспект урока окружающего мира. 4 класс. М. В. Ломоносов
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Фёдорова Алёна Андреевна

Михаил Васильевич Ломоносов - урок окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mv_lomonosov.odt23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир


Класс: 4 «А»

Тема урока: «Михаил Васильевич Ломоносов»


Цели урока:
формировать у учащихся представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.


Планируемые результаты:

  • Предметные
    -
    способствовать формированию у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

- учить наблюдать и делать выводы

  • Личностные
    - развивать самостоятельность, умение работать в группе;
    -
    формировать положительную учебную мотивацию, навыкы самооценки, понимане смысла учебной деятельности. 

Тип урока: комбинированный

Оборудование: п
резентация к уроку; учебник Дмитриевой и Казакова; тесты на бумажном носителе


Этап урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Организационный
Словесный: беседа

2 мин.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи и кроссворды,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час 

Приветствовать учителя
Настраиваться на урок

Р: Настраиваться на урок

Актуализация знаний

Словесный: учебный диалог










Словесный: учебный диалог











Слвесный: учебный рассказ

7-8 мин.

Ребята, вспомните, с какой исторической личностью мы познакомились на прошлом уроке.
Начнем наш урок с блиц-опроса, который называется «Лучший знаток дат» 

1) Я буду задавать вам вопросы, касающиеся темы прошлого урока, а вы поднимаете руку и даете ответ:
В каком веке правил Петр I?
– Когда родился Петр I?
– Сколько лет прожил Петр I?
– Назови рост Петра I?

б) А сейчас я буду вам показывать таблички с датами, а вы называете событие, которое происходило в этом году?

Весна 1703 г – ...
Январь 1703 г – ...
1721 г – …



Слайд

2) Игра – задание «Объясни понятия»

Переходим к следующей игре-заданию «Объясни понятие».

На доске перед вами ромашка. Ребята, но это не простая ромашка. На ее лепестках записаны исторические понятия, которые вам необходимо будет объяснить. Сейчас один из учеников подойдет к доске и возьмет 1 лепесток, затем в группах вам необходимо будет посовещаться и дать краткое объяснение этим понятиям.

1)
Кунсткамера
2)
Медаль
3)
Ассамблеи
4)
«Чертово яблоко»
5)
«Верфь»

Скажите, какие преобразования Петра 1 помогли дальнейшему развитию страны?

(- в России появился свой флот;

- возникли новые города;

- Петр 1 основал Санкт-Петербург

- возник 1-ый музей-Кунсткамера

-вышла 1-ая печатная газета «Ведомости».

- Какой можно сделать вывод из всего вышесказанного?( Благодаря Петру 1 Россия стала империей)

- Пётр Великий





 (В 18 веке)
(30 мая 1672 года)
(53 года)
(2 м 4 см)





- строился Санкт-Петербург.
- напечатан первый номер газеты «Ведомости».
- Петр Первый стал императором



Внимательно слушать и принимать учебную задачу








1) - музей, построенный в Петербурге на берегу реки Невы.
2) - знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть.
3) - балы-собрания, в которых должны были принимать участие женщины.
4) — картофель.
5) место на берегу для постройки и ремонта судов.
 

Участвовать в учебном диалоге с учителем

П: активизировать знания, полученные на прошлом уроке

К: участвовать в учебном диалоге с учителем








П: активизировать знания, полученные на прошлом уроке

К: участвовать в учебном диалоге с учителем



Р: принимать и сохранять учебную задачу





П: активизировать знания, полученные на прошлом уроке

К: участвовать в учебном диалоге с одноклассниками
Р: соблюдать правила работы в группах

П: активизировать знания, полученные на прошлом уроке

К: участвовать в учебном диалоге с учителем

Постановка учебной задачи

Словесный: учебный рассказ






Наглядный: работа с презентацией

Практический: работа в группах





Словесный: учебный диалог










Словесный: учебный рассказ

6-8 мин.

III. Введение в тему урока.

1) Рассказ учителя

Слайд

Петр Первый дал сильный толчок развитию русского народа. Потребность в образовании стала ощущаться все сильнее и сильнее. Образованные люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Великое дело Петра – развитие российской науки - продолжил первый российский ученый. Его имя вы узнаете, выполнив следующее задание в группах.

2) Работа в группах.

У вас на столах лежат карточки с зашифрованными словами. Переставьте буквы так, чтобы получились известные вам слова.

ДНОСОКЙ, НВЕСИКЙ, ПТЁР, ЛМООНСООВ.
Какой из этих исторических персонажей вам не знаком? Почему?
(Ломоносов, потому что о нем мы еще не говорили)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Слайд

- Верно ребята. Сегодня на уроке вы познакомитесь с замечательным человеком- МИХАИЛОМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ ЛОМОНОСОВЫМ.
Слайд

-Какая цель нашего урока?

А.С. Пушкин назвал Ломоносова так «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет».
Почему он так назвал его? …Ответ на этот вопрос вы дадите в конце урока.

Слово учителя.

Три столетия прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын русского народа – М. В. Ломоносов. Нынешнему поколению Ломоносов почти неизвестен. Такие люди, как он рождаются один раз в тысячелетие, чтобы показать все способности человеческие

Слушать внимательно рассказ учителя









Работать в группах



-
Донской, Невский, Пётр, Ломоносов



-
Михаил Васильевич Ломоносов



- Узнать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, о его роли в истории России



Слушать внимательно рассказ учителя


Р: соблюдать дисциплину

П: усваивать материал



П: активизировать знания, полученные на прошлом уроке



Р: соблюдать правила работы в группах


Р: принимать и сохранять учебную задачу




Р: принимать и сохранять учебную задачу


П: усваивать новый материал

Открытие нового знания




Словесный: рассказ учителя










Практический: работа в группах




















Практический: работа в группах






Словесный: представление результатов работы групп












Словесный: представление результатов работы групп









Словесный: представление результатов работы групп

15 мин.

Ломоносов жил очень давно, но думал так же, как и мы — о солнце, о небе, о земле. И о людях, которые живут на земле. В одной из первых работ Ломоносова утверждалось, что сохранению здоровья способствует правильный образ жизни, давались рекомендации, как его организовать. Он отличался необычайным трудолюбием, а лучшим отдыхом для себя считал смену занятий.

Где бы ни учился Ломоносов, успехи его всегда были блестящими. Круг его интересов чрезвычайно широк — химия, физика, астрономия, медицина, история, филология, поэзия.

Чем прославил М.В.Ломоносов Россию? Почему его помнят потомки? На все эти вопросы нам предстоит ответить.

Итак, давайте проследим, как Ломоносов стал первым русским академиком, какие его заслуги перед Отечеством.

Работу организуем в группах. Вы будете выступать в роли исследователей.

Работать будем по следующему плану: Слайд
(план на доске)

Каждая группа будет работать по своей теме.

Первая группа готовит сообщение о детстве Ломоносова. 

1. Детство Ломоносова

2. Путь в науку (1 часть).

3. Путь в науку (2 часть)

4. Ломоносов – ученый.

Слайд

Кроме того, на каждую группу дан план действий. Весь план действий вы должны выполнять строго по инструкции. Кроме того, вы его видите на слайде. С ним вы ознакомитесь самостоятельно.

План действий:

1. Прочитайте текст в учебнике (с.101 - 104) и дополнительную информацию на отдельном листе.

2. Прочитайте задания вашей группы.

3. Обсудите в группах (в предложенной последовательности) задания.

4. Дайте ответы на них письменно.

5. Выберите в группе того, кто будет выступать.

6. Проанализируйте свое выступление. Если надо внесите изменения.

7. Сообщение о результатах работы группы.

Итак, 1 группа какое новое знание вы открыли? Слушаем вас.

(до слайда М.рано научился грамоте)

Слайд  (со слайда когда М.было 19 лет…)

Вторая и третья группы работали над тем, каков был путь Ломоносова в науку. Послушаем их.
Слайд

- Четвёртая группа готовила информацию по теме: «Ломоносов – ученый».
Слайд
- В Россию вернулся в 1741 году сформировавшимся ученым и стал работать в Петербургской академии наук. Михаил Васильевич преподавал много разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие. Он написал первую русскую грамматику. Он первым объяснил русскому люду откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, отчего происходит северное сияние и многое другое.

Учащиеся:

Слайд Диана

Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, астрономия—вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след.


Слайд Вероника

Умер Михаил Васильевич 15 апреля 1765 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге

Слайд Настя

На родине ученого есть дом-музей Михаила Васильевича и памятник великому земляку. Очень много туристов посещают знаменитое село.

Слайд Катя

Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.

Внимательно слушать рассказ учителя

Внимательно слушать рассказ учителя

Рабатать в группе


Изучать материал по теме урока



Следовать плану действий

Представлять результаты работы группы классу






Внимательно слушать выступление одноклассников






Представлять результаты работы группы классу




Внимательно слушать выступление одноклассников





Представлять результаты работы группы классу



Внимательно слушать выступление одноклассников





Представлять результаты работы группы классу

П: усваивать новый материал






Р: соблюдать дисциплину во время рассказа учителя








Р: соблюдать правила работы в группах


Р: принимать и сохранять учебную задачу










П: усваивать новый материал

Р: соблюдать дисциплину во время выступления одноклассников




К: развивать умения публичного выступления



П: усваивать новый материал

Р: соблюдать дисциплину во время выступления одноклассников




К: развивать умения публичного выступления

Проверка понимания и первичное закрепление изученного


Наглядный: работа с презентацией


Словесный: учебный диалог


10 мин.

А теперь проверим как вы усвоили тему урока.

Слайд

Викторина «Великий Ломоносов» (Тест)

1. Кем по роду занятий был отец Ломоносова?(рыбаком)

2. Сколько лет было Ломоносову, когда он покинул родительский дом? (19 лет)

3. Как называлось первое высшее учебное заведение, куда поступил Ломоносов?

4. Наблюдая за какой планетой, Ломоносов сделал открытие мирового значения?

5. Этот мост Ломоносова находится…

6. Какую битву изображает мозаичное полотно, созданное Ломоносовым?

7. В этом доме Ломоносов жил в городе…?

8. Кто автор строк:

«Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик»?

9. Что, по словам Ломоносова, «затем изучать следует, что она ум в порядок приводит»?

10. О Петре Великом Ломоносов написал: «Он…твой был, Россия»



Отвечать на вопросы викторины

Участвовать в учебном диалоге с учителем





Отвечать на вопросы викторины

Участвовать в учебном диалоге с учителем

П: активизировать знания, полученные на  уроке

К: участвовать в учебном диалоге с учителем


Р: соблюдать дисциплину

К: развивать умение  вести диалог с учителем

Итог урока





Словесный: учебный дилаг


Словесный: учеюный рассказ

4-5 мин.

А теперь давайте вспомним начало урока.

- Что говорил А.С. Пушкин о Ломоносове?

- Почему Пушкин так назвал Ломоносова?

Не надо думать, что Ломоносов целыми днями занимался наукой, был нелюдимым и скучным человеком. Он был очень подвижным, энергичным. Говорят, что у него был неуравновешенный и взрывной характер и это иногда ему мешало в работе. Трудно перечислить все открытия, сделанные им. Он отдавал работе всё своё время и все силы. Это привело к тому, что ученый рано постарел; здоровье, подорванное в молодости изнуряющими занятиями, часто изменяло ему. Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды.

- Какой можно сделать вывод из всего вышесказанного? (М.В. Ломоносов внес большой вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры)

Участвовать в учебном диалоге с учителем




Слушать внимательно рассказ учителя


К: участвовать в учебном диалоге с учителем


Р: соблюдать дисциплину

К: развивать умение  вести диалог с учителем

Рефлексия

Словесный: учебный диалог

2-3 мин.

А теперь оцените свои знания на занятии.
- Сегодня на уроке я узнал …
Меня удивило….

Домашнее задание

*Читать стр.101-104, отвечать на вопросы.

* Рабочая тетрадь стр.36 Разгадайте кроссворд.

Анализировать и оценивать свою деятельность на уроке

Записывать домашнее задание

П: анализ полученного на уроке материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...