Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Докучаева Лилия Ивановна

Рабочая программа по окружающему миру  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос­сии, планируемых результатов начального общего образования и обеспечена УМК «Школа России» для 4 класса, автора А. А. Плешакова, Е. А. Крючковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir._4_kl.doc312.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЯЗЬМА-БРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.В. ПУЦЫКИНА

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                   

                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по окружающему миру

4 класс

СОГЛАСОВАНА

на заседании

МС школы

протокол

от 29.08.2016 г. № 1

ПРИНЯТА

педагогическим советом школы

протокол

от 30.08.2016 г. № 1

УТВЕРЖДЕНА приказом

директора школы

от 31.08.2016 г.

№ 154/01-09

                            

Учитель высшей категории Докучаева Лилия Ивановна

      2016/2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и обеспечена УМК «Школа России» для 4 класса, автора А. А. Плешакова, Е. А. Крючковой.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу, селу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у обучающихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

1.  Идея многообразия мира.

2.  Идея экологической целостности мира.

3.  Идея уважения к миру.

В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:

1. Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя.

2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей).

3. Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия — ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане,— как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. В этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.

Ценностные ориентиры содержания курса

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место предмета в учебном плане

Согласно действующему в школе учебному плану на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 68 учебных часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

Результаты обучения

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов  начального образования, таких как:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» в 4 классе учащиеся должны знать:

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
  • некоторые современные экологические проблемы;
  • природные зоны России;
  • особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
  • важнейшие события и великих людей отечественной истории;
  • государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;
  • различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений;
  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
  • определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
  • приводить примеры народов России;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карт.

Нормы и критерии оценивания знаний учащихся

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98. «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»

Учебно-тематический план

Раздел, тема курса

Кол-во часов

Проверочные работы, проекты

Практические работы

Экскурсии

1

Земля и человечество

9

2

3

2

Природа России

10

1

7

3

Родной край — часть большой страны

15

2

3

3

4

Страницы всемирной истории

5

1

5

Страницы истории   России

20

1

7

1

6

Современная Россия

9

1

2

Итого

68

8

29

4

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Земля и человечество (9 часов)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Раздел 2. Природа России (10 часов)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Раздел 3. Родной край — часть большой страны (15 часов)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Раздел 4. Страницы всемирной истории (5 часов)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Раздел 5. Страницы истории России (20 часов)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, опыт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX — начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Раздел 6. Современная Россия (9 часов)

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.


Календарно – тематическое планирование

(2 часа в неделю; 68 часов)

№ п/п

№ ур

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика учебной деятельности

Дата

Нед

I триместр

Раздел I. Земля и человечество (9 часов)

1

1

Мир глазами астронома

1

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения;                      

понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;          

рассказывать о мире, с точки зрения астронома;                                  

работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы;                                          

извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь;                                                            

работать со взрослыми: находить дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;                                          

 на основе строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку;                                                              

различать планеты и их спутники;                                                          

работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца;                                                    

практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;                                                                                

устанавливать причинно-следственные связи  между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года;                                  

работать со взрослыми: наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля ( телескопа);                                                                

 моделировать изучаемые созвездия;                                                    

 определять направление на север по Полярной звезде;              

 работать с терминологическим словарём;                                              

 сравнивать глобус и карту полушарий;                                                  

 находить условные знаки на карте полушарий;                                    

обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества;        

составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;                                                                                      

составлять рассказы о мире, с точки зрения историка;                    

характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;                                                                                    

обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;                                                                                                    посещать краеведческий музей  и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);                    

определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;                                    

обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;        

работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях;                                                            

рассказывать о мире с точки зрения эколога;                                      

работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению;                              

знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды;                                                                                  

рассказать о причинах появления Списка Всемирного наследия;  

различать объекты Всемирного природного и культурного наследия;                                                                                                       работать в паре: знакомиться по карте – схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги;                                                     читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать  их как образец для подготовки собственных сообщений;                                                                                                      извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и готовить сообщения о  них;                                                

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

2

2

Планеты Солнечной системы. Практическая работа: знакомство с картой звёздного неба.

1

3

3

Звёздное небо - Великая книга Природы

1

2

  4

4

Мир глазами географа. Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте.

1

5

5

Входной тест. Мир глазами историка. Практическая работа: знакомство с историческими картами. АСК. Письменность  

1

3

6

6

Когда и где?

1

7

7

Мир глазами эколога

1

4

8

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

9

9

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Проект. Обобщающий урок по разделу

1

5

Раздел II. Природа России (10 часов)

10

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России.  Практическая работа: поиск и показ на географической карте изучаемых объектов.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;         работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте;                                                                                                            различать холмистые и плоские равнины;                                             характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям;                                                            

работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»;                                                                                                            

работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера, реки, рассказывать о них по карте;          

различать моря Северного и Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов;                                                                                                        характеризовать особенности изучаемых водных объектов;    

находить в интернете сведения о  загрязнении воды в морях, озерах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями;

работать в паре: знакомится с картой природных зон России, сравнивать ее с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку;                                                          устанавливать причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами;    

находить на карте природных зон области высотной поясности;

выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенности солнечными лучами;

рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших в следствии этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;                    

 характеризовать зону арктических пустынь по плану;

сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте;  

выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещенности солнечными лучами;                                                           рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;  

 характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь;                                                                              

находить  и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте;      

 устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги;                                                                                              

 обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;                                                                                                          

сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям;                                                                                               находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте;                                                                       устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги;                                                                      сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям;                                                                                               находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте;                                                        устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;                                                                    

 находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте;                                                                                                 устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны;                                                                                                              работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания;                                              

обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа;

характеризовать зону субтропиков по плану;                                         формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

11

2

Моря, озера и реки России.

Практическая работа: поиск и показ на географической карте изучаемых объектов.

1

6

12

3

Природные зоны  России. Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов  на карте природных зон России.

1

13

4

Зона арктических пустынь.

Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России.

1

7

14

5

Тундра. Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон.

1

15

6

Леса России.

1

8

16

7

Лес и человек.

1

17

8

Зона степей. Практическая  работа: поиск и показ изучаемых объектов  карте природных зон России.

1

9

18

9

Пустыни. Практическая  работа: поиск и показ изучаемых объектов  карте природных зон России.

1

19

10

У Черного моря. Обобщающий урок-игра «По природным зонам России». Проверочная работа.          Игра «Природные зоны России»

1

10

Раздел III. Родной край – часть большой страны (15 часов)

20

1

Наш край. Практическая работа: знакомство с картой края. АСК. Смоленщина на карте России. Города Смоленщины.

1

 Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;  

работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае;                                                                                                   характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;

 описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края;              

21

2

Поверхность нашего края. АСК.

1

11

22

3

Экскурсия. Поверхность нашего края

1

II триместр

23

4

Водные богатства нашего края. АСК. Реки и озера Смоленской области. 

1

обсуждать меры по охране поверхности своего края;                             составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведенному в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта;                                                                                                           выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов;

 находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых;                                                                                  практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщения и представлять его классу;                                                                                                     сравнивать изученные полезные ископаемые;                                        

различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах;

работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу;                                                                        

рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края;                              

обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;                                                                                                            

 работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу;  

рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных, грибах своего региона;                                                            

работать в паре: описывать водоем по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоема; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоеме;                                                        рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края;                                                                                                 наблюдать объекты и явления природы;                                                определять природные объекты с помощью атласа определителя;

фиксировать результаты наблюдения;                                                     сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных обществах;

выявлять зависимость растениеводства с регионе от природных условий;                                                                                                          практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зерна зерновых культур;                                                                                                          различать сорта культурных растений;                                                                                                  

выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий;                                                                                                          

 выполнить тесты с выбором ответа;                                                        

 оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;  

адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

12

24

5

Наши подземные богатства. АСК. Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края.

1

25

6

Земля-кормилица. АСК. Почвы Смоленщины.

1

13

26

7

Экскурсия в лес и на луг

1

27

8

Жизнь  леса. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа – определителя. Проект «Красная книга нашего края»

1

14

28

9

Жизнь луга. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа – определителя

1

29

10

Жизнь в пресных водах. АСК Охрана памятника природы «Смоленское Поозерье».

1

15

30

11

Экскурсия к водоёму

1

31

12

Растениеводство  в нашем крае. АСК. Смоленский лен. Выращивание льна.

1

16

32

13

Животноводство в нашем крае

1

33

14

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны».

1

В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:

извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;                                                                                                    готовить иллюстрации для презентации  проекта

готовить тексты сообщений;                                                                    

выступать с сообщением в классе;                                                            

оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

17

34

15

Презентация проектов

1

Раздел IV. Страницы всемирной истории (5)

35

1

Начало истории человечества

1

Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-ой части учебника, выбирать проекты для выполнения;                                                        

понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить;

определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории;                                                                                                            

обсуждать роль огня и приручения животных;                                         анализировать иллюстрации учебника;                                                      

рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей и жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;  

 понимать роль археологии и изучении первобытного общества;

 определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира;                                                                                                                    находить на карте местоположение древних государств;

обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия;                                                                        

понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности;

сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья;                                                                                               находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье;                                                                                                

описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов;                                                                              

сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья;                                                                                          

развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья;                                                                                            

сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;

определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять ее с длительностью Древнего мира и Средневековья;                                                                                              сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время;                                                                                                  прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;                                                                                                        обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;                                                                                                          выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени;

характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки;                                                                                              

рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях ХХ-ХХI веков;                                                                                              

выполнять задания из электронного приложения к учебнику;  

работать с терминологическим словариком;                                                  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

18

36

2

Мир древности: далёкий и близкий

1

37

3

Средние века: время рыцарей и замков. АСК. Храмы и монастыри Смоленщины.

1

19

38

4

Новое время: встреча Европы и Америки

1

39

5

Новейшее время: история продолжается сегодня. Обобщение по теме «Страницы всемирной истории». Проверочная работа.

1

20

Раздел V. Страницы истории России (20 ч)

40

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; анализировать карту расселения племен древних славян;

выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;                                                    

 характеризовать верования древних славян;                                          

прослеживать по карте Древней Руси путь «из   варяг в греки»  и расширение территории государства в  9- 11 веках;

характеризовать систему государственной власти  в 9-11 веках  в Древней Руси;                                                                                              

обсуждать причину введения на Руси христианства  и значение Крещения;                                                                                                    

в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде;

сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов  Древней Руси;                                                                              

обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;  

развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;                                                                                                

обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;                                            

41

2

Во времена Древней Руси. АСК. Наши предки.

1

21

42

3

Страна городов. Практическая работа с исторической картой. АСК. Письменность. Жилище, предметы быта, праздники. Экскурсия в исторический музей и «Одежда XVIII века».

1

43

4

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

22

44

5

Трудные времена на Русской земле. Практическая работа с исторической картой.

1

III триместр

45

6

Русь расправляет крылья.  АСК. Военное прошлое Смоленщины. Экскурсия по местам боевой славы. Экскурсия в музей ВОВ.

1

характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;                                                                                      выявлять роль летописей для изучения истории России;  

обсуждать роль рукописной книги  в развитии русской культуры; характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства;                                                                          сопоставлять оформление древнерусских книг с современными;

прослеживать по карте нашествия Батыя на Русь;                              

обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия;                                                                                                    описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских  и монгольских воинов;                                                                              

рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;

находить на карте места сражений  Александра Невского  со шведскими и немецкими захватчиками;                                                  

по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей;                                                                      

высказать своё отношение к личности Александра Невского;

приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;

рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты;

прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;                                                                                                         обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;                                                                                

прослеживать по карте передвижения русских  и ордынских войск;  составлять план рассказа о Куликовской битве;                                                         обсуждать, почему так важна  для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;                                                                              

рассказывать о поединке богатырей;                                                    

заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;                                                                                                      

осознавать роль Куликовской битвы в истории России;

рассказывать об изменении политики в отношении Золотой орды;

описывать по иллюстрации в учебнике изменения  в облике Москвы;                                                                                                         обсуждать значение освобождения от монгольского ига;

обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;                                                            

на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников ;                                                                      сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям;                                                                                              

обсуждать значение организации народного ополчения  и освобождения Москвы от польской интервенции;    

 отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы.  

23

46

7

Куликовская битва.

1

47

8

Иван Третий. Практическая  работа с исторической картой.

1

24

48

9

Мастера печатных дел.

1

49

10

Патриоты России  

1

25

50

11

Петр Великий

1

Рассказывать о реформах Петра 1 на основе материала учебника;  извлекать из дополнительной литературы и Интернета  информацию  о Петре 1, которой нет в учебнике;  

описывать достопримечательности  Санкт-Петербурга;  

обсуждать, заслуженно ли Пётр 1 стал называться Великим;    

отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей;                                                                    

находить на карте приобретения города, основанные Петром 1;

составлять план рассказа  о М. В. Ломоносове;                                    

прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву;                                                                                                          обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова  в развитии науки и культуры;                                                                                        

отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета;                                                                                                обсуждать, заслуженно ли Екатерина вторая стала называться Великая;                                                                                                         описывать достопримечательности Петербурга ;                                  

сравнивать положение разных слоёв российского общества;  

рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.  Пугачёва;  

прослеживать по карте рост территории государства;            рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове;  

извлекать из Интернета сведения  о Петербурге, Москве, других городах России  в 18 веке;                                                              

на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении;                                                                              

отмечать на «ленте времени» Отечественную войну1812 года;          

обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной;

обсуждать, почему после отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;                                                                              

в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания  из рабочей тетради  и электронного приложения к учебнику, готовить сообщении и презентовать  их на уроке;                                                                          

работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль;                                                                      

сопоставлять исторические источники;                                                

извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в 19 веке в регионе;

отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны,  Февральской и Октябрьской революций;        

составлять план рассказа  о событиях начала 20 века  и рассказывать о них по плану;                                                                    

интервьюировать взрослых членов семьи  о том, какую роль сыграли  Октябрьская революция и Гражданская война  в судьбе семьи;                                                                                                             развивать воображение, составляя от лица журналиста начала 20 века интервью с учёным, каким он видит наступивший век;    

знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством  страны;    сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради  и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;                                                                                                             сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР  и Российской Федерации;  

знакомиться по фотографиям  в Интернете с обликом довоенных станций;

составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;                                                                      

обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;                                                                                                                  встречаться с ветеранами войны;

собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы  в родном городе (селе) регионе;                                                  

извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию  об освоении космоса (для учащихся Москвы – из внеурочной экскурсии в Музей космонавтики);                                        

интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;   прослушивать в записи песни, посвящённые полёту  Юрия Гагарина;   знакомиться с репродукциями картин космонавта  А.Леонова на космическую тему;                                                                                      

 готовить сообщение  и презентовать его в классе;                                    работать с электронным пособием;                                                          

 работать с терминологическим словарём;                                                     формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.      

51

12

Урок – экскурсия в храм св. Александра Невского. Знакомство с достопримечательностями села Вязьма – Брянская.

1

26

52

13

Михаил Васильевич Ломоносов

1

53

14

Екатерина Великая. Практическая работа с исторической картой.

1

27

54

15

Отечественная война 1812 года.

1

55

16

Страницы истории XIX века. Практическая работа с исторической картой.

1

28

56

17

Россия вступает в XX век. Практическая работа с исторической картой.

1

57

18

Страницы истории 1920-1930-х годов. Практическая  работа с исторической картой.

1

29

58

19

Великая Отечественная война и Великая  Победа

1

59

20

Страна, открывшая путь в космос. АСК. Наши земляки.

1

30

Раздел VI. Современная Россия (9 часов)

03.05

60

1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;                                                                             анализировать закреплённые в Конвенции    права ребёнка;

обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей;                                                                                              

готовить проекты «Декларация прав», обсуждать их в классе;

работать с терминологическим словарём;                                                

различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;                                                                                                  различать прерогативы Президента, Федерального собрания  и Правительства;                                                                                          

следить за государственными делами  по программам новостей    ТВ  и печатным средствам массовой информации;

знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств;                                                                                                  знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы;                                                                        

выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств;      

обсуждать, зачем государству нужны символы;                                     моделировать символы своего класса, семьи;                                          

различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;                                                                

знакомиться с праздниками и Памятными днями  России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина;  

выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае,

совершать виртуальные экскурсии  с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники  истории и культуры;                                                                                                       рассказывать по личным впечатлениям  о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры;

анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику;                                                                                                     пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору;

Выполнять тесты с выбором ответа;                                                      

 оценивать правильность/неправильность  предложенных ответов;

В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:

извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;                                                                                                      посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;  

готовить иллюстрации для презентации проекта;                                                                                        готовить тексты сообщений;                                                                      

выступать с сообщением в классе;                                                            

оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

61

2

Мы – граждане России. АСК. Памятники Смоленщины

1

31

62

3

Славные символы России. АСК. Герб и флаг области.

1

63

4

Такие разные праздники.

1

32

64

5

Путешествие по России.  

1

65

6

Путешествие по России.  Драгоценное ожерелье старинных русских городов. Практическая  работа с  географической картой.

1

33

66

7

Путешествие по России.  Регионы России. Практическая  работа с  географической картой.

1

67

8

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия». Итоговый тест.  

1

34

68

9

Презентация проектов

1


Информационно-методическое обеспечение

Учебный комплекс для учащихся:

  • Плешаков А. А, Е. А. Крючкова  Мир вокруг нас в 2 частях. - М.: Просвещение, 2014.
  • Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» в 2 частях - М.: Просвещение, 2014.
  • Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2013.
  • Плешаков А. А. Зелёные страницы: книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2013.

Методические разработки для учителей:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Окружающий мир. 1-4 кл. – М.:Просвещение, 2008г.
  • Т.М. Максимова Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Универсальное планирование. 4 класс. – М.: ВАКО, 2014 год.
  • Цифровые образовательные ресурсы 4 класс.

Контрольно-измерительные материалы

№ п/п

Контрольная работа

Тема

Литература

1

Входной тест

«Земля и человечество»

2

Проверочная работа          

«Природа России»

3

Проверочная работа          

«Родной край-часть большой страны»

Проверочная работа          

«Страницы всемирной истории»

Проверочная работа          

«Страницы  истории России»

5

Итоговый тест

«Современная Россия»

6

Проект №1

«Земля и человечество»

7

Проект №2

«Родной край-часть большой страны»

8

Проект №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...