Конспект
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Разные конспекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_okr.miru_._vodoemy._2_klass.docx21.89 КБ
Microsoft Office document icon vodnye_bogatstva_0.doc80 КБ
Microsoft Office document icon istok.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе

«Водные богатства»

 

                                       

                                                             Подготовила:  Полякова Елена Сергеевна,

                                                                                             учитель  начальных классов.

 

Пермь, 2016

Окружающий мир

Тема «Водные богатства»

УМК «Школа России»

Автор учебника: А.А.Плешаков , 2012 г., стр. 82 - 85.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 Цель: познакомить с разнообразием водоёмов  планеты: океанами, морями,  озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами;  с частями реки, красотой водоёмов  родного края.

Задачи:

1.  Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

2.  Формировать  умения  работать в паре с графической информацией: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме; формулировать выводы из изученного материала,  участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.

3. Воспитывать  позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от водоёмов родного края.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

 - освоение личностного смысла учения.

Регулятивные:

- определение цели учебной деятельности с помощью учителя;

 - определение плана выполнения заданий под руководством учителя.

 - осознание качества и уровня усвоения знаний, оценка результатов работы;

  - развитие способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий (саморегуляция).

Познавательные:

   - самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели;

  - осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  - смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прочитанных текстов;

 - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- выбор оснований и критериев для сравнения и группировки объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные:

  - сотрудничество в совместном решении проблемы (задачи);

участие в диалоге; развитие умений слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Методы обучения:  наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:  учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами,  компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентация, сигнальные карточки, парусники для рефлексии, лист оценки (я - другой ученик- учитель).

Используемые технологии:

Здоровьесберегающая (физминутка, посадка во время работы).

Технология проблемного обучения (при определении темы урока).

Групповая и парная работа (самостоятельный поиск информации, закрепление).

Информационно-коммуникационные технологии (презентация).

План  урока:

Оргмомент – 1 минута.

 Проблемная ситуация + деятельность по её решению – 5 минут (проверка домашнего задания с помощью электронного приложения).

Формулировка темы и задач урока - 3 минуты.

Естественные и искусственные водоёмы – 2 минуты.

Работа в паре - самостоятельное добывание нового знания, формулирование выводов, выступления – 10 минут.

Видео (река, строение реки) – 2 минуты.

Физминутка – 2 минуты.

Озёра (озеро – природный водоём со стоячей водой) – 3 минуты.

Работа по учебнику – 5 минут.

 Беседа о море – 3 минуты.

Проверка знаний + самооценка, сравнение с образцом – 4 минуты.

Рефлексия – 3 минуты.

 Варианты домашнего задания – 2 минуты.

                                           

Ход  урока:

1. Организационный момент.

- Учебник, дневник, пенал и тетрадки

На парте всё в образцовом порядке.

Подарим улыбки,

Гостям, мне,  друзьям,

свободно вздохнём

И, не волнуясь, урок наш  начнём.

- Мы продолжаем изучение большой темы «Путешествия» и сегодня будем дальше путешествовать по планете.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, Мудрая Черепаха приготовила для нас задание: карточки для работы в паре. Эти слова были разделены на две группы, но Муравьишка – Вопросик их нечаянно  перепутал. Давайте поможем ему исправить эту досадную ошибку.

- Какие слова объединили в одну группу?  (гора, холм, равнина, возвышенность, низменность)

- Почему именно эти слова объединили в одну группу?  (это все виды земной поверхности)

- Подумайте, а как можно слова первой группы расставить в нужной последовательности (равнина, низменность, холм, возвышенность, гора)

- Почему вы так решили?  (потому что они распределены в порядке возрастания) Значит самая высокая земная поверхность – это гора. Есть горы низкие и высокие. Скажите:

-Какая самая низкая гора в мире? (гора Лысица 612  метров)

- А какая самая высокая гора в мире? (гора Эверест, высота над уровнем моря - 8 848 м.)

- Каждая гора, как и холм, состоит из частей! Назовите их? (подошва – подножие, склон и вершина)

- Давайте с вами проверим, правильно ли мы назвали части горы. Посмотрите на картинку.

3. Самоопределение к деятельности. Проблемная ситуация.

 - Давайте с вами представим, что мы поднялись на вершину горы. А как  мы можем с горы спуститься? (ответы детей)

-  Посмотрите теперь внимательно на картинку и назовите еще один способ спуска с горы? (спуск по реке)

- Где мы это слово с вами встретили? (мы это слово встретили, когда распределяли слова по группам)

- К какой группе это слово относится? (ко второй)

- А что еще относится ко второй группе? (озеро, море, океан)

- Река, озеро, море, океан – что их объединяет? (это все вода, водоемы)

-  Мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а  о  водных богатствах.

Как вы думаете, какую цель мы с вами поставим на уроке? ( Узнать о разнообразии водоемов, как их сберечь)

4. Работа по теме урока.

1) - Мудрая  Черепаха тоже решила попутешествовать по реке, и свои впечатления записала в свой дневник путешествий. Давайте с вами прочитаем, что интересного написала в своем дневнике Мудрая Черепаха.

- Я отправилась в путешествие по реке Обь. Села в лодку. Началось мое путешествие с истока. Путь, по которому я плыла – русло. Он был непростой, извилистый и длинный. Посмотрела на левый берег, потом на правый. Увидела я большой полноводный приток -  Иртыш. И когда я проплыла устье, то увидела прекрасное чистое озеро. На этом мое путешествие было закончено.

- Возьмите карандаш и подчеркните слова, которые вам показались, не знакомы. Назовите их. – Ребята, это составные части чего? (реки)

2) Давайте с вами проверим, все ли части реки мы с вами назвали (проверка + слайд)

- Чем закончилось путешествие Мудрой Черепахи? (она увидела озеро)

- А кто из вас слышал о самом большом озере в мире?

- Ребята! Самое большое озеро в мире – Каспийское. Его размер настолько большой, что прозвали его морем.  А как вы думаете, почему это озеро?

( потому что у него нет выхода в океан)

- Посмотрите на это озеро! На его красоту. Почему оно такое красивое и чистое? (за ним следят, чтобы не загрязняли люди)

- А кто создал всю это красоту – реки, моря, океаны? (природа)

- Значит это, какие водоемы? (естественные)

- А есть водоемы, которые были созданы человеком. Как вы думаете, как их называют? (искусственные)

- Посмотрите на картинке, как мы можем назвать эти водоемы? (перечисляют)

- Бывает и такое, что люди не дорожат водоемами – они их? (загрязняют)

- Как нужно вести себя, чтобы не загрязнять водоемы?

5. Физкультминутка:

Мы немного отдохнем,                             Побежим скорее в реку,

Встанем, глубоко вздохнем,                    Окунемся, поплывем.

Руки в стороны, вперед.                           Ах, какая благодать!

Мы на пляже,                                              Но и меру надо знать.

Солнце жжет.                                             Побежим скорее в класс,

                                                                       Там послушаем рассказ.

6. Рефлексия.

-Урок  наш подходит к концу. О чем мы говорили на уроке? Что нового узнали?

- Я предлагаю вам разбиться на группы. Каждая группа получит задание:

1) Нарисовать схему о водоемах;

2) Схематически изобразить части реки;

3) Нарисовать знаки, которые говорили о том, как нам сберечь водоемы (охрана водоемов)

4)  Нарисовать схему естественных водоемов

5) Искусственных водоемов.

6Подведение итогов урока.

- Посмотрим, что же у вас получилось. Выходите первая группа.

- А теперь оцените свою работу. Что нам в этом поможет? (луч успеха)

- Всем спасибо за урок.

7. Домашнее задание.

- Ответить на вопросы (с.85) учебника.

- Подготовить сообщение о реке или озере Перми или Пермского края.

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Окружающий мир    

Тема «Водные богатства»

УМК «Школа России»

Автор учебника: А.А.Плешаков , 2012г., стр. 82 - 85.

Тип урока: урок усвоения новых знаний. 

 Цель: познакомить с разнообразием водоёмов  планеты: океанами, морями,  озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов  родного края, красотой моря.

Задачи:

1.  Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

2.  Формировать  умения  работать в паре с графической информацией: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме; формулировать выводы из изученного материала,  участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.

3. Воспитывать  позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края.

Методы обучения:  наглядный, словесный, практический, игровой, проблемно-поисковый

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:  учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами, карты рек  (3 конверта) (для выполнения упражнений), компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентация, сигнальные карточки, парусники для рефлексии, лист оценки (я - другой ученик- учитель).

Используемые технологии:

  1. Здоровьесберегающая (физминутка, гимнастика для глаз, посадка во время работы)
  2. Технология проблемного обучения (при определении темы урока)
  3. Групповая и парная работа (самостоятельный поиск информации, закрепление)
  4. Информационно-коммуникационные технологии (презентация)

План  урока:

  1. Оргмомент – 1 минута
  2.  Проблемная ситуация + деятельность по её решению – 5 минут (проверка домашнего задания)
  3. Формулировка темы и задач урока  (загадки, водоёмы, водные богатства, вопросы, на которые будем искать ответы – задачи)– 3 минута.
  4. Естественные и искусственные водоёмы
  5. видео, река, строение реки.

Работа в паре - самостоятельное добывание нового знания, формулирование выводов, выступления, просмотр фотографий  – 10 минут (реки)

  1. Физминутка – 2 минуты
  2. Озёра .озеро – природный водоём со стоячей водой   Байкал,

Озера области, видеофрагмент. Стих о Ладоге.

  1. видео о море.
  2. работа по учебнику.
  3. физминутка для глаз.
  4. беседа о море, кораблик прибыл к берегу.
  5. Проверка знаний +самооценка, сравнение с образцом. – 4 минуты
  6. Рефлексия – 3 минуты
  7. Варианты домашнего задания – 2 минуты

Учебник, дневник, пенал и тетрадки

На парте всё в образцовом порядке.

Подарим улыбки,

Гостям, мне,  друзьям,

 свободно вздохнём

И, не волнуясь, урок наш  начнём.

Ладошки

Мы продолжаем изучение большой темы «Путешествия» и сегодня будем дальше путешествовать по планете.

Слова Бианки.

Ребята, Мудрая Черепаха приготовила для нас задание: индивидуальные карточки для работы (раздаю задания)

и вот эти слова. Они были разделены на две группы, но Муравьишка –Вопросик их нечаянно  перепутал. Давайте поможем ему исправить эту досадную ошибку.

Какие у вас есть предположения?

Получается две группы слов: формы поверхности:

Склон

Подошва

Вершина

Гора

Холм

Вторая группа: устье, русло, приток, исток.

Почему такие предположения?

Что такое склон?

Подошва

Вершина

Чем отличается холм от горы?

Объясните , пожалуйста, значение слов второго столбика.

А кто может сформулировать тему урока?

Трудно. Я вам помогу.

Отгадайте загадки (слайд № )

Чуть дрожит на ветерке

Лента  на просторе.

Узкий кончик в ручейке,

А широкий – в море.

Что такое река?

Как назвать их одним словом -

О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а  о  водных богатствах.

Как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответы?

Какие задачи поставим на урок? Что мы можем узнать о водных богатствах?

  1. Что составляет водные богатства?
  2. Как обозначаются на карте?
  3. Строение реки.
  4. Водные богатства нашего края.

Первый вопрос. Что составляет водные богатства планеты? Как бы вы на него ответили?

1 предложение стр.82

Ребята. Вот у Муравьишки  ещё два слова – естественные и искусственные.

Как вы думаете, что они обозначают и какое отношение имеют к водоёмам.

Назовите естественные  водоёмы

Назовите искусственные водоёмы

Презентация

Применение знаний Работа в паре – для чего нужны искусственные водоёмы?

Тетрадь стр. 51. задание №1.

Осуществите взаимопроверку с товарищем по парте.

А теперь работаем в группе .для этого объединитесь по три человека.

Возьмите карточку с цифрой .

Догадайтесь, о каком водоёме идёт речь.

Сигнальные карточки.

Об искусственных водоёмах поговорили, теперь перейдём к естественным.

Внимание на экран.

 Вуокса. Прослушали – 1 минута

Вуокса – не просто река, это целая озёрно-речная система, включающая  озёра и протоки в Финляндии и России, самая крупная река Карельского перешейка. В новгородских летописях и переписных книгах нижнее её течение упоминается как Узерва.

Я предлагаю вам начать нашу работу по  изучению рек. Какие могут быть вопросы?

     -Где реки начинаются и заканчиваются?  

    - Куда они текут?

     -Почему вода в реке не кончается?

     -Что нам поможет ответить на эти вопросы?

Открываем учебник, стр. 83. работаем в паре. Повторим правила работы в паре (слайд)

Выполняем задание 1.

Проверка с сигнальными карточками, коррекция.

Работа в группе по карточкам – моделирование схемы реки Ленобласти. Подготовьте рассказ по плану.

Наша река -

Исток реки – (ручеёк или озеро)

Устье –

Посмотрим фотографии этих рек.

Наш кораблик встретил пиратское судно. Пока не потанцуем, нас никуда не отпустят. Саша показывает движения.

Физминутка:

 О каких водоёмах мы не говорили?

Подумайте, чем отличается река от озера?

У озера нет истока и устья.

У озера нет течения.

Озёр в России огромное количество. свыше двух миллионов

Одно из  интереснейших озёр нашей страны -  озеро Байкал. Это самое глубокое озеро в мире, в нём огромный запас пресной чистой воды.  Озеро  находится на юго-востоке нашей страны.

В нашей области 1800 озёр, больших и маленьких. Озеро Изумрудное в Токсово, озеро Голубое, Любимовское, Суходольское, Красное, среди них есть одно удивительное – Ладожское. Это самое большое пресноводное озеро в Европе, если вы приедете на берег озера, то противоположного берега вы не увидите. Давайте посмотрим.

Стихотворение про Ладогу.

На озёрах побывали.

Сейчас узнаем, куда двигаться дальше.

Мультфильм про море.

Море- -это очень большой природный водоём с солёной водой.

Какое оно, море?

Прочитайте в учебнике на стр. 84.

Физминутка для глаз. Русалочка.

Расскажите, какое оно, море?

Фотографии.

Наш кораблик причаливает к берегу.

  • С какими водными богатствами планеты мы познакомились  во время путешествия?

Закрепление.

Рефлексия.

  • Я сегодня узнал …
  • Мне хотелось бы похвалить …
  • Сегодня на уроке …

Закончите предложения

Я сегодня узнал…

Я себя похвалю за …

Ребята, оцените нашу работу на уроке, ваше настроение. Прикрепите на схему реки фигурки парусника – если вам понравился урок и ваша работа на уроке – яркую, радостную фигурку, если нет – тёмную, грустную.

Выдвигают свои предположения.

От подошвы до вершины горы или холма

Место, где начинается холм или гора.

Самая высокая часть холма или горы

Холм до 200 м, а гора более 200м высотой

Затруднения. Мы не знаем значения этих слов.

Река

Водоёмы

О водоёмах.

В учебнике, словаре, интернете.

Водные богатства планеты составляют моря, океаны, реки, озера, пруды. Водохранилища, болота, каналы.

Карточки крепятся на доску.

Естественные – созданы природой, искусственные – руками человека.

Море, озеро, океан,

пруд, канал,  водохранилище.

Читают, определяют.

Об озерах.

Моря, реки, озера, пруды, каналы.

План  урока:

  1. Оргмомент – 1 минута
  2. Проблемная ситуация + деятельность по её решению – 5 минут (проверка домашнего задания)
  3. Формулировка темы и задач урока  (загадки, водоёмы, водные богатства, вопросы, на которые будем искать ответы – задачи)– 3 минута.
  4. Естественные и искусственные водоёмы
  5. видео, река, строение реки.

Работа в паре - самостоятельное добывание нового знания, формулирование выводов, выступления, просмотр фотографий  – 10 минут (реки)

  1. Физминутка – 2 минуты
  2. Озёра .озеро – природный водоём со стоячей водой   Байкал,

Озера области, видеофрагмент. Стих о Ладоге.

  1. видео о море.
  2. работа по учебнику.
  3. физминутка для глаз.
  4. беседа о море, кораблик прибыл к берегу.
  5. Проверка знаний +самооценка, сравнение с образцом. – 4 минуты
  6. Рефлексия – 3 минуты
  7. Варианты домашнего задания – 2 минуты

 



Предварительный просмотр:

Исток

Устье

Правый берег

Левый берег

Исток

Устье

Правый берег

Левый берег

Исток

Устье

Правый берег

Левый берег

Исток

Устье

Правый берег

Левый берег

Исток

Устье

Правый берег

Левый берег

Вуокса

Нева

Луга

Волхов

Свирь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...