Рабочая программа по предмету окружающий мир 2 класс авт. Виноградова Н.Ф. УМК "Школа 21 век"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Исаева Татьяна Владиславовна

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана  на основе Концепции стандарта второго поколения,  требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по  окружающему миру и  авторской программ «Окружающий мир. 1 – 4 классы» Н.В. Виноградова, Г.С. Калинова ( Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013.) с учетом межпредметных  и  внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

           Программа соответствует государственным образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России по образовательной области « Окружающий мир».  Программа соответствует новейшим требованиям к рабочей программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr._mir_2_klass.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

Утверждаю: ______________   

Директор МОУ СОШ № 17 Е.П.Митина

Приказ №______   от_____________

                                                                                                                               

Рабочая программа по Окружающему  миру

Уровень базовый

2 «А» класс    

Составитель ФИО     Исаева Татьяна Владиславовна

учитель начальных классов

 2018  г.


Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана  на основе Концепции стандарта второго поколения,  требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по  окружающему миру и  авторской программ «Окружающий мир. 1 – 4 классы» Н.В. Виноградова, Г.С. Калинова ( Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013.) с учетом межпредметных  и  внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

           Программа соответствует государственным образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России по образовательной области « Окружающий мир».

        

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные результаты представлены двумя  группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника.

 Это:

   -  готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

   - достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

   -  личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

   - формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

   - воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения,     толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

   -  понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;  

   -  формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:  

   -  осознание целостности окружающего мира, расширение  знаний о разных его сторонах и объектах;

   -  обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;  

   -  овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

   -  использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

   - расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только  рационально,  но  и образно.

            В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению  метапредметных  результатов  естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают

познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование,  рассуждение,  описание  и др.).

«Окружающий мир» - предмет особый, многогранный. Его содержание включает сведения из разных областей знаний и является пропедевтикой изучения географии и истории, обществознания и биологии, анатомии и валеологии.

Изучение курса «Окружающий мир» способствует формированию целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего Я), расширяют представления о психической природе человека(познавательных процессах, отличие от высших животных и др.)

Обучающийся 2-го класса  научится:  

  • составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
  • называть основные права и обязанности граждан России,  права ребенка;
  • оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
  • различать (соотносить) прошлое – настоящее - будущее; год – век (столетие); соотносить событие с его датой;
  • характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
  • называть царства природы;
  • описывать признаки животного и растения как живого существа;
  • моделировать жизнь сообщества на основе цепи питания;
  • различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
  • устанавливать основные признаки разных сообществ, сравнивать сообщества;
  • описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
  • сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.

Обучающийся 2-го класса  может научиться:

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;
  • воспроизводить в небольшом рассказе - повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;
  • ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
  • проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).

Календарно-тематическое  планирование  по окружающему миру  составлено, ориентируясь на  опубликованную  авторскую программу.

«Окружающий мир1-4 классы». Н.Ф.Виноградовой  и полностью соответствует ее требованиям.

На изучение предмета во втором  классе отведено 68 часов ( 2 часа в неделю, 34 учебные недели)

Содержание тем учебного  предмета.

Введение. Что окружает человека (1 час).

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, во да и др.); живая природа (животные, растения, люди); пред меты и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

      Кто ты такой (11 часов).

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и пи тание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуа циях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как че ловек открыл для себя огонь.

Кто живет рядом с тобой (8 часов).

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколе ния в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, прово дит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, до брота. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и млад ших членах семьи.

Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспор те, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внима тельного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одно классники.

Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семей ный фольклор.

Россия — твоя Родина (13 часов)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Досто примечательности родного края. Труд, быт людей. Культур ные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профес сии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Про фессии, значение которых возросло в последние годы (эко номист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселе ние в У-1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяй ственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

       Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как воз никло и что обозначает слово «гражданин».

Мы — жители Земли (33 часа).

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солн це. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.

Среда обитания. Природные сообщества.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Тра вянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млеко питающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в ле су. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жиз ни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жид кая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители расти тельного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).

Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеве дения). Лекарственные растения луга. Использование и ох рана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодо вые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Природа и человек (2 часа).

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Человек и природа. Может ли человек жить без природы.

Роль человека в сохранении природных объектов. Пра вила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Содержание   учебного   предмета

№ п/п

Название   раздела

количество часов

1.

Введение.     Что тебя окружает

1

2.

Кто ты такой

11

3.

Кто живет рядом с тобой

8

4.

Россия — твоя Родина

13

5.

Мы — жители Земли

33

6.

Природа и человек

2

Итого    

68

     

Учебно-тематический план

Часов

в неделю

всего

Из них

Контрольных работ

Другие виды работ

1 четверть

2

-

Проверочная работа-1

Практических работ -3

2 четверть

2

-

Проверочная работа-1

3 четверть

2

-

Проверочная работа-1

Практических работ -1

4 четверть

2

-

Проверочная работа-1

ГОД

68

68

-

Проверочных работ -4

Практических работ -4


                                                 Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№  урока в разделе

Тема   урока / раздел

Сроки

планируемые

корректировка

1  четверть

Раздел 1.  Введение. Что тебя окружает   (1  час)

1.

1.

Что тебя окружает.

Раздел  2.  Кто ты такой   (11  часов)

     2.

1.

Я, ты, он, она... Все мы люди…

3.

2.

Наши помощники – органы чувств.

4.

3.

Что такое   здоровье?

5.

4.

Режим дня.  Практическая работа

«Составление режима дня для будней и выходных».

    6.

5.

Физическая    культура.

7.

6.

Почему  нужно  правильно  питаться.

8.

7.

Здоровье  и  питание.

9.

8.

Умеешь ли ты есть?

10.

9.

Почему нужно быть осторожным.

11.

10.

Здоровье и осторожность. Солнечный удар. Практическая работа «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах».

12.

11.

Можно ли изменить себя.

Раздел 3.  Кто живет рядом с тобой  (8 часов)

  13.

     1.

Что такое семья?

Практическая работа «Составление семейного «древа».

14.

2.

Труд в семье. Как семья отдыхает?

15.

3.

Проверочная  работа. Обобщение изученного.

16.

4.

Твои друзья – взрослые и дети.

 

    17.

5.

Твои друзья – взрослые и дети.

18.

6.

О правилах   поведения.

19.

7.

О дружбе.

20.

8.

О дружбе.  Настроение.

Раздел 4.   Россия — твоя Родина   (13 часов)

     21.

1.

Родина – что это значит?

22.

2.

Родной край –  частица Родины.

23.

3.

Из истории нашей Родины. Экскурсия в исторический музей.

24.

4.

Из истории нашей Родины. Виртуальная 

экскурсия  в художественный музей.

25.

5.

Зачем человек трудится?

26.

6.

Хлеб – главное богатство России. Виртуальная экскурсия в места сельскохозяйственного труда.

27.

7.

Как работают в пекарне (на хлебозаводе).

Экскурсия  на предприятие.

28.

8.

Все профессии важны. Виртуальная экскурсия в учреждение быта.

29.

9.

О  труде фермера и экономиста,

программиста.

30.

10.

Города России. Москва.

 Экскурсия в краеведческий музей.

31.

11.

Проверочная     работа.

32.

12.

Древние города  России.

   33.

     13.

Мы – граждане России. Народы России.

Виртуальная экскурсия в музей народов России.

Раздел 5.  Мы — жители Земли   (33 часа)

    34.

1.

Солнечная  система.

35.

  2.

Земля – планета Солнечной системы.

36.

3.

Глобус – модель Земли.

37.

4.

Царства живой природы.Бактерии.

38.

5.

Грибы.

39.

6.

Жизнь животных.

Какие животные живут на Земле.

40.

7.

Как животные воспринимают мир.

41.

8.

Как животные  защищаются,

питаются, строят жилища.

42.

9.

Как  животные  воспитывают  потомство.

43.

10.

Жизнь растений. Какие бывают

растения.

44.

11.

Органы растения и их значение для его жизни. 

45.

12.

Что такое лес?  Экскурсия.

46.

13.

Как развиваются растения.

47.

14.

Деревья леса.

48.

15.

Кустарники леса.

49.

16.

Травянистые растения.

50.

17.

Лесная аптека. Практическая работа.

51.

18.

Звери леса.

   52.

    19.

Проверочная  работа. 

53.

20.

Птицы – лесные жители. Ужи – обитатели леса.

54.

21.

Насекомые леса.

55.

22.

Мы пришли в лес. Экскурсия.

56.

23.

Путешествие    капельки.

57.

24.

Свойства воды.

58.

25.

Рыбы – обитатели водоёмов.

   59.

26.

Пресный водоём.  Обитатели пресных водоёмов.

60.

27.

Болото – естественный водоём.

61.

28.

Растения и животные луга. Виртуальная экскурсия на луг.

62.

29.

Растения и животные поля. Виртуальная экскурсия в поле.

63.

30.

Растения и животные сада. Виртуальная экскурсия в сад.

  64.

    31.

Будем беречь  природу.

   65.

     32.

Проверочная   работа. Обобщение изученного.

66.

33.

Будем беречь нашу Землю.

Раздел  6. Природа и человек.

Обобщение изученного материала.  (2 часа)

67.

1.

Итоги года. Что мы узнали  и чему научились.

68.

      2.

Обобщение изученного.

Согласовано

Руководитель ШМО__________________

Протокол ШМО от______________

Согласовано

Зам. дир. по УВР

«__________»_______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 1 класс под редакцией Виноградовой

Рабочая  программа  по математике 1 класс под редакцией Виноградовой Н.Ф. составлена с учетом новых стандартов ФГОС. Подробно расписаны ояснительная записка, требования к уровню подгот...

Рабочие программы по предметам. 4 класс. Программа"Начальная школа XXI века" под ред. Н. Виноградовой.

В материале помещены рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру....

Рабочая программа по математике 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма. В конце программы прилагаются варианты математических диктантов....

Рабочие программы УМК XXI век под редакцией Виноградовой

Данная программа составлена в соответствии с новыми ФГОС....

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...