Формирование экологической культуры младших школьников
статья по окружающему миру (2 класс) на тему

Шереметьева Светлана Николаевна

Мы видим свою задачу в том, чтобы вооружить наших учеников знаниями, которые помогли бы им делать правильные экологические выводы, чтобы, став специалистами, они строили заводы, школы, государство, где люди были бы здоровыми, умными. Мы хотим, чтобы формулы и расчеты, а затем гигантские производственные объекты не вытесняли и губили человека. Значит, нужно учеников учить так, чтобы экологическое мышление не уступало математическому расчету. Быть умным от природы - это значит быть с природой в ладу. Экологическое мышление должно контролировать деятельность человека, определять рамки допустимого, разумного предела. Это называется - работать на результат. Человеку нужна чистая вода, свежий воздух, все условия для жизни и созидания. В этом его главное предназначение. Правильно сказано, что человек - это свернутая вселенная, а вселенная - это развернутый человек. Будем помнить об этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

      Одной  из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения НОО для повышения качества знаний обучающихся, развития их познавательных и творческих способностей деятельность учителя направлена на формирование положительной мотивации обучающихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Среди разнообразных направлений педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность в ходе обучения предмету «Окружающий мир» и во  внеурочной  деятельности. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки – исследования и уроки – проекты.

В настоящее время проблема формирования экологической культуры подрастающего поколения является одной из приоритетных педагогических проблем. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка ответственное отношение к объектам живой и неживой природы. Позиция бережного отношения к природе сегодня – фундамент для жизни на Земле завтра!

В рамках общероссийского образовательного проекта «Вода России-2016» в октябре 2016 года я провела  в своем классе Всероссийский экологический урок! Урок  рассчитан на учащихся 2-11 классов.
Этот необычный и полезный образовательный проект реализуется в рамках Федеральной Целевой Программы «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 годах»  по инициативе Министерства природы России при поддержке Зеленого движения России ЭКА. Вместе
с героиней Капой через увлекательные игры и творческие задания ученики открывали для себя интересные факты о воде и учились беречь этот бесценный ресурс на практике.

Цель Всероссийского эко урока «Вода России» – сформировать у школьников ответственное отношение к водным ресурсам России и научить их беречь воду в повседневной жизни.

      Дети по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Соответственно огромное значение в экологическом воспитании имеет проектно-исследовательская деятельность (проведение опытов, экспериментов и наблюдений, направленная на «открытие нового» и развитие продуктивных форм мышления, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у обучающихся гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности)

Чтобы ребенок получил достоверную информацию об окружающем мире, какие органы чувств у него надо задействовать? (Ответы: органы осязания, обоняния)

Вы правы. Недаром китайская пословица гласит:

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Я хочу предложить вам элементы проектно-исследовательской деятельности урока «Окружающего мира» или занятия кружка  «Создаем проект»!

Сейчас в каждой группе появится рыба - главная жительница водной стихии.  Не зря говорят: «Плохо, как рыбе на суше, вольготно, как рыбе в воде».

ВВЕРХУ:  неисправная сантехника, бытовой мусор, нефтепродукты, сточные воды, воды с полей и ферм

ВНИЗУ: своевременный ремонт сантехники, переработка мусора чистые берега, мощные фильтры на предприятиях, необходимое количество современных очистных сооружений, уменьшение использования нитратов и пестицидов

Групповая работа: Обсудите и запишите на верхних костях рыбы, что загрязняет воду? (показ на схеме на доске)

Обсуждение в группах, вынос на доску. А сейчас напротив каждого загрязнителя на нижних костях рыб давайте напишем способ устранения этой проблемы.     (работа со схемой на доске)

Какова цель такой работы? (Ответ размещается в голову рыбы решений. (Охрана воды - забота о Родине)

Вопрос задаем детям:      МЫ, жители Балакова, взаимодействуем с водами океана?

Чтение учеником заготовленного стихотворения

Спросил на днях малыш-сосед

У струйки, льющейся из крана:

«Откуда ты?» Вода в ответ:

«Издалека из океана»

Потом малыш гулял в лесу.

Росой искрилася поляна.

- Откуда ты? - спросил росу.

-Поверь, и я из океана.

Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана донесся шёпот:

«Знай, малыш, и я пришла из океана.»

На поле лёг туман седой, малыш спросил и у  тумана:

- Откуда ты? Ты кто такой? И я, дружок, из океана!

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле, в звонкой льдинке и в дождинке,

И в росинке, и в снежинке нам откликнется всегда океанская вода!

Ребята, так благодаря какому процессу всю воду земли мы можем называть океанской?      (круговороту воды)

Совершенно верно, поэтому и жители России тоже взаимодействуют с водами океанов наряду с другими странами. И каждый из нас не вправе сказать «Ну, где я, а где океан! Меня эти проблемы не касаются!»

Исследование  по очистке воды Групповая работа (Цель: показать сложность процесса очистки воды)

У каждой группы по 3 стакана на3/4 наполненных водой.

Ребята, каждая группа-это персонал очистных сооружений. Одно из предприятий, стоки которого поступают на очистные сооружения, использует в своих производственных процессах нефть. Эта нефть перемешивается со сточными водами. Добавляем в один из стаканов немного растительного масла и представим, что  это «образец» сточных вод этого  предприятия.

В зоне действия очистных сооружений находится также химический завод. Добавляем немного пищевого красителя во второй стакан. Теперь вода в этом стакане  представляет собой химические отходы этого завода, которые загрязняют его сточные воды, поступающие в очистные сооружения. Нам с вами ещё повезло, потому что мы можем   видеть хим. вещество, загрязняющее воду, но в случаях с другими хим. веществами это не так. Вода в третьем стакане представляет сточные воды, поступающие из жилых

домов. Добавляем в этот стакан немного мыла и стирального порошка, это будет символизировать, что практически каждая семья добавляет эти вещества к воде несколько раз в день. Затем добавляем в этот стакан приличную часть мусора, символизирующего   поступающую из домов грязь.

        В каждую  группу раздаются ложки, кусочки ткани, марля, сита для пищевых продуктов, губки, абсорбирующий порошок (крахмал) - для удаления «загрязняющих веществ» из образцов воды в стаканах, даются  дополнительные ёмкости, чтобы можно было переливать воду из одного стакана в другой, пытаясь отфильтровать её. (10-15 мин)

После отведённого времени  проводится дискуссия, каждая группа делится результатами, которые были получены в процессе очистки воды.

Сформулируйте вывод, который можно сделать из темы сегодняшнего урока.  (записываем в хвосте «рыбы»)

Забота о чистоте воды – дело каждого человека.

Загрязнение воды мы обычно связываем с промышленным или с/х производством. Но на самом деле каждый из нас, совершая повседневные действия, способствует загрязнению воды. А это значит, что каждый из нас в  состоянии способствовать  и его предотвращению.

Заучивание речёвки: Закрывай покрепче кран,

                                         Чтоб не вытек океан.

                                         Воду попусту не лей,

                                          Дорожить водой умей!

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в исследовательской деятельности, которую можно использовать в работе с детьми.

Вам необходимо сгруппироваться у столиков с подготовленным оборудованием. Нужно последовательно выполнять определенные действия, то есть, действовать в соответствии с инструкцией, помогать друг другу, либо активно наблюдать и анализировать. Педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, знают, насколько это интересное и увлекательное занятие.

Проведём эксперимент 1 - «Нефтяная речка».

Цель: показать детям, насколько сложно удалить нефтяную плёнку с поверхности воды.

Материал: пластиковый контейнер и трубочка, пластилин, прищепка, банка с водой, растительное масло.

Подготовительная работа: в нижней части пластмассового контейнера проделайте отверстие по диаметру трубочки, вставьте в него трубочку и закрепите пластилином. Свободный конец трубочки закрепите прищепкой.

Ход эксперимента:

1. Нальём в контейнер воды — это речка. Затем добавить масла, чтобы образовалась хорошо заметная плёнка - «нефть из танкера».

2. Что же будет, если закрыть аквариум с рыбками полиэтиленовой плёнкой? (Рыбки погибнут, так как плёнка не пропускает воздух и им нечем дышать.) Вот так и нефтяная плёнка не пропускает воздух, гибнут рыбы и другие обитатели водоёмов.

3. Предлагаю вам очистить воду, не смешивая её, через трубочку (пусть попробуют слить масло через край, вычерпать ложкой).

4. Снимаем прищепку с трубки и сливаем воду в подставленную банку, когда появится масляный слой, зажать трубку прищепкой. В результате в банке будет чистая вода, а масло останется в контейнере.

5. Можно ли также слить речку? Сколько человек и времени нужно для очистки воды? Смогут ли рыбы обходиться всё время без воздуха?

Вывод: Разлив нефти представляет серьёзную опасность для обитателей рек, озёр и морей.

А для кого ещё опасен разлив нефти на водоёме? Правильно, для птиц.

Проведём эксперимент 2 – «Птицы и нефть»

Цель: помочь детям понять, как загрязнение водоёмов нефтью влияет на водоплавающих птиц.

Материал: пуховые птичьи перья, жидкое масло (растительное), бумажные салфетки

Ход эксперимента:

1. Подбросим перышки и проследим за их полётом.

2. Обмокнём пёрышки в растительное масло (избытки промокнуть салфеткой), и ещё раз подбросим вверх. Обратите внимание, как быстро перышки «камнем» падают вниз. А знаете, почему?

Объяснение: Строение перьев позволяет птицам летать, «отталкивая» крыльями воздух вниз, сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара) садится на воду, покрытую нефтяной плёнкой, её перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников.

По итогам исследований выбиралась команда, которая представляла свой класс на школьной конференции «Экология ВОДЫ». Второклассники представили свои команды, состоящие из четырёх человек. Детям было предложено ответить на несколько вопросов, обменяться мнениями, результатами своих исследований, поделиться итогами своих работ, знаниями по данной теме: что им особо понравилось, над чем больше всего пришлось работать, на какие вопросы быстрее нашли ответы, а какие потребовали большего времени

 

Закончить своё выступление хотелось бы такими словами

Мы не гости на планете

И Земля — наш дом,

Будет в нём светло и чисто,

Если мы ее спасём:

И прозрачные озёра, и кедровый бор,

И цветных полей узоры и речной простор.

Всё дело только в человеке,

Он может делать чудеса:

Сберечь зверей, очистить реки,

Разбить сады, взрастить леса!

Позвольте предложить вам памятки, которые помогут эффективно спланировать работу с детьми по экспериментированию.

Воздействие на эмоционально-чувственную сферу ребенка. Детская душа более открыта, более восприимчива к красоте. Затронув ее струны, по словам поэтессы Марины Цветаевой, "чтобы обожгло красотой", можно достичь поразительных результатов. Поэтому к каждому уроку подбираю музыку, стихи, песни, эпиграф, созвучные теме урока и, конечно, соответствующие возрастным особенностям детей. Естественно, должны быть и разнообразные наглядные пособия: картины, натуральные объекты изучения и многое другое. Ушинский в своей работе "Человек как предмет воспитания" отмечал: "Если вы хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь, то заставьте участвовать в этом усвоении возможно большее число нервов. Заставьте участвовать зрение, призовите к участию слух, голосовой орган, мускульное чувство руки.". 3. Четкое разграничение терминов — природоведческих понятий. Для формирования четкой системы экологических знаний изучаемый материал должен рассматриваться с разных сторон. Это приводит знания в порядок, закладывает прочную основу для изучения естественнонаучных дисциплин в старших классах.
Присущая младшим школьникам эмоциональная отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способность овладевать определенными теоретическими знаниями - делают начальную школу очень важным звеном в системе непрерывного экологического образования. Детям начальных классов свойственно совершенно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить от возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.

Мы видим свою задачу в том, чтобы вооружить наших учеников знаниями, которые помогли бы им делать правильные экологические выводы, чтобы, став специалистами, они строили заводы, школы, государство, где люди были бы здоровыми, умными. Мы хотим, чтобы формулы и расчеты, а затем гигантские производственные объекты не вытесняли и губили человека. Значит, нужно учеников учить так, чтобы экологическое мышление не уступало математическому расчету. Быть умным от природы - это значит быть с природой в ладу. Экологическое мышление должно контролировать деятельность человека, определять рамки допустимого, разумного предела. Это называется - работать на результат. Человеку нужна чистая вода, свежий воздух, все условия для жизни и созидания. В этом его главное предназначение. Правильно сказано, что человек - это свернутая вселенная, а вселенная - это развернутый человек. Будем помнить об этом.