открытый урок
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Амирова М.Д.

открытый урок по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_okr.mira_3_klass.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Вода»

Класс: 3

Тема: «Вода»

Цели: создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через коллективное обучение и взаимный обмен информацией.

Задачи:

расширить и закрепить у учащихся знания о воде, как об уникальном веществе, без  которого невозможна жизнь;

способствовать формированию представления о чистой воде, как о величайшей    универсальной ценности;

 способствовать формированию культуры рационального водопотребления.

способствовать самоорганизации обучающихся; развитию личностных качеств учащегося, умения вырабатывать решения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; выработке коммуникативных качеств; развитию инициативности учащегося.

«Вода – это та живая кровь,

которая создает жизнь там,

где ее не было».

                                                                               Академик А. П. Карпинский.

Школьники получат возможность:

осознать значение и ценность водных ресурсов Земли;

осознать необходимость воды для всего живого и всех видов деятельности человека;

повысить знания в вопросах сбережения воды и рационального

  водопользования.

Главная мысль:

 Без воды невозможна жизнь не только на Земле, но и во Вселенной. Жизнь возникла и существует благодаря удивительным свойствам воды. Урок воды – еще один способ напомнить о необходимости сохранения чистой воды, экономии водных ресурсов с тем, чтобы сделать наше ежедневное отношение к воде более ответственным и бережным.

Ход урока:

Организационный момент.

О люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна - по имени Природа!

У неё для всех хватает доброты.

И мы живем, запечатлев навеки,

В душе ее прекрасные черты –

Поля, леса, луга, моря и реки.(1.слайд )

Сообщение ситуации.

С чего начинаешь ты утро каждого дня? После сна и зарядки идешь к умывальнику. Спокойно открываешь кран или берешь в руку кружку...

И вот она — вода. Привычное для нас вещество, и, даже, немного обычное.

Посмотрев фрагмент, думаю, вы легко догадаетесь, чему будет посвящена работа на нашем сегодняшнем уроке?

 Видео  «Великая тайна воды» (начало фильма)(слайд 2.)

Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

Прослушиваю варианты. Объявляю тему.

Итак, мы будем говорить о воде. На нашей планете есть бесценное сокровище, настоящий дар. Этот дар – вода. Такой увидели бы Землю инопланетяне, если бы подлетали к ней на своем космическом корабле.

(Слайд 3)

Лазурные воды мирового океана очень хорошо видны из космоса, что придает ей благородный голубой цвет. Именно поэтому ее ласково называют голубой планетой.

Возможна ли еще где-нибудь жизнь во Вселенной, кроме Земли? Возможна. Вселенная настолько огромна и в ней столько планет, на которых может возникнуть жизнь, что это и представить сложно. Просто человечество ещё недостаточно развито в техническом плане, чтобы найти жизнь на другой планете.

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Прочитайте его.(слайд4 продублировать 1 слайд) Откуда же появилась жизнь на нашей планете? (Из воды)

Значит, раз на других планетах жизнь пока не найдена, какого главного вещества на них нет? (Воды)

Давайте перенесемся на несколько лет, или десятков лет вперед. Обнаружена жизнь на другой планете, в другой Галактике! Но появилась она не из воды, а из другого источника. Воды на планете нет.  Но инопланетные гости (слайд 5 )- инопланетяны поражены возможностями этого необычного вещества. У них есть планы на использование воды. И нас просят рассказать о самом главном веществе – воде.

Знаем мы достаточно много, но рассказать должны главное. О чем начнем разговор? (О свойствах, вода в природе, использование воды , как беречь воду)

Организация работы.

Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса (слайд 6), которых необходимо коснуться. Работать мы сегодня с вами будем в группах.  Каждая группа  это одна команда, значит, сегодня у нас 4 команды.

Для этого нам  нужно вспомнить правила работы в группе. (слайд 7)
Д: Первое правило: умей слушать и понимать других;
Второе правило: не перебивай;
Третье правило: дай возможность высказать свое мнение каждому;
Четвертое правило: умей договариваться и приходить к общему мнению.

Одни  задания у нас будут общие для всех, другие индивидуальные для каждой группы.

На столах перед каждым из вас  лежит оценочный лист и капельки разных цветов. (Слайд 8)Голубая капелька – я всё поняла, мне было интересно; зелёная капелька – у меня остались вопросы; жёлтая капелька – мне было неинтересно, осталось много непонятных вопросов.

Оценивать вы себя будете после выполнения каждого задания.

Итак, 1 задание.

Свойства воды.

(На столе у детей конвертики):

1.Форма воды

2.Прозрачность воды

3.Вкус воды

4.Цвет воды.

У вас на столах конвертики. В каждом конвертике задание. Один из членов команды достаёт листочек с заданием , в котором надо определить , какое свойство воды вы будете доказывать)

  1 группа. Какая форма у воды?

Наливаем воду в сосуды разной формы (стакан, бутылка, кувшин, миска). Вода примет форму того сосуда, куда она налита.

Вывод:

2 группа. Какова прозрачность воды?

В стакан с водой опускаем твёрдый предмет (ложку, вилку и т.д.). Они все отчетливо видны.

Вывод: вода прозрачна.

 3 группа. Каков вкус воды?

В два стакана с обычной водой добавляем сахар и соль. В одном стакане вода станет сладкой, а в другом солёной.

Вывод: вода безвкусна, вкус воды зависит от растворённых в ней веществ.

 4 группа. Каков цвет воды?

В стакан воды опускаем пластмассовые палочки разных цветов. Цвет опускаемых палочек не совпадает со цветом воды.

Вывод: вода бесцветна.

Все на слайде появляется

Оцените свою работу

Учитель: Фильтрование  (растворение соли – опыт для всех)

Итак, мы уже поработали над первым основным вопросом (свойства воды)

Отдых наш — физкультминутка

Отдых наш — физкультминутка.

Занимай свои места!

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два. (Ходьба на месте.)

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу. (Поднять руки вверх и покачать вправо-влево, опустить вниз.)

Руками взмахнули,

Кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу. (Круг руками, встряхивания кистями.)

Плавно руками, дети, помашем,

Это к нам птицы летят, (Руки плавно в стороны, руки плавно опустить вниз.)

Как они сядут, мы тоже покажем, (Сесть за парту.)

Крылышки сложим назад. (Руки за спину, свести лопатки.)

Задание 2.

Загадка:
С горы, сбегая без труда, она гремит как гром.
В морозный день она тверда - руби хоть топором.
Нагрей ее - и к небесам она взлетит тогда,
Теперь ты мне ответишь сам: зовут ее… (Вода) (
слайд 9)

Вы внимательно послушали загадку, а как вы узнали, что в ней говорится о воде?

Вода в природе. У вас было домашнее задание: нарисовать рисунки, где показана вода в природе.

Выступление 1 ученика от каждой группы с мини – рассказом.(где можно встретить воду в природе)

И над 2 вопросом поработали

Оцените свою работу

У: Как мы научились использовать воду в жизни и в быту? 
Д: Человек использует воду, когда готовит пищу, заваривает чай, варит компоты, супы, солит, консервирует овощи. Когда умывается и стирает одежду, когда рисуют акварельными красками или гуашью, когда разводят водой лекарство для инъекций (уколов).

Оцените свою работу 
И  над третьим  вопросом поработали

Задание 3.

Рассказ учителя.

Течет река. Бежит река.

Бежит река издалека.

Как хорошо, когда река

И широка, и глубока.
Растут деревья и цветы,

И солнце свети с высоты.

Животные приходят на рассвете

Попить воды, как с родника.

- Что хочется сделать при виде такой реки? (искупаться)

- Да, ребята, такую чистую воду в водоемах надо беречь. А почему спросите вы? Казалось бы, что воды на Земле очень много. Океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но не забывайте, что вода в них соленая, а людям необходима пресная вода. Пресной воды существенно меньше и 1/3 населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Вода нужна людям не только для питья. Без нее не уберешь, не постираешь. Уборка городских улиц, мытье машин тоже требует воды. Огромное количество воды используют фабрики и заводы. Чтобы получить 1 т бумаги, нужно использовать 250 т воды. Ученные подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемах попадает столько вредных веществ с ферм, заводов, бытовых использования, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов.

И поэтому, ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за загрязнения.

А происходит это примерно так:

Приезжают отдыхать на берег реки туристы. Они разжигают костер, кушают и выбрасывают мусор в реку.

- Что происходит? (Река загрязняется).

- Проходит время и на берегу реки люди построили завод для изготовления бумаги. Он использует воду и потом грязную сливает в реку.

- Что случилось с рекой и ее обитателями? (Рыба умирает, животные заболевают – река гибнет)

- Значит нужно закрыть завод? (Нет нельзя, не будет книг, тетрадей)

- Запретить животным пить воду, жить в ней рыбе?

ВОТ И ВОЗНИКЛО ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ (ОБЩЕСТВОМ) И ПРИРОДОЙ.(слайд 10)

- Как вы понимаете значение этого выражения ?

- Возникает вопрос: Что же делать?

- Как вы думаете, ребята?  

Обсудите проблему в группе, предложение решение проблемы!

   

   А как вы можете очистить воду, например, в походе у вас закончилась вода, рядом есть речка, но вода в ней грязная. (слайд 11)

От учителя: Ну а если нет, то в специализированных магазинах для туристов и в аптеке сегодня можно приобрести таблетки для дезинфекции воды. В каждой такой таблетке содержится 2 мг хлора. Не в коем случае не отчаивайтесь, если этих таблеток в вашем рюкзаке не оказалось. Любую пресную воду можно и нужно хотя бы минимально обеззаразить подручными средствами.

В крайнем случае, воду для питья и приготовления пищи необходимо просто прокипятить. Вообще-то это финальный этап очитки, но, возможно, в какой-то ситуации он станет единственным из осуществимых. Очень многие опасные микроорганизмы вполне устойчивы к большинству химических реагентов, а вот высоких температур вытерпеть не могут.

Тем не менее, перед кипячением, по возможности, дайте воде настояться в какой-либо таре не менее часа. После этого процедите жидкость через марлю или хлопчатобумажную ткань. Также процеживать воду можно через активированный уголь, таблетки которого должны быть в каждой туристической аптечке. В отсутствие активированного угля, вредные вещества и крупные инородные частицы, находящиеся в воде, удержит чистый речной или морской песок (чем мельче фракция, тем лучше).

Даже в самом скудном наборе медикаментов найдется пузырек с раствором йода. После описанной первичной фильтрации добавьте 4 капли раствора йода на каждый литр добытой воды. Воду после отстаивания, фильтрации и йодирования, в крайнем случае, можно употреблять не кипяченой.

Оцените свою работу

Задание 4. (дополнительное)

 

У: Ребята, я предлагаю вам послушать притчу и подумать, как она связана с темой урока.


Притча:

Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша, второй шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги, когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться, но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.
Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее?


(Д: Соль растворилась в воде, а вата впитала в себя воду и стала тяжелее).

Наш урок подошел к концу. На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили? Какое же это вещество – вода? Как к нему нужно относиться?

Рефлексия.

Закончить урок я хочу такими словами:

Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,

Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –

Это главное таинство, главное чудо Планеты,

Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.(слайд 12)

У вас на столах лежат большие капельки. Прошу выбрать одну из них и наклеить на оценочный лист. Голубую , если урок понравился, и вы во всем разобрались; зеленую, если урок понравился, но кое-что было непонятно; желтую, если урок не понравился, вы ничего не поняли.

Покажите свои листы друг другу. Спасибо за урок!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...